Чаще всего глаголы образуются приставочным способом — при помощи приставок, которые присоединяются к глаголам несовершенного вида. Приставочные глаголы в этом случае получают не только совершенный вид, но и другое значение.
1. Самую большую группу составляют приставки, которые имеют общее значение направления действия в пространстве, но внутри этого общего значения — более частные значения: под- , при- , до- имеют значение направленности к чему-либо, приближения, присоединения, добавления. Так, приставка под- указывает на приближение, присоединение к чему-либо (подъехать , подшить ), приставка при- — на достижение какого-либо места, соединения с чем-либо (приехать , пришить ), приставка до- — на доведение действия до какого-либо предела (доехать , дошить ); от- , у- означают удаление от чего-либо, отделение. При этом приставка от- означает удаление на небольшое расстояние (отъехать , откатить ), а приставка у - полное удаление с какого-либо места (уехать , уползать ); в- (во- ) указывает на направление внутрь чего-либо (въехать , вшить ); вы- — на движение, удаление изнутри (выехать , выгнать ); на- указывает направление действия на поверхность чего-либо (наехать , нашить ); с- (со- ) — направление движения с поверхности, с высоты (съехать , сбросить ); о- (об- , обо- ) указывает: а) на направление движения вокруг чего-либо (объехать , обжарить , обшить , обойти ); б) на последовательное пребывание в однотипных местах (обойти все магазины , объехать весь город ); про- обозначает движение мимо чего-либо (проехать мимо вокзала , пройти мимо стадиона ) или на определенном расстоянии (пробежать километр , проплыть 200 м ); пере- — движение из одного места в другое (переехать , перебросить ); за- означает: а) попутное движение в место, где находятся недолго (по дороге с работы зайти в магазин ), б) движение вглубь какого-либо пространства (зайти далеко в лес ), в) движение за предмет (зайти за дом ).
2. Приставки с временны́ми значениями:
по- означает: с глаголами определенного движения — начало действия (пойти , побежать ); б) с глаголами неопределенного движения и с некоторыми другими глаголами — совершение действия в течение некоторого времени (походить , постоять , поработать );
за- , по- с некоторыми глаголами означают начало действия (затлеть , застучать; подуть , почувствовать );
пере- , ре- означают повторное действие, обычно с дополнительным значением "по-новому, иначе" (переделать , перевоспитать , перешить , реинвестировать , рефинансировать );
де- означает действие, противоположное тому, что называется производящим глаголом (дегуманизировать от гуманизировать , деполитизировать от политизировать ).
3. Отдельные приставки означают интенсивность действия:
пере- означает чрезмерную интенсивность действия (перегреть , переохладить , переварить );
недо- означает неполноту действия, недоведение его до конца (недоделать , недоварить , недопить ).
Суффиксальный способ для образования глаголов употребляется реже по сравнению с приставочным. Наиболее употребительные глагольные суффиксы -и- , -ова- , -ева- , -ирова- , -изирова- , -нича- означают совершение действия, связанного с предметом или признаком, указанным в производящем слове: дуплить от дупель , комплектовать от комплект , бичевать от бич , конверсировать от конверсия , слесарничать от слесарь , хитрить от хитрый , пустовать от пустой , гуманитаризировать от гуманитарный , откровенничать от откровенный;
-е- означает приобретение признака, связанного с предметом или признаком, указанным в производном слове: сиротеть от сирота , звереть от зверь , белеть от белый , краснеть от красный.
Следует различать глаголы, образованные от прилагательных с суффиксами -и- и -е- типа синить — синеть , белить — белеть. Первые имеют значение "сделать каким-либо", а вторые — "выявлять признак".
Приставочно-суффиксальный способ — это образование глаголов путем одновременного присоединения к производящему слову приставки и суффикса.
1. Суффикс -и- с некоторыми приставками (за -, о- , об- ) придает глаголам значение распространения, передачи чего-либо другим объектам: задымить от дым , заболотить от болото , затруднить от трудный; озвучить от звук , окрестьянитъ от крестьяне , обналичить от наличные , облегчить от легкий.
2. Суффикс -и- с приставкой обез- придает значение лишения, удаления: обезболить от боль , обезналичить от наличные.
Постфиксальный способ — образование глаголов при помощи постфикса -ся , присоединяемого к неопределенной форме и выражающего различные залоговые значения: гуманизироваться от гуманизировать , подпитываться от подпитывать , раскручиваться от раскручивать.
Приставочно-постфиксальный способ — образование глаголов путем одновременного присоединения приставки и постфикса -ся .
1. Приставка с- и постфикс -ся указывают на соединение, прибытие из разных мест в одно: сбежаться от бежать , слететься отлететь.
2. Приставка раз- (рас- ) и постфикс -ся указывают на направлениев разные стороны: разбежаться от бежать , разлететься отлететь.
Словосложение — образование глаголов путем сложения: полуобнять от полу и обнять , самовоспламениться от само и воспламениться.
«Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста приставочными глаголами»
Дятлова Ж.В., Головкина М.А., Соколова О.И.
Для свободного владения речью ребёнок прежде всего должен обладать достаточно большим запасом слов. Чем больше в его словаре будет существительных, глаголов, прилагательных, наречий, тем точнее и полнее он сможет выражать свои мысли, тем легче ему будет общаться при помощи устной речи, а в дальнейшем овладеть и письменной речью. По этой причине на специальные упражнения и игры по обогащению словарного запаса не следует жалеть сил и времени, тем более что результаты таких упражнений не заставят себя долго ждать В данной статье мы хотим предложить вашему вниманию игры и упражнения по обогащению словарного запаса ребёнка глаголами и словообразованию глаголов. Необходимость обогащения словарного запаса глаголами объясняется их важной ролью в предложении. Ведь вся наша жизнь и жизнь окружающей нас природы связаны с непрерывным движением, с какими то изменениями, событиями. Без глагола нельзя построить почти ни одного предложения. Бесконечно обеднённой выглядит речь ребёнка, не располагающего достаточно большим и разнообразным запасом глагольных слов. Итак, вашему вниманию предлагаются различные игры, стихи, упражнения, позволяющие ввести в речь ребёнка приставочные глаголы.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Ребёнок, поймав мяч, произносит глагол с противоположным значением.
Заходит-выходит
Залетает-вылетает
Забегает-выбегает
Насыпает-высыпает
Закрыл-открыл
Подъехали-отъехали
Положил-выложил
Закопал-выкопал
Игра «Медленный-быстрый»
Инструкция:»Мальчик Вася всё делает медленно, а ты можешь сделать быстро и правильно. Я буду рассказывать про Васю, а ты расск4ажи о себе»
Вася рисует, а ты уже…(нарисовал)
Вася читает, а ты уже…(прочитал)
Вася ломает палку, а ты уже…(сломал)
Вася пишет записку, а ты уже…(написал)
Вася стирает носки, а ты уже…(выстирал)
Вася считает, а ты уже…(сосчитал)
Вася ужинает, а ты уже…(поужинал)
Игра «Добавь словечко»
Педагог произносит незаконченное предложен6ие, а ребёнок добавляет глагол, подходящий по смыслу.
На крылечко заходят, а на дерево….(залезают)
Через дорогу переходят, а через речку…(переплывают)
Воду в банку наливают, а крупу…(насыпают)
Молоко нечаянно пролили, а соль…(рассыпали)
Машина к гаражу подъезжает, а катер к берегу…(подплывет)
Ушами не всё расслышали, а глазами не всё…(рассмотрели)
Бабушка шарф связала, а платье…(сшила)
Игра «Чем всё закончилось?»
Инструкция: «Послушайте и скажите, чем всё закончилось»
Мама кашу солила-солила и …(пересолила)
Коля котлеты ел-ел и …(переел)
Папа через реку плыл-плыл и …(переплыл)
Толя доску пилил-пилил и …(перепилил)
На нашей улице дом строили-строили и …(построили)
Кошка на дерево лезла-лезла и …(залезла)
Сын рос-рос и папу…(перерос)
Игра «Внимательные ушки»
Инструкция: «Послушайте стихотворение. Когда услышите слова, похожие на слово летать, хлопните в ладошки.
Птицы могут летать высоко, пролетать над озёрами синими, улетать из гнезда далеко, ввысь взлетать над горами красивыми, облетать они могут лес, залетать за башни высокие, подлетать под низкий навес и слетать с крыш в ямы глубокие.
Игра «Помощники»
Инструкция:«Помогите мне придумать слова, похожие на слово ходить. Я буду говорить начало слова, а вы по очереди добавляйте слово ходить.
За…ходить, пере…ходить, вы…ходить, у…ходить, на…ходить, про…ходить, об…ходить.
Детям предлагается придумывать слова, похожие на слово копать.
Игра с водой.
Педагог предлагает детям поиграть с водой. Называет действия, их ребёнок должен выполнить и сообщить об этом. Ставит перед ребёнком стакан, чашку и баночку, в которую налита вода.
Педагог: «Налей воды из баночки в чашку. Из баночки отлей воды в стак4ан. Из чашки перелей воду в стакан. Долей в стакан воды из банки. Из стакана вылей воду в банку. Полей цветок.»
Ребёнок говорит о выполнении действия.
Игра «Путешествие машинки»
Для игры нужно сделать импровизированный гараж для машинки, дорогу, мост. Поставить на пути машинки дерево, можно положить на дорогу лужу.
Сначала педагог рассказывет о передвижении машинки, а ребёнок добавляет глаголы, похожие на слово ехать. Затем дети выполняют действия с машинкой и самостоятельно повторяют рассказ о ней.
«Жила-была в гараже машинка. Ей стало скучно, и она решила попутешествовать. Машинка из гаража выехала, по дороге поехала, к мосту подъехала, на мост заехала, по мосту проехала, с моста съехала, по дороге снова поехала, до дерева доехала, вокруг дерева объехала и обратн6о в гараж поехала.»
Игра «Путешествие бабочки»
Инструкция: «К нам в группу залетела бабочка. Помогите мне придумать рассказ о том, как она путешествовала.»
«Бабочка к нам в группу…залетела. По группе …полетала. К Маше….подлетела и на Машу …села, с Маши….слетела и на Катю…перелетела, посидела. Вокруг Кати…облетела и к Маше…улетела. Над Машей…полетала и в окно снова…улетела.»
Игра «Сочинители»
Педагог читает текст, а дети добавляют однокоренные приставочные глаголы, подходящие по смыслу.
«Захотел зайчик капусты и решил отправится в деревню на огород. Вот зайчик из леса…выбежал, до деревни…добежал, к огороду…подбежал. Вокруг огорода обежал, увидел капусту и в огород…забежал. Заяц капусту грыз, грыз,наелся, из огорода выбежал и к лесу обратно …побежал»
Можно предложить детям придумать рассказ о том, как дети гуляют на участке: «Света на участок…пришла, к качелям подошла, покачалась, слезла и от качелей отошла, вокруг домика обошла и к веранде пошла, на веранду зашла и стала там играть с куклами». Педагог: «А Денис и Витя любят на прогулке бегать. Давайте расскажем, как гуляли эти мальчики.»
Игра «Что подходит?»
Педагог предлагает ребёнку предложение и два глагола с разными приставками на выбор. Ребёнок повторяет предложе6ние, включив правильный вариант глагола.
Старую мебель из дома надо вынести или внести?
Рома слона из пластилина слепил или налепил?
Миша учебники в портфель разложил или сложил?
Даша научилась сама шнурки привязывать или завязывать?
Игра «Исправь ошибку»
Педагог предлагает детям предложения с неправильным вариантом приставочного глагола. Ребёнок должен самостоятельн6о припомнить и употребить нужный глагол в предложении.
Папа реку приплыл.
Мама вышивает дырку на футболке.
Дедушка накопал яму.
Бабушка выжарила котлеты.
Оля прилила воды в лейку.
Игра с картинками «Найди пару»
Для игры используются парные картинки. Педагог выкладывает картинку, где действие ещё совершается, а ребёнок среди своих картинок находит ту, где данное действие уже завершено. Парные картинки могут содержать противоположные действия.
Мальчик красит забор- Мальчик покрасил забор.
Ребёнок строит башню. – Ребёнок построил башню.
Девочка рисует бабочку. – Девочка нарисовала бабочку.
Парные картинки могут содержать противоположные действия.
Дедушка заходит в дом – Дедушка выходит из дома.
Мальчик наливает воду в ведро – Мальчик выливает воду из ведра.
Литература
Цель: Закрепить понимание и правильное употребление приставочных глаголов движения в речи детей.
Задачи:
1. Расширять и активизировать словарь по теме "Зимующие птицы".
2. Формировать навыки словообразования: образование звукоподражательных и приставочных глаголов.
3. Учить детей подбирать слова с противоположным значением (прилагательные, глаголы).
4. Работа над предложением с приставочным глаголом.
5. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, объем вербальной памяти.
6. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать способности у детей наблюдать за животным и растительным миром.
Оборудование:
Ход занятия
I. Оргмомент: - Какое сейчас время года? (- Зима.)
Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (- Зимующие.)
Логопед показывает картинки с изображением зимующих птиц (дятел, снегири, воробей, сорока). Предлагает детям отгадать загадки.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это...(снегири).Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей).И зимой стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит.
Кто это? (дятел).
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (сорока)
II. Закрепление лексического материала.
Викторина. – Я буду задавать вопросы. Кто ответит первый, тот получает фишку. У кого больше фишек, тот – победитель!
1) Ответьте на вопросы:
Какая птица днем спит, а ночью летает? (- Сова.)
Зачем клесту крестообразный клюв? (- Чтобы лущить шишки и доставать семена из шишек.)
2) Задание "Закончи предложение":
Сова днем спит, а ночью...(охотится).
У сороки хвост длинный, а у галки... (короткий).
Синица – желтогрудая, а снегирь - ... (красногрудый).
3) Задание "Запомни, повтори, найди лишнее слово и объясни почему ты так думаешь":
Медведь, дятел, барсук, лиса.
Скворец, синица, грач, ласточка.
Ворона, снегирь, соловей, воробей.
4) Задание "Что умеют делать птицы?"
"Подберите слова-действия к слову “птицы”. Птицы что делают?"
(летают, поют, клюют, пьют, машут, стучат,...)
5) Задание “Как разговаривают птицы?”
Ворона говорит “кар-кар”, значит она что делает? – Каркает.
Воробей - ... (чирикает), сова - ... (ухает), сорока - ... (стрекочет),
синица - ... (свистит), голубь - ... (воркует).
Викторина закончена. Посчитаем фишки и узнаем кто победитель.
III. Объяснение нового материала.
Логопед предлагает послушать историю про воробья:
"Воробей крепко спал, рано встал, из гнезда вылетел . Воробей летал, корм искал. Вдруг увидел кормушку. Вокруг кормушки облетел , в кормушку залетел , крошки склевал. Воробей из кормушки вылетел . К гнездышку подлетел . В гнездышко залетел . Всю зиму так и перезимовал."
1. Знакомство с символами слов-действий.
Логопед обращает внимание на слова-действия:
Ребята, у меня в руках что за птица? (- Синица.)
(Логопед показывает картинку с изображением синицы.)
Я начну предложение, а вы его закончите словом-действием. Эти слова-действия указаны стрелочкой на карточках. Попробуйте расшифровать их.
(На доске карточки с символами слов-действий.)
Логопед: - Синица к кормушке... (подлетела), от кормушки... (отлетела).
Синица в кормушку... (залетела), из кормушки... (вылетела).
Синица через кормушку... (перелетела), под кормушкой... (пролетела).
- Вокруг кормушки... (облетела).
2. Подбор слов-действий с противоположным значением.
Игра с мячом "Наоборот":
3. Закрепление нового материала.
Я буду рассказывать историю про стаю воробьев, а вы будете подсказывать слова-действия. (Логопед рассказывая историю, показывает на соответствующий символ слова-действия, дети договаривают предложение.)
"Воробьи крепко спали, рано вставали, из гнезда... (вылетали ). Воробьи летали, корм искали. Через деревья... (перелетали ). Под кормушкой... (пролетали ), в кормушку...(залетали ), крошки клевали. От кормушки... (отлетали ), вокруг дерева... (облетали) , опять к кормушке...(прилетали). Целый день летали, корм себе добывали. А вечером в гнездышко..(залетали) . Всю зиму так и перезимовали!"
IV. Физминутка. "Воробушки". Зрительная гимнастика.
Теперь вы воробушки – "воробьев веселых стайка, за кормами вылетай-ка!"
(Логопед дает задания, а дети их выполняют.)
Воробушки подлетели к елке, отлетели от елки, облетели вокруг елки, залетели за елку, подлетели к кормушке, прилетели к домику, залетели в домик. А теперь, воробушки, глазками поморгали, крепко закрыли, открыли, посмотрели вправо-влево, вверх-вниз. Крылышками помахали, полетели на свои места.
V. Работа над приставочными глаголами в предложениях.
1. Игра "Исправь ошибку в предложении".
Помоги Незнайке - скажи правильно слово-действие.
1) Вороны подлетели от кормушки. (отлетели)
2) Вороны через куст улетели . (перелетели)
3) Сова в дупло отлетела . (залетела)
2. Игра "Придумай предложение"
Я скажу слово-действие, а вы придумайте с этим словом предложение.
Логопед:
Прилетели. (Вороны прилетели к кормушке.)
Облетел. (Дятел облетел вокруг дерева.)
VI. Закрепление понятия "Зимующие птицы".
(Логопед раздает картинку с контурным изображением птиц.)
Найти зимующих птиц и обвести кружочком.
Картинки: ласточка, снегирь, голубь; дятел, снегирь, журавль.
(Дети выполняют задание.)
2. Закрепление падежной конструкции: существительные Род.п. ед.числа.
Кого ты обвел(а)? (- Я обвел снегиря. Я обвела голубя. и т.д.)
VII. Итог занятия: Оценка работы детей.
Сюрпризный момент: - Ребята, что любят птицы? – (Семечки, зернышки, крошки.)
Вы у меня были воробушками и я вас угощаю сухариками.
(Детям предлагаются “из кормушки” сухарики.)