Течет как смола в мороз житейский смысл. Физика и народные приметы о погоде. И самое главное

Строительство

ЯРЦЕВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ :

«ФИЗИКА В ПОХОДЕ»

РАЗРАБОТАЛА: преподаватель физики

Прохоренкова О.А.

Цель мероприятия: Показать связь физики с различными природными явлениями, что ответы на мгновение вопросы, возникающие в жизни, быту, на природе и т. д, могут быть даны только на основе знаний физических явлений и закономерностей;

«Включить» учащихся во время похода в активную умственную работу;

Придать интеллектуальную окраску туристическим походам, выходам в природу, наполнить привалы, часы отдыха и подвижных игр интересными заданиями, связанные с физикой;

Научить видеть физику в окружающем мире;

Развитие чувства товарищества, взаимопомощи, соперничества, ответственности, познавательного интереса;

Воспитание культуры общения, правил поведения в походе, экологическое воспитание.

Задачи мероприятия: Повторить основные физические понятия, формулы, законы и явления в их непосредственном проявлении в природе, показать органическую связь теории и практики.

Методы: Словесный, наглядный, практический, активный, стимулирующий, поощрительный.

Материально-техническое оснащение: Походное снаряжение, инвентарь, подручные средства, посуда, призы, бумага, ручки, калькулятор.

Литература:

    М. Е. Т ульчинский «Качественные задания по физике». Москва, Посвящение, 1972.

    С. А. Тихомирова «Физика в пословицах, загадках, и сказках», Москва, Школьная пресса, 2002.

    С. А. Тихомирова «Дидактические материалы по физике», Москва, Школьная пресса», 2003.

    В. И. Еликин, Л. Д. Гармаш «Физика и астрономия в походе и на природе», Москва, Школьная пресса, 2003.

    Журналы «Физика в школе» №3 1997, №6 2001.

Многолетние занятия туризмом показали, что это — огромный эффективный и еще мало используемый источник возможностей для познания окружающего мира и воспитания человека. В лесу, у реки, у костра природа властно вторгается в жизнь туриста, в его душу и сердце, подчиняет своим законам. И каждый сначала интуитивно, а потом осознано приходит к тому, что знание законов природы необходимо.

Поход – это простор для наблюдений, активной мыслительной работы, это простор для общения, организации конкурсов, викторин, постановки экспериментов и опытов.

Опыт работы позволяет утверждать, что в походах учащиеся усваивают и применяют законы физики с большей эффективностью, чем за партой, так как «действие» этих законов природы они ярко ощущают на себе.

Содержание данного мероприятия рассчитано на двухдневный поход с одной ночевкой. Туристическая группа разбивается на три команды, каждая из которых функционирует как единое целое на протяжении всего похода, т. е, не только принимает участие в конкурсах, но и участвует во всех бытовых делах жизни лагеря. Таким образом команда-победитель определяется по окончании похода, где учитывается результативное участие команды а всех этапах.

Интеллектуальные конкурсы и подвижные игры необходимо рационально чередовать с целью смены видов деятельности.

Для того, чтобы мероприятие имело завершенный характер рекомендуется учащимся в конце похода предложить выполнить домашнее задание по выбору.

Пояснения к ходу мероприятия

Физика глазами туриста

    Оставаться долгое время туристу в мокрой одежде и мокрой обуви опасно: легко можно простудиться. Почему?

    Объясните, почему, если руки на морозе замерзли, мы дуем на них, чтобы согреться? А иногда дуем на них летом. Зачем и что это дает?

    Из легких человека при выходе вместе с воздухом всегда выделяется водяной пар. Почему же мы видим его только в зимнее время или очень холодной осенью?

    Почему зимой туристы не должны оставлять на улице воду в стеклянной бутылке?

    Какова температура лужи, в которой плавает лед?

    Поставьте ладони так, чтобы их освещали солнечные лучи: запомните ощущения. Теперь смочите ладони водой и вновь так же подставьте под солнышко. Сравните свои ощущения. Как вы объясните их?

    Вы видите в дали трактор. Как вы определите, движется он или стоит?

    Существует ли на теле идущего туриста «точки» (назовите их), которые движутся: А) поступательно. Б) вращательно. В) колебательно.

    Как, подойдя к железному пути, простым способом, основанном на знании физики, узнать о приближении поезда?

    В какое время года электрические провода на столбах вдоль дороги провисают сильнее, почему?

    Зачем в летний поход опытный турист взял белую панаму?

    Почему по дроге в гору идти гораздо тяжелее, чем с горы?

    Почему высоко в горах нельзя сварить мясо даже в кипящей воде?

    Почему по скошенной траве больно идти босиком?

    Почему на лугу после захода солнца туман образуется сначала в низинах?

    Чем объяснить распространения в спокойном воздухе запахов луговых цветов, скошенной травы, дыма?

    Почему человек, выходящий из воды после купания, ощущает холод, и это ощущение особенно сильно в ветреную погоду?

    Подойдя к реке, один из туристов громко крикнул. Через 5 с он услышал эхо от противоположного лесистого берега. Какое расстояние до него? (Скорость звука считать равной 331 м/с)

    Туристы оставили на пляже свой плохо накаченный волейбольный мяч. И он некоторое время пролежал под лучами солнца. При этом раздулся так, будто его подкачали насосом. Объясните происшедшее.

    Почему в жаркий солнечный день песок на пляже нагревается сильнее, чем вода? А ночью он холоднее воды?

    В жаркий летний солнечный день путешественники решили сделать привал. Куда лучше присесть отдохнуть: на камень или на землю? Почему?

    Почему трудно рубить дрова непосредственно на земле?

    Почему так важно при работе с топором и ножом хорошенько наточить их?

    Топором, с какой ручкой длинной или короткой легче колоть дрова?

    Как объяснить действие пипетки? Шприца?

    Как объяснить «всасывающее» кровь действие бинта, которым дежурные завязали порезанный палец?

    Дежурным нужно принести сухие дрова для костра. По каким физическим признакам можно отличить сухие дрова от сырых?

    В каком месте лучше натянуть веревку для сушки выстиранного белья?

    Какой водой, теплой или холодной лучше запить лекарство, чтобы оно быстрее усвоилось?

    В какой воде, горячей или холодной лучше замочить горох для варки супа, чтобы он скорее разбух?

    Кипит ли вода в «трубках» варящихся макарон?

    Чем объяснить, что если варить кашу, например перловую, на сильном огне в котелке, закрытом крышкой, то, когда крышку снимают, она изнутри «усеяна» прилипшими крупинками?

    Почему сливочное масло пенится, когда его хотят растопить на сковородке?

    Что бы приготовить сухарики, хлеб нарезают тонкими ломтиками или кубиками. Почему?

    Какую роль играют соль и сахар при консервировании?

    Объясните на физическом языке, что происходит, когда мы спичку «чиркаем» о коробок. Почему спичка загорается? Спичку можно зажечь, если прикоснуться ее головкой к огню. Одинаковы ли способы изменения энергии спички в обоих случаях?

    Теплота сгорания березовых дров больше, чем сосновых. Как вы понимаете это выражение?

    Почему вода гасит огонь костра?

    В каком котелке, в открытом или закрытом, вода закипает быстрее?

    Горячий чай оставили в котелке у костра. До какой температуры он остынет, если в костер перестанут подкидывать дрова?

    Какой ложкой лучше есть: деревянной, стальной или алюминиевой?

    Какой суп быстрее остынет: жирный или постный? Почему?

    Турист ничего не оставляет в своей тарелке, соус и подливку он подбирает хлебным мякишем. Почему ему это удается?

    К обеду раздали вместо хлеба сухари. И так бывает всегда в дальнем походе. Почему туристы вместо хлеба берут сухари? Какие физические явления лежат на основе приготовления сухарей из хлеба?

    Почему образуются роса и туман? Почему после жаркого дня роса бывает обильной?

    Какая сила вызывает движение капель дождя к земле?

    Попав под дождь, туристы изрядно промокли и развесили мокрую одежду на веревках. Но они к утру не высохли. Почему?

    Где нужно в, похоже, переждать грозу, если она вас застигла: в лесу, на горе или на холме, при купании в водоеме?

    Почему комар пищит, а муха жужжит?

    Как, увидев летящую пчелу, определить: летит ли она за добычей или возвращается с ней в улей?

    Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись клубочком?

    Почему водомерки спокойно перемещаются по поверхности водоема?

    Объясните смысл поговорки «Как с гуся вода» и выражение «Мокрая курица».

    Какие физические процессы учувствуют в дыхании рыбы?

    Зачем собака в сильную жару высовывает язык?

    Почему считают, что если на небе хорошо видны звезды, то ночь будет холодной?

    Объясните с точки зрения физики поговорки:

    Сухая ложка рот дерет.

    Идет как по маслу.

    Скрипит как не смазанная телега.

    Скользкий как налим.

    Коси коса, пока роса.

Посмотрите на всю, окружающую вас флору и фауну и выберите из увиденного примеры различных видов механического движения.

Пронаблюдайте за полетом птиц: что они «делают» со своими лапами? Как это объяснить?

Присмотритесь, как по листочку дерева ползет гусеница. А теперь объясните способ ее передвижения с позиции физики.

Согните ветку дерева. Как вы думаете, какие деформации возникали на ее внешней и внутренней поверхностях?

Посмотрите на листочек осины. Какое движение они совершают и почему они дрожат?

Послушайте, как шумят деревья. А почему они шумят? Какова природа этих звуков.

Загадки

    Из темницы сто сестер

Выпускают на простор,

Осторожно их берут,

Головой о стенку трут,

Чиркнут ловко раз и два-

Загорится голова. ………(Спички)

    Мы кладем в него дрова-

Выделяет он тогда

Много света и тепла.

И готовится еда. ……….(Костер)

    Что от костра не видно, но всем нужно?……(Тепло)

    Сел на жар,

Из носа пар. ………..(Чайник)

    Маленький черпачок,

Миленький всем дружок,

Три раза в день берут,

Потом на место кладут. ……..(Ложка)

    Я маленький, да удаленький.

Стоит на меня взглянуть,

Укажу я сразу путь. ……….(Компос)

    Ты за ней, она от тебя,

Ты от нее, она за тобой. ……(Тень)

    Кто, не учившись, говорит на все языках? …….(Эхо)

    В нее льется, из нее льется,

Сама по земле плетется. ……..(Река)

    Вокруг носа вьется, а в руки не дается. ……(Запах)

    Зимой греет, весной тлеет,

Летом умирает, осенью оживает. …….(Снег)

    В печь положишь – вымокнет,

В воду положишь – высохнет. …….(Свечка)

    Вечером на земле слетает,

Ночь на земле пребывает,

Утром опять улетает. …..(Роса)

    Ну-ка, в горсть ее схвати-

Не удержится в горсти. …….(Вода)

    Меня и кто не видит,

Но всякий слышит,

А спутницу мою всякий может видеть,

Но ни кто не слышит. ……(Гром, молния)

    На улице рубашка, а в избе рукава. ….(Солнечные лучи)

    Когда небо ниже земли бывает? ……(Когда отражается в водоеме)

    Раскрашенное коромысло через реку повисло. ….(Радуга)

    Без головы, а с рогами. …..(Месяц)

    Что видно только ночью? ……(Звезды)

    В синем небе светлячки,

Не дотянешь к ним руки,

А один большой светляк,

Изогнулся, как червяк. ……(Звезды, месяц)

Пословицы

    О каком физическом явлении (понятии, законе) говорится в пословице?

    Каков ее физический смысл?

    Верна ли пословица с точки зрения физики?

    В чем ее житейский смысл?

Механика

    Беги, коли нужно, да носом не падай.

    Один и камень не сдвинешь, а артелью и горы поднимешь.

    Пошло дело как по маслу.

    Плуг от работы блестит.

    На гору десять тянут, под гору и один столкнет.

    Большим хвостом трудно махать.

    На одном колесе не уедешь.

    Легким молоточком гвоздя не забить.

Гидро — аэростатика(динамика)

    Даже маленький камушек не поплывет, если упадет в воду.

    Вода всегда течет вниз, дым всегда поднимается кверху.

    Хорошо плавают лишь пузыри.

    Ветер дует, вей зерно.

    Берегись тихой собаки, да тихой воды.

Колебания и волны

    Как качели не качай, придет время остановятся.

    Какая струна оборвалась – по звуку слышно.

    Каково в лесу кликнешь, таково и откликнется.

    От пустой бочки много шуму.

    От сильного грома уши не заткнешь.

    Если не бить в барабан, он не издаст звука.

    Летучая мышь и в темноте видит.

Молекулярная физика

    Ложку дегтя в бочку меда.

    Дружба, как стекло: разобьёшь – не сложишь.

    На мешке с солью и веревка соленая.

    Бежал на запах мяса, думал плов, а прибежал, глядит: клеймят ослов.

Теплота и работа

    Снег – одеяло для пшеницы.

    Ветер огню помощник.

    Если кочерга длинная, руки не обожжёшь.

    Как не горяча вода, она не спалит дома.

    Спросил бы у гуся, не зябнут ли ноги.

    Не спиши есть горячую кашу с середины, а бери спокойно по краю.

МКТ паров, жидкостей и твердых тел

    Приближение зимы узнаешь по инею, приближение лета по дождю.

    Солончак не зеленеет, дурак не поумнеет.

    Туман съедает снег.

    У воды гибкая спина.

    Течет, как смола в мороз.

    На воде картины не напишешь.

    Зло и добро, как вода и масло: они не могут смешаться.

    С ним говорить, что в решете воду носить.

    Чем меньше дерево гнется, тем легче оно ломается.

    Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.

    Насест, на котором слишком много кур, обваливается.

Командные соревнования

    Укладка рюкзака

«Твой рюкзак – друг или враг?»

Укладка рюкзака – это «сплав» науки и искусства. Уложенный рюкзак по форме должен быть плоским и высоким, сторона его, прилегающая к спине, как можно точнее должна повторять форму спины, потому, что в этом случае давление рюкзака на спину будет значительно меньше благодаря большей опоры (P = F / S ).

По той же причине лямки рюкзака должны быть широкими, и желательно наличие полужесткого пояса на уровне талии. Центр тяжести рюкзака должен находится как можно ближе к спине на уровне лопаток, то есть максимально приближен к вертикальной линии, проходящей через биологический центр тяжести человека.

Укладывая рюкзак, тяжелые вещи надо располагать как можно ближе к спине, а легкие снаряжения – в наибольшем от нее удалении.

    У костра

Всегда приятно посидеть у костра, огонь которого располагается к беседе. Говорить можно о чем угодно и в том числе о явлениях, с которыми мы ознакомились на уроках физики.

Разжигание костра – это тоже наука. Нужно собрать подходящие дрова, правильно их уложить и, наконец, разжечь, используя минимальное количество спичек. А если спички отсырели, или их вообще забыли взять, что делать в этой ситуации? Какими способами можно добыть огонь?

    С помощью солнечного излучения и увеличительного стекла, то есть плоско-выпуклой линзы. Линзу нужно расположить так, чтобы часть солнечных лучей проходила через нее и фокусировалась на легко воспламеняемом материале: бумага, мох, сено и тд.

(В основе этого способа лежит способность собирающей линзы фокусировать лучи в одной точке и концертировать в ней энергию излучения.)

    Ударом куска металла по кремнию, высекаемую искру направляют на легко воспламеняемый материал.

    Огонь получают трением сухой палочки о дерево.

(2 и 3 способы основаны а переходе механической работы в теплоту.)

3. Питание в походе

Жизнь и деятельность человеческого организма связана с непрерывными затратами энергии. Эти затраты складываются из затрат на основанной обмен веществ (то есть на поддерживание существования и функционирования организма), на труд и отдых.

Любые энергетические затраты и в обычной жизни и в походе требуют восстановления. Необходимое количество энергии организм получает в результате приема пищи, переработки содержащихся в ней органических веществ: белков, жиров, углеводов. Пища – своеобразное топливо, поддерживающее жизнедеятельность и работу организма человека. Но разная пища обладает разной энергетической ценностью, подобно тому, как разное топливо имеет разную теплоту сгорания: то есть, сгорая в организме, 100 г разной пищи выделяет разное количество энергии.

Зависимость энергетических затрат от вида туризма и категории сложности похода (на 1 человека в сутки)

Вид туризма

Коэффициент сложности

Низшая

Средняя

Высшая

1

2

3

4

5

Пешеходный

12 990

14 246

15 503

17 180

18 855

Водный

0,8 – 0,9

10 391

11 397

12 151

15 461

16 970

Лыжный

15 587

17 095

18 436

20 615

22 626

Горный

16 886

18 520

20 154

22 333

24 512

Затраты энергии при различных видах деятельности и отдыха (на 1 кг массы тела)

Вид затрат

Величина затрат энергии (кДж)

Ходьба по ровной дороге со скоростью:

4,2 км/ч

6 км/ч

8 км/ч

13,4

18,85

41,9

Ходьба в гору по склону со скоростью:

2 км/ч

26,9

Бег по ровной дороге со скоростью:

9 км/ч

37,7

Плаванье со скоростью:

10 м/мин

2,57

Сон

Отдых лежа без сна

Основной источник энергии в пище – углеводы. Они дают до 70-75% необходимой энергии, доля белков и жиров составляет 25-30%. Они используются главным образом для строительства новых клеток и выработки ферментов. В продуктах питания жиры, белки и углеводы должны находится в соотношении 1:1:4.

Энергетическая ценность и состав основных продуктов питания

Название продукта

Усвояемая часть на 100 г продукта в граммах

Энергетическая ценность (кДж)

Белки, жиры, углеводы

Хлеб ржаной

Хлеб пшеничный

Сухари

Печенье

Хлебные изделия

5 1 42

7 0,4 45

10 1 69

12 15 58

1425

1777

Молоко сгущенное

Сыр плавленый

Сыр твердый

Молочные изделия

7 8 55

19 18 2

22 20 3

1385

1064

1223

Масло сливочное

Масло подсолнечное

Сало свиное

Яйцо

Жиры, яйца

0,8 78 0,6

2 82

12 11 0,5

3071

3696

3524

Колбаса полу-копченая

Сосиски

Свинина-консервы

Говядина-консервы

Мясные продукты

14 35

12 14 6

13 28 0,3

16 12 0,4

1550

1320

Шпроты в масле

Щука в томате

Рыбные продукты

16 31 0,7

10 4 4

1483

Гречневая крупа

Манная крупа

Овсяная крупа

Перловая крупа

Рисовая крупа

Макаронные изделия

Крупы, макароны

9 2 63

10 0,7 70

9 6 60

6 1 66

7 1 73

9 1 71

1328

1400

1408

1300

1499

1408

Сахар

Конфеты-карамель

Шоколад

Повидло

Сладкое

5 27 62

0,3 62

1676

1383

2154

1048

Морковь

Свекла

Картофель

Овощи

13 55

7 54

6 72

1131

1039

1320

Организм требует соблюдения энергетического баланса: равенство величин энергозатрат и количества энергии, поступающей в него с пищей. Зная затраты энергии на том или ином участке маршрута, можно по приведенным таблицам планировать рацион питания: его энергетическую ценность (калорийность, состав и массу)

Как же спланировать питание в походе?

Прежде всего составляют уравнение энергетического баланса.

Учитывают, что нормальное питание должно быть горячим и трехразовым, т.е, состоять из завтрака, обеда и ужина.

Между завтраком и обедом примерно через 3 часа, можно сделать «перекус», энергетическая ценность которого должна составлять 10% от суточного рациона.

Теперь, зная как правильно спланировать питание в походе, еобходимо составить рацион на сутки по схеме: 30%+10%+20%.

    Твоя походная кружка

В походе важна каждая мелочь, например кружка. Как обойтись без нее туристу? Но какую кружку взять с собой в поход? Конечно, прочную и легкую. Всем известно, что такой материал, как стекло хрупкий, металлы более прочные, а пластмассы более легкие. Какую же кружку взять? Что нужно сделать, что бы алюминиевая кружка не обжигала руки? Как сделать небьющуюся кружку-термос?

    Кто выше бросит камушек

Камушки должны быть примерно равны по массе и объему. Как судья определит, у кого камушек поднялся на большую высоту?

    Определите среднюю скорость движения муравья

    Пройдите так, чтобы ваш путь и перемещение были по 2 и каждое, но лежали на одной линии.

    Достаньте картофелину

В кружке, поверху наполненной водой, на дне лежит картофелина. Достаньте ее. Наклонять и перемещать кружку нельзя, пользоваться посторонними предметами тоже нельзя.

    Теплопроводность

Докажите, используя подручные материалы, что теплопроводность у терева плохая, а у алюминия хорошая.

    Приготовь кисель

У вас есть котелок вместимостью 4 л и десятилитровое ведро. Как, используя эти предметы, налить в котелок 2 литра воды для приготовления киселя?

    Сохрани тепло

    Яйцо

Как не разбивая скорлупы яйца, узнать сырое оно или вареное? Почему?

    Утопи бутылку

Пустую пластиковую бутылку необходимо утопить в воде. Как это сделать?

    Изготовь фильтр

Изготовьте фильтр для очистки воды из природных материалов: гальки или камушков разных размеров или песка, пустой пластиковой бутылки, марлию Продемонстрируйте его в действии.

    Изготовь мензурку

С помощью пол-литровой банки и 200 граммового стакана сделайте из пластиковой бутылки мензурку с ценой деления 100 г.

Библиографическое описание: Широкова О. И., Зинатова М. Х. Молекулярная физика в пословицах // Юный ученый. — 2015. — №3. — С. 134-136..06.2019).





«Пословица недаром молвится»

(Народная мудрость)

Пословицы и поговорки являются воплощением народной мудрости, воплощением опыта, накопленного человечеством веками. Если ты не знаешь, как поступить в той или иной ситуации, достаточно обратиться к мудрости предков, заключенной в пословицах и поговорках, и проверенной временем.

Пословица - это краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм . Она передает смысл той или иной жизненной ситуации через символические образы и сравнения, играет важную роль в нашей жизни, многие жизненные ситуации можно объяснить с ее помощью. Пословицы народов мира имеют много общего при естественных различиях, отражающих исторические, социально-экономические, природные условия, в которых формировалась та или иная нация.

Часто в пословицах ярко отражены физические явления. Причём пословицы можно сравнить с физическими законами или математическими формулами, поскольку в их краткой форме заключено богатое содержание. Они - наше достояние. Они являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу.

Но всегда ли они бывают верными с точки зрения законов молекулярной физики? Ответы на эти вопросы я постаралась дать в своей статье. А теперь рассмотрим пословицы, в которых говорится о тепловых явлениях. Давайте попробуем объяснить физический смысл описанных в пословицах тех или иных процессов. Вот некоторые из них.

Кремень на кремень - искра (русская). Что вполне объяснимо: происходит воспламенение за счёт увеличения внутренней энергии в результате совершения работы против сил трения.

Дым тает в воздухе (русская). Частицы дыма участвуют в броуновском движении и ударяются друг от друга. Объём, занимаемый дымом, увеличивается, а плотность дыма уменьшается.

Гвоздём (шилом) моря не нагреешь (русская). Гвоздь (как и шило) обладает небольшой массой, а металл, из которого он сделан, имеет относительно малую удельную теплоемкость. Поэтому количество теплоты, которое может отдать гвоздь, невелико, и им нельзя нагреть большую массу воды.

Много снега - много хлеба (русская). Снег глубок - год хорош (русская). Снег - одеяло для пшеницы: чем толще, тем лучше ей спится (китайская). Снег обладает очень плохой теплопроводностью, так как между его составными находится воздух, который является плохим проводником тепла, и чем толще снег, тем хуже он проводит тепло. Поэтому снег можно сравнить с одеялом, которое предохраняет озимые посевы от вымерзания. Кроме того, весной при таянии большего количества снега, в землю попадает больше влаги, что плодотворно сказывается на всходах зерновых культур.

Солнце греет сильнее, когда нет облаков (монгольская). Облака являются своеобразным «экраном», препятствуя прямым солнечным лучам сильнее нагревать землю.

У воды гибкая спина (финская). Вода прибывает в разных агрегатных состояниях, в жидком состоянии обладает текучестью.

Зима - не лето, в семь шуб одета (русская). Зимой температура окружающего воздуха ниже, чем у человека. Чтобы сохранить свое тепло, человек надевает шубу - меховую одежду. Так как у меха плохая теплопроводность (из-за наличия воздуха между волосками), окружающему воздуху не передается тепло человеческого тела.

Ложка дёгтя в бочке мёда (русская). Мал клоп, да вонюч (русская). Овощной лавке вывеска не нужна. Диффузия (как физико-химический процесс) - это взаимное проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого. В данном случае диффундируют мед и деготь. Деготь - это смолистое жидкое вещество, обладающее устойчивым неприятным запахом. Поэтому даже малая его масса испортит продукт.

Готовь сено, пока солнце сияет (английская). Интенсивность испарения выше при более высокой температуре.

Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее (монгольская). Диффузия происходит интенсивнее вокруг нарезанной луковицы, нежели вокруг луковицы, заключённой в кожуру.

На мешке с солью и верёвка солёная (корейская). Соль диффундирует сквозь мешок.

Зло и добро, как вода и масло: они не могут смешаться (монгольская). Плотность масла меньше плотности воды, поэтому оно в воде всплывает. Эти жидкости не смешиваются, так как у них разные плотности.

Впитывает как губка (русская). В старину вместо тряпок использовали морские губки. Они пронизаны множеством тонких сосудов и после обработки в кипятке их капиллярные ходы легко заполняются жидкостью. Такие губки способны впитать достаточно большое количество воды.

Как с гуся вода (русская). Перья гуся и других водоплавающих птиц покрыты тончайшим слоем жира, который выделяют подкожные железы. Жир не смачивается водой. Птица, выйдя из воды, встряхивается и оказывается сухой.

Металл хорошо отлит, если долго кипит (русская). Свозрастанием температуры твердых тел возрастает кинетическая энергия их частиц: они начинают колебаться с большей скоростью. Происходит разрушение, распад решетки (дальний порядок превращается в ближний), и кристалл начинает плавиться, т. е. вещество начинает переходить в жидкое состояние.

Куй железо, пока горячо (русская). Повышение температуры резко увеличивает пластические свойства материалов, так что многие металлы поддаются ковке лишь в сильно нагретом виде. Раскалённым металлам довольно легко придать требуемую форму.

Легко чужими руками жар загребать (русская). «Жар»- горящие угли, которые обжигают руки. Загребать их из печи было для хозяйки делом совсем непростым: проще и легче было бы для неё сделать это «чужими руками», без риска обжечься.

Дружба как стекло, разобьешь - не сложишь (русская). Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь. Отрубишь - не приставишь, скажешь - не воротишь (русская). Каждая молекула притягивает к себе все соседние, и сама притягивается ими. Взаимное притяжение между молекулами становится заметным только тогда, когда они находятся очень близко друг к другу. На расстоянии, превышающем размеры самих молекул, притяжение ослабевает. Однако осколки (куски хлеба) нельзя срастить, даже плотно прижимая их. Из-за неровностей не удаётся их сблизить на то расстояние, на котором действует межмолекулярное притяжение молекул.

Маслом огонь не заливают. Не подливай масло в огонь. Огонь маслом заливать - лишь огня прибавлять (русская). Раскаленное масло начинает дымить из-за того, что в этот момент начинаются нежелательные химические изменения.

Замерз, как на дне морском (русская). Объясняется это тем, что на дне морском всегда холодно, так как солнечные лучи не прогревают слои воды: тепловые, инфракрасные лучи поглощаются почти всей водной поверхностью. К тому же, вода имеет сравнительно низкую теплопроводность.

Уважаемый читатель, попробуйте и Вы объяснить физический смысл некоторых русских пословиц:

 Солнце Вселенную согревает.

 За горячее железо не хватайся.

 Красное солнышко на белом свете черную землю греет.

 На каком амбаре снег, из того покупай хлеб.

 Нет дыма без огня.

 И сырые дрова загораются.

Работа по данной теме ввела меня в мир живой природы, чутко реагирующий на изменения окружающей среды. Заново открыла мне глаза на знакомое с детства, но потерянное в глубинах памяти разнообразие источников информации о природе родного края, живом и прекрасном. Возвратила в мир народных пословиц и поговорок, построенных на наблюдательности людей. Я пришла вот к какому выводу: народные пословицы и поговорки - это не свод законов. Они не только выражают этические нормы, но и тесно связаны с физикой.

Литература:

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ОК.53000слов- Москва, ООО «Издательство Оникс», 2005.-1200с.
  2. Тихомирова С. А. Физика в пословицах и поговорках [текст] - Москва: Просвещение, 1993.- 47с.

МОУ –СОШ с. Столыпино

Учитель:

Урок на тему: «ИСПАРЕНИЕ»

1.Содержание опроса. (фронтальный)

Что понимают под внутренней энергией? Способы изменения внутренней энергии? Количество теплоты? В каких агрегатных состояниях может находиться одно и тоже вещество? Какой процесс представлен на рисунке? Какой процесс называется плавлением? Как изменяется внутренняя энергия при переходе вещества из твердого состояния в жидкое? Можно ли расплавить серебро в алюминиевой сковороде? (Ответ: Нет, т. к. температура плавления серебра выше, чем температура плавления алюминия.) Физический смысл удельной теплоты плавления. Давайте отгадаем загадку:

«Текло, текло, да легло под стекло» (Ответ: вода и лед )

Какой процесс мы здесь видим? (Ответ: кристаллизация ) Какой процесс называют отвердеванием? При какой температуре происходит процесс кристаллизации? Объясните выражение: «Выношенная шуба не греет». Что больше охладит воду: кусок льда при 00С или такая же масса воды при 00С? (Ответ: Лед, т. к. он будет сначала плавится и заберет часть теплоты.) Поэт сказал: «О капля!»

«…Она жила и по стеклу текла,

И неподвижной льдинкой капля стала,

А в мире поубавилось тепла…»

Прав ли поэт? (Ответ: Нет,т. к. речь идет о процессе кристаллизации, который сопровождается выделение теплоты.)

На доске задачи:

ЗАДАЧА №1

Для плавления медного слитка массой 2кг потребовалось 420 кДж энергии. Определите по этим данным удельную теплоту плавления меди.

Дано: Решение.

m =2 кг Q =E =m ·λ → λ=Q /m

E = 420 кДж=420000 Дж [λ ]=Дж/кг

λ =420000/2=210000=2,1 ·105 (Дж/кг)

λ=? Ответ: 2,1 ·105 Дж/кг

Доп-но: ? Кому из двух наблюдателей холоднее во время ледохода? (Ответ: Холоднее наблюдателю близ реки, так как лед при таянии поглощает большое количество теплоты)

? В каком из вагонов перевозят скоропортящиеся продукты? (Ответ: В вагонах окрашенных в белый цвет, так как такой вагон меньше нагревается)

ЗАДАЧА №2

Какое количество теплоты необходимо для превращения кусочка льда массой 100 г, взятого при температуре -2ºС, в воду при температуре 0ºС?

Дано: Решение.

m =100 г=0,1 кг 1.Какое количество теплоты необходимо для нагревания льда до

t 1=-2ºС температуры плавления? Q 1=cm (t 2-t 1)

t 2=0ºС Q 1=2100 Дж/(ºС·кг) 0,1 кг(0ºС-(-2ºС))=420(Дж)

λ =3,4·105 Дж/кг 2. Какое количество теплоты пошло на плавление льда? Q 2=m ·λ

c =2100 Дж/(ºС·кг) Q 2 = 0,1 кг ·3,4·105 Дж/кг=3,4·104 Дж

3. Найдем общее количество теплоты. Q = Q 1+Q 2

Q =? Q = 420+34000=34420=34,42 (кДж)

Ответ: 34,42 кДж.

Доп-но: ? Изменится ли температура воздуха, если состояние погоды на верхнем рисунке станет таким, как на нижнем, т. е. пойдёт снег? (Ответ: Температура воздуха повысится, где прошел снег. Образование кристалликов снега связано с выделением теплоты плавления)

КРОССВОРД " ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ "

Ф -8

Процесс передача энергии без совершения работы.

Процесс превращения жидкости в твердое тело.

Важная для тепловых явлений физическая величина.

Понижение температуры.

Процесс превращения твердого тела в жидкость.

Из чего состоит физическое тело?

Одно из агрегатных состояний вещества.

Q=с·?(t2-t1)

Вид твердого состояния воды.

Вид газообразного состояния воды.

Ф. И. __________________________________

Класс ______________________


ЗАДАЧА №3

Решите задачу графически, укажите процессы и формулы для расчета.

Какое количество теплоты надо затратит, чтобы расплавить кусок олова массой 2 кг, взятый при температуре 32ºС и полученный расплав нагреть до 300ºС?

2 . Изложение нового материала.

Про теплоту начнем рассказ,

Все вспомним, обобщим сейчас.

Энергия! Работа до кипенья!

Чтоб лени наблюдалось испаренье!

Мозги не доведем мы до плавленья

Их тренируем до изнеможенья!

В учении проявим мы старание,

Идей научных видя обаяние!

Задачу мы любую одолеем

И другу подсобить всегда сумеем!

Но как же жизнь бывает непроста

С той дамой, что зовётся: «Теплота»!

Тема нашего урока: «Испарение и конденсация».

Почему в ясный летний день быстро высыхают лужи, оставшиеся после дождя, свежескошенное сено, лежащее на лугах, выстиранное бельё, развешанное на солнце? Куда же исчезает вода? На эти и другие вопросы мы постараемся получить ответы в течение урока.

Сначала давайте вспомним основные положения молекулярно-кинетической теории:

1. Все тела состоят из молекул;

2. Они находятся в непрерывном и хаотическом движении;

3. Молекулы взаимодействуют силами притяжения и отталкивания.

Какие существуют агрегатные состояния вещества? Мы познакомились с переходом вещества из жидкого состояния в твердое и наоборот.

В жидкостях молекулы движутся с различными скоростями. Если молекула, обладающая энергией, больше средне-кинетической энергии, приблизится к поверхности жидкости, то она, преодолевая притяжение соседних молекул, вылетит за пределы жидкости. Совокупность таких вылетающих молекул образует пар. Испарение – это образование пара на поверхности жидкости. Оно происходит при всякой температуре.

Приведите примеры испарения.

Испарение – явление перехода молекул из жидкости в пар.

От чего зависит скорость испарения жидкости? Проделаем следующий опыт. Капните на листочек бумаги капельки воды, масла и спирта. Проследите, какая жидкость испарится первой.

Скорость испарения зависит от рода жидкости.

Приведите примеры.

Если мы нальем одинаковое количество воды в стакан и блюдце, то где вода испарится быстрее? Совершенно верно в блюдце.

Скорость испарения зависит от площади поверхности.

Этот опыт вы можете провести дома.

Приведите примеры.

background:yellow">Скорость испарения зависит от наличия ветра.

Приведите примеры.

Когда же белье высохнет быстрее в солнечный или пасмурный день? (рисунок). Испарение происходит при любой температуре, но с повышением температуры скорость испарения растёт.

Скорость испарения зависит от температуры.

Приведите примеры.

Интересно отметить, что испаряются не только жидкости, но и твердые тела. (рисунок) Например, испарением льда можно объяснить тот факт, что на морозе высыхает влажное белье (Если влажное белье вывесить на мороз, то оно вначале замерзнет (вода превратится в лед), а через некоторое время высохнет, следовательно лед испарится.) Испарение нафталина, можно обнаружить по запаху. Испарение твердых тел объясняется также наличием в них быстрых частиц, которые способны преодолевать молекулярные силы.

Итак, от каких факторов зависит скорость испарения?

Почему летним вечером, когда становится прохладно, выпадет роса?

Молекулы пара, находящиеся над жидкостью близко к её поверхности, возвращаются в жидкость. Процесс испарения всегда сопровождается процессом конденсации.

В открытом сосуде испарение идет быстрее, чем конденсация, поэтому количество жидкости в сосуде уменьшается. Если же сосуд закрыть, то и испарение, и конденсация будут продолжаться, но через некоторое время число молекул, покидающих жидкость, станет равным числу молекул, возвращающихся в неё. Говорят, что система жидкость – пар достигает равновесия .

Пространство над закрытой в сосуде жидкостью наполнено паром. Такой пар в равновесии с жидкостью называют насыщенным паром. Если сосуд открыть, то часть пара выходит в окружающую среду, пар становится ненасыщенным , снова число покидающих жидкость молекул становится больше, чем число молекул пара, возвращающихся назад.

? Как вы думаете, отличаются ли температуры воздуха в классе и воды, имеющей «комнатную» температуру? (выслушав ответы учащихся, производим измерения, которые показывают, что температура воды несколько ниже температуры воздуха.)

? Почему испаряющиеся жидкости охлаждаются?

font-size:24.0pt">? Выходя из реки после купания, вы ощущаете прохладу, особенно в ветреную погоду. Почему? (рисунок)

3.Закрепление изученного на уроке.

Испарение – это наиболее легко регулируемый способ уменьшения внутренней энергии. Всякие условия, затрудняющие испарение, нарушают регулирование теплоотдачи организма. Так, кожаная, резиновая, клеенчатая, синтетическая одежда затрудняет регулировку температуры тела.

Для терморегуляции организма важную роль играет потоотделение, оно обеспечивает постоянство температуры тела человека или животного. За счет испарения пота уменьшается внутренняя энергия, благодаря этому организм охлаждается.

Испарение играет большую роль в жизни растений. Так например, подсолнечник или кукуруза за один вегетационный период испаряет до 200 кг воды!

font-size: 24.0pt">? (рисунок) Почему когда собаке жарко, она высовывает язык?

font-size: 24.0pt">? Почему верблюд долгое время может обходиться без воды? /Верблюд может 2 недели не пить, он очень экономно расходует воду. Верблюд почти не потеет даже в 40-градусную жару. Его тело покрыто плотной шерстью, она спасает его от перегрева и испарения влаги. Никогда не раскрывает рта: ведь со слизистой оболочки ротовой полости испаряется много воды)

font-size: 24.0pt">? Почему на юге питьевую воду держат в глиняных кувшинах, не покрытых глазурью?

Л.886. Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую?

Л.891. Почему вспотевшую после езды лошадь покрывают на морозе попоной?

Л. 892. Сырые дрова горят хуже, чем сухие. Почему?

? В какое время года быстрее испарится лужа после дождя жарким летом или холодной поздней осенью? (рисунок)

? Почему в магазинах некоторые полуфабрикаты, овощи и фрукты упакованы в целлофановые или полиэтиленовые пакеты?

4.Д/з: §16,17, упрустно).

ЯРЦЕВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ :

«ФИЗИКА В ПОХОДЕ»

РАЗРАБОТАЛА: преподаватель физики

Прохоренкова О.А.

Цель мероприятия: Показать связь физики с различными природными явлениями, что ответы на мгновение вопросы, возникающие в жизни, быту, на природе и т. д, могут быть даны только на основе знаний физических явлений и закономерностей;

«Включить» учащихся во время похода в активную умственную работу;

Придать интеллектуальную окраску туристическим походам, выходам в природу, наполнить привалы, часы отдыха и подвижных игр интересными заданиями, связанные с физикой;

Научить видеть физику в окружающем мире;

Развитие чувства товарищества, взаимопомощи, соперничества, ответственности, познавательного интереса;

Воспитание культуры общения, правил поведения в походе, экологическое воспитание.

Задачи мероприятия: Повторить основные физические понятия, формулы, законы и явления в их непосредственном проявлении в природе, показать органическую связь теории и практики.

Методы: Словесный, наглядный, практический, активный, стимулирующий, поощрительный.

Материально-техническое оснащение: Походное снаряжение, инвентарь, подручные средства, посуда, призы, бумага, ручки, калькулятор.

Литература:

    М. Е. Т ульчинский «Качественные задания по физике». Москва, Посвящение, 1972.

    С. А. Тихомирова «Физика в пословицах, загадках, и сказках», Москва, Школьная пресса, 2002.

    С. А. Тихомирова «Дидактические материалы по физике», Москва, Школьная пресса», 2003.

    В. И. Еликин, Л. Д. Гармаш «Физика и астрономия в походе и на природе», Москва, Школьная пресса, 2003.

    Журналы «Физика в школе» №3 1997, №6 2001.

Многолетние занятия туризмом показали, что это - огромный эффективный и еще мало используемый источник возможностей для познания окружающего мира и воспитания человека. В лесу, у реки, у костра природа властно вторгается в жизнь туриста, в его душу и сердце, подчиняет своим законам. И каждый сначала интуитивно, а потом осознано приходит к тому, что знание законов природы необходимо.

Поход – это простор для наблюдений, активной мыслительной работы, это простор для общения, организации конкурсов, викторин, постановки экспериментов и опытов.

Опыт работы позволяет утверждать, что в походах учащиеся усваивают и применяют законы физики с большей эффективностью, чем за партой, так как «действие» этих законов природы они ярко ощущают на себе.

Содержание данного мероприятия рассчитано на двухдневный поход с одной ночевкой. Туристическая группа разбивается на три команды, каждая из которых функционирует как единое целое на протяжении всего похода, т. е, не только принимает участие в конкурсах, но и участвует во всех бытовых делах жизни лагеря. Таким образом команда-победитель определяется по окончании похода, где учитывается результативное участие команды а всех этапах.

Интеллектуальные конкурсы и подвижные игры необходимо рационально чередовать с целью смены видов деятельности.

Для того, чтобы мероприятие имело завершенный характер рекомендуется учащимся в конце похода предложить выполнить домашнее задание по выбору.

Пояснения к ходу мероприятия

Физика глазами туриста

    Оставаться долгое время туристу в мокрой одежде и мокрой обуви опасно: легко можно простудиться. Почему?

    Объясните, почему, если руки на морозе замерзли, мы дуем на них, чтобы согреться? А иногда дуем на них летом. Зачем и что это дает?

    Из легких человека при выходе вместе с воздухом всегда выделяется водяной пар. Почему же мы видим его только в зимнее время или очень холодной осенью?

    Почему зимой туристы не должны оставлять на улице воду в стеклянной бутылке?

    Какова температура лужи, в которой плавает лед?

    Поставьте ладони так, чтобы их освещали солнечные лучи: запомните ощущения. Теперь смочите ладони водой и вновь так же подставьте под солнышко. Сравните свои ощущения. Как вы объясните их?

    Вы видите в дали трактор. Как вы определите, движется он или стоит?

    Существует ли на теле идущего туриста «точки» (назовите их), которые движутся: А) поступательно. Б) вращательно. В) колебательно.

    Как, подойдя к железному пути, простым способом, основанном на знании физики, узнать о приближении поезда?

    В какое время года электрические провода на столбах вдоль дороги провисают сильнее, почему?

    Зачем в летний поход опытный турист взял белую панаму?

    Почему по дроге в гору идти гораздо тяжелее, чем с горы?

    Почему высоко в горах нельзя сварить мясо даже в кипящей воде?

    Почему по скошенной траве больно идти босиком?

    Почему на лугу после захода солнца туман образуется сначала в низинах?

    Чем объяснить распространения в спокойном воздухе запахов луговых цветов, скошенной травы, дыма?

    Почему человек, выходящий из воды после купания, ощущает холод, и это ощущение особенно сильно в ветреную погоду?

    Подойдя к реке, один из туристов громко крикнул. Через 5 с он услышал эхо от противоположного лесистого берега. Какое расстояние до него? (Скорость звука считать равной 331 м/с)

    Туристы оставили на пляже свой плохо накаченный волейбольный мяч. И он некоторое время пролежал под лучами солнца. При этом раздулся так, будто его подкачали насосом. Объясните происшедшее.

    Почему в жаркий солнечный день песок на пляже нагревается сильнее, чем вода? А ночью он холоднее воды?

    В жаркий летний солнечный день путешественники решили сделать привал. Куда лучше присесть отдохнуть: на камень или на землю? Почему?

    Почему трудно рубить дрова непосредственно на земле?

    Почему так важно при работе с топором и ножом хорошенько наточить их?

    Топором, с какой ручкой длинной или короткой легче колоть дрова?

    Как объяснить действие пипетки? Шприца?

    Как объяснить «всасывающее» кровь действие бинта, которым дежурные завязали порезанный палец?

    Дежурным нужно принести сухие дрова для костра. По каким физическим признакам можно отличить сухие дрова от сырых?

    В каком месте лучше натянуть веревку для сушки выстиранного белья?

    Какой водой, теплой или холодной лучше запить лекарство, чтобы оно быстрее усвоилось?

    В какой воде, горячей или холодной лучше замочить горох для варки супа, чтобы он скорее разбух?

    Кипит ли вода в «трубках» варящихся макарон?

    Чем объяснить, что если варить кашу, например перловую, на сильном огне в котелке, закрытом крышкой, то, когда крышку снимают, она изнутри «усеяна» прилипшими крупинками?

    Почему сливочное масло пенится, когда его хотят растопить на сковородке?

    Что бы приготовить сухарики, хлеб нарезают тонкими ломтиками или кубиками. Почему?

    Какую роль играют соль и сахар при консервировании?

    Объясните на физическом языке, что происходит, когда мы спичку «чиркаем» о коробок. Почему спичка загорается? Спичку можно зажечь, если прикоснуться ее головкой к огню. Одинаковы ли способы изменения энергии спички в обоих случаях?

    Теплота сгорания березовых дров больше, чем сосновых. Как вы понимаете это выражение?

    Почему вода гасит огонь костра?

    В каком котелке, в открытом или закрытом, вода закипает быстрее?

    Горячий чай оставили в котелке у костра. До какой температуры он остынет, если в костер перестанут подкидывать дрова?

    Какой ложкой лучше есть: деревянной, стальной или алюминиевой?

    Какой суп быстрее остынет: жирный или постный? Почему?

    Турист ничего не оставляет в своей тарелке, соус и подливку он подбирает хлебным мякишем. Почему ему это удается?

    К обеду раздали вместо хлеба сухари. И так бывает всегда в дальнем походе. Почему туристы вместо хлеба берут сухари? Какие физические явления лежат на основе приготовления сухарей из хлеба?

    Почему образуются роса и туман? Почему после жаркого дня роса бывает обильной?

    Какая сила вызывает движение капель дождя к земле?

    Попав под дождь, туристы изрядно промокли и развесили мокрую одежду на веревках. Но они к утру не высохли. Почему?

    Где нужно в, похоже, переждать грозу, если она вас застигла: в лесу, на горе или на холме, при купании в водоеме?

    Почему комар пищит, а муха жужжит?

    Как, увидев летящую пчелу, определить: летит ли она за добычей или возвращается с ней в улей?

    Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись клубочком?

    Почему водомерки спокойно перемещаются по поверхности водоема?

    Объясните смысл поговорки «Как с гуся вода» и выражение «Мокрая курица».

    Какие физические процессы учувствуют в дыхании рыбы?

    Зачем собака в сильную жару высовывает язык?

    Почему считают, что если на небе хорошо видны звезды, то ночь будет холодной?

    Объясните с точки зрения физики поговорки:

    Сухая ложка рот дерет.

    Идет как по маслу.

    Скрипит как не смазанная телега.

    Скользкий как налим.

    Коси коса, пока роса.

Посмотрите на всю, окружающую вас флору и фауну и выберите из увиденного примеры различных видов механического движения.

Пронаблюдайте за полетом птиц: что они «делают» со своими лапами? Как это объяснить?

Присмотритесь, как по листочку дерева ползет гусеница. А теперь объясните способ ее передвижения с позиции физики.

Согните ветку дерева. Как вы думаете, какие деформации возникали на ее внешней и внутренней поверхностях?

Посмотрите на листочек осины. Какое движение они совершают и почему они дрожат?

Послушайте, как шумят деревья. А почему они шумят? Какова природа этих звуков.

Загадки

    Из темницы сто сестер

Выпускают на простор,

Осторожно их берут,

Головой о стенку трут,

Чиркнут ловко раз и два-

Загорится голова. ………(Спички)

    Мы кладем в него дрова-

Выделяет он тогда

Много света и тепла.

И готовится еда. ……….(Костер)

    Что от костра не видно, но всем нужно?......(Тепло)

    Сел на жар,

Из носа пар. ………..(Чайник)

    Маленький черпачок,

Миленький всем дружок,

Три раза в день берут,

Потом на место кладут. ……..(Ложка)

    Я маленький, да удаленький.

Стоит на меня взглянуть,

Укажу я сразу путь. ……….(Компос)

    Ты за ней, она от тебя,

Ты от нее, она за тобой. ……(Тень)

    Кто, не учившись, говорит на все языках? …….(Эхо)

    В нее льется, из нее льется,

Сама по земле плетется. ……..(Река)

    Вокруг носа вьется, а в руки не дается. ……(Запах)

    Зимой греет, весной тлеет,

Летом умирает, осенью оживает. …….(Снег)

    В печь положишь – вымокнет,

В воду положишь – высохнет. …….(Свечка)

    Вечером на земле слетает,

Ночь на земле пребывает,

Утром опять улетает. …..(Роса)

    Ну-ка, в горсть ее схвати-

Не удержится в горсти. …….(Вода)

    Меня и кто не видит,

Но всякий слышит,

А спутницу мою всякий может видеть,

Но ни кто не слышит. ……(Гром, молния)

    На улице рубашка, а в избе рукава. ….(Солнечные лучи)

    Когда небо ниже земли бывает? ……(Когда отражается в водоеме)

    Раскрашенное коромысло через реку повисло. ….(Радуга)

    Без головы, а с рогами. …..(Месяц)

    Что видно только ночью? ……(Звезды)

    В синем небе светлячки,

Не дотянешь к ним руки,

А один большой светляк,

Изогнулся, как червяк. ……(Звезды, месяц)

Пословицы

    О каком физическом явлении (понятии, законе) говорится в пословице?

    Каков ее физический смысл?

    Верна ли пословица с точки зрения физики?

    В чем ее житейский смысл?

Механика

    Беги, коли нужно, да носом не падай.

    Один и камень не сдвинешь, а артелью и горы поднимешь.

    Пошло дело как по маслу.

    Плуг от работы блестит.

    На гору десять тянут, под гору и один столкнет.

    Большим хвостом трудно махать.

    На одном колесе не уедешь.

    Легким молоточком гвоздя не забить.

Гидро - аэростатика(динамика)

    Даже маленький камушек не поплывет, если упадет в воду.

    Вода всегда течет вниз, дым всегда поднимается кверху.

    Хорошо плавают лишь пузыри.

    Ветер дует, вей зерно.

    Берегись тихой собаки, да тихой воды.

Колебания и волны

    Как качели не качай, придет время остановятся.

    Какая струна оборвалась – по звуку слышно.

    Каково в лесу кликнешь, таково и откликнется.

    От пустой бочки много шуму.

    От сильного грома уши не заткнешь.

    Если не бить в барабан, он не издаст звука.

    Летучая мышь и в темноте видит.

Молекулярная физика

    Ложку дегтя в бочку меда.

    Дружба, как стекло: разобьёшь – не сложишь.

    На мешке с солью и веревка соленая.

    Бежал на запах мяса, думал плов, а прибежал, глядит: клеймят ослов.

Теплота и работа

    Снег – одеяло для пшеницы.

    Ветер огню помощник.

    Если кочерга длинная, руки не обожжёшь.

    Как не горяча вода, она не спалит дома.

    Спросил бы у гуся, не зябнут ли ноги.

    Не спиши есть горячую кашу с середины, а бери спокойно по краю.

МКТ паров, жидкостей и твердых тел

    Приближение зимы узнаешь по инею, приближение лета по дождю.

    Солончак не зеленеет, дурак не поумнеет.

    Туман съедает снег.

    У воды гибкая спина.

    Течет, как смола в мороз.

    На воде картины не напишешь.

    Зло и добро, как вода и масло: они не могут смешаться.

    С ним говорить, что в решете воду носить.

    Чем меньше дерево гнется, тем легче оно ломается.

    Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.

    Насест, на котором слишком много кур, обваливается.

Командные соревнования

    Укладка рюкзака

«Твой рюкзак – друг или враг?»

Укладка рюкзака – это «сплав» науки и искусства. Уложенный рюкзак по форме должен быть плоским и высоким, сторона его, прилегающая к спине, как можно точнее должна повторять форму спины, потому, что в этом случае давление рюкзака на спину будет значительно меньше благодаря большей опоры ( P= F/ S).

По той же причине лямки рюкзака должны быть широкими, и желательно наличие полужесткого пояса на уровне талии. Центр тяжести рюкзака должен находится как можно ближе к спине на уровне лопаток, то есть максимально приближен к вертикальной линии, проходящей через биологический центр тяжести человека.

Укладывая рюкзак, тяжелые вещи надо располагать как можно ближе к спине, а легкие снаряжения – в наибольшем от нее удалении.

    У костра

Всегда приятно посидеть у костра, огонь которого располагается к беседе. Говорить можно о чем угодно и в том числе о явлениях, с которыми мы ознакомились на уроках физики.

Разжигание костра – это тоже наука. Нужно собрать подходящие дрова, правильно их уложить и, наконец, разжечь, используя минимальное количество спичек. А если спички отсырели, или их вообще забыли взять, что делать в этой ситуации? Какими способами можно добыть огонь?

    С помощью солнечного излучения и увеличительного стекла, то есть плоско-выпуклой линзы. Линзу нужно расположить так, чтобы часть солнечных лучей проходила через нее и фокусировалась на легко воспламеняемом материале: бумага, мох, сено и тд.

(В основе этого способа лежит способность собирающей линзы фокусировать лучи в одной точке и концертировать в ней энергию излучения.)

    Ударом куска металла по кремнию, высекаемую искру направляют на легко воспламеняемый материал.

    Огонь получают трением сухой палочки о дерево.

(2 и 3 способы основаны а переходе механической работы в теплоту.)

3. Питание в походе

Жизнь и деятельность человеческого организма связана с непрерывными затратами энергии. Эти затраты складываются из затрат на основанной обмен веществ (то есть на поддерживание существования и функционирования организма), на труд и отдых.

Любые энергетические затраты и в обычной жизни и в походе требуют восстановления. Необходимое количество энергии организм получает в результате приема пищи, переработки содержащихся в ней органических веществ: белков, жиров, углеводов. Пища – своеобразное топливо, поддерживающее жизнедеятельность и работу организма человека. Но разная пища обладает разной энергетической ценностью, подобно тому, как разное топливо имеет разную теплоту сгорания: то есть, сгорая в организме, 100 г разной пищи выделяет разное количество энергии.

Зависимость энергетических затрат от вида туризма и категории сложности похода (на 1 человека в сутки)

Вид туризма

Затраты энергии при различных видах деятельности и отдыха (на 1 кг массы тела)

Вид затрат

Основной источник энергии в пище – углеводы. Они дают до 70-75% необходимой энергии, доля белков и жиров составляет 25-30%. Они используются главным образом для строительства новых клеток и выработки ферментов. В продуктах питания жиры, белки и углеводы должны находится в соотношении 1:1:4.

Энергетическая ценность и состав основных продуктов питания

Название продукта

Организм требует соблюдения энергетического баланса: равенство величин энергозатрат и количества энергии, поступающей в него с пищей. Зная затраты энергии на том или ином участке маршрута, можно по приведенным таблицам планировать рацион питания: его энергетическую ценность (калорийность, состав и массу)

Как же спланировать питание в походе?

Прежде всего составляют уравнение энергетического баланса.

Учитывают, что нормальное питание должно быть горячим и трехразовым, т.е, состоять из завтрака, обеда и ужина.

Между завтраком и обедом примерно через 3 часа, можно сделать «перекус», энергетическая ценность которого должна составлять 10% от суточного рациона.

Теперь, зная как правильно спланировать питание в походе, еобходимо составить рацион на сутки по схеме: 30%+10%+20%.

    Твоя походная кружка

В походе важна каждая мелочь, например кружка. Как обойтись без нее туристу? Но какую кружку взять с собой в поход? Конечно, прочную и легкую. Всем известно, что такой материал, как стекло хрупкий, металлы более прочные, а пластмассы более легкие. Какую же кружку взять? Что нужно сделать, что бы алюминиевая кружка не обжигала руки? Как сделать небьющуюся кружку-термос?

    Кто выше бросит камушек

Камушки должны быть примерно равны по массе и объему. Как судья определит, у кого камушек поднялся на большую высоту?

    Определите среднюю скорость движения муравья

    Пройдите так, чтобы ваш путь и перемещение были по 2 и каждое, но лежали на одной линии.

    Достаньте картофелину

В кружке, поверху наполненной водой, на дне лежит картофелина. Достаньте ее. Наклонять и перемещать кружку нельзя, пользоваться посторонними предметами тоже нельзя.

    Теплопроводность

Докажите, используя подручные материалы, что теплопроводность у терева плохая, а у алюминия хорошая.

    Приготовь кисель

У вас есть котелок вместимостью 4 л и десятилитровое ведро. Как, используя эти предметы, налить в котелок 2 литра воды для приготовления киселя?

    Сохрани тепло

    Яйцо

Как не разбивая скорлупы яйца, узнать сырое оно или вареное? Почему?

    Утопи бутылку

Пустую пластиковую бутылку необходимо утопить в воде. Как это сделать?

    Изготовь фильтр

Изготовьте фильтр для очистки воды из природных материалов: гальки или камушков разных размеров или песка, пустой пластиковой бутылки, марлию Продемонстрируйте его в действии.

    Изготовь мензурку

С помощью пол-литровой банки и 200 граммового стакана сделайте из пластиковой бутылки мензурку с ценой деления 100 г.


На стенках твердотопливного котла образуется деготь;

По дымоходу просачивается смола;

С мола в твердотопливном котле ;

Из дымоход течет смола;

Почему из дымохода твердотопливного котла течет смола;

Смола в дымоходе твердотопливного котла в чем причина;

Дымоход для твердотопливного котла весь в золе;

Почему течет дымоход;

Камера загрузки вся в смоле.


Это примерный список проблем людей, обратившихся к нам за помощью.

В связи с подорожанием цены на газ, много людей установили у себя твердотопливные котлы и правильно сделали.

Твердотопливный котел, при правильной его работе, экономит около 1000$ за один отопительный сезон!

Это зависит от площади обогреваемого объекта. Чем больше площадь, тем больше экономии.

И все было бы здорово, но вот у вас, почему то, так не получается. Не получается, а из дымохода течет смола, а на стенках твердотопливного котла образуется деготь:



То, что течет смола из дымохода это не проблема. Это диагноз. Если ваш твердотопливный котел получил такой диагноз, то о никакой экономии и речи быть не может.


И самое главное!

Из дымохода течет смола, но причина не в нем!

Так почему же все-таки из дымохода течет смола? Смола течет потому что, твердотопливный котел работает не правильно. Почему твердотопливный котел работает неправильно? Твердотопливный котел работает неправильно, потому что он неправильно подключен и смонтирован. Возможно, котел еще неправильно рассчитали под вашу площадь и неправильно подобрали под ваш вид топлива.

Но главная причина скорее всего в том, что:

Ваш твердотопливный котел неправильно укомплектован!

Если, к примеру, обратка котла, из за неправильной комплектации не будет обеспечена необходимым оборудованием, котел не сможет набирать необходимую температуру, при которой смолы смогут выгорать, а не вытекать из дымохода.

Если, к примеру, подача не будет обеспечена необходимым оборудованием, которое будет исключать температурное истощение котла, то в нем также будет образовываться смола, которая постоянно будет вытекать из дымохода.

Больше всего виноваты монтажники твердотопливного котла!

Главные герои, это горе мастера, которые допустили выше изложенные ошибки. Об этом подробнее вы можете узнать, прочитав публикацию (Монтаж твердотопливного котла под названием «Две трубы» или «Подводная лодка» )

Это главные причины той, при которой из дымохода течет смола. Конечно, бывают и другие причины такие, как например:

слишком влажные дрова;

диаметр и высота дымохода не соответствуют техническим требованиям.

Но это из опыта бывает очень редко.

Ну вот примерно так. Теперь давайте подведем итоги.

Причины мы установили, а теперь что делать?

Как вам исправить проблемную ситуацию?

Ответ простой. Мы можем дать вторую жизнь вашему котлу!

Так как мы являемся экспертами по твердотопливным котлам, мы такие котлы переподключаем. После нашего переподключения, вы навсегда забываете о том, что сейчас происходит с вашим котлом и дымоходом.

После нашей работы:

Смола в котле не будет образовываться и из дымохода течь не будет;

Котел на одной загрузке топлива, будет гореть в два раза дольше;

Простой традиционный котел, сможет гореть почти такое же количество времени на одной загрузке дров, как пиролизный твердотопливный котел;

Из того же количества дров, котел сможет производить в два раза больше тепла;

После нашего вмешательства ваш котел, будет служить вам не 2 года, а примерно в 10 раз дольше;

Кроме того мы сделаем его дальнейшую эксплуатацию максимально безопасной.

Когда из дымохода течет смола, ваш твердотопливный котел, находится в таком состоянии, при котором он грузовиками пожирает дрова. Топить таким котлом крайне не выгодно. Дешевле газом. После наших коррекционных работ, ваш котел за год может экономить, как выше уже говорилось до 1000 $.

Многим это может показаться настолько неправдоподобным, что они могут попросту этому не поверить!

Ну что ж если у вас существует проблема, но вы не верите в то, что ее можно решить, то лучший способ убедится в правдивости наших слов, это ознакомиться с доказательствами.

Как это можно сделать?

Ну во первых вы можете ознакомиться с отзывами о нашей работе;

А во вторых, вы можете пообщаться с теми людьми, у которых были такие же проблемы, как и у вас сейчас. У некоторых из них из дымохода вытекало по литру смолы в сутки. А после нашего пере подключения...

Впрочем у вас есть возможность услышать все от них а не от нас.