Тексты изложений. Как написать сжатое изложение Работа со словарём. Что такое родина

Лесниницы

Изложение

Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру всё новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать в провинцию; как ни парадоксально, «провинцией» в этом случае способен оказаться и большой город, но центр по-прежнему там, на нашей «малой» родине. Её сменить нельзя.

Малая родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки.

Черты «малой» родины и дух её, хоть в городе она, хоть в деревне, в творчестве писателя заметны всегда. Потому что «малая» родина - это не только природа в деревне и история в городе, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык, и вера, и определённые склонности, вынесенные из самой земли вместе с её солью. Это «родимые» пятна каждого человека, а у писателя они видны в особенности…

(По В. Распутину)

Изложение

К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств — чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия»- даже словарь даёт их как устаревшие понятия.

Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному и птичьему сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни.

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

Изложение

В жизни каждого человека обязательно должна быть одна собака. Собака, которая спасла его от опасности, собака, которая скрасила одиночество. Или просто пробудила к жизни скрытые силы, нежные и трепетные, необходимые, как воздух, насущные, как хлеб, — силы любви ко всему живому. Может быть, в жизни человека собака обиженная, побитая…

В моей жизни собака — это новый, с её помощью открытый горизонт жизни. Новая запевшая струна. Новые переживания, новые страдания и радости.Собака должна сослужить еще одну службу человеку-она должна пробудить в сердце ребенка доброе чувство.Это не мое открытие.Это древнее дивное открытие народа,многих многих народов.Я открыл открытое.Открыл для себя заново,и это новизна как бы вдохнула новые силы,омолодила.

Пробуждение доброго. Это процесс тонкий, требующий большого участия всех общественных сил. Ведь доброе может так и не пробудиться. Может, пробудившись, погибнуть. На первых порах это чувство слабое, хрупкое. Но если помочь ему взойти, дать ему окрепнуть, оно станет великой силой.

Тот,кто любит собак,тот сильнее любит людей. В человеке не может быть две жестокости.Жестокость одна. Если человек жесток к собакам,он жесток и к людям. Добро,как и зло, неделимо. Оно едино даже в самых своих сложных проявлениях.

Академик Павлов поставил собаке памятник за то, что она помогла ему сделать величайшее открытие. Может быть, со временем у нас появятся ещё памятники и другим собакам. Например, памятник собакам, охраняющим границу, или собакам-минёрам, санитарам, связным и тем, что шли со взрывчаткой на спине навстречу фашистским танкам. А может быть, один из памятников будет воздвигнут нашему четвероногому другу за то, что он помог разбудить в юных сердцах великое чувство гуманизма, доброты, любви ко всему живому…

Изложение

По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость.

Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними.

Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищите подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше. (215 слов)

ВАРИАНТ 1

ЧАСТЬ 1

Прослушайте текст и выполните задание С 1 на отдельном листе . Сначала напишите номер задания , а затем - текст сжатого изло -

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Как сформулировать определение такого, казалось бы, простого по­нятия, как Родина? Сделать это не так-то легко, поскольку Родина - понятие личное, порождённое отношением человека к миру, его чув­ствами и переживаниями.

Родина - это милые сердцу, близкие нам места, может быть вовсе не поражающие других красотой или необычностью. И совсем необяза­тельно мы там родились и выросли. Может, приехали и прикипели к этому краю душой, почувствовав в нём воплощение того, что нам до­рого.

Родина - это и то, что связано с нашей исторической и культурной памятью. Это ощущаемое нами родство с давно минувшими событиями, с народным искусством, с теми художниками, писателями, композито­рами, которые сумели передать то, что близко и нам. Именно наше вос­приятие, наше чувство Родины делает историю и культуру частью се­годняшней жизни. А чувство Родины - любовь к территории, обыча­ям, культуре и истории своего народа - возникает тогда, когда мы отождествляем себя со своей страной и народом.

(По М . И . Романцовой )

ЧАСТЬ 2

Прочтите текст и выполните задания А 1 - А 7; В 1 - В 9; С 2.

(1)Часто в сторожке у Егора ночуют проезжие, поднимающиеся и спускающиеся по реке на моторках, на байдарках и даже на плотах. (2)Проезжие глушат внизу мотор, вылезают из лодки, носят в сторожку привезённые рюкзаки, канистры, котелки. (3)В сторожке делается тес­но. (4)Егор оживляется, начинает суетиться, покрикивает на Алёнку, чтоб поворачивалась поскорей и не мешала, начинает говорить без умолку, врать складно, убеждённо, с наслаждением.

(5)А Алёнка, сгорая от стыда за него, чувствуя на глазах горячие слёзы, дожидается с нетерпением, почти с бешенством , когда же придёт время и Егор начнёт поражать гостей. (6)И Егор поражает.

(7)Он садится вдруг на лавку, приваливается к стене, шебаршит но­гами, чтобы устроиться поудобнее, откашливается, поднимает лицо и запевает.

(8)И при первых же звуках его голоса мгновенно смолкают разгово­ры: непонятно, с испугом все смотрят на него! (9)Не частушки поёт он и не современные песни, хоть все их знает и постоянно мурлычет, - поёт он на старинный русский манер, врастяжку, как бы неохотно, как бы хрипловато, как, слышал он в детстве, певали старики. (Ю)Поёт песню старую, долгую, с бесконечными, за душу хватающими «о-о-о...» и «а-а...». (И)Поёт негромко, чуть играя, чуть кокетничая, но столько силы и пронзительности в его тихом голосе, столько настоящего русского, будто бы древнебылинного, что через минуту забыто всё: грубость и глу­пость Егора, его хвастовство, забыты дорога и усталость. (12)Будто со­шлись вместе прошлое и будущее, и только необычайный голос звенит, и вьётся, и туманит голову. (13)И хочется без конца слушать, подпер­шись рукой, согнувшись, закрыв глаза, и не дышать, и не сдерживать сладких слёз.

- (14)В Большой театр тебе надо! (15)В Большой театр! - кричат все сразу, когда Егор кончает. (16)И все возбуждённо, блестя глазами, предлагают ему помощь, все хотят написать куда-то: на радио, в газету, позвонить кому-тоВсем радостно, празднично, а Егор, счастли­вый от похвал, уставший, уже слегка остывший, опять небрежен и на­смешлив, крупное лицо его опять ничего не выражает.

(18)Смутно представляет он себе Большой театр, Москву, летящую четвёрку коней, свет между колоннами, сияющий зал. (19)Представля-ет он всё это так, как все, кто когда-то видел это в кино. (20)Потом Егор лениво потягивается и бормочет:

- (21)Всё это трали-вали... театры там всякие...

(22)И на него даже не обижаются: так велика теперь его слава, та­ким непонятным и сильным кажется он теперь.

(По Ю . Казакову *)

* Юрий Павлович Казаков - русский советский писатель , автор много­численных рассказов и очерков , в которых проявилось его острое чувство прекрасного , высокий духовный взгляд на мир и человека , а также музыкаль­ность стиля .

Задания А 1 - А 7 выполните на основе анализа содержания прочи­танного текста . К каждому заданию А 1 - А 7 даны 4 варианта отве­та , из которых только один правильный . Номера выбранных отве­тов на задания А 1 - А 7 обведите кружком .

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Егор поёт для проезжих гостей старинную русскую песню? »

1) Старинные народные песни Егор знает лучше , чем современные .

3) Старинная песня выражает силу народной души , как бы наделяя этой силой и исполнителя .

4) Егор стремится удивить проезжих знанием старины , умением петь «на старинный русский манер» .

А 2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «остывший» (предложение 17).

1) переставший горячиться

2) ставший более холодным

3) ставший менее возбуждённым

4) утративший вдохновение

АЗ Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Часто в сторожке у Егора ночуют проезжие , поднимающиеся и спускающиеся по реке на моторках , на байдарках и даже на плотах .

2) И при первых же звуках его голоса мгновенно смолкают разгово­ры : непонятно , с испугом все смотрят на него !

3) Будто сошлись вместе прошлое и будущее , и только необычайный голос звенит , и вьётся , и туманит голову .

4) И все возбуждённо , блестя глазами , предлагают ему помощь , все хо­тят написать куда - то : на радио , в газету , позвонить кому - то ...

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СДЕРЖИВАТЬ один глухой согласный звук - [т"].

2) В слове ПОМОЩЬ мягкий знак обозначает на письме мягкость предшествующего согласного.

3) В слове ГОВОРИТЬ все безударные гласные в корне проверяются ударением.

4) В слове СЧАСТЛИВЫЙ звуков меньше, чем букв: 10 букв и 8 зву­ков.

А5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) подпершись 3) выражает

2) обижаются 4) представляет

А6. В каком слове правописание приставки определяется звонкостью/ глухостью следующего за ней звука?

1) сгорая 3) складно

2) насмешлив 4) бесконечными

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом о правописании отглагольных прилагательных и причастий?

1) привезённые 3) древнебылинного

2) старинный 4) современные

Задания В 1 -В 9 выполните на основе прочитанного текста . Отве­ты на задания В 1 -В 9 записывайте словами или цифрами .

В1. Замените просторечное слово «шебаршит» в предложении 7 стилис­тически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «с испугом смотрят» (предложение 8), по­строенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите полученное словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

В4. Среди предложений 1 - 7 найдите предложение с обособленным со­гласованным определением. Напишите номер этого предложения.

В 5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронуме-

рованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вставной конструкции (вставном предложении).

Не частушки поёт он и не современные песни ,(1) хоть все их знает и постоянно мурлычет ,(2) - поёт он на старинный русский ма - нер ,(3) врастяжку ,(4) как бы неохотно ,(5) как бы хрипловато ,(6) как ,(7) слышал он в детстве ,(8) певали старики .

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 22. От­вет запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста прону­мерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые меж­ду частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Смутно представляет он себе Большой театр ,(1) Москву ,(2) летя­щую четвёрку коней ,(3) свет между колоннами ,(4) сияющий зал . Пред­ставляет он всё это так ,(5) как все ,(6) кто когда - то видел это в кино .

В 8 Среди предложений 4-8 найдите сложное предложение с однород­ным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 10-17 найдите сложное предложение с сочини­тельной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

ЧАСТЬ 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на от­дельном листе задание С 2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».*

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанно­го текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой переска­занный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в на­следство самое, быть может, свое бесценное богатство: Родину. Она у него одна, другой никогда не будет, как не будет, не дано человеку прожить вторую жизнь.

Родина — данность. Ее не выбирают по своему вкусу и жела­нию, точно так же, как не выбирают себе мать: уж какая ни есть, но она — твоя мать, одна-единственная из всех живущих, ее не с кем сравнивать, ибо всякое сравнение кощунственно, оскорбительно для той, что дала тебе жизнь, выкормила, вы­нянчила и взрастила, как могла и сумела.

Родина, как и родная мать, — это твоя судьба, доставшаяся тебе на радость и на горе, на все испытания, муки и восторги, на непрестанный каждодневный труд и на редкие праздники — на все, словом, счастливые и несчастливые времена быстротечной жизни. И потому-то принимать ее надо без ропота и желчного недовольства, без плебейской зависти к другим людям и наро­дам, родившимся в иных пределах, на иной, возможно, более теплой и благодатной, обласканной солнцем земле. То — чу­жое. А твоя Родина — это твоя Родина, и тебе она принадле­жит, как ты принадлежишь ей одной…

Возблагодари же тихо в душе ее! Возблагодари за честь назы­ваться ее сыном, за трудное счастье служить ей в благословен­ные дни мира и в годину бедствий. Раздели с Родиной ее судьбу и люби по-сыновнему, храни ей верность, оберегай, цени, не кляни в злую минуту жизни, а делай все для нее, что в твоих силах сделать хорошего, доброго, — это и будет главным мери­лом твоей порядочности и благородства.

Не жди и не требуй награды за верность, потому что верность, как и твоя любовь, принадлежит ей по праву рождения; ты просто-напросто исполнишь долг.

Награда тебя непременно найдет, и это будет спокойное, гор­дое сознание, что не зря жил, не был лишним, бесполезным для Родины человеком…

Цели урока:

  1. подготовить учащихся к написанию изложения с элементами сочинения;
  2. продолжить работу над лингвистическими особенностями текста публицистического стиля;
  3. воспитывать у учащихся нравственные качества личности, любовь к малой и большой родине.

Задачи урока:

  • развивать умение работать над изложением с элементами сочинения;
  • закрепить умение анализировать текст публицистического стиля;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

ПЛАН УРОКА.

Часть 1.

  1. Чтение стихотворений: "Мой друг! Что может быть милей. . . ", "Всё, чем жив, что ведаю и знаю. . . " (И. В. Варавва).
  2. Вступительное слово учителя о родине.
  3. Презентация групп:
    1. "Улица моего детства".
    2. "Моя станица".
    3. "Моя Кубань".
    4. "Моя страна".
  4. Работа со словарём. Что такое родина?
  5. "Аукцион" пословиц и афоризмов.

6. Комплексный анализ текста К. Бальмонта "Родина".

7. Письменная работа (написание изложения с элементами сочинения).

8. Проверка работы учащихся по созданию собственных текстов.

ХОД УРОКА

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

К. Г. Паустовский

1. Чтение стихотворений.

Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней лёгкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поёт звучнее,
Там всё нас может восхищать,
Там всё прекрасно, там всё мило,
Там дни, как молнии, летят,
Там нет тоски унылой,
Там наше счастие живёт,
Там только жизнью наслаждаться!

Всё, чем жив, что ведаю и знаю,
Что добыл в походе и в бою,
Моему отеческому краю
В доброе наследство отдаю. . .
Край родной! сады твои и нивы,
Цепи гор, седая даль морей. . .
Был бы ты, а мы-то будем живы
Щедростью и радостью твоей. . .

(И. В. Варавва, кубанский поэт)

2. Вступительное слово учителя о родине.

Здравствуйте, ребята. Сегодня наш разговор о родине. Тема наших бесед не новая. Постоянное общение о родине, с родиной - для родины! Вы прослушали два стихотворения одной тематики.

Попробуйте определить главную мысль, объединяющую эти высказывания.

Родной край - это нечто единственное на земле, чем живёт человек, что дает ему душевное равновесие, воодушевляет, обнадёживает. Родина всегда щедра. Любовь к родине - знак благодарности человека за эту щедрость.

- "Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия", - так искренне признаётся в своих воспоминаниях о родине русский поэт К. Бальмонт. С отрывком из текста нам предстоит познакомиться и изложить.

3. Презентация групп. (Класс разбит на четыре группы по 5-6 человек)

ГРУППА №1.

Улица моего детства.

Малая родина - это место, где ты родился и вырос. Это страна нашего детства.

В станице Кавказской таким местом для ребят стала школа. Она расположена на центральной улице им. В. И. Ленина. Недавно школе присвоили имя Трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина.

Ребята знакомятся с биографией легендарного лётчика, вступают в ряды юных покрышкинцев, ежегодно участвуя в краевых слётах.

Чувство любви к малой родине помогает человеку твёрдо стоять на земле.

ГРУППА № 2.

Моя станица.

Кавказская - одна из старейших станиц Кубани.

Сюда по приказу Екатерины II переселились донские казаки. Как известно, место для станицы выбрал великий полководец А. В. Суворов.

В конце восемнадцатого века он участвовал в строительстве Кубанской линии укреплений. Через станицу проезжал великий поэт А. С. Пушкин. Казаки передали нам любовь к своей земле, верность родине и долгу.

ГРУППА №3.

Моя Кубань.

Краснодарский край - один из крупнейших районов на юге России. Это край раздольных лесных массивов и лугов, необозримых лиманов рек. Он занимает юго-западную часть Кавказского хребта. Территория края равна 83 тысячам квадратных километров. Здесь проживает около пяти миллионов человек. Более четырёх миллионов гектаров пашни обрабатываются трудолюбивыми руками хлеборобов. Целебная сила благодатного Чёрного моря дарит людям здоровье. Богатство и красота края приумножаются неустанным трудом кубанцев. . .

ГРУППА №4.

Моя страна.

Три года тому назад я уехал из Москвы. . .

Я уехал на полгода и не вернулся. . .

Но нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда я бы не порывался вернуться. И когда мне говорят мои близкие и мои друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными. Россия всегда есть Россия. . .

Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия. Там, в родным местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности.

Затон - вдавшийся в берег речной залив, заводь.

Купавы - речные растения.

(По К. Бальмонту)

/Впоследствии работа с учащимися (изложение с элементами сочинения) будет построена по данному тексту. Он может быть записан на доске заранее или спроецирован. /

4. Работа со словарём. Что такое родина?

Итак, ребята, вы прослушали миниатюры о малой и большой родине. Традиционный вопрос:

С чего начинается родина?

Она начинается с улицы, где проходит наше детство, с отчего дома, с нашей семьи, города или станицы - со всего самого близкого и родного, что называется РОДИНОЙ!

Какие однокоренные слова к данному вы можете привести?

Род, народ, родители, родня, родник, природа, родинка. . .

В чём тайна этих названий?

Тайна в их единстве, нерушимости, однородности. Вот из чего вырастает образ РОДИНЫ.

Предлагаю заглянуть в словарь. (Словарь русского языка С. И. Ожегова)

РОДИНА, -ы; ж. 1. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является; отечество. Любовь к родине. Защищать родину. Тоска по родине. 2. Место происхождения кого-, чего-либо, возникновения чего-л. Индия - родина шахмат.

Ребята, о чём говорит словарная статья?

Во-первых, слово многозначно. Во-вторых, синонимами слову "родина" могут быть "страна" , "отечество" и "место". Это ряд общеупотребительных слов, широко используемых в речи.

Продолжаем нашу работу.

5. Аукцион пословиц.

(Представитель каждой группы получает пословицу и выполняет задания к ней на классной доске. Далее этот материал послужит эпиграфом к творческой работе учащихся.)

Группа №1.

Это св. . . тая обязанность любить стр. . . ну которая всп. . . ила и вск. . . рмила нас как р. . . дная мать.

Группа №2.

Остан. . . ся (во)веки нетленна земля что взр. . . стила птенцов.

Группа №3.

Кто родиной т. . . ргует тот кары (не)мину. . . т.

Группа №4.

Куда(б) меня судьба ни зан. . . сила я возвращ. . . юсь к волжским б. . . регам откуда начинает. . . ся Ро(с, сс)ия.

(После индивидуальной работы учащихся идёт проверка).

6. Комплексный анализ текста. К. Бальмонт "Родина".

6. 1. Чтение текста К. Бальмонта "Родина". (Текст заранее записан на доске или спроецирован).

6. 2. Беседа по вопросам:

Сформулируйте главную мысль текста.

К какому стилю речи относится данный текст? Ответ обоснуйте.

Выделите те места, в которых особенно выразительно раскрывается любовь поэта к своей родине.

Какой способ связи предложений использован автором в тексте? (Синтаксический параллелизм)

К какому типу речи относится данный текст?

Какие орфограммы встретились в словах? Объяснить правописание слов: полгода, не вернулся, беспредельной, сделавшие, шёпот, рассыпая, по-русски.

Работа по пунктуации. Какие виды сложных предложений свойственны данному тексту?

Назовите пример причастного оборота, объясните пунктуацию при нём.

Назовите пример деепричастного оборота, объясните пунктуацию при нём.

Укажите грамматическую основу 1 предложения.

Укажите грамматические основы последнего предложения. Какие виды связи использованы в нём?

6. 3. Перескажите текст от 3-го лица.

6. 4. Перечитайте последнее предложение. Ответьте на вопрос:"С чего начинается родина поэта К. Бальмонта?"

Перечитайте слова К. Паустовского, которые мы взяли для эпиграфа к уроку. Что общего вы находите в этих высказываниях?

6. 5. Заключительное слово учителя.

Действительно, огромное чувство любви к своей родине вырастает из любви к родному языку. Вот мысль, объединяющая эпиграф с текстом К. Бальмонта. Именно эта любовь определяет значимость человека в мире, уровень его воспитанности, интеллигентности, образованности. А это как раз те качества, которые предъявляет сегодня к человеку наша жизнь. Берегите свой язык! Любите свою родину!

7. Изложение с элементами сочинения. (Письменная работа учащихся).

8. Чтение и анализ написанного. Проверка результатов и выставление оценок.