Конспект на тему водоросли. Конспект урока и презентация по биологии на тему "водоросли" Конспект водоросли и их значение

Цветы

МОУ «Ястребовская средняя общеобразовательная школа имени И. И. Золотухина»

Мантуровского района Курской области

УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

по теме «ВОДОРОСЛИ»

Учитель биологии:

Винюкова Зоя Дмитриевна

с. Ястребовка

октябрь – 2016 года

Урок биологии в 6-м классе

по теме "Водоросли"

Учитель биологии МОУ "Ястребовская средняя общеобразовательная школа имени И. И. Золотухина"

Винюкова Зоя Дмитриевна

Тип урока - комбинированный.

Методы : рассказ, беседа, демонстрационная лабораторная работа, работа с тетрадью, работа в рабочей тетради по биологии, презентация по теме.

Оборудование : таблицы: "Строение и размножение одноклеточных зелёных водорослей", «Строение и размножение зелёных нитчатых водорослей"; микроскоп; "цветущая вода"; пипетка; покровное стеклышко; предметное стекло, презентация " водоросли".

Цели:

Познакомить обучающихся с группой растений, называемых водорослями;
- познакомить со средой обитания водорослей;
- раскрыть особенности строения одноклеточных и многоклеточных водорослей;
- дать представление о способах размножения водорослей;
- продолжить формировать знания обучающихся о высших и низших растениях;

Дать представление о многообразии водорослей

Развивать любознательность,

Воспитывать любовь к природе.

Ход урока:

1.Организация обучающихся на работу

2.Опрос обучающихся по вопросам:

1) Разнообразие растений и их роль в природе.
2) Значение растений в жизни человека.

3) Что изучает ботаника

3.Изучение нового материала.

1) Сегодня мы начинаем изучение особой группы растений, которые называются водорослей. Водоросли – большая группа растений, которая включает в себя несколько отделов.

Фронтальная беседа:

1. Что такое водоросли?

2. Где они встречаются?

3. В каких водах могут жить водоросли?

4. Имеются ли водоросли в нашей местности?

5. К какой группе растений относятся водоросли к высшим или низшим растениям?

6. А в чем отличие низших растений от высших?

Водоросли живут и в пресных и в соленых водоемах, могут жить в стоячей и в проточной воде, а так же они обитают на влажной почве, коре деревьев, в аквариуме, на поверхности почвы в горшке с комнатными цветами. Мы с Вами знаем, что водоросли одни из самых древних растений, поэтому они имеют более простое строение.
Водоросли относятся к низшим растениям.
Низшие растения не имеют дифференцированных органов. Тело водорослей называется талломом или слоевищем, вместо корней у них ризоиды - корнеобразные выросты.
Так как водоросли живут в воде или во влажной среде, то они поглощают различные вещества всей поверхностью тела, соответственно и вся поверхность тела может фотосинтезировать. По способу питания они автотрофы.

3) Среди водорослей встречаются как микроскопические, так и настоящие гиганты, достигающие в длину несколько метров

Самостоятельная работа

В рабочей тетради заполнить таблицу:" Разнообразие водорослей"

Водоросли

Одноклеточные

Многоклеточные

Хламидомонада, хлорелла.

Спирогира, улотрикс, ламинария.

Демонстрационная лабораторная работа

Задание №1

Поместим на предметное стекло каплю" цветущей воды" и рассмотрим её под микроскопом. Мы увидели множество одноклеточных организмов, подробнее строение одноклеточных рассмотрим на таблице" Строение одноклеточных водорослей"

Задание№2

Найти черты сходства и черты различий одноклеточных зелёных водорослей хлореллы и хламидомонады.

Задание№3

Зарисовать строение одноклеточных зелёных водорослей хлореллы и хламидомонады.

Объяснение сопровождается слайдами - презентация на тему: Водоросли.

Одноклеточные водоросли.

Из одноклеточных водорослей мы рассмотрим хламидомонаду. Она имеет грушевидную форму тела. На переднем конце находятся два жгутика, при помощи которых водоросль может двигаться. Тело водоросли покрыто оболочкой. Под которой находится цитоплазма с расположенным в ней ядром. Есть так же вакуоль, в которой содержится клеточный сок. Большую часть занимает хроматофор, содержащий пигмент – хлорофилл, за счет этого водоросль имеет зеленый цвет. А раз есть хлорофилл, значит, водоросль способна к фотосинтезу. Так как водоросль может свободно двигаться, то она может выбрать благоприятное для нее место. Наиболее благоприятным для нее является наличие яркого света. У нее есть светочувствительный глазок, при помощи которого она передвигается в сторону более освещенного места. Это явление стремления к свету называется положительным фототаксисом. Хламидомонада способна питаться не только продуктами фотосинтеза, но и поглощать готовые органические вещества всей поверхностью тела. Она размножается как половым, так и бесполым путем.

Летом в благоприятных условиях она размножается бесполым путем – делением. Прежде чем приступить к делению хламидомонада теряет жгутики и перестает двигаться. Содержимое материнской клетки делится пополам, затем еще пополам. Каждая из четырех частей покрывается оболочкой и выбрасывает жгутики. В результате под оболочкой образуется 4 маленькие клетки. Эти клетки называются зооспорами. Основная функция зооспор – размножение и расселение организма. Впоследствии оболочка материнской клетки лопается, и дочерние клетки оказываются на свободе. Зооспоры постепенно растут и превращаются во взрослых хламидомонад.

В неблагоприятных условиях хламидомонада размножается половым путем. Содержимое делится и внутри материнской клетки образуется гамета с двумя жгутиками. Оболочка клетки разрывается, и гаметы выходят наружу. Они активно двигаются в поисках других гамет. Потом гаметы различных клеток объединяются, и образуется зигота. Зигота покрывается плотной оболочкой и способна пережить неблагоприятные условия. А как только наступают благоприятные условия, зигота делится дважды и в результате образуются 4 хламидомонады.

Многоклеточные водоросли.

К многоклеточным водорослям относится – спирогира и ее мы рассмотрим. Клетки у нее расположены в один ряд. Растет она за счет деления клеток всего тела. Эта водоросль ведет неприкрепленный образ жизни и за счет течений передвигается. Например, купаясь в пруду или реке, вы обнаруживали скопления зеленой, скользкой тины? Это и есть спирогира. Клетки имеют вытянутую форму. Сверху покрыты слоем слизи. Хроматофоры имеют особое строение. Они длинные, расположены вдоль стенки клетки и опоясывают ее по спирали. Отсюда и название водоросли. В центре находится ядро с ядрышком. Большой объем клетки занимает вакуоль. Для спирогиры характерно как половое, так и бесполое размножение.

4) Роль водорослей в природе :

    В процессе фотосинтеза выделяют кислород, необходимый им для дыхания.

    Пища для многих морских животных.

    Приют для рыб и многих других животных.

    Обогащение воды кислородом в процессе фотосинтеза.

    Некоторые виды участвуют в почвообразовании, когда попадают на бесплодные субстраты.

    Некоторые виды входят в состав комплексных организмов (лишайники).

5) Роль водорослей в жизни и деятельности человека:

    Являются продуктами питания для человека.

    Используются в качестве добавки к корму для скота.

    Изготовление удобрений.

    Использование в химической промышленности (йод, спирт, уксусная кислота).

    Биологическая очистка сточных вод.

    Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище.

6) Вред, наносимый водорослями:

    Чрезмерное размножение в оросительных каналах затрудняет подачу воды.

    Чрезмерное размножение в рыборазводных прудах затрудняет сезонный вылов рыбы.

    Чрезмерное размножение водорослей в судоходных местах приводит к затруднению судоходства.

4. Закрепление изученного материала.

Решение кроссворда.

1. Оплодотворенная яйцеклетка.

2. Половая клетка.

3. Группа отделов низших растений.

4.Зеленая нитчатая водоросль.

5.К этим водорослям относится хламидомонада.

6. Морская капуста.

7. Способ питания водорослей.

Ответы:
1 – зигота, 2 – гамета, 3 – водоросли, 4 – спирогира, 5 – одноклеточные, 6 – ламинария, 7 – автотрофы.

5.Итог урока. Выставление отметок.

6.Домашнее задание – параграф 12, заполнить таблицу в рабочей тетради:

Название водоросли.

Название отдела.

Одноклеточная или многоклеточная

Образ жизни.

Место обитания.

Значение для человека.

Подготовить сообщения


Тема урока: Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания, строение, роль в природе и жизни человека.
Тип урока: урок открытия новых знаний (ОНЗ)
Цель урока: (для учителя): сформировать представление о водорослях, понятие о строении, разнообразии, значении в природе и жизни человека, научить отличать водоросли от других растений.
Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с многообразием водорослей, их строением, значением, выявить отличительные признаки водорослей, научиться бережно относиться к природе.
Задачи урока:
Воспитывающая: развитие экологической грамотности учащихся, бережного отношения к природе.
Развивающая: расширение кругозора учащихся, способности сравнивать, анализировать, делать выводы.Обучающая: научить умению отличать водоросли от других растений, формирование представлений о строении, определение места их в органическом мире.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, гербарии.
Описание хода урока
Название технологических этапов урока, их содержания Конспект урока
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
- Там, где вырождаются растения, не может жить человек. Это высказывание принадлежит немецкому философу Гегелю (Слайд 1).
- Ребята вы согласны с этим высказыванием? Почему?
Ежедневно с лица Земли исчезает один вид растений, животных или грибов!!!
Чтобы сохранить разнообразие растительного мира на Земле, что нужно делать?
- А что нам нужно, чтобы знать, как правильно защитить растения (Необходимо знать их особенности). Какая наука поможет нам разобраться с эти вопросом? (Ботаника).
Коммуникативное УУД: сотрудничество с учителем
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.
Растения окружают нас с момента появления на свет. Сначала мы удивляемся каждому цветочку, каждому дереву, но потом все становится для нас привычным, и мы попросту перестаем все это замечать. Тем не менее, природа удивительна во всех своих проявлениях, и это – факт (Слайд 2).
Мы говорили с вами, что ботаника это сложная и многоступенчатая наука, естественно, она изучает множество явлений из жизни растений, на какие отрасли её можно разделить?
Учащиеся дают ответы: морфология растений, анатомия растений, физиология растений, систематика растений.
(Слайд 3).
Ребята, а что изучает каждая из этих наук (по ходу ответов учитель выясняет, изучали ли мы уже эту науку).
Предполагаемые ответы: морфология растений изучает их внешнее строение, анатомия растений - внутреннее, физиология растений – жизнедеятельность, систематика растений – разделяет их на группы, в зависимости от степени их родства.
(Слайд 4).
Мы с вами сегодня будем расширять свои знания по систематике растений?
Какие систематические категории выделяют?
Царство
Отдел
Класс
Порядок
Семейство
Род
Вид (Слайд 5).
Какое царство мы начали изучать на прошлом уроке? (Царство Растения).
В чём принципиальное отличие растений от других живых существ? (Фотосинтез, наличие в клетках пигментов, выделение растительных гормонов, клеточная стенка, состоящая из целлюлозы, продукт обмена- клеточный сок, неограниченный рост).
Все растения в зависимости от строения делят на две группы, какие? (низшие и высшие).
А какие отделы в этом царстве можно выделить? (Отделы Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Покрытосеменные,(Цветковые). (Слайды 6 – 11) (В основе слайдов 7,10,11 использован материал из интерактивного учебного пособия «Наглядная биология. Растение – живой организм»)
На ваш взгляд, какой из этих отделов самый простой (Отдел Водоросли)?
Как называется наука о водорослях? (альгология)
Следовательно, о какой группе растений мы сегодня будем разговаривать (О водорослях)?
Что вы уже знаете про эту группу растений?(Тело может состоять из одной клетки или из множества клеток. Тело многоклеточных низших растений называют талломом. У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Низшие растения не имеют сложного тканевого строения. К ним относятся водоросли).
Ребята, а что вы еще не знаете о водорослях? (Где они обитают, какие они бывают, какую они играют роль в природе и жизни человека).
Как будет звучать тема сегодняшнего урока. (Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей и строение. Роль водорослей в природе и жизни человека). (Слайд 12) А цель нашего урока (дать общую характеристику водорослей, познакомиться с их разнообразием, средой обитания, строением, узнать их значение). (Слайд 13).
Познавательные УД – добывать и (сопоставлять, анализировать) новые знания (информацию). Регулятивные УД – работать в соответствии с предложенным планом.
3.Выявление места и причины затруднения.
Ребята, прочитав параграф на странице 58 ответьте на следующий вопрос: Где живут водоросли?
Ребята, чтобы дать полную характеристику водорослей, что для этого мы должны сделать? (составить план)
Познавательные УД – применять умения перерабатывать информацию и делать выводы на основании полученных результатов.
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Итак, нам необходимо составить общую характеристику водорослей.
1.Если мы с вами представим, что попали на морское дно (Слайд 14), мы увидим огромное разнообразие водорослей. И прежде чем начать их изучать, мы должны знать, сколько видов водорослей есть на нашей планете. Поэтому первый пункт нашей характеристики «Количество видов».
2.Но у каждой из водорослей есть свой дом, поэтому изучая какую-либо группу нам необходимо знать, где они живут. Следующий пункт характеристики (Место обитания).
3.Если мы вернёмся к нашему воображаемому морскому дну, то увидим что, одни водоросли будут крошечными, невидимыми человеческому взгляду, другие огромные, ветвящиеся (Слайд 15). Поэтому третий пункт нашей характеристики (Размер).
4.Расмотрите рисунки учебника на странице 62-64 и скажите: Какие могут быть водоросли? Следующий пункт нашей характеристики (Внешнее строение).
5.Если водоросли относятся к растениям, то какой способ питания у них будет? Значит следующий пункт характеристики у нас будет (Питание).
6. Увеличение числа особей может только в результате размножения. Шестой пункт нашей характеристики будет (Размножение).
7.Следующий пункт нашей характеристики это разновидности водорослей. Мы будем делить их двумя способами.
Одноклеточные, колониальные, многоклеточные (Слайд 16-17)
Зелёные, бурые, красные.
Рассказ учителя. Беседа с учащимися о том, почему у водорослей разный цвет.
Увеличение числа особей может только в результате размножения. Это может происходить разными способами: половым и бесполым путем.
Бесполое размножение. Происходит без образования специализированных половых клеток (гамет) и для его осуществления необходим только один организм.Существует несколько типов бесполого размножения:деление клетки надвое; колониальные формы - распад колоний; многоклеточные водоросли - фрагментация и распад нитей.. Некоторые бурые водоросли образуют на талломах так называемые "веточки", которые, обламываясь, дают начало новым слоевищам. У некоторых водорослей на ризоидах образуются клубеньки, которые после периода покоя прорастают в новое растение. Спорообразование. Споры развиваются в специальных клетках, называемых спорангиями. Подвижные споры, обладающие жгутиками, называются зооспорами.
Половое размножение. Процесс образования дочернего организма в результате слияния двух клеток, имеющих гаплоидный набор хромосом данного вида. В результате образуется диплоидная клетка - зигота, из которой развивается новая водоросль или формируются зооспоры.
Итак, наш план будет выглядеть следующим образом (Слайд 18):
Количество видов
Место обитания
Размеры
Внешнее строение
Питание
Размножение
Разновидности
Теперь, пользуясь данным планом, мы с вами можем составить общую характеристику водорослей? Да.
А чем для этого нам необходимо воспользоваться?
(Учебником, дополнительной литературой)
Дополнение учителя:
Существуют также бесцветные водоросли, которые питаются гетеротрофно. Синезеленые водоросли (цианобактерии), будучи прокариотами, находятся в царстве Бактерий, эукариотические группы водорослей - в царстве Растений.
Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.

5.Реализация построения проекта.
Для составления характеристики нам необходимо выполнить задание 1 в дидактической карте.
Задание выполняется с использованием учебника §12 и дополнительной литературы.
Разновидности водорослей обсуждаются подробнее, в виде диалога.Учащиеся выполняют задание. Меняются тетрадями и проверяют друг у друга правильность ответов, выставляя оценки. (Слайд 19)
Регулятивные УД – оценить проблему и приложить усилия для ее решения. Оценить ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Задание дается группам учащихся.Дать характеристику водорослям по следующим параметрам:
Представители, особенности строения, место обитания
1 гр. Одноклеточные водоросли.(стр.58-60)
2 гр. Многоклеточные зеленые водоросли.
3 гр. Многоклеточные бурые водоросли.
4 гр. Многоклеточные красные водоросли. (Слайд 20-23)
Физ. минутка(движение водорослей при течении)


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
. Значение водорослей (Слайд 24-25)
в природе в жизни человека стр.65-66
(В природе: корм для рыб, поглощают углекислый газ и выделяют кислород, который растворяется в воде и выделяется в атмосферу)
В жизни человека: использование в химической промышленности- получение йода, калийных солей, целлюлозы, спирта и других продуктов; удобрение, корм скоту, студенистое вещество добываемое из красных водорослей агар-агар используют в кондитерской, хлебопекарной, бумажной, текстильной промышленности, принимают в пищу, очистка сточных вод).
Водоросли относятся к растениям: выделяют кислород, создают органические вещества (обеспечивают кислородом все живые организмы, используются в пищу животными и человеком), значит их нужно беречь.
Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.
Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.
Регулятивные УД – сравнивать результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.
8.Включение в систему заданий повторения.
Мы знаем, как устроены высшие растения, они имеют органы: корень, стебель, листья. Сравнить со строением водорослей. (Водоросли не имеют органов, тело состоит из одинаковых по строению и функциям клеток- слоевище.) Но водоросли относятся к растения, почему? (Пластиды зеленого цвета содержат хлорофилл, способны к фотосинтезу.)
У каких симбиотических организмов тело тоже представлено слоевищем? (лишайников).
Отгадайте загадку: (Слайд 26)
Вошли мы в речку босые, а стали вдруг обутые:
Русалочьи косы ноги запутали.
Что это такое? (тина, водоросли, спирогира). (Слайд 27)
Летом в водоемах нередко наблюдается избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия, вероятнее всего, могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть его последствия для водоема? (Избыточное размножение одноклеточных водорослей происходит летом при благоприятных условиях: обилие света и тепла. Последствия их избыточного размножения: загнивание растений, гибель рыб и других обитателей водоема)
Реши кроссворд. (Слайд 28)
1.Зеленаая нитчатая водоросль.
2.Морская капуста.
3.Способ питания водорослей.
4.Другое название красных водорослей.
5.Группа отделов низших растений.
5.
в о д о 2.
л 3.а р а в о м т 4.
б
1.с п и р о г и р а
л н т г
и а р р
р о я
и ф н
я ы к
и
(Слайд 29)
(задание 3 в дидактической карте).
Выбери верные утверждения.(Слайд 30)
1.Водоросли- древнейшие представители растительного мира.
2.Важным условием для жизни водорослей является наличие воды.
3.В почве водоросли не встречаются.
4.Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья.
5.Большинство водорослей- автотрофы.
6.Водоросли размножаются только бесполым путем.
7.Водоросли размножаются бесполым путем в благоприятных условиях.
8. Некоторые бурые водоросли достигают в длину 30-50м.
9.Бурые водоросли обитают только в арктических морях.
10.Все зеленые водоросли имеют микроскопические размеры.
(Верные утверждения 1,2,5,7,8) (Слайд 31)
(задание 4 в дидактической карте).
Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.
9-10.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Домашнее задание.
Что было интересно на уроке? Какие задания у вас вызвали затруднения?
Домашнее задание: (Слайд 32)
Выписать определение в тетрадь стр. 72.
Подготовить презентацию об использовании водорослей человеком.
Сочинить сказку, кроссворд, загадку.
Личностные УД – уметь анализировать самооценку мотивов, целей и способностей к саморазвитию, к познанию, учебе.
Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.

Жукова Валентина Андреевна

учитель биологии

ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида № 10

Конспект урока по теме «Водоросли» 6 класс

Задачи:

— познакомить учащихся с водорослями как представителями древних растений;

— сформировать знания об их среде обитания;

— раскрыть особенности строения тела;

— показать строение одноклеточных водорослей на примере хламидоманады;

— объяснить способы размножения водорослей;

— познакомить с многообразием одноклеточных и многоклеточных водорослей;

— показать значение водорослей в природе и жизни человека;

— продолжить развивать умение пользоваться микроскопом и готовить микропрепараты.

Средства обучения:

— кинофильм «Водоросли» (20 мин);

— иллюстрации;

— инструкционные карточки.

Словарь: высшие растения, низшие растения, ризоиды, таллом, слоевище, одноклеточные и многоклеточные водоросли, хламидомонада, хроматофор, хлорофилл, хлоропласты, половое размножение, гаметы, бесполое размножение, зооспоры, автотрофы.

План урока:

1.Организационный момент, фонетическая зарядка

2. Объяснение нового материала

3. Закрепление

4. Домашнее задание

Ход урока.

    Организационный момент

Выступления учащихся:

1) У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99,9995% солнечного света, в 1984 г. обнаружили бурые водоросли. Бурая водоросль макроцистис грушеносный вырастает за день на 45 см. и достигает длины 160 м.

2) Кислородом нашу планету снабжают растения и больше всего его выделяют водоросли. В процессе фотосинтеза водоросль хлорелла выделяет количество кислорода, значительно превышающее её массу. Способность хлореллы давать большое количество органических веществ и выделять много кислорода позволяет учёным предполагать, что хлореллу можно использовать в оранжереях космических кораблей как источник кислорода и пищи для космонавтов.

3) Водоросли встречаются и в местах обитания с экстремальными условиями – во льдах горных вершин и Заполярья. В горячих источниках Камчатки, температура которых достигает 75,7С (обнаружено 27 видов водорослей). В настоящее время обнаружено более 100 видов водорослей, развивающихся на поверхности снега и льда. Окраска снега может быть зелёной, красной, голубой, бурой, жёлтой и даже чёрной – в зависимости от видов, которые преобладают среди снежных водорослей.

2. Объяснение нового материала.

— Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

— Водоросли.

— Да. Водоросли – самые древние растения на нашей планете, они дали начало всем наземным растениям. Мир водорослей огромен по численности и разнообразен по формам.

Все вы наверняка видели водоросли. Где?

— В аквариуме, в реке, на море.

— А из рассказов ребят, где ещё можно встретить водоросли?

— На снегу, во льдах, в горячих источниках.

— Посмотрите и скажите, где ещё живут водоросли?

ФИЛЬМ

— На деревьях, на камнях, на почве.

— Мы с вами говорили, что цветковые растения – высшие растения. Водоросли – низшие растения. Почему? Чем они отличаются?

Высшие растения

Низшие растения

Есть

органы →

Нет

корень,

стебель,

листья

ФИЛЬМ

тело – таллом

(слоевище ),

могут быть ризоиды – подобные корню

формы слоевища:

нитевидные – кустовидные – пластинчатые

(подобрать название под рисунок)

Водоросли

Одноклеточные

ФИЛЬМ

Докажите, что клетка водорослей не отличается по своему строению от растительной.

Хламидоманада

хроматофор – «носитель окраски», органоид, содержащий хлорофилл.

Многоклеточные

ФИЛЬМ

    Зелёные

    Бурые

    Красные

Водоросли

ФИЛЬМ

Цветковые растения

В хроматофоре

хлорофилл

В хлоропластах

Размножение

Половое

ФИЛЬМ

При неблагоприятных условиях

— Путём слияния двух 2 гамет и последующего нового деления

Гаметы – это….

Зигота – это ….

Бесполое

ФИЛЬМ

При благоприятных условиях

— Путём образования зооспор

Зооспоры – это ….

Лабораторная работа «Размножение одноклеточных водорослей».

    Осторожно вместе с тонким слоем субстрата срежьте ножом скопление одноклеточных водорослей, образующих зелёный налёт на коре деревьев (со стенки цветочного горшка)

    Положите кусочек коры с налётом в воду на 1-2 мин и поместите по сильный электрический свет на 15-20 мин.

    Понаблюдайте, изменился ли цвет колонии водорослей, запишите это в тетрадь.

    Осторожно соскоблите препаровальной иглой едва заметное количество водорослей на предметное стекло, капните воды и покройте препарат покровным стеклом.

    Рассмотрите невооружённым глазом и запишите, что вы видите.

    Затем рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа, зарисуйте увиденное.

    Поставьте препарат под большое увеличение, рассмотрите и так же зарисуйте увиденное.

    Поищите на препарате водоросли, собранные «пакетиком», делящиеся клетки водоросли, зарисуйте их, подпишите весь рисунок. Водоросль назовите.

Водоросли – автотрофы. Что это значит?

— А водоросли вредные или полезные?

ФИЛЬМ

— А где ещё используются водоросли?

3. Закрепление

— Что это?

ФИЛЬМ «Тина» — скопление различных нитчатых водорослей

ФИЛЬМ водные растения – у них есть стебель, листья, корень

Вывод: не все растения, обитающие в воде, водоросли

ФИЛЬМ

4. Итог урока

Водоросли – это низшие споровые растения, их тело представлено в виде таллома (слоевища). В их клетках содержится хроматофоры с пигментами. Поглощение необходимых веществ и удаление ненужных у водорослей осуществляется всей поверхностью тела. Они снабжают атмосферу земли кислородом. Составляют важное звено в цепочке взаимосвязей живых организмов.

Домашнее задание.

Источники информации:

1. Ботаника. Учебник для 5-6 кл. Корчагина В.А.

2. Видеофильм «Водоросли» (Леннаучфильм)1987 г.

3. http://c1gas2org.wpengine.netdna-cdn.com/files/2009/07/algae.jpg — нитчатые водоросли

4. http://www.hyscience.com/archives/brown%20seaweed.jpg – кустовые водоросли

5. http://s.primamedia.ru/f/big/136/135372.jpg — пластинчатые водоросли

Водоросли – это растения из подцарства Низших, живущие преимущественно в воде. Тело водоросли представляет собой сплошное слоевище и не разделяется на стебель, корень и листья.

Какие бывают водоросли

В основном, классифицируются по цвету.

Подразделяются на:

  • зеленые;
  • бурые;
  • красные;
  • диатомовые.

Описание водорослей, жизненный цикл, особенности, значение

Зеленые водоросли имеют в своем составе пигмент хлорофилл, необходимый для осуществления процесса фотосинтеза. Пример одноклеточной зеленой водоросли – хламидомонада.

Могут также быть многоклеточными, например, спирогира.

Зеленые водоросли имеют нитчатое или пластинчатое (плоское) строение тела; форма может быть круглая или овальная. Одноклеточные зеленые водоросли могут иметь жгутики. Питаются водоросли автотрофно, то есть используют для получения энергии свет.

Зеленые водоросли обитают на поверхности водоемов, в пределах десяти метров глубины. Также могут встречаться на коре деревьев и на поверхности камней. Размножаются бесполым (делением, митозом) и половым (конъюгацией) способами. Наибольшее количество водорослей появляется весной.

Бурые водоросли многоклеточны, и, как правило, имеют вертикальное положение в воде за счет наличия в составе газовых пузырьков. Растут на больших глубинах. Имеют ризоиды, с помощью которых крепятся к компонентам водоемов. Так же как и зеленые, имеют автотрофное питание. Состоят из дифференцированных клеток. Самые известные бурые водоросли – ламинария. Размножаются вегетативным, бесполым и половым способами. Форма их разнообразна (например, кустообразная).

Красные водоросли живут на самых больших глубинах. У них расчлененное тело, также имеют ризоиды. Содержат в клетках хлорофилл, красные пигменты фикобилины и нерастворимые в воде каротиноиды. Размножаются сложным половым способом.

Если водорослям не хватает света для питания, они могут переходить на гетеротрофное питание. Эти растения необходимы для очищения водоемов и выработки кислорода. Многие из них употребляются в пищу человека.

Диатомовые водоросли одноклеточны; имеют панцирь. В основном, это планктон. Рассмотреть можно только под микроскопом.

Водоросли - это автотрофные, фотосинтезирующие, эукариотические организмы. Насчитывается около 30 000 видов различных водорослей. Водоросли бывают одноклеточные, многоклеточные и колониальные.

Водоросли относят к низшим растениям, потому что они не имеют вегетативных органов(листов, корней, почек и др.), а также механической ткани.

Большинство видов произрастает в толще воды, но некоторые могут жить и на поверхности почвы, на коре деревьев, и на камнях.

Существует три основных отдела водорослей: Зеленые водоросли, Красные водоросли(багрянки) и Бурые водоросли.

Водоросли размножаются как бесполым(вегетативное размножение и образование спор), так и половым путем(образование гамет)

По современной системе растительный мир разделен на два подцарства: низшие и высшие растения. К низшим растениям, которые возникли около 2 млрд лет назад, относятся наиболее просто устроенные представители растительного мира.

Содержание урока:

1. Водоросли - низшие растения. Общая характеристика.

По современной системе растительный мир разделен на два подцарства: низшие и высшие растения.

К низшим растениям , которые возникли около 2 млрд лет назад, относятся наиболее просто устроенные представители растительного мира.

Характерной особенностью этой группы организмов является то, что:

  • их тело не расчленено на вегетативные органы (корень, стебель, лист) и представлено талломом, или слоевищем ,
  • у них отсутствуют ткани,
  • органы полового и бесполого размножения, как правило, одноклеточные.

Низшие растения — водоросли и лишайники — широко распространены в природе и играют исключительно важную роль в общем круговороте веществ.

Как и говорит само их название,— это растения, обитающие в воде.

Однако это не совсем так. Водоросли способны жить и размножаться в таких условиях, которые на первый взгляд кажутся совершенно не пригодными для обитания. Некоторые водоросли вышли на сушу, eсть виды водорослей, обитающие в качестве симбионтов внутри организма некоторых животных и растений.

Не стоит забывать, что существуют и высшие растения, например, кувшинка или лотос, живущие в воде, однако к водорослям они не относятся.

Подводя итог, можно сказать, что термин "водоросль" сам по себе удобен, но его применение в систематике вносит ненужные осложнения.

Места обитания. Пресные, соленые водоемы, кора деревьев, влажные участки почвы.

Основная масса их обитает в морях, океанах, реках, ручьях, болотах - везде, где есть вода. Однако многие виды встречаются и на поверхности почвы, на скалах, в снегу, горячих источниках, соленых водоемов, где концентрация соли достигает 300 граммов на литр воды, и даже… в волосах ленивцев, обитающих во влажных лесах Южной Америки, и внутри волос белых медведей, живущих в зоопарках. У белых медведей волосы внутри полые, и там поселяются хлореллы вульгарис. При массовом развитии водоросли «окрашивают» животных в зеленый цвет. Однако жизнь всех этих растений связана с водой, они могут легко переносить пересыхание, промерзание, но стоит появиться достаточному количеству влаги, как поверхность предметов покрывается зеленым налетом.

Есть виды водорослей, обитающие в качестве симбионтов внутри организма некоторых животных и растений . Всем известный лишайник — пример симбиоза гриба и водоросли.

Наземные, или, как их еще называют, воздушные водоросли, можно встретить на стволах деревьев, скалах, крышах домов, заборах . Эти водоросли обитают везде, где есть хоть малейшее постоянное увлажнение дождем, туманом, брызгами водопадов, росой. В засушливые периоды водоросли высыхают настолько, что легко крошатся. Произрастая на открытых участках, они днем сильно прогреваются на солнце, ночью охлаждаются, а зимой промерзают.

На ледниках, снежниках, льдах нередко поселяются холодолюбивые водоросли . В этих условиях они размножаются иногда настолько интенсивно, что окрашивают поверхность льда и снега в самые разнообразные цвета — красный, малиновый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый, бурый и даже… черный — в зависимости от преобладания тех или иных холодолюбивых водорослей.

Водоросли развиваются и в озерах, где соленость настолько велика, что соль выпадает из насыщенного раствора. Очень высокую соленость переносят лишь немногие водоросли.

Значительная часть водорослей обитает в почве . Наибольшее их число встречается на поверхности почвы и в самом верхнем ее слое, куда проникает солнечный свет. Здесь они живут за счет фотосинтеза. С глубиной их численность и видовое разнообразие резко снижаются. Наибольшая глубина, на которой были обнаружены жизнеспособные водоросли, 2 метра. Ученые считают, что туда их заносит вода или почвенные животные. В таких неблагоприятных условиях водоросли способны переходить на питание растворенными органическими веществами.

Количество видов. Известно более 40 тысяч видов водорослей, которые объединяются в два подцарства — Багрянки и Настоящие водоросли.

Подцарство Багрянки

ОТДЕЛЫ:

  • Красные водоросли

Подцарство Настоящие водоросли

Подразделяются на несколько обособленных отделов, которые отличаются друг от друга по ряду таких важнейших признаков, как:

  • структура таллома,
  • набор фотосинтезирующих пигментов и запасных питательных веществ,
  • особенности размножения и циклы развития,
  • местообитание

ОТДЕЛЫ:

  • Харовые водоросли
  • Золотистые водоросли
  • Диатомовые водоросли
  • Бурые водоросли

2. Одноклеточные водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности.

Зеленые водоросли — водоросли зеленого цвета. Одноклеточные водоросли(хламидомонада, хлорелла) - одна клетка, покрытая оболочкой, внутри ядро, несущее наследственную информацию, цитоплазма (вязкая полужидкая масса, связывающая все органоиды клетки) и хроматофор с хлорофиллом.

Во время «цветения» мелких луж или водоемов наиболее часто в воде встречается одноклеточная зеленая водоросль хламидомонада . В переводе с греческого «хламидомонада» означает «простейший организм, покрытый одеждой» — оболочкой. Хламидомонада различима только под микроскопом. Она движется в воде при помощи двух жгутиков, находящихся на переднем, более узком конце клетки. Дышит кислородом, растворенным в воде. Может поглощать из окружающей среды готовые органические вещества, растворенные в воде. Поэтому хламидомонаду вместе с другими одноклеточными зелеными водорослями используют в очистных сооружениях. Здесь воду очищают от вредных примесей.

Хлорелла — тоже одноклеточная зеленая водоросль, широко распространенная в пресных водоемах и почвах. Клетки ее мелкие, шаровидные, содержат зеленый хроматофор. Хлорелла очень быстро размножается и активно поглощает из окружающей среды органические вещества. Хлорелла - еще более мелкая водоросль, чем хламидомонада, без сократительных вакуолей и без глазка.

Строение клетки . Клетки большинства водорослей существенно не отличаются от типичных клеток высших растений, однако у них есть свои особенности.

Клетки водоросли имеют клеточную оболочку, состоящую из целлюлозы и пектиновых веществ . У многих из них в состав клеточной стенки входят добавочные компоненты: известь, железо, альгиновая кислота и др.

Цитоплазма у большинства водорослей расположена тонким слоем вдоль клеточной стенки и окружает большую центральную вакуоль. В цитоплазме хорошо различимы эндоплазматический ретикулум, митохондрии, аппарат Гольджи, рибосомы, одно или несколько ядер.

В клетках водорослей из органелл особенно заметны хроматофоры (хлоропласты) , которые в отличие от хлоропластов высших растений более разнообразны по форме, размерам, числу, строению, местоположению и набору пигментов. Они могут быть чашевидными, лентовидными, пластинчатыми, звездчатыми, дисковидными и др.

В хроматофорах сосредоточены фотосинтезирующие пигменты: хлорофиллы а, b, с, d, каротиноиды (каротины и ксантофиллы), фикобилины (фикоцианин, фикоэритрин). Кроме того, в матриксе хроматофора находятся рибосомы, ДНК, липидные гранулы и особые включения — пиреноиды. Пиреноиды присущи почти всем водорослям и небольшой группе мхов. Они являются не только местом скопления запасных питательных веществ, но и зоной их синтеза.

Веществами запаса у водорослей служат крахмал, масло, гликоген, волютин, водорастворимый полисахарид ламинарии и др.

РАЗМНОЖЕНИЕ: Водоросли размножаются половым и бесполым путем.

Бесполое размножение осуществляется специ-альными клетками — спорами и зооспорами , которые образуются в особых органах или внутри вегетативных клеток. Споры непод-вижны, а зооспоры могут передвигаться с помощью жгутиков. Те и другие покрыты оболочкой и образуются в большом количестве. Зооспоры чаще всего не отличаются от вегетативных клеток, из ко-торых построено тело организма; после непродолжительного движе-ния они теряют жгутики и прорастают в новую водоросль, как и обычные споры.

Как правило, бесполым способом водоросли размножаются, в благоприятных условиях . При ухудшении условий существова-ния (высокая или низкая температура, накопление продуктов обме-на в среде обитания при высокой плотности заселения, загрязнение водоемов) они приступают к половому размножению.

Колониальные водоросли. Вольвокс. Переход к многоклеточности

В прудах и озерах можно найти плавающие в воде зеленые округлые организмы диаметром до 1 мм. Это вольвокс.


Под микроскопом видно, что каждый такой шарик состоит из множества (около 1000) клеток. Основная масса шарика - это полужидкое студенистое вещество. Клетки погружены в него у самой поверхности, так что жгутики торчат наружу. Благодаря движению жгутиков вольвокс перекатывается в воде ("вольвокс" означает "катящийся").

Каждая клетка вольвокса выглядит как самостоятельное простейшее, но все вместе они образуют колонию, так как соединены друг с другом цитоплазматическими мостиками. Этим объясняется согласованная работа жгутиков всей колонии.

При размножении вольвокса некоторые клетки погружаются вглубь колонии. Там они делятся, образуя несколько новых молодых колоний, которые выходят из старого вольвокса наружу.

3. Многоклеточные водоросли. Многообразие многоклеточных водорослей.

Тело - слоевище, или таллом, покрыто клеточной стенкой, из целлюлозы и пектиновых веществ, и слизью. Цитоплазма, вакуоли, заполненные клеточным соком, в клетке находиться одно или несколько ядер, и пластиды, или хроматофоры, содержащие пигменты.

Отдел Зеленые водоросли.

Талломы чисто-зеленого цвета. В хроматофорах клеток содержатся пигменты хлорофилл, каротин и ксантофилл, причем зеленый пигмент количественно преобладает над желтыми. Отдел насчитывает около 6 тысяч видов.

Отдел Представитель Описание Местообитание
Зеленые Улотрикс Нити состоят из ряда коротких клеток. Одно ядро. Хроматофор в виде незамкнутого кольца. Обитает в морских и проточных пресных водах
Клетки вытянутые, цилиндрические, покрыты слизью. Хроматофоры в виде спирально закрученных лент. Образует большие ватообразные скопления на поверхности воды. Распространена в пресных стоячих и медленно текущих водах.
Ульва или морской салат Слоевище пластинчатое, цельное, рассеченное или разветвленное, длина 30—150 см, состоит из 2 плотно сомкнутых слоев клеток. Наиболее широко распространена в морях субтропических и умеренных поясов
Нителла (блестянка гибкая)

Растение образует густые заросли в толще воды, представляет собой заросль перепутанных темно-зеленых стекловидных нитей, последние образованы длинными цилиндрическими клетками.

По внешнему виду похожа на хвощ. Часто выращивают в аквариумах.

Харовые водоросли имеют образования, которые по форме и выполняемым функциям напоминают органы высших растений.

Распространена в пресных водоемах Европы, Азии, Северной Америки.

1. Улотрикс. 2. Нить улотрикса под микроскопом.

3. Кодиум. 4. Ульва (морской салат).

5. Спирогира под микроскопом.

Отдел Бурые водоросли

Включает в себя 1500 видов (3 класса), большинство из которых - морские организмы . Отдельные экземпляры бурых водорослей могут достигать в длину 100 м.

Они образуют настоящие заросли, например, в Саргассовом море.

У некоторых бурых водорослей, например, ламинариевых, наблюдается дифференциация тканей и появление проводящих элементов .

Многоклеточные слоевища своей характерной бурой окраской (от оливково-зелёной до тёмно-бурой) обязаны пигменту фукоксантину , который поглощает большое количество синих лучей, проникающих на большую глубину.

Таллом выделяет много слизи, заполняющей внутренние полости; это препятствует потере воды.

Ризоиды либо базальный диск настолько плотно прикрепляют водоросль к грунту, что оторвать её от субстрата чрезвычайно сложно.

У многих представителей бурых водорослей имеются специальные воздушные пузыри , позволяющие плавающим формам удерживать слоевище на поверхности, а прикреплённым (например, фукусу) - занимать вертикальное положение в толще воды.

В отличие от зелёных водорослей, многие из которых растут по всей длине, у бурых водорослей есть верхушечная точка роста .

Представитель - ламинария.

(морская капуста) — съедобная водоросль, относящаяся к классу бурых морских водорослей.

С незапамятных времён она используется в питании тех людей, кто живет рядом с морем. Также её использовали и как удобрение, поскольку ламинария содержит очень большой набор макро- и микроэлементов. Ламинария особенно богата йодом, который содержит в органической форме, что влияет на её усвоение организмом человека. Поэтому ламинария способна регулировать работу щитовидной железы.{/spoiler}


Отдел Красные водоросли или Багрянки

Красные водоросли, или багрянки (Rhodophyta) обладают характерной красной окраской, обусловленной наличием пигмента фикоэритрина . У некоторых форм окраска тёмно-красная (почти чёрная), у других розоватая.

Морские (реже пресноводные) нитевидные, листовидные, кустистые или корковые водоросли с очень сложным половым процессом. Багрянки обитают преимущественно в морях, иногда на большой глубине, что связано со способностью фикоэритрина использовать для фотосинтеза зелёные и синие лучи, глубже других проникающие в толщу воды (максимальная глубина 285 м, на которой обнаружены красные водоросли, - рекорд для фотосинтезирующих растений).

Некоторые красные водоросли обитают в пресной воде и почве.

Около 4000 видов делятся на два класса. Из некоторых багрянок добывают агар-агар и другие химические вещества, порфира используется в пищу.

Красные водоросли. Порфира (Porphyra).

Красные водоросли. Родимения (Rhodymenia).

4. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Повсеместное распространение водорослей определяет их огромное значение в биосфере и хозяйственной деятельности человека. Благодаря способности к фотосинтезу они являются основными продуцентами громадного количества органических веществ в водоемах, которые широко используются животными и человеком.

Поглощая из воды углекислый газ, водоросли насыщают ее кислородом, необходимым для всех живых организмов водоемов. Велика их роль в биологическом круговороте веществ, в циклическом характере которого природой решена проблема длительного существования и развития жизни на Земле.

В историческом и геологическом прошлом водоросли принимали участие в образовании горных и меловых пород, известняков, рифов, особых разновидностей угля, ряда горючих сланцев, явились родоначальниками растений, заселивших сушу.

Водоросли чрезвычайно широко используются в различных отраслях хозяйственной деятельности человека, в том числе пищевой, фармацевтической и парфюмерной промышленности. В восточной юго-восточной Азии давно уже используют морские водоросли для приготовления супов. Их выращивают в лиманах на воткнутых в ил бамбуковых палках или на деревянных рамах, опущенных в воду узких заливов.

Морская и водяная культуры начали давать во многих странах обнадеживающие результаты. Японская кухня использует водоросли при выпечке хлеба, добавляет их в пирожные, пудинги и мороженое. Даже консервирование грибов производится с помощью водорослей. В кадки укладывают один ряд грибов, затем один ряд морских водорослей и т.д. Во многих городах мира открыты специализированные кафе, где можно попробовать самые различные блюда из водорослей. Кроме того в морских водорослях установлено наличие витаминов А, В1, В2, В12, С и D, йода, брома, мышьяка и других веществ.

Водоросли проникли в сельское хозяйство и в животноводство. Помидоры, перец и арбузы быстрее созревают и дают больший урожай, если их опрыскать мукой из водорослей. Коровы и куры становятся более продуктивными, если вводить им в пищу концентраты из водорослей.

Одноклеточная зеленая хлорелла вырабатывает большое количество кислорода, аккумулирует органические вещества, используя меньший объем суспензии, имеет более короткий период вегетации, очень быстро размножается, а вся биомасса водоросли может быть использована в качестве пищи. Ее питательные качества - самые высокие в растительном мире. Содержание белка составляет 50% от сухой массы, содержатся также все 8 аминокислот, необходимых для жизнедеятельности человека, и все витамины. Эти способности хлореллы позволяют использовать эти микроводоросли для регенерации воздуха в замкнутых биологических системах жизнеобеспечения человека при длительных космических полетах и подводном плавании.

У нас в стране и за рубежом культивируются микроводоросли на коммунально-бытовых и промышленных сточных водах с целью биологической очистки и дальнейшего использования их биомассы для получения метана или применения в промышленности и сельскохозяйственном производстве.

ЗНАЧЕНИЕ:

В природе:

  • обогащают кислородом атмосферу и гидросферу;
  • основной ис-точник органи-ческого веще-ства в водоемах;
  • участвуют в самоочище-нии естест-венных и сточных вод;
  • индикаторы за-грязнения и засоления;
  • участвуют в круговороте кальция и кремния в поч-вообразовании;

В жизни человека:

Важнейшие компоненты экосистем: пищевые, дие-тические про-дукты, источники сы-рья для полу-чения ве-ществ, необхо-димых в отрас-лях промыш-ленности (фармакологической, бумажной, текстильной), применяются в качестве удобрений.