Основные виды памяти человека. Какая бывает память у человека

Окна

Такая психическая функция человека, как память, является особенной. Остальные функции не могут быть произведены без ее участия. Проявления памяти очень разнообразны и многогранны. Предлагаем вашему вниманию классификацию видов памяти в психологии.

Виды памяти человека в психологии

По времени сохранения материала

  1. Кратковременная память . Материал хранится недолго, примерно около двадцати секунд, а объем элементов, который одновременно удерживается в памяти небольшой – от пяти до девяти.
  2. Сенсорная память . Информация сохраняется на уровне рецепторов, если из хранилища рецепторного она впоследствии не переводится в иную форму хранения, то теряется безвозвратно. Время сохранения очень короткое – до одной секунды. Такая память чаще всего используется у новорожденных.
  3. Долговременная память . Она обеспечивает продолжительную сохранность материала, время хранения и объем информации не ограничиваются. Долговременная память, в отличие от кратковременной, иначе обрабатывает полученную информацию. Долговременная память оптимально «раскладывает» информацию – это обеспечивает ее оптимальное сохранение. Такое явление называют «реминисценция», происходит увеличение объема нужного материала, а также повышается качество.
  4. Оперативная память . Является промежуточным хранилищем между долговременной и кратковременной памятью. Сохраняет материал на определенный необходимый срок.

По характеру психической активности

Статьи по теме:

Функции психологии

Психология, это не какая-то фантастическая наука, которая не подвластна среднестатистическому человеку, психология — вокруг нас и мы сами являемся ее частью. В этой статье мы расскажем о функциях психологии в жизни каждого индивида.

Почему возникает эффект дежавю?

Об эффекте дежавю вы наверняка слышали и, возможно, неоднократно испытывали его на себе. Мы же решили рассказать о существующих гипотезах возникновения такого эффекта.

Активная жизненная позиция

Активная жизненная позиция присуща, как правило сильным, целеустремленным и уверенным в себе людям, которые обладают лидерскими качествами и способны повести за собой массы.

Качества характера

В этой статье речь пойдет о качествах характера мужчин и женщин, которые характеризуют их, как представителей своего пола с самой лучшей стороны и необходимы для создания положительного образа в целом.

Виды памяти человека

Вся многоликость жизни и деятельности человека невозможна без памяти. Существующие типы и виды памяти человека обусловлены накопленным опытом и особенностями деятельности индивида. Типы памяти определяются индивидуальными особенностями личности, а вот виды выделяют по характеру целей деятельности, а также продолжительности фиксации и сохранения материала.

Какие бывают виды памяти у человека?

По времени резервирования информации выделяют:

  • мгновенную память – самый простой вид. Она обеспечивает хранение информации только в ходе ее восприятия;
  • кратковременную память. Она дает возможность сохранить данные примерно на 30–40 секунд с момента их обретения. Этот вид памяти характеризуется максимальным числом символов, образов и объектов, которые индивид способен воссоздать на протяжении одной минуты с момента получения. Когда она заполняется на 10 единиц, происходит замещение, то есть новые данные заменяют старые с бесследным удалением последних;
  • оперативная память призвана сохранить данные на определенный период времени. Чаще всего через несколько минут или дней после получения информации, данные из оперативной памяти начинают стираться;
  • выделяют и такой вид памяти человека в психологии, как долгосрочный. Здесь информация хранится длительно, но чтобы человеку ее воспроизвести, необходимо приложить усилие и запустить мыслительный процесс. Именно этой памятью люди пользуются чаще всего;
  • хранение генетической памяти осуществляется в генах и передается по наследству.

Память человека, ее особенности и виды в соответствии с целями деятельности

Речь идет о непроизвольной и произвольной памяти. Если человек что-то запоминает или припоминает, не преследуя для этого специальной цели, то работает непроизвольная память. Если же индивид ставит цель запомнить какой-то материал, то говорят о произвольной памяти. В этом случае запоминание и воспроизведение возможно благодаря специальным, мнемическим действиям. Именно эти два вида обеспечивают последовательное развитие всей памяти в целом.

Виды памяти. Их краткая характеристика

Роль непроизвольной памяти в человеческой жизни трудно переоценить, ведь именно она обеспечивает формирование основной части жизненного опыта.

Однако, нередко человек прибегает к необходимости управлять своей памятью. Произвольная память дает ему возможность что-то преднамеренно запомнить, заучить, чтобы потом использовать тогда, когда это необходимо.

Какие еще виды памяти существуют у человека?

Говоря о видах, нельзя не отметить типы памяти, которые определяются индивидуальными особенностями психики человека. Различают зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, эмоциональную и другие типы. Все они функционируют в органическом единстве и по отдельности не встречаются. Бывают люди, у которых сильно развита какая-то определенная память – у художников зрительная, а у музыкантов слуховая, но у большинства они функционируют вместе.

Причем в психологии виды памяти человека помимо того, что они являются индивидуальными, в каждом частном случае могут быть произвольными или непроизвольными, кратковременными, либо долговременными и т.д. Двигательная, образная, слуховая и другие типы не могут существовать отдельно еще и потому, что между собой соединены прежде всего идентичные характеристики предметов и явлений окружающего мира, а значит и формы их отражения. Непростые преемственные связи можно проследить между непроизвольной и произвольной памятью, а кратковременная и долговременная память являются двумя стадиями одного процесса. Все начинается с кратковременной памяти, минуя которую информация уходит в долговременную память.

Как улучшить память после 50 лет?

Эта статья расскажет о том, как улучшить и укрепить память после 50 лет. Также вы узнаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы память после 50 лет развивалась, а не ослабевала, и об упражнениях, способствующих укреплению памяти.

Типы памяти

Выделяют самые различные типы памяти, определяемые индивидуальными особенностями психики человека. По отдельности они не встречаются, а всегда функционируют все вместе, правда у некоторых людей один тип памяти может преобладать над другими.

Похожие статьи

Что можно есть на белковой диете?

Известно много разных диет, которые помогают избавиться от лишнего веса. В этой статье вы сможете найти информацию о белковой диете, а точнее о продуктах, которые разрешены при соблюдении такой методики похудения.

Определение памяти. Виды памяти

Определение памяти

Память — это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит: память — это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию. Но подчеркнем, что память — это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память — это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти.


Классификация основных видов памяти

Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.

Основные черты памяти

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти — это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека. Данные черты памяти будут упоминаться ниже в этой работе, а пока — краткая характеристика черт продуктивности памяти:

1. Объём — способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти — 7 элементов (единиц) информации.

2. Быстрота запоминания — отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.

3. Точность — точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.

4. Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

5. Готовность к воспроизведению — способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

Виды и формы памяти

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

1. По участию воли в процессе запоминания;

2. По психической активности, которая преобладает в деятельности.

3. По продолжительности сохранения информации;

4. По сути предмета и способа запоминания.

По характеру участия воли.

По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную.


Схематическое изображение памяти

1) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.

2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.

По характеру психической деятельности.

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.

3) Образная память — связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.

По продолжительности сохранения информации:

1) Мгновенная или иконическая память

Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти — от 0,1 до 0,5с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ.

Индивид воспринимает электромагнитные колебания, изменения давления воздуха, изменение положения объекта в пространстве, придавая им определённое значение. Стимул всегда несёт в себе определённую информацию, специфичную лишь для него. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определённые состояния центральной нервной системы (ЦНС). Установление соответствия между физическими параметрами стимула и состоянием ЦНС невозможно без работы памяти. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

2) Кратковременная память

Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память " включается", когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).

— Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек, сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос: «Какой цифрой — римской или арабской — изображена на часах цифра шесть?». Он никогда целенаправленно не воспринимал этот факт и, таким образом, информация не отложилась в кратковременной памяти.

— Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности, как свойство замещения . Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает уже хранящуюся там, а прежняя информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имён людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его индивидуальный объем памяти.

— Сделав сознательное усилие, можно удержать информацию в памяти дольше, что обеспечит её перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.

На самом деле, кратковременная память играет важнейшую роль. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается громадный объём информации. Сразу же отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. В результате, не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.

3) Оперативнаяпамять – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.

После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная " амнезия" по данному вопросу. Этот вид памяти является, как бы переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти.

4) Долговременнаяпамять — память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.

Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.

Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти.

Психология памяти.

Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.

Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности.

Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.

Виды памяти в психологии

Классификация видов памяти в психологии позволяет из одного довольно объемного понятия выделить значимые частности. Ведь память человека – это сложная функция, которая имеет множество нюансов. Для понимания характерных особенностей человека просто необходимо представлять, какие бывают формы памяти в психологии.

Типы памяти в психологии

В зависимости от индивидуальных особенностей, у каждого человека развит сильнее один из нескольких основных типов памяти: зрительный, слуховой, двигательный или смешанный. Зная, какой тип памяти сильнее развит у вас, вы будете быстрее обучаться искусству и наукам, используя самый быстрый и удобный для этого канал восприятия.

Рассмотрим эти типы памяти более подробно:

  1. Зрительный тип . В данном случае человеку для того, чтобы запомнить, нужно увидеть наглядно. Вся его память состоит из зрительных образов, и для запоминания ему никогда не бывает достаточно только услышать информацию.
  2. Двигательный тип памяти . Люди с этим типом памяти в своих воспоминаниях опираются именно на двигательные ощущения. Например, точно зная, как вслепую набирать текст на клавиатуре, они не смогут взять написать, в какой последовательности на нее нанесены буквы (либо это займет довольно много времени).
  3. Слуховой тип памяти . В данном случае человеку достаточно один раз услышать, и они с легкостью воспроизведут суть информации. Для того, чтобы запомнить зрительную информацию или текст, им следует проговаривать ее вслух.
  4. Смешанный тип памяти . В данном случае способности человека распределяются либо равномерно, либо, что встречается чаще, человек владеет сразу двумя типами памяти – например, двигательным и зрительным.

Занятия в школах и университетах построены таким образом, чтобы задействовать сразу все типы памяти: человек воспринимает информацию на слух, записывает ее, обращаясь к двигательной памяти, и смотрит на наглядные материалы, подключая и зрительную память.

Виды памяти в психологии

Существует много различных классификаций памяти. Мы рассмотрим, как разделяют виды памяти исходя из характерных особенностей информации.

  1. Наглядно-образная память . Этот вид памяти представляет собой события, которые зафиксированы сразу после сигнала рецепторов или органов восприятия. Этот вид памяти невероятно важен в творческих сферах деятельности. Так, например, начинающие танцоры именно этим типом памяти фиксируют необходимые движения и трюки, показанные учителем. Если бы объяснение было только на словах, обучение было бы гораздо сложнее.
  2. Словесно-логическая (смысловая) память . В данном случае в памяти фиксируются не образы предметов и действий, а слова, которыми был объяснен материал. Именно поэтому второе название данного вида – смысловая память. Прочитав что-нибудь, человек не запоминает все слово в слово, но легко может пересказать смысл прочитанного – в этом и заключается суть такой памяти.
  3. Двигательная память . Двигательная память позволяет запоминать мышечные комбинации, позволяющие в точности повторять заученные движения. Так пальцы рук запоминают переборы и аккорды гитары, все тело запоминает связку из танцев.
  4. Эмоциональная память . Этот тип памяти позволяет человеку вновь и вновь окунаться в пережитые некогда в прошлом переживания и эмоции. Вспоминая прошлое, вы можете уловить чувство успеха или неуверенности, страха или восторга. Чем ярче эмоция, тем лучше и четче она вспоминается в последствии.

Данные типы памяти просто необходимы для обучения и развития человека, без которого жизнь была бы скучна и бесцельна.

Как лучше запоминать прочитанное?

Научиться хорошо запоминать прочитанное можно, если руководствоваться определенными правилами. Конспектировать важные тезисы, обсуждать и пересказывать почерпнутое из книги. Садиться за работу в те часы, когда мозг работает лучше всего.

Как быстро запомнить стих?

В этой статье мы расскажем о простых, но достаточно эффективных способах быстр запомнить стих.

Виды памяти в психологии. Долговременная и кратковременная память

Вы узнаете о том, какой порядок запоминания произведения наиболее действенный и некоторых других нюансах.

Основаниями для выделения различных видов памяти служат: характер психической активности, степень осознанности запоминаемой информации (образов), характер связи с целями деятельности, продолжительность сохранения образов, цели исследования.

По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.

Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют:

  • зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);
  • слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя);
  • вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);
  • обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра);
  • тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло комнатной отопительной батареи).

Имеющаяся статистика показывает относительные возможности этих разновидностей памяти в учебном процессе. Так, при одноразовом прослушивании лекции (т.е. при использовании только слуховой памяти) студент на следующий день может воспроизвести лишь 10% ее содержания. При самостоятельном зрительном изучении лекции (используется лишь зрительная память) эта цифра возрастает до 30%. Рассказ и наглядность доводят эту цифру до 50%. Практическая отработка лекционного материала с использованием всех перечисленных выше видов памяти обеспечивает 90% успеха.

Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.

Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный же ты!» - говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.

Этот вид памяти воспроизводит ранее переживаемые человеком чувства или, как говорят, воспроизводит вторичные чувства. При этом вторичные чувства могут не только не соответствовать своим оригиналам (первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но и менять свой знак на противоположный. Например, то, чего мы ранее опасались, теперь может стать желанным. Так, вновь назначенный на должность начальник, по слухам, слыл (и на первых порах таковым воспринимался) человеком более требовательным, чем предыдущий, что вызывало естественную тревогу у работников. Впоследствии же оказалось, что это не так: требовательность начальника обеспечила профессиональный рост сотрудников и увеличение их зарплаты.

Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать - необходимое условие психического здоровья человека.

Словесно-логическая , или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую. О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Кстати, с возрастом механическая память имеет тенденцию ухудшаться. Примером может служить «насильственное» запоминание слов, не связанных между собой по смыслу.

Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями. Ею постоянно пользуются, например, преподаватели: излагая новый лекционный материал, они периодически напоминают студентам о ранее введенных понятиях, относящихся к данной теме.

По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память.

Имплицитная память - это память на материал, который человек не осознает. Процесс запоминания идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению. Проявление такой памяти требует «запуска», в качестве которого может выступить потребность решить какую-то важную для данного момента задачу. При этом он не осознает те знания, которыми обладает. В процессе социализации, например, человек воспринимает нормы и ценности своего общества без осознания основных теоретических принципов, которыми руководствуется в своем поведении. Это происходит как бы само собой.

Эксплицитная память базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.

По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память - след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает. Пример непроизвольной памяти - запечатление картины длинной очереди в кассу концертного зала.

Произвольная память - намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов. Например, запоминание оперативным работником правоохранительных органов внешних признаков в облике преступника с целью его опознания и ареста при встрече. Следует отметить, что сравнительная характеристика произвольной и непроизвольной памяти по прочности запоминания информации не дает абсолютных преимуществ ни одной из них.

По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.

Мгновенная (сенсорная) память - это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:

  • иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза., затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного й составит содержание этого вида памяти);
  • эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя).

Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.

Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.

Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током). Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

Следует отметить, что по отношению к долговременной памяти кратковременная память представляет собой своеобразный «контрольно-пропускной пункт», через который воспринимаемые образы проникают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются. Иногда вводят понятие «промежуточная память», приписывая ей функцию первичной «сортировки» входной информации: наиболее интересная часть информации задерживается в этой памяти на несколько минут. Если в течение этого времени она не будет востребована, то возможна ее полная потеря.

В зависимости от целей исследования вводят понятия генетической (биологической), эпизодической, реконструктивной, репродуктивной, ассоциативной, автобиографической памяти.

Генетическая {биологическая) память обусловлена механизмом наследственности. Это «память веков», память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида. Она сохраняет склонность человека к определенным видам поведения и образцам действия в конкретных ситуациях. Через эту память передаются элементарные врожденные рефлексы, инстинкты и даже элементы физического облика человека.

Эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ). Например, человек в поисках подарка другу наметил четкий маршрут обхода торговых точек, фиксируя подходящие вещи по местам расположения, этажам, отделам магазинов и лицам продавцов, работающих там.

Репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта. Например, художник по памяти рисует картину (на основе припоминания) таежного пейзажа, который он созерцал, будучи в творческой командировке. Известно, что Айвазовский все свои картины создавал по памяти.

Реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме. Например, инженер-технолог по памяти восстанавливает утерянную схему последовательности процессов изготовления сложной детали.

Ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами. Человек, проходя мимо кондитерского магазина, вспомнил, что дома ему поручили купить к ужину торт.

Автобиографическая память - это память на события собственной жизни (в принципе, ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти).

Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.

Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы . Выделяют такие виды памяти, как генетическая (наследственная), и прижизненная .

Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека. Она хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы не можем влиять через обучение и воспитание. Генетическим путем из поколения в поколение происходит передача необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.

Что касается прижизненной памяти , она является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память можно классифицировать по разным основаниям.

По наличию целевой установки и затрачиваемым на запоминание усилиям память можно разделить на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память - это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со сто­роны человека и установки на запоминание.

Произвольная память - запоминание со специальной установкой запомнить и требующее определенных волевых усилий.

По степени осмысленности память подразделяют на механическую и смысловую.

Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания. При таком запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они и воспринимались. Механическая память выступает в форме способности к научению и приобретению жизненного опыта.Смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями. Осмысленное запоминание более действенно, поскольку требует от человека меньше усилий и времени.

В зависимости от установки на время хранения информации можно выделить кратковременную, оперативную и долговременную память.

Кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 сек. Эта память сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Она работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений в этой памяти определяется задачей, стоящей перед человеком, и рассчитан только на решение этой задачи. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Многократное и систематическое воспроизведение данной информации упрочивает ее следы в долговременной памяти. В долговременную память поступает информация, имеющая для человека стратегическое значение.

По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную, эмоциональную и личностную.

Когнитивная память - процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обу­чения, выступают сначала как нечто внешнее по отношению к личности, затем постепенно превращаются в опыт и убеждения человека.

Эмоциональная память - сохранение в сознании пере­живаний и чувств. Эмоциональная память на пережитое - непременное условие для развития способности к сопереживанию. Память на чувства - основа мастерства в ряде профессий (особенно связанных с искусством).

Личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути. Человек не может стать личностью, если его память не хранит преемственности целей, поступков, отношений и убеждений.

По модальности сохраняемых образов выделяют словесно-логический и образный виды памяти личности .

Словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью и логикой. Человек, обладающий такой памятью, может быстро и точно запомнить смысл событий, читаемого текста, логику рассуждений. Этим видом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели.

Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную и вкусовую . Уровень их развития у каждого человека неодинаков, что позволяет говорить о словесно-логическом или образном видах памяти.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Данный вид памяти предполагает у человека способность к воображению, что способствует хорошему запоминанию зрительных образов.

Слуховая память - это запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (музыкальных, речевых). Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам и музыкантам.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании трудовых и спортивных умений и навыков.

Осязательная, обонятельная и вкусовая память играют в жизни человека меньшую роль, которая в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей, а также к обеспечению безопасности и са­мосохранения организма.

Память — это важнейшая составляющая нашей личности. Она является связующим звеном между нашим прошлым, настоящим и будущим. Без возможности запоминания эволюция, вероятно, стояла бы на месте. Для современного человека в век большого потока информации чрезвычайно важно иметь хорошую память, чтобы не отставать в гонке развития. Нагрузка на наш естественный «жёсткий диск» растёт с каждым днём.

Что такое память человека?

Язык и память тесно связаны. Способность запоминать у людей не врождённая. Она развивается, когда мы учимся описывать мир. У нас практически нет воспоминаний о первых годах жизни именно потому, что мы не умели говорить. Затем, годам к 3-5, ребёнок начинает говорить предложениями и описывает события из жизни, тем самым закрепляя их в памяти.

В подростковом возрасте к человеку приходит осознание себя. Он отвечает сам себе на вопрос «кто я?» И воспоминания об этих годах самые сильные и яркие. Тогда как недавние события жизни бывает очень сложно вспомнить. Почему так происходит?

Есть теория о том, что 15-25 лет — это последний период формирования . В это время мы переключаем внимание на другие вещи, помимо семьи. Происходят гормональные изменения, формирование мозга, образуются новые нейронные связи, многие из них эффективно работают во фронтальной лобной доле. Эта часть мозга отвечает за осознание самого себя. А так же в этих участках накапливается информация, которая становится воспоминаниями. Может быть в этом и есть причина того, что мы очень хорошо помним подростковый период нашей жизни даже в зрелом возрасте.

Виды памяти по способу запоминания.

Память человека можно условно разделить на несколько видов. рис.

Итак, по порядку:

1 блок. Предмет запоминания.

* Образная память . Информация, которая сохраняется с помощью создания некоторых образов на основе данных, получаемых нашими органами чувств. Всё, что мы видим, слышим, осязаем на ощупь, чувствуем вкусовыми рецепторами и обонянием, преобразуется в образы и остаётся в памяти в этом виде.

* Вербальная память — это всё, что мы получаем с помощью слов и логики. Этим видом обладает только человек. Все сведения, полученные вербально, осознанно анализируются и классифицируются для дальнейшего использования.

* Эмоциональная память . Переживаемые человеком чувства запечатлеваются именно в этом «отделе». Все положительные или негативные эмоции сохраняются, и в будущем, вспоминая эти моменты жизни, человек может вновь испытать те же ощущения.

* Двигательная (моторная) память . Всё, что связано с движением запоминается двигательной памятью. Езда на велосипеде, умение плавать, всё то, что мы делаем «на автомате», научившись этому однажды, сохраняется в нашей мышечной памяти.

2 блок. Способ запоминания.

* Произвольная память . При этом способе человек запоминает необходимую информацию специально, усилием воли. Например с помощью повторения.

* Непроизвольная память . В процессе жизнедеятельности мы запоминаем не только то, что нам нужно, но и другие процессы. Особенно, если эти данные соответствуют нашим интересам и предпочтениям. Например, после новогоднего корпоратива кто-то запомнит наряды сотрудников, кто-то вкусные блюда, а другие сохранят в памяти конкурсные игры. Каждый непроизвольно унесёт в своей памяти то, что лично ему было интереснее всего.

3 блок. Время запоминания.

* Кратковременная память . Используется для решения задач, «стоящих на повестке дня». С её помощью человек обрабатывает огромное количество информации, но очень быстро её забывает. Сразу, как только в ней пропадает потребность. Срабатывает природный «предохранитель», чтоб мозг не «взорвался».

* Долговременная память . Этот вид определяется длительным сроком хранения информации. Все накопленные знания структурированы, сгруппированы и используются на протяжении месяцев, лет или всей жизни.

* Промежуточная память . Это нечто среднее между долговременной и кратковременной. В течение дня мозг собирает всё, что узнал, и в процессе ночного сна производит сортировку — что-то отсекается, а что-то закладывается в долгосрочный «сейф».

* Оперативная память нужна для выполнения конкретного определённого действия.

* Сенсорная память самая короткая. Хранит получаемую информацию от органов чувств в течение долей секунд. Например, после закрытия глаз картинка, увиденная последней, не исчезает сразу. Вероятно благодаря этому типу памяти мы не замечаем моргания наших глаз.