Комментарии Баркли: Послание к Римлянам. Комментарии Баркли: Послание к Римлянам Введение к посланию к римлянам

Дизайн

5:1-11 В этих стихах раскрывается значение оправдания благодатью через веру. Переход от гнева (1,18) к благодати (3,21) изменяет и положение, и внутреннее состояние верующего. Вместо отчуждения (3,10-17) наступает мир (5,1); вместо отпадения через грех от славы Божией (3,23) рождается надежда славы (5,2); вместо наказания страданием (2,5.6) сами скорби исполнены радости от сознания, что Бог производит посредством их (5,3); вместо неуверенности появляется твердое упование на любовь Божию (ст. 6-8).

5:1 мы имеем мир. Иначе: "да будет у нас мир". Но ход рассуждений апостола Павла свидетельствует в пользу первого варианта. Фраза "мы получили ныне примирение" (ст. 11) означает, что мы уже в мире с Богом. В ситуации наступившего примирения мы теперь имеем доступ к Богу. Преграда устранена.

5:2 хвалимся надеждою. В НЗ надежда означает уверенность в чем-то, еще не до конца изведанном на опыте, а не смутные устремления, полные самообольщения. Познание любви Божией, которую Дух Святой изливает в сердца верующих (ст. 4,5), уже теперь приносит заверение в том, что эта надежда не будет напрасной.

5:4 опытность. Букв.: "качество того, кто был испытан и одобрен". Она подтверждает нашу уверенность, что слава, которую мы предвкушаем, когда-то откроется в нас (8,17-25).

5:6 Природа этой изливаемой на нас любви явлена распятием. Действие Божие "в определенное время" означает, что смерть Христа произошла в назначенный Богом срок (Ин. 17,1; Деян. 2,23; Гал. 4,4) и воздействует на нас в момент, когда мы больше всего в том нуждаемся. Такое значение этого выражения соотносится со словами Павла: "когда еще мы были немощны" (ст. 6), "когда мы были еще грешниками" (ст. 8), "врагами" (ст. 10).

5:8-11 Ср. 8,1-4.32. Христос умер именно "за нас" (ст. 8), поверивших и получивших оправдание верой: Его смертью действительно совершилось примирение, которое "мы получили ныне" (ст. 11).

5:9 тем более ныне. Рассуждение переходит от большего к меньшему: если Бог совершил ради нас столь великое дело, отдав на страдание и смерть Своего Сына, мы можем твердо ожидать меньшего - окончательного спасения "жизнью Его" как воскресшего, восставшего из гроба Посредника. Бог соблюдает к конечному спасению тех, кто уже оправдан; тем самым осуществляется изначальная цель Бога - Его любовь к нам. Искупительная смерть Христа была решающим, столь дорого стоившим Ему выражением цели, поставленной любовью Божией; она - залог оправдания и прославления тех, за кого Он умер (8,32).

5:10 примирились. Только Павел описывает упразднившее грех дело Христа как примирение (11,15; 2 Кор. 5,18-20; Еф. 2,16; Кол. 1,20.22). Отчуждение от нас Бога окончилось с упразднением причины отчуждения (нашего греха, вины и осуждения) через смерть Христову (ср. 2 Кор. 5,21). В этом смысле примирение есть объективный факт (2 Кор. 5,18.19). Тем не менее, оно должно быть принято (ст. 11; ср. 2 Кор. 5,20), для чего мы должны отложить собственное отчуждение и вражду (посредством раскаяния и веры во Христа).

5:12-21 Посему. В этом отрывке Павел подчеркивает выражение "один человек" (Адам или Христос; ст. 12,15-17,19); это указывает, что он рассматривает и Адама, и Христа как исторические личности. В связи с Адамом внимание апостола сосредоточено на его "одном преступлении" (ст. 16), на "непослушании одного" (ст. 19), через которое "сделались многие грешными" (ст. 19) в силу их тесного единства с ним как их представителем перед Богом.

5:12 как... грех вошел. Сравнение, которое завершается в ст. 18-21.

одним человеком. Смерть неестественна для человека, она - прямое следствие греха (Быт. 2,17).

потому что... все согрешили. Всеобъемлющая власть смерти - последствие греха. Павел не поясняет, каким образом все человечество участвовало в грехе Адама, он просто признает эту данность.

5:14 смерть царствовала. Люди были подвержены смерти прежде, чем был дан закон Моисея.

который есть образ будущего. Первый человек, Адам, был поставлен Богом во главу всего человеческого рода, и его грех лишил праведности всех, кого он представлял ("всех человеков" - ст. 12,18; "многих" - ст. 15,19). Подобно этому, Бог поставил Христа главой нового человечества, чтобы Его послушание до смерти могло даровать людям оправдание. От этого учения неотъемлемо понятие, что восстановление, обеспеченное спасением, должно следовать в последовательности, обратной ходу событий, обусловивших первоначальное изменение положения человечества перед Богом (1 Кор. 15,45-49; Евр. 2,14-18).

5:15 Но дар благодати не как преступление. Павел рассматривает различие между Христом и Адамом (ст. 15-17). Их действия не просто противоположны: благодать, сообщаемая через совершенное Христом, превосходит грех, суд и осуждение Адама и приносит оправдание, праведность и жизнь погибающим душам ("тем более", ст. 15,17).

5:18-19 Павел возвращается к параллели между Адамом и Христом в том, что осуждение и оправдание являются непосредственными результатами совершенного ими. Через "одного все человеки" становятся грешниками или праведниками. Поскольку Адам - представитель и родоначальник по плоти всех, то в его грехе все согрешили и пали. Поскольку Христос также представляет всех и является духовным родоначальником нового человечества, которое возрождается к живому упованию через Его воскресение (1 Пет. 1,3; Еф. 2,1-7), Его народ "делается праведным" в Нем.

5:20 Закон же пришел после. Закон явился дополнительным элементом в отношениях Бога со Своим народом (после грехопадения), "и таким образом умножилось преступление". Хотя грех в мире появился прежде закона (ст. 13), закон открывает характер греха как преступления (т.е. отступления от установленной нормы). Такие отступления "умножились", потому что установленные законом нормы возбуждают в сердцах грешников противоположные устремления (7,5.8). Но перед лицом такого умножения греха "стала преизобиловать благодать" - не только соразмерно преступлению, но и превосходя его в великом деле спасения, совершенном Христом.

1 Поэтому, получив оправдание по вере, мы имеем мир с Богом через нашего Господа Иисуса Христа.

2 Через Него нам верою открыт доступ к благодати, в которой мы сейчас и стоим. И мы хвалимся в надежде на то, что разделим славу Бога.

3 Но не только этим, мы хвалимся и нашими страданиями, потому что знаем, что страдания вырабатывают стойкость,

4 стойкость дает опытность, а опытность вселяет надежду.

5 Надежда же не разочаровывает, потому что Божья любовь излилась в наши сердца через Святого Духа, Который нам дан.

6 Когда мы еще были беспомощными, Христос в определенное время умер за нечестивых.

7 Ведь вряд ли кто отдаст свою жизнь даже за праведника, хотя, может быть, кто-то и решится умереть за доброго человека.

8 Но Бог проявил Свою любовь к нам в том, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

9 И сейчас, когда мы оправданы Его кровью, мы тем более будем спасены Им от Божьего гнева!

10 Если мы, в прошлом враги Богу, примирились с Ним через смерть Его Сына, то тем более, уже примиренные, мы будем спасены Его жизнью!

11 Более того, мы хвалимся Богом через нашего Господа Иисуса Христа, через Которого мы теперь и получили это примирение!

12 Грех вошел в мир через одного человека, а с грехом – смерть, и, таким образом, все стали смертными, потому что в нем все согрешили.a

13 Еще до того, как был дан Закон, грех уже был в мире, но грех не вменяется там, где нет Закона.

14 Однако же от Адама и до Моисея смерть уже царствовала и над теми, кто не согрешил как Адам, преступив Божий запрет.
Адам, в каком-то смысле, является прообразом Того, Кто должен был прийти.

15 Но дар благодати действует не так, как преступление Адама. Если множество людей умерло из-за согрешения одного, то тем более благодать Божья и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, в изобилии даются многим!

16 Последствия греха одного человека не могут быть сравнимы с тем, что дает этот дар. Суд за одно преступление повлек за собой осуждение, а дар благодати принес оправдание от множества преступлений.

17 Если из-за преступления всего лишь одного человека воцарилась смерть, то тем более через одного Человека, Иисуса Христа, будут царствовать в жизни те, кто принимает богатство благодати и дар праведности!

18 Итак, как преступление одного принесло осуждение всем людям, так и праведный поступок Одного принес оправдание, дающее жизнь всем.

19 Как непослушанием одного многие стали грешниками, так и послушанием Одного многие станут праведными.

20 Закон же пришел, чтобы умножилось преступление. Но там, где умножился грех, возникло и изобилие благодати,

21 чтобы как грех царствовал и вел к смерти, так и благодать царствовала в праведности, ведущей к вечной жизни через Иисуса Христа, нашего Господа.

Плоды оправдания – мир и блаженство (1–11). Причиненный Адамом вред человечеству излечен Христом (12–21).

Рим.5:1. Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,

Оправдание дает нам двоякого характера блага – настоящее и будущее. Первое состоит в примирении с Богом, которое основано на прощении наших грехов, второе – в вечном блаженстве. Последнее, хотя теперь еще составляет только предмет нашей надежды, но, однако, надежда эта верная, потому что за это ручательством служит любовь Божия к человеку, искупленному и освященному во Христе Иисусе. Благодаря этой любви, совершилось самое трудное – мы стали чадами Божиими, а дальнейшее, чего мы должны ожидать, именно прославление наше, является уже естественным следствием этого нашего усыновления Богу.

После оправдания отношения наши к Богу стали вполне мирные. Не гнева, а милостей всякого рода можем ожидать от Него! Но что это за мир (είρηνη) или, как Апостол выражается в 11-м стихе, примирение (καταλλαγή)? Многие видят в этих терминах обозначение перемены, совершившейся в отношении Бога к человеку: Бог перестал враждебно относиться к человеку и стал милостив к нему (так, напр., толкует из новых комментаторов Richter). Но с этим мнением нельзя согласиться. Только у греков объектом примирения являлся Бог, а субъектом человек, т. е. человек умилостивлял Бога и в силу этого Бог примирял Себя самого с человеком. У Апостола же Павла, напротив, не человек примиряет Бога с собою, а Бог – человека, мир водворяется в душе человека, а не Бога, потому что Бог и не мог враждовать с человеком. «Бог не враждует против нас, но мы против Него. Бог никогда не враждует» (Златоуст к 2 Кор 5:20). В пользу такого толкования говорит и употребление выражения примирить (καταλλάσσειν) во 2 Кор 5:20: «примиритесь с Богом». Если бы примирение (καταλλαγή) было чисто объективным актом, совершающимся только в Боге, то это увещание Апостола не имело бы смысла (Мышцын во 2 Кор стр. 132).

Рим.5:2. через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

«Доступ» (προσαγωγή). Апостол говорит не о том доступе, какой мы всегда имеем к Богу в молитве. Здесь указывается на однократный, закончившийся акт, т. е. наше обращение ко Христу – момент, когда открылась пред нами небесная дверь. – «Благодать» – это состояние христиан, тот мир, о котором сказано в 1-м ст. – «Слава Божия» – это высшее благо, которого нам еще не достигает. Подробнее об этом благе Апостол говорит в VIII-й гл. и III-V-й гл.

Рим.5:3. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,

Рим.5:4. от терпения опытность, от опытности надежда,

Рим.5:5. а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Даже скорби, встречающие так часто в жизни, не могут понизить силы нашей веры и надежды на будущее прославление. Напротив, они служат даже к тому, чтобы питать и оживлять эту надежду, которая делается твердою у тех, кто имеет терпение и опытность. Объяснение последних двух выражений см. у Ап. Иакова (Иак.1:3) и у Ап. Петра (1 Пет. 1:7; 2 Пет. 1:6). Впрочем, у Ап. Иакова и Петра употребляется для обозначения опытности термин δοκίμιον, а у Павла – δοκιμή, так что можно сказать, что Иаков говорит о скорби как о средстве испытания человека; Петр же точно так же, как и Павел, в слове δοκιμή понимает под δοκίμων результат, какой получается у христианина из борьбы с искушениями, или состояние человека, испытанного скорбями, – состояние силы, мужества, которое победоносно вышло из борьбы с искушениями. Надежда христианина – непостыдная. И раньше, при самом обращении ко Христу, человек уже имел надежду, но та была надежда еще, можно сказать, в зачаточном состоянии. Только у человека, вынесшего много скорбей и не павшего в этой борьбе, надежда становится могучей силой. Но не только скорби укрепляют нашу надежду. Еще более утверждает ее любовь Божия, излившаяся в наши сердца. Излияние этой любви совершилось в известный определенный момент, и результаты этого факта мы продолжаем чувствовать, они – в нас! (вот почему в греч. тексте сказано: έν καρδίαις ημών – излилась в сердцах наших). – «Духом Святым». Апостол указывает средство сообщения вам этой любви. Дух Св. уничтожает все преграды, стоящие на пути между сердцем Бога и сердцем человека, и в силу этого между Богом и человеком начинается живое общение (ср. Ин. 14:19-20).

Рим.5:6. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.

«Ибо…». Апостол здесь продолжает убеждать верующих в том, что их надежда на будущую славу (ст. 2-й) вполне основательна. До конца 11-го стиха Апостол доказывает, что надежда на будущее прославление имеет свою опору в оправдании, которое мы уже получили через жертву Сына Божия, и еще более в том, что Сын Божий теперь ходатайствует об этом нашем прославлении не смертью Своею, а жизнью. Так как жизнь выше смерти, то, значит, и прославление, какого мы ожидаем, еще тверже и вернее, чем уже совершившееся наше оправдание. – «Немощны» – то же, что дальше обозначено словами: нечестивые, грешные. Это было вовсе не такое состояние, чтобы привлечь к нам любовь Всесвятейшего Существа. – «В определенное время» – с греч. κατα καιρόν) сообразно с обстоятельствами времени. Слово это лучше относить, поэтому, к выражению немощны. Оно будет обозначать причину немощности: время было такое, что людей, здоровых духом, праведных, еще не могло быть!

Рим.5:7. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

Рим.5:8. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

Разъясняя важность смерти Христа за грешных людей, Апостол говорит, что Бог послал Сына Своего на смерть тогда еще, когда люди были грешны. Кто станет умирать для того, чтобы оказать услугу даже человеку праведному, добродетельному? Может быть, кто и вызовется положить жизнь за своего благодетеля (τού αγαθού – муж. род, в соответствии выражению δίκαιος – праведника, – ο αγαθός есть тоже человек праведный, добродетельный, как и δίκαιος, но, кроме того, особенно дорог другому человеку по своим личным свойствам ср. 1 Цар 1:8). Любовь же Свою к нам Бог в настоящее время, уже после смерти Христа, особенно выставляет на вид всех, дает, так сказать, возможность оценить (по русск. тексту неточно: доказывает – σινίστησιν), посылая нам Св. Духа в наши сердца (Гал 4:6) – ту самую любовь, которая проявилась некогда в смерти Христа. Бог – хочет сказать Апостол в разъяснение слов 5-го ст. об возлиянии в наши сердца любви Божией – Бог не перестает постоянно напоминать самым милостивым образом о Своей любви к нам – говоря нам в нашем сердце (любовь к нам – правильнее: в нас – εις ημας).

Рим.5:9. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

Рим.5:10. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

Мысль в этих обоих стихах одна и та же. Мы, будучи оправданы или примирены с Богом смертью Сына Его, можем быть уверенными в будущем спасении. Только в 10-м ст. прибавляется, что ручательство в этом спасении дает нам то обстоятельство, что теперь уже Христос ходатайствует за нас не смертью, а жизнью. Раз жизнь выше смерти, то, значит, и жизнь или прославление Христа – большее ручательство, чем Его уничижение или смерть. – «Будучи врагами». Апостол, несомненно, вражду приписывает не Богу, а людям. Не Бог враг человеку, а человек – по своим делам – враг Богу, ниспровергающий Его законы (ср. Рим 8:7; Кол 1:21).

Рим.5:11. И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.

«И не довольно сего», т. е. мало того, что мы примирились с Богом и можем не трепетать в ожидании наказания от Него, – мы даже Бога теперь считаем своим Богом. Может ли быть в нашем сердце какое-либо опасение при мысли о Его великом суде над миром? Нет, скорее мы должны радоваться наступлению времени этого суда – такова мысль Апостола. И всеми этими благами – оправданием, примирением, полным душевным спокойствием – мы, – прибавляет Апостол, – обязаны Господу нашему Иисусу Христу. Этим упоминанием Апостол хочет научить христиан смирению.

Рим.5:12. Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.

Чтобы еще более утвердить верующих в мысли, что окончательное спасение будет им даровано, Апостол теперь сравнивает родоначальника древнего, дохристианского человечества – Адама, с родоначальником нового – Христом. Как Адам породил грешное потомство, которое жило под гневом Божиим и умирало без примирения с Богом, так от Христа, через веру в Него, рождается новое человечество, которое живет в общении с Богом и, по смерти, вступает в наследие вечной блаженной жизни. И притом благодать, принесенная людям Христом, гораздо больше, чем вред, причиненный людям Адамом, насколько Первый стоит выше второго.

«Посему», т. е. ввиду того, что сказано выше об оправдании людей через Христа. Так как – хочет сказать Апостол – мы все нашли себе оправдание во Христе, то между нашим отношением ко Христу и отношением к нашему телесному родоначальнику есть сходство. От Адама для всего человечества пришла погибель, от Христа – спасение! – «Как одним человеком». Изображая вступление смерти в мир, Апостол приписывает вину этого одному человеку, Адаму. О Еве он не упоминает, потому что, собственно, Адам в момент грехопадения был представителем всего, происшедшего от него, человечества. – «Грех» (αμαρτία). Это слово всегда означает у Ап. Павла противобожественную настроенность воли, как деятельное начало, как силу, которая обнаруживается во всех отдельных грехах (ср. ст. 21; Рим.3:9, 6:12, 7:8, 9, 17). – «Вошел» (εισήλθε) – «вошел в мир», как нечто новое, и вошел моментально, сразу (аорист). – «В мир». Под миром (κόσμος) здесь, как и в других местах (напр., Ин 3:16), нужно разуметь мир человеческий, все человечество. Вне человечества грех существовал, очевидно, по учению Апостола, и ранее, – конечно, среди злых духов. Но как согласить с Божественным совершенством появление целого ряда поколений, отягощенных человеческим грехом? Конечно, Бог бы мог уничтожить испорченный грехом род и создать новый. Но это было бы признанием победы сатаны, и Бог оставил человечество существовать во грехе, уже заранее избрав средство для его излечения.

«И грехом смерть». Как видно из 13-го и 14-го стихов, смерть Апостол понимает, как телесное разрушение. Это говорит Апостол, конечно, вспоминая повествование книги Бытия о даровании заповеди Адаму. Последний должен был умереть, если он вкусит от запрещенного плода (Быт 2:17). Конечно, тело человека было создано из тех же элементов, как и тело животного, и, след., по существу было разрушимо. Но оно могло бы постепенно дойти до такого прославления, какого удостоены будут люди, имеющие дожить до второго пришествия Господня (1 Кор 15:51-52). Для этого первому человеку нужно было возвышаться над теми стремлениями, какие общи были ему с животным миром: если бы он, действием свободной воли, возвысился над животным, то он не разделил бы неизбежного жребия животных – смерти.

«Так и смерть перешла во всех человеков». Русский перевод здесь является неточным. В греч. тексте выражению так и соответствует выражение: και ούτος, которое совершенно правильно в славянском переводе передано словами: «и тако» – и таким образом, таким путем. «Перешла» – точнее: разошлась, распространилась (διήλθεν). Подобно тому, как небольшой прием яда постепенно отравляет кровь во всем организме, так смерть разлилась по всем отдельным членам человеческого рода: каждый человек рождался уже отравленным ядом греха Адамова и смерти. Адам открыл дверь для смерти, и смерть с этого момента прочно утвердилась в семье человеческой.

«Потому что в нем все согрешили». Здесь Апостол разъясняет то обстоятельство, почему грех и смерть, вошедшие через одного, стали причиною смерти всех. Но начинающее эту фразу в греческом тексте выражение έφ ψ не всеми толкователями одинаково понимается, откуда происходит разногласие и в передаче мысли Апостола. Одни видят здесь мужеский род относит. местоимения, другие – средний. В первом случае это έφ ψ будет относиться к слову ανθρώπου (человеком) и должно быть переведено так: «в котором все». Во втором случае выражение έφ ψ принимает значение союза причины и получает такой смысл: «потому что все…» Хотя филологические соображения говорят против первого и в пользу второго толкования, тем не менее, несомненно, что и во втором случае к выражению: «потому что все согрешили» необходимо прибавить выражение: «в нем» (в Адаме). В самом деле, если бы здесь шла речь не о грехе Адамовом, а о грехах личных, сознательных, в которых виноваты все потомки Адама, то это противоречило бы следующему утверждению Апостола, что грех не вменяется, когда нет закона, и, след., люди за свои грехи не могли умирать: им они не вменялись как смертные. Притом Апостол в слове «согрешили» употребил аорист (ημαρτον), что обозначает грехопадение, совершившееся в один известный исторический момент – именно в момент грехопадения Адама. – Какое же было участие потомков Адама в его грехе? Оно не было сознательным и свободным – потомки Адама в то время еще не существовали, как личности. Но так как, по представлению Апостола, все человечество является неразрывным и единым организмом и каждый отдельный человек имеет предшествующее бытие в своих предках и последующее – в потомках, то, очевидно, все люди, по представлению Апостола, уже существовали в Адаме в форме общечеловеческой природы. Человек самою природою своею участвовал в преступлении Адама. Вступивший в природу первого человека грех поселил в ней начало смерти, и она уже с этим началом так и осталась и перешла к потомкам Адама (Мышцын, стр. 140–144). Но если участие всех людей в грехе Адама было безвольным и бессознательным, то возможно ли допустить, чтобы вечная судьба свободного и разумного индивидуума зависела от этого акта? Конечно, нет – это было бы несправедливо. Однако Апостол говорит здесь не о вечной участи индивидуумов, а только о телесной смерти. Что касается духовного, вечного существования личности, то оно зависит от самого индивидуума, от его личного отношения ко греху. Заметить нужно, что 12-ый стих, весь представляющий собою одни придаточные предложения, не имеет соответствующего ему окончания (этот образ выражения называется анантоподотон). Апостол, отвлекшись от сравнения, начатого в 12-м ст., к разъяснениям, содержащимся в 13–14 ст., уже не счел возможным возвратиться к первому члену сравнения. Он возобновляет мысль 12-го ст. уже в стихе 18-ом.

Рим.5:13. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.

Рим.5:14. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.

Апостолу на его учение о происхождении смерти от одного человека могли возразить, что потомки Адама и сами грешили и что это и было причиною того, что они умирали. Апостол на это предполагаемое возражение отвечает: грех вменяется, как преступление, влекущее за собою смерть, только законом, устанавливающим смертную казнь. Таков был закон Моисеев. Но этот закон дан сравнительно в позднее время – при Моисее, спустя три тысячи лет после грехопадения. Тем не менее, все люди умирали, как преступники, заслужившие смерть. Они не нарушали какой-либо определенной заповеди, подобной той, какая была дана Адаму, и, однако, смерть поражала всех (даже и младенцев). Отсюда ясно, что причина смерти людей лежит не в их собственных грехах, а в грехе Адама, в котором они участвовали безвольно и бессознательно. Против такого доказательства противники Павла могли, конечно, указать на то, что у людей, и до закона Моисеева, был закон совести, за нарушение которого Бог и карал человечество (потоп, сожжение Содома и Гоморры). Но закон совести не угрожал определенно смертью за его нарушение, а потом и те наказания, какие обрушивал иногда Бог на головы людей, не были собственно юридическими, состоявшимися по известному юридическому масштабу. Это были скорее особые педагогические мероприятия, вызванные развитием беззаконий между людьми, перешедшим всякие пределы.

«Образ будущего» (τύπος του μέλλοντος). Из всего сказанного об Адаме Апостол выводит заключение, что Адам есть образ будущего Адама, т. е. Христа. Вместо слова «образ», впрочем, правильнее было бы поставить выражение «прообраз», потому что слово τύπος всегда означает что-либо историческое (лицо или вещь), которое, по божественному плану, имеет своим назначением прообразовывать или предуказывать на что-либо, соответствующее древнему, ветхозаветному, будущее, новозаветное. Прошедшее Апостол рассматривает, как подготовительный момент развития, в зачатке содержащий в себе то, что должно явиться в Новом Завете. Но если сравнить обоих Адамов – ветхозаветного и новозаветного – в отношении их достоинства, то нужно сказать, что Христос (второй Адам) есть прототип, оригинал, а Адам (первый Адам) – это отражение, это образ Его.

Рим.5:15. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.

Из того, что Христос есть первотип Адама, с необходимостью следует, что Его действие на человечество соответствует действию, оказанному Адамом. Но все-таки разница между этими действиями есть и разница приятная для человека. Спасение, какое дарует нам Христос, представляет собою нечто несравненно более достоверное, чем то осуждение, какое навлек на все свое потомство Адам. Почему же достовернее? Потому что благодать сильнее, чем грех: дело Адамово будет уничтожено, дело Христово останется вечно существовать! – «Но дар». Этим оно ограничивает начатую им параллель между Адамом и Христом. – «Дар благодати» (χάρισμα) – это благодатный дар, который нам сделал Христос, по любви к нам принесший в жертву за нас Свою жизнь. – «Преступление» – грех Адама, который оказал такое гибельное влияние на весь человеческий род. – «Многие» – все потомки Адама. Апостол употребил это выражение, очевидно, для того, чтобы вышло соответствие второй половине сравнения. Благодать Христову получают не все, а многие (верующие); так и о наследующих грех Адамов сказано, как о многих. – «Благодать Божия и дар по благодати». Этот образ выражения называется гендиадис (одно, обозначенное двумя выражениями) и может быть передан так: «благодать Божия, которая состоит в спасении, дарованном нам во Христе». «Дар по благодати» – точнее нужно перевести: благодатный дар (δωρεά έν χάριτι). – «Преизбыточествует». Златоуст говорит. «Христос не только исправил все то, что повреждено Адамом, но все сие восстановил в большей мере и в высшей степени».

Рим.5:16. И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление – к осуждению; а дар благодати – к оправданию от многих преступлений.

Различие между делом Христа и делом Адама состоит еще в том, что благодать Христова дает избавление не только от греха Адамова – греха природы, греха наследственного, но и от всех грехов, какие совершены впоследствии потомками Адама, от преступлений, совершенных ими свободно и сознательно.

Вместо русского перевода, находящегося в синодальном издании Библии, проф. Некрасов, а за ним Мышцын предлагают такой перевод 16-го стиха, согласный с контекстом речи: «и этот дар не как дар за погрешившего в одном преступлении, потому что суд к осуждению – за одно преступление, а дар благодати – к оправданию от многих преступлений», т. е. там, после грехопадения Адамова, было получено в дар человечеством осуждение, а здесь, во Христе, мы получаем новый, лучший дар – оправдание и притом от множества преступлений. Под оправданием (δικαίωμα), как результатом дара благодати, здесь разумеется восстановление правды, действительное изменение натуры человеческой к лучшему.

Рим.5:17. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

Могло казаться странным то обстоятельство, что преступление – в одном случае, именно в грехопадении Адама, повело за собою осуждение, в другом – при уклонении ко греху всех потомков Адамовых, когда, казалось, гнев Божий должен был проявиться в большей силе, – к оправданию, к чрезвычайному обнаружению любви Божией. Апостол разъясняет различное отношение Бога к одному и тому же явлению так. Там, в Адаме, мы поддались господству греха и смерти, здесь, во Христе, мы сами становимся господами. Сознательно и свободно принимаем мы тот дар, какой предлагает нам любовь Божия. Падение Адама действовало на его потомков издалека, – они не отдавали себе, в большинстве случаев, и отчета, почему они страдают, а праведность, какую дарует им Бог во Христе, с радостью ими принимается. Дар праведности дар, состоящий в праведности. – «Посредством Единого Иисуса Христа». Это выражение соответствует выражению 12-го ст.: «одним человеком грех вошел в мир».

Рим.5:18. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.

Здесь Апостол делает вывод из всего предыдущего, что сказано с 12-го стиха: там, в Адаме, через грехопадение одного появилось всеобщее осуждение, здесь, во Христе, через оправдание одного получилось оправдание всех, ведущее к истинной и полной жизни. – «Правда одного» (δικαίωμα). – Здесь, по контексту речи, разуметь нужно дело оправдания, совершенное Христом, составляющее противоположность тому, что в этом стихе названо преступлением (дело Адама). Это дело оправдания, конечно, обнимает собою смерть и воскресение Христа. – «Оправдание к жизни» (δικαίωσις) – это состояние оправданных верующих.

Рим.5:19. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.

Тут Апостол не только повторяет мысль 18-го стиха, но в то же время указывает нравственные, сокровенные причины и преступления Адамова, и самопожертвования Христа. Адам обнаружил легкомыслие свое, не прислушавшись к определенно и ясно звучавшим словам заповеди Божией – он ее как будто и не слышал! Христос, наоборот, явил полное послушание воле Отца своего небесного – это продолжалось во всю Его жизнь и наиболее ярко сказалось в Его смерти (Флп 2:8).

Рим.5:20. Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,

Рим.5:21. дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.

Апостол доселе, начиная с III гл. 21 ст., начертал план спасения всех людей. При этом закон Моисеев оказался как будто совсем лишним. Апостол теперь разъясняет, что и закон имел значение в домостроительстве нашего спасения. Хотя он не вызвал греховности и не уничтожал ее, но он присоединился (παρεισήλθεν, по русск. переводу не точно: пришел), стал помогать осуществлению плана домостроительства. Каким же образом? Он стал умножать, т. е. и увеличивать в числе, и усиливать прегрешения человеческие (Русский перев.: «и таким образом умножилось…» – не точен. По греч. здесь стоит выражение: ίνα πλεονασή, т. е. чтобы умножилось. Здесь указание на цель появления закона, а не на следствие. Люди, таким образом, стали сознательно грешить, что без закона было невозможно, и самый грех через закон приобрел особую деятельную силу (ср. Рим 7. 7 и сл.). Это было необходимо для того, чтобы могла проявиться во всей своей полноте благодать. Если бы грех не был так огромен и ощутителен, то никогда не возбудилось бы в людях потребности спасения, а следов., не признали бы люди и богатства благодати Божией и не приняли бы ее. – «Грех царствовал к смерти» – т. е. обнаруживал свое господство в смерти (εν θανατψ), именно в том, что все люди умирали. – «Благодать… к жизни вечной» (είς ζωήν αιώνιον). Благодать еще не обнаруживается в жизни (поставлен здесь не предлог έν, как выше, а предл. είς), а в жизнь или для жизни вечной, так как на самом деле жизни вечной в полном смысле этого слова еще не открылось для людей. – Она остается пока целью их стремлений. Эта вечная жизнь – слава, о которой говорил Апостол выше (Рим.3:23), соединенная с святостью.

«Иисусом Христом Господом нашим». Последние слова сравнения, начатого в 12-м ст., указывают на безмерное для нас значение Христа. Теперь – как бы хочет Апостол сказать в заключение сравнения Адама со Христом – Адам удалился от нас и Христос остается с нами Один! Мы усвояем себе совершенное Им дело спасения через то, что фактически и реально живем во Христе, как жили некогда в Адаме. Там мы существовали в форме не индивидуализированной природы и увлечены были в грех бессознательно и не свободно, здесь мы являемая уже определившимися личностями, существующими вне Христа и независимо от Него. Наше участие в Его деле, таким образом, есть разумное и сознательное. А как осуществляется это участие, как мы воссоединяем свою личность со Христом, об этом Апостол говорит в следующей, 6-й главе.

В. В оправдании - радость (5:1-11).

Рим. 5:1 . Апостол переходит теперь к рассмотрению практических результатов (начиная эту главу со слова "Итак") оправдания на основании веры (сравните 3:21 - 4:25). Деепричастный оборот "оправдавшись верою" (сравните с таким же оборотом в 5:9) подразумевает действие, предшествовавшее тому, которое имеем в главном предложении - "мы имеем мир с Богом". В некоторых апробированных греческих манускриптах это предложение звучит несколько иначе: "давайте и впредь иметь мир с Богом". И это, по-видимому, более правильно.

А, значит, фразу эту следует читать так: "давайте же постоянно пребывать в мире (в смысле "наслаждаться этим миром") с Богом". Мир дан нам Богом "чрез Господа нашего Иисуса Христа" (сравните Еф. 2:14а), что явствует из того, что Отец оправдывает нас в Сыне. Не к утверждению и укреплению мира с Богом призывается всякий верующий, но к наслаждению этим миром.

Рим. 5:2 . Господь Иисус Христос является не только Примирителем человека с Богом, но также Тем, "через Которого верою и получили мы доступ (просагоген - буквально "привилегия приблизиться", подразумевается - к персоне, занимающей высокое положение; то же слово - только в Еф. 2:18; 3:12) к той благодати, в которой стоим" Хотя в греческих манускриптах, сохранившихся лучше других, слова "верою" нет, и именно ею обусловливается "доступ" человека к Богу. Верующий во Христа находится в сфере действия Божией благодати (сравните Рим. 3:24), потому что именно Христос помещает его в эту сферу, и именно Он является для человека средством доступа к Небесному Отцу.

В греческом тексте выражение "и хвалимся надеждою славы Божией" имеет смысловую связь с фразою "мы имеем мир с Богом" (5:1). И подобно ей, может быть прочтена как: "давайте будем хвалиться надеждою" Благодаря Иисусу Христу христиане с радостью предвидят то время, когда они войдут в славу Его, которой лишены теперь (3:23). Именно в этом смысле Он есть для них "надежда славы" (Кол. 1:27, сравните с Рим. 8:17-30; 2-Кор. 4:17; Кол. 3:4; 2-Фес. 2:14; Евр. 2:10; 1-Пет. 5:1, 10). Ясно, что такая надежда дает все основания "хвалиться" в значении "радоваться" (как передано оно в англ. тексте Библии).

Рим. 5:3-4 . Верующие могут наслаждаться как миром с Богом, которого они уже достигли, так и надеждою на ожидающее их славное будущее в присутствии Божием. Но как они должны относиться к тем трудным и горьким обстоятельствам, с которыми зачастую сталкиваются в жизни? - Они должны "хвалиться и скорбями", т. е. радоваться и в скорбях. О том же писал Иаков: "С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения" (Иак. 1:2).

Это нечто большее, чем простая выдержка или твердость в несчастиях, которым учила философия стоиков, хотя именно с проявления твердости начинается освобождение человека из горестной ситуации. Но апостолы ведут речь о духовной радости верующих в несчастьях - по причине знания (здесь "зная" от греческого слова "оида", т. е. знать, чувствовать интуитивно), что та "цепная реакция", которая начинается в их жизни с несчастий, в конечном счете ведет их к надежде. Ведь страдания вырабатывают в человеке терпение (гипомонен - способность переносить трудности без отчаяния - сравните Рим. 15:5-6; Иак. 1:3-4).

И только тот верующий, который переживал несчастья и преодолевал трудности, может выработать в себе стойкость и терпение. Они, в свою очередь, ведут к "опытности" (соответствующее место в греческом тексте имеет значение "закаленного характера"), а от опытности происходит надежда. Итак, перенося страдания, верующий вырабатывает в себе способность терпеть, что закаляет его характер, делает его "опытным". Это - та "опытность", имеющая духовную подоплеку, дает ему надежду, точнее, способность полагаться на то, что Бог не оставит его в скорбях.

Рим. 5:5 . Надежда верующего, будучи надеждой на Бога и Его обетования, "не постыжает". В англ. тексте - "не разочаровывает", а в греческом оригинале выражена та мысль, что надежда "не постыжает" разочарованием в несбывшихся обетованиях. Это перекликается со сказанным в Пс. 24:3, 20-21 (сравните с Пс. 21:6; Рим. 9:33; 1-Пет. 2:6). Причиной, почему такая надежда (в конечном счете производимая скорбями) "не постыжает" или не разочаровывает, - в том, что "любовь Божия излилась в сердца наши".

Итак, Божия любовь, которой преисполнены сердца верующих (сравните 1-Иоан. 4:8,16), укрепляет их в надежде на Бога. Та любовь, которая "излилась… Духом Святым, данным нам". Дух Святой является тем Лицом Божества, Которое являет верующему любовь Бога к нему. Реальное присутствие Божией любви в сердце верующего вызывает в нем чувство полной уверенности в том, что его надежда на Бога и на обещанный ему доступ в славу Его не окажется тщетною.

Это служение Духа Святого имеет прямое отношение к "запечатлению" Им верующих (Еф. 4:30), для каковых Он является залогом их наследия на небесах (2-Кор. 1:21-22; Еф. 1:13-14). Позднее, в Послании к Титу (3:6), Павел писал, что Бог изливает Духа Святого на верующих через Иисуса Христа. Каждый верующий имеет Духа Христа (Рим. 8:9) в том смысле, что Дух Святой живет в нем (1-Иоан. 3:24; 4:13).

Рим. 5:6-8 . Сказав об излиянии Божией любви в сердца верующих, апостол переходит к описанию ее особенностей, объясняющих, почему она укрепляет верующего в его надежде. Бог продемонстрировал Свою любовь в смерти Своего Сына, Иисуса Христа. И произошло это, во-первых, - "в определенное" Богом "время" (сравните Гал. 4:4); во-вторых, тогда, когда мы, впоследствии уверовавшие во Христа, были еще "немощны и нечестивы"; ибо, и это, в-третьих, Он "умер" именно "за нечестивых" (сравните Рим. 4:5).

Смерть Христа носила заместительный характер, т. е. это была смерть, вместо других, о чем свидетельствует греческий предлог гипер, употребленный тут в значении "вместо". Тот же предлог употреблен в 5:7. Если кто-то соглашается умереть за праведника или просто за хорошего человека, значит, он предлагает свою жизнь в обмен на его жизнь, ради того, чтобы тот мог продолжать жить. Существует ли большее доказательство человеческой любви и преданности! Однако Божия любовь намного превосходит и такую гипотетическую человеческую любовь как по характеру своему, так и по степени ее проявления.

Ведь Бог "доказывает (т. е. и сегодня доказывает) Свою любовь к нам тем, что Христос умер за нас ("вместо нас"), когда мы были еще грешниками". Только в очень редких случаях может решиться человек умереть за кого-то очень хорошего, но Христос пошел гораздо дальше: Он умер вместо духовно "немощных" (стих 6), "нечестивых" (стих 6; 4:5), вместо "грешников" (5:8), которые к тому же были ему "врагами" (стих 10).

Рим. 5:9-11 . Причастный оборот "будучи оправданы" находится в прямой смысловой связи с началом этой главы (стих 1). Однако непосредственно он связан с предшествующими ему стихами (6-8). Бог доказал Свою любовь тем, что отдал на смерть Иисуса Христа вместо нас, "когда мы были еще грешниками". И если грешник отвечает на это верою (стих 1), то через смерть Христа на кресте, Бог объявляет такого грешника праведным.

Конечно же, такого прощенного ныне грешника Бог не оставит без Своей любви, которая обильно изливается в его сердце. Поскольку Божественная дилемма оправдания разрешена (3:26) пролитием крови Иисуса Христа (сравните 3:25), то Христос, конечно, позаботится, чтобы оправданные грешники были спасены "от гнева". Ад никогда не станет участью верующих (Иоан. 5:24; Рим. 8:1), также минует их гнев Божий, который изольется на землю в грядущие дни великой скорби (1-Фес. 1:10; 5:9).

В стихе 10 та же самая истина выражена другими словами. Здесь и в стихе 11 Павел говорит о примирении - как о третьем великом последствии жертвенной смерти Иисуса Христа на Голгофе. Напомним обо всех трех: искупление (3:24; 1-Кор. 1:30; Гал. 3:13; Еф. 1:7); умилостивление (Рим. 3:25; 1-Иоан. 2:2; 4:10) и примирение (Рим. 5:10-11; 2-Кор. 5:18-20; Кол. 1:22); ими определяется вся полнота - Божией работы, совершенной посредством смерти Иисуса Христа. Искупление имеет место, только там где есть грех (Рим. 3:24).

Умилостивление (или удовлетворение) необходимо Богу (Рим. 3:25), а примирение - людям ("мы примирились с Богом"). Сущность этого примирения в устранении вражды между людьми и Богом (Рим. 5:10; Гал. 1:21). На основе примирения восстанавливаются правильные взаимоотношения между человеком и Богом (сравните 2-Кор. 5:20-21).

"Если" в 5:10 может быть передано и как "поскольку"; этим оборотом подразумевается, что примирение с Богом посредством "смерти Сына Его" есть свершившийся факт. Подчеркивается, что примирение произошло еще тогда, когда мы были врагами Божиими. И если оно было достигнуто смертью Иисуса Христа, то уж в жизни Его, конечно же, содержится гарантия полного и окончательного спасения верующих. "жизнию Его" в 10 стих надо понимать как "жизнию Его" в настоящее время, а не тогда, когда Он жил на земле, т. к. именно теперь Он является нашим Ходатаем на небесах (Евр. 7:25).

Если Он умер за Своих врагов, то несомненно спасет тех бывших Своих недругов, которые теперь находятся в общении с Ним. Христиане будут спасены потому, что, будучи примирены с Богом, соучаствуют в жизни Иисуса Христа. При этом не только спасение в будущем гарантировано им, но уже здесь, на земле, они радуются в Боге (буквально - мы "хвалимся Богом"). Об этом состоянии верующих писал Павел в предыдущих стихах (5:1-3). Гарантией всего этого является упомянутый свершившийся факт, что через "Господа нашего Христа… мы получили ныне примирение". Бог примирил с Собою Своих безбожных врагов, поэтому они не могут не наслаждаться миром с Ним.

Г. Противопоставление "преступления" (греховности) и праведности (5:12-21)

Рим. 5:12 . Покончив с объяснением того, как Бог вменяет людям праведность на основании жертвенной смерти Иисуса Христа и через их веру, Павел проводит теперь "контрастную параллель" между тем, что дал людям Иисус Христос (оправдание и примирение) и тем, что люди получили по наследству от Адама (грех и смерть). Свое рассуждение на эту тему Павел начинает словом "посему" и сразу же переходит к сравнению: "как"; однако, отвлекшись другими важными мыслями, возвращается к начатому сравнению только в 15 стихе.

А в 12 стихе читаем: "как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть" (в соответствии с Божиим предостережением - Быт. 2:16-17). (Продолжение этой фразы - "так и смерть перешла" нельзя отнести (по смыслу) к упомянутому сравнению; в англ. тексте она звучит иначе: "и смерть таким образом перешла на всех людей") Божиим наказанием за грех сделалась смерть как физическая, так и духовная (сравните Рим. 6:23; 7:13), и Адам с Евой и их потомки сделались жертвами той и другой. Однако в Рим. 5:12-21 Павел имеет в виду только смерть физическую.

Итак он пишет: "смерть перешла во всех человеков" (по-гречески буквально - "распространилась на всех людей"). По-гречески смысл этих слов воспринимается так: (посредством Адамова согрешения) грех вошел в мир через парадную дверь и затем проник во все его уголки, т. е. охватил собою всю человеческую расу, подобно тому, как дым, наполняя собою дом, проникает во все комнаты. В результате смерть стала участью всех людей, и Павел объясняет это тем, "что в нем (Адаме) все согрешили".

В греческом тексте в этом предложении все три глагола стоят в прошедшем времени, и этим подтверждается мысль, что в одном акте Адамова греха все люди считаются согрешившими (сравните Рим. 3:23, где выражена та же мысль). Богословы двояким образом объясняют это: тем, что Адам является главой всего человеческого рода, и тем, что от Адама грех передается каждому человеку по наследству; существует и третье объяснение: люди, мол, попросту следуют плохому примеру Адама, но такая точка зрения не находит подтверждения в Рим. 5:12.

В соответствии с первой точкой зрения Адам, первый человек, рассматривается как представитель всего человечества, пошедшего от него. И согрешение его в качестве такового воспринимается Богом как согрешение "всех людей в нем", а потому и наказание Адама смертью юридически вылилось в такое же наказание каждого человека.

Разделяющие вторую точку зрения исходят из того, что вся человеческая раса физически "присутствовала" в семени Адама, первого человека. Вследствие этого Бог и считает всех людей соучастниками его греха, подлежащими таким образом тому же наказанию, которое постигло его. Но даже и сторонники первой точки зрения вынуждены признать, что Адам является физическим родоначальником человечества, и духовная взаимосвязь между ними - спорна.

Библия свидетельствует в пользу второй точки зрения. Это, в частности, следует из рассуждений автора Послания к евреям о превосходстве Мельхиседекова священства над Аароновым, где читаем, что "Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его" (Евр. 7:9-10).

Рим. 5:13 . Хотя все человечество согрешило уже в согрешении Адама, в семени которого оно "присутствовало", грех постоянно проявлялся и в действиях людей с тех пор, как он "вошел в мир" (Быт. 6:5-7,11-13), однако не прежде, чем был дан закон, грех стал рассматриваться в качестве преступления, как писал об этом апостол Павел: "где нет закона, нет и преступления" (Рим. 4:15). Конечно, это не значит, что грех не существовал до тех пор, пока не было закона. Просто до тех пор грех не носил характера нарушения закона, а потому не мог считаться преступлением (не мог "вменяться" как преступление).

Рим. 5:14 . Факт, что грех царствовал над людьми от Адама и до времени получения ими закона, подтверждается тем, что "смерть царствовала от Адама до Моисея". И царствовала она над теми, кто не нарушал какой-то определенной Божией заповеди, как это сделал Адам (сравните "смерть царствовала", стих 17; и "грех царствовал к смерти", стих 21).

Адам нарушил конкретное Божие повеление (Быт. 2:17) и тем совершил преступление, "преступил" заповедь, чего его потомки, согрешав, не делали, т. е. они не "преступали" Божиих заповедей или законов (поскольку и до тех пор, пока те не были даны им). И все-таки все потомки Адама оставались виновными во грехе Адама (Рим. 5:12), и потому смерть царствовала над ними (Быт. 5:5,8,11,14,17,20,27,31). Самый феномен смерти свидетельствовал о том, что "в Адаме все согрешили" (сравните толкование на Рим. 5:12).

Назвав Адама по имени (сравните с 5:12, где апостол говорит о нем как об "одном человеке"), Павел "перекидывает мостик" к продолжению того контрастного параллелизма, который он начал в 12 стихе, и пишет: "который (Адам) есть образ будущего" (Христа). Да, между Адамом и Христом можно провести параллель как между родоначальниками двух различных групп человечества (1-Кор. 15:45-49), но это будет не столько сравнение, сколько именно параллелизм противопоставления одного другому.

Рим. 5:15 . Параллелизм этот конкретизируется в стихах 15-17, будучи начат еще в 12 стихе словом "как": При этом апостол подчеркивает контрастный его характер, говоря: "но дар благодати не как преступление". То, что дает людям Христос (благодать), противоположно тому, что сделал Адам своим преступлением (буквально "ложным шагом" - греческое слово "параптома"; то же слово в 5:16-18,20). Контрастность первого сопоставления усиливается словами: "то тем более".

Если преступление одного человека обрекло физической смерти весь человеческий род (на сегодняшний день она не стала уделом только Еноха и Илии), то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих (стих 17, где говорится, что "дар" этот - "дар праведности", и сравните со стих 16).

Если в последнем случае слово "многих" употреблено в том же значении, что и в начале этого стиха, где речь идет о смерти "многих" (это возможно, хотя и не обязательно), то в обоих случаях подразумевается все человечество. И тогда "благодать Божия и дар по благодати" в том смысле "преизбыточествуют", что они доступны всем людям, жившим или живущим в мире, хотя из этого не вытекает, что все они пользуются предоставленной им возможностью.

Рим. 5:16 . Известную трудность представляет понимание 16-го стиха, где возникает второе сопоставление по контрасту. Павел подчеркивает: "И дар не как суд за одного согрешившего". Русский текст ближе к греческому, хотя по-английски мысль его выражена понятнее: "Опять-таки, дар Божий не похож на последствия греха, сделанного одним человеком".

И далее: "суд, следующий за совершением одного греха, ведет к осуждению, а дар, предлагаемый по совершении многих преступлений, ведет к оправданию". По-гречески начало стиха звучит как: "Также и дар не то, что следует за одним согрешившим". Очевидно, в тексте пропущено слово, параллельное "дару". Некоторые считают, что пропущено слово "суд", другие - что "преступление", или "осуждение".

Переводчики на английский язык избрали нейтральный вариант - "последствия греха" - как противопоставление "дару".

Далее Павел продолжает: "ибо суд за одно преступление (т. е. за то, которое совершил Адам) к осуждению". Бог произвел суд над Адамом, и он (а с ним и все человечество) были осуждены (здесь по-гречески катакрима - "осуждение", слово, которое встречается еще в двух местах: в стихе 18 и в 8:1). Ему противопоставлено слово дар (харизма - дар (по) благодати, дар праведности - стих 17 и стих 15), который служит "к оправданию от многих преступлений" (здесь в оригинале дикаиома - "провозглашение праведности").

Божия благодать, как это многократно подчеркивает апостол Павел, начиная с 3:24, служит основанием для оправдания человека, объявления его праведным. И это, несмотря на "многие преступления" (параптоматон, встречающееся и в 5:15,17-18,20). Один человек (Адам) преступил (стих 15) Господню заповедь, и каждый из людей постоянно с тех пор преступает Его постановления.

Рим. 5:17 . Третья параллель по контрасту (сравните со стихами 15-16) объединяет первые две и включает в себя как степень контраста ("то тем более" сравните со стих 15), так и противопоставление по существу ("смерть" и "жизнь" - сравните со стих 16). Первая часть стиха построена так, чтобы констатировать высказанную в нем истину: "Ибо, если (поскольку) преступлением одного смерть царствовала посредством одного (человека ". Эта мысль подтверждается стихами 14 и 20. Смерть - это неумолимый тиран, владеющий людьми и не выпускающий их из тисков страха (сравните Евр. 2:15).

Однако истиной является и следующее: "то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности (сравните Рим. 5:15) будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа". Во Христе сокрыты все Божий благословения, направленные на людей. Подобно тому, как смерть - тиран царствует над всеми людьми, верующие во Христа, принимающие Божию благодать, предназначены царствовать в жизни.

С одной стороны, люди умирают как жертвы неумолимого тирана-властелина, но с другой - они сами становятся властителями (Рим. 1:6), и им принадлежит царство вечной жизни! Словами "приемлющие обилие благодати и дар праведности" Павел подчеркивает, что все благословения, сокрытые в жертвенной смерти Иисуса Христа, хотя и предлагаются Богом всем людям, обретают силу, лишь будучи приняты каждым из людей верою (сравните с "приняли" в Иоан. 1:12).

Рим. 5:18-19 . В этих стихах Павел завершает свое параллельное противопоставление Адама и Иисуса Христа, которое он начал в 12 стихе и продолжил в стихах 15-17. Он делает это предельно кратко: "Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение (катакрима - наказание, сравните стих 16), так правдою одного (по-гречески буквально - "одним праведным актом") всем человекам оправдание к жизни".

Под "одним праведным актом" понимается смерть Иисуса Христа на кресте. "Одно преступление" Адама противопоставлено "одной правде" Иисуса Христа. В результате "одного преступления" Бог осудил всех людей, а в результате "одного" праведного дела, совершенного Иисусом Христом, всем было предложено оправдание.

Один принес в мир смерть, а другой - жизнь. Снова здесь выражение "всем человекам" как в первой, так и во второй половине стиха означает все человечество (сравните "всех человеков" в стихе 12 и "многих" в стихе 15, употребленных в том же значении).

Последствия одного праведного деяния настолько, таким образом, мощны, что распространяются на все человечество, от которого зависит, принять их или не принять, ибо действительны они только для "приемлющих" (стих 17).

Тот же вывод, выраженный другими словами, Павел повторяет и в стихе 19, где поступок Адама назван "непослушанием", а жертвенная смерть Иисуса Христа - "послушанием". В результате "непослушания многие (начало стихов 15 и 18) сделались… грешными" (сравните 11:32). Во второй половине 19 стиха "многие" означают не все человечество, как в начале стиха, а тех, кто "приемлют" (стих 17). Причем эти "многие" не просто будут объявлены праведными (недаром в греческом тексте здесь, вместо слова дикаио, употреблено другое слово), но именно "сделаются праведными" - в процессе освящения, который завершится получением ими славы в Божием присутствии.

Рим. 5:20-21 . Оставалось рассмотреть еще один вопрос: а какое место занимает в этом контексте Моисеев закон и почему? Павел отвечает: "Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление" (это же слово в стихах 15-19).

Но чем же является закон - целью или следствием умножения греха? В свете стихов 13-14 ясно, что "пришествие" закона привело к умножению "преступлений" (и это - следствие любого закона), но в свете тех же стихов, а также 4:15, приходим к выводу, что закон Моисея пришел с целью (в англ. Библии - для того), чтобы возраставший грех мог быть осознан людьми как возрастающее "преступление" закона.

"А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать" (стих 15). Какой чудный контраст! Как бы ни был велик грех людей, Божия благодать далеко превосходит его. Не даром во 2 Послании к Коринфянам (12:9) написал апостол такие слова: "Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати моей"

Цель Бога в том, чтобы Его "благодать воцарилась чрез праведность" (ту, которую дает людям Христос) и сделалась для них источником вечной жизни в Господе Иисусе Христе. Снова говорит Павел о "царствовании" в его связи с жизнью. В стихе 17 "приемлющие" дар Божий, "будут царствовать в жизни посредством… Христа", а тут сама Божия благодать персонифицирована как начало, которому предстоит царствовать и быть источником вечной жизни.

Таким образом Павел не только описал, как открывается Божия праведность в оправдании, он, кроме того, предвидел, как должна она открываться в жизни верующего через его возрождение и освящение.

IV. Божия праведность открывается в освящении (главы 6-8)

Предлагаемая Богом праведность включает в себя нечто большее, чем объявление верующих праведными на основании их веры. Первое указание на это находим в Послании к Римлянам, в 5:5: "любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам". Присутствие Духа Святого в сердце верующего, в котором Бог постоянно воспроизводит присущую Ему любовь, указывает на то, что верующий обрел новую природу и новую жизнь. Это - та новая жизнь, в которой действует, освящая ее, Дух Святой, и является темой послания в главах 6-8.

Различия между Адамом и Христом (Рим. 5:15-21):

Рим. 5

Один человек Адам

Благодать воцарилась к жизни вечной

Перед нами один из величайших лирических отрывков Павла, в котором он почти поёт задушевную радость своего доверия к Богу. Доверительная вера сделала то, что усилия соблюсти установления закона никогда не могли сделать: она дала человеку мир с Богом. До прихода Христа никто не мог быть действительно близок к Богу.

Другие, однако, видели Его не как высшее благо, но как высшее зло. Суинберн писал:

И не Его ли сокрытое лицо и железные ступни
Ведал человек и почувствовал, как они по-своему
Угрожали и давили всё изо дня в день?
А разве не Он ниспослал нам голод? Кто проклял
Душу и плоть нашу страстями? Кто наполнил жаждой
Губы тех, кто взывал к Нему?

Были и такие, которые смотрели на Бога и видели в нём совершенно чужого, абсолютно недоступного. В одной из книг Герберта Уэллса есть история делового человека, ум которого был настолько напряжён и возбуждён, что он находился в серьёзной опасности: ему грозило полное нервное и умственное расстройство. Его доктор сказал ему, что его может спасти лишь одно: он должен обрести мир, который может дать человеку чувство близости и дружбы с Богом. "Как", вскричал он, "подумать только, чтобы он там наверху, имел со мной близость и дружбу! С таким же успехом могу я подумать освежить своё горло Млечным путём или пожать руку звёздам". Для него Бог был совершенно непостижим. Путешественница Розита Форос рассказывает, что однажды ночью она могла найти кров и убежище лишь в церкви, так как во всей китайской деревне она не могла получить ночлега. Ночью, когда она проснулась, лунный свет падал через окно на лица изображений богов; на их лицах были лишь гримасы и насмешки, как у тех, кто ненавидит людей.

Лишь тогда, когда мы осознаём, что Бог есть Отец Господа нашего Иисуса Христа, может реализоваться для нас та внутренняя духовная близость с Ним, то новое отношение с Ним, которое Павел называет оправданием.

Через Иисуса, говорит Павел, получили мы доступ к той благодати, в которой стоим. Для выражения "доступ" просагоге. Это слово употребляется для передачи двух значений:

1) Оно употребляется для представления кого-либо высочайшим королевским особам, при приближении молящегося к Богу. Павел как бы говорит: "Иисус вводит нас в присутствие самого Бога. Он отворяет нам дверь в присутствие Царя Царей; когда же эта дверь открыта, нас встречает милосердие, а не осуждение, не суд, не возмездие, а абсолютная, незаслуженная, невероятная доброта Божия.

2) Но просагоге обозначает и другое понятие. В поздне-греческом языке это слово означало пристанище для судов, гавань. В этом значении его следует толковать так, что пока мы полагались лишь на свои усилия, буря носила нас по волнам, как моряков, борющихся с морем, которое угрожало погубить их целиком. Но, после того, как мы услышали слово Христово, мы достигли, наконец, гавань благодати Божией, и мы узнали спокойствие, зависящее не от наших усилий, но от того, что Бог сделал для нас.

Через Иисуса получили мы доступ в присутствие Царя Царей, доступ в гавань благодати Божией.

Но как только Павел сказал это, его поражает другой аспект этого вопроса. Всё это истина, слава; но остаётся фактом, что в этой жизни христиане встречаются с трудностями. Трудно быть христианином в Риме. Помня об этом, Павел достигает кульминационного пункта. "От скорби происходит терпение". Слово, переведённое как скорбь в греческом тлипис, в буквальном смысле значит гнёт, давление. Различные формы давления и гнёта могут встретить христиан: нужда, стеснённые обстоятельства, скорбь, гонение, непопулярность, одиночество. Такой гнёт или притеснения могут развивать у христиан терпение, силу духа. Для выражения понятия терпение Павел употребляет греческое слово гупомоне, что значит больше, чем выносливость. Оно означает дух, способный победить мир; который не пассивно выносит, а активно преодолевает испытания и треволнения жизни.

Когда Бетховену угрожала глухота - самая ужасная беда для музыканта, он сказал: "Я возьму жизнь за горло". Это и есть гупомоне. Когда Вальтер Скотт оказался разорённым вследствие банкротства своих издателей, он сказал: "Обо мне никто не скажет "Бедняга!"; моя правая рука уплатит долг". И это тоже гупомоне, то есть сила духа, способная победить мир. Гупомоне - это не человек, который ложится и ждёт, пока через него прокатятся бурные волны; это человек, грудью встречающий жизненные перипетии и побеждающий их.

"От терпения", продолжает Павел, "опытность". Для выражения понятия опытность Павел употребляет греческое слово докиме. Оно определяет металл, закалённый в огне, с тем, чтобы очистить его от всех окисляющих примесей. Этот термин употребляется также для определения монет, в том же смысле, как у нас "высокопробный". Если человек встретил несчастье стойко, сохраняя силу духа, он выходит из борьбы более сильным, более чистым, лучшим, и стоит ближе к Богу.

"От опытности (стойкости)", продолжает Павел, "происходит надежда". Два человека могут попасть в одинаковую ситуацию; одного она вгонит в отчаяние, а другого побудит к победоносным действиям. Для одного человека такая ситуация может означать конец всякой надежды, для другого - она может стать вызовом величию. "Я не люблю кризисов", говорил лорд Рейт, "но я люблю возможности, которые они предоставляют". Различие здесь соответствует отличию людей друг от друга. Если человек стал слабым и бесхарактерным, если он допустил, чтобы обстоятельства победили его, если он позволил себе хныкать и унижаться перед несчастьем, - то в минуту опасности он впадёт в отчаяние. Если же человек встречает жизнь высоко подняв голову, если он всегда встречает трудности лицом к лицу и побеждает их, - то возникнувшую опасность он встретит, глазами полными надежды. Стойкость, смелость характера, прошедшее испытание, всегда смотрит с надеждой вперёд.

После этого Павел делает очень важное заявление. "Христианская надежда не пристыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши". Омар Хайям писал, размышляя о человеческой надежде:

Мирская надежда, которой страстно желают все люди,
Обращается в пепел, или же процветает, и тотчас,
Подобно снегу на пыльном лике пустыни,
Светит часок-другой - и гаснет.

Если надежда человека в Боге, она не может обратиться в пыль или в пепел. Такая надежда не может обмануть. Если надежда человека в любви Божией, это не может быть иллюзией, ибо Бог любит нас любовью вечной, подкреплённой Его неограниченной властью.

ПОСЛЕДНЕЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЛЮБВИ (Рим. 5,6-11)

Тот факт, что Иисус Христос умер за нас, является последним доказательством любви Божией. Было бы довольно трудно побудить человека умереть за праведника; человека, правда, можно убедить умереть за великий и благородный принцип; истинная любовь тоже может побудить его отдать свою жизнь за своего друга. Но чудо Иисуса Христа состоит в том, что Он умер за нас тогда, когда мы ещё были грешниками и находились во враждебных отношениях к Богу. Это высшее проявление любви - выше уже ничего не может быть.

Рита Сноудон рассказывает случай из жизни Т. Е. Лоуренса, который в 1915 году пересекал с несколькими арабами пустыню. Положение было отчаянным. Еда была на исходе, оставались буквально капли воды. Их головы были покрыты капюшонами для защиты от ветра, полного жалящих песчинок. Вдруг кто-то спросил: "Где Джасмин?" Другой спросил: "Кто такой Джасмин?" - "Желтолицый из Маана. Он убил турецкого сборщика налогов и бежал в пустыню", сказал третий. "Смотрите, верблюд Джасмина без седока", сказал первый, "его винтовка приторочена к седлу, но Джасмина там нет". - По-видимому, его убили по дороге, решили арабы. Они продолжали обсуждать судьбу Джасмина и пришли к выводу, что он был очень слаб, мог заблудиться или просто упасть с верблюда. В конце концов они решили, что Джасмин вообще не стоит ломаного гроша, сели на своих верблюдов и продолжали свой путь. Лоуренс же повернул своего верблюда и поехал назад той дорогой, которой они пришли - один, в этом пекле, рискуя своей жизнью. Через полтора часа пути он увидел что-то на фоне песка. Это был Джасмин, ослепший и потерявший рассудок от жары и жажды. Лоуренс поднял его на своего верблюда, дал ему несколько капель драгоценной воды и возвратился к своему отряду. Когда он подъехал, арабы посмотрели на него в изумлении. "Вот и Джасмин", сказали они, "Джасмин, который гроша ломаного не стоит, и его спас, рискуя собственную жизнь Лоуренс, наш господин". Это притча. Христос умер не за праведников, но чтобы спасти грешников, не друзей Бога, но людей, находившихся во вражде с Ним.

Павел делает ещё один шаг. Через Иисуса Христа изменилось наше положение перед Богом. Хотя мы были грешниками, у нас установились истинные отношения с Богом. Но этого ещё недостаточно. Не только наши отношения должны измениться, но измениться должно также и наше состояние. Спасённый грешник не может продолжать быть грешником; он должен стать праведником.

Смерть Христа изменила наше положение, Его воскресение изменило наше состояние. Он не мёртвый, Он живой; Он всегда с нами, чтобы помочь нам и направлять нас, чтобы преисполнять нас Своей силой, чтобы вывести из искушения, нарядить нас Своим сиянием. Иисус начал с того, что обращает грешников в истинное отношение с Богом, даже если они ещё грешники; Своим милосердием Он придаёт им силы оставить свои грехи и стать добродетельными людьми. Все эти феномены имеют теологические названия. Изменение нашего положения - это оправдание; здесь и начинается весь процесс спасения. Изменение состояния - освящение; здесь процесс спасения продолжается и никогда не заканчивается, пока мы не увидим Его лицом к лицу и будем такими, как Он.

Здесь нужно отметить ещё один момент чрезвычайной важности. Павлу совершенно ясно, что весь процесс спасения, пришествие и смерть Христа есть доказательство Божественной любви. Иногда весь этот процесс трактуют так, будто с одной стороны был кроткий и любящий Христос, а с другой - разгневанный и мстительный Бог, и будто Христос сделал нечто такое, что изменило отношения Бога к людям. Ничто не может быть дальше от истины. Начало всему есть любовь Божия. Иисус не пришёл, чтобы изменить отношения Бога к людям; Он пришёл, чтобы показать людям, каково это отношение и каким оно всегда было. Он пришёл, чтобы неопровержимо доказать, что Бог есть любовь.

ГИБЕЛЬ И СПАСЕНИЕ (Рим. 5,12-21)

Ни один раздел Нового Завета не оказал столь большого влияния на теологию, как этот; и ни один из его разделов не представляет больших трудностей для современного образа мышления, нежели этот. Его трудно понять, потому что Павел выражается очень сложно и трудно для понимания. Мы можем видеть, что первое предложение не имеет конца; его конец повис в воздухе, в то время как Павел параллельно развивает другую мысль. Более того, он говорит и думает в терминах, хорошо знакомых иудеям, и хорошо для них понятных, но незнакомых нам. Если бы нам нужно было выразить мысль этого раздела в одном предложении, которым, собственно говоря, и является то предложение, с которого Павел начал писать, и которое получило много дополнительных придаточных предложений, то оно выглядело бы так: "Через грех Адама все люди стали грешниками и были отвращены от Бога; через праведность Иисуса Христа все люди стали праведными и восстановлены в истинных отношениях с Богом". Павел, собственно говоря, изложил это намного яснее в Первом послании к Коринфянам 15,21-22: "Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут".

1) Это идея солидарности. Иудей действительно никогда не думал о себе как об индивидууме, но всегда чувствовал себя частицей рода, семьи и народа, без которых он не может реально существовать. Доныне говорят, что если спросить австралийского аборигена его имя, он назовёт имя своего рода или племени. Он не думает о себе как о личности, но как о члене общества. Одним из наиболее ясных примеров к этому может служить обычай кровной мести у примитивных народов. Допустим, человек одного племени убил человека из другого племени. На племя убитого ложится долг отомстить второму племени; обида была нанесена роду, и на род падёт месть.

В Ветхом Завете есть один очень яркий пример этого. Это случай с Аханом, рассказанный в Книге Иисуса Навина, глава 7. После битвы при Иерихоне Ахан утаил для себя часть добычи вопреки прямому указанию Господа, согласно которому всё должно быть разрушено и уничтожено. Потом перед иудеями стояла задача взять город Гай, победа над которым не должна была быть сложной; однако предпринятый поход окончился полным поражением для иудеев. Почему? Потому что Ахан согрешил, и, следовательно, весь народ был заклеймён как грешник и понёс наказание Божие. Грех Ахана - не грех одного человека, но грех всего народа. Народ - в представлении древних иудеев, не скопище индивидуумов; он - монолит. Деяние индивидуума было деянием народа. Когда же Ахан сознался, был казнён не он один, но вся его семья. Ахан, опять-таки, не был отдельным членом, индивидуумом, отвечающим за самого себя; он был одним из однородной массы людей, из которой он не мог быть выделен.

Вот так Павел рассматривает и Адама. Адам не был индивидуумом. Он был одним из всего человечества, и, потому что он был одним из всего человечества, его грех был грехом всех людей.

Павел говорит, что в Адаме согрешили все люди. Если мы когда-нибудь сможем понять мысль Павла в этом месте, мы должны быть совершенно уверены, что он имеет в виду, и мы в равной степени должны отдавать себе отчёт в том, что Павел действительно так думал. Через всю историю христианской мысли красной нитью проходят попытки различных способов толкования этой концепции о связи между грехом Адама и всего человечества:

а) Полагали, что значение этого отрывка состоит в том, что "каждый человек сам по себе Адам". В реальном плане это значит, что, так же как согрешил Адам, так согрешили все люди, но не существует реальной связи между грехом Адама и грехами всего человечества, кроме той, что можно сказать, что грех Адама является типичным грехом всего человечества.

б) Существует так называемое правовое, юридическое толкование. Согласно этому толкованию Адам является представителем всего человечества, и вся человеческая раса участвует в деяниях её представителя. Однако, представитель этот должен быть избран народом, который он представляет, но об Адаме мы ни в каком смысле не могли сказать этого.

в) Существует толкование, согласно которому мы наследуем от Адама стремление ко греху. Это вполне правдоподобно, но Павел не это имеет в виду. Это вовсе не подошло бы ему для доказательства.

г) Этому разделу следует дать так называемое реалистическое толкование, а именно, что, вследствие солидарности всей человеческой расы, все человечество действительно согрешило в Адаме. Эта идея не представляла чего-то странного и необычного для иудея; в этом была подлинная вера иудейских мыслителей. Автор второй Книги Ездры хорошо понимал это: "Одно зерно зла было посеяно в сердце Адама в самом начале, и сколько злобности народило оно в наше время; и сколько оно ещё породит, пока оно попадёт на гумно". (4,30). "Первым Адам с злым сердцем преступил и был преодолен; и не только он, но также и все те, кто был рождён от него". (3,21).

2) Вторая главная мысль внутренне связана с этой в качестве аргумента Павла. Смерть есть прямое следствие греха. Иудеи верили, что если бы Адам не согрешил, человек был бы бессмертным. Экклезиаст писал: "С женщины начался грех, и из-за неё все умирают". В Книге Мудрости записано: "Бог создал человека для бессмертия и сделал его по своему образу; но через зависть дьявола смерть вошла в мир". В иудейском миросозерцании грех и смерть неразрывно связаны между собой. Именно это и хочет передать Павел в Рим. 5,12-14. Мы можем проследить ход его мысли через ряд идей.

а) Адам согрешил, потому что он нарушил один из прямых заветов Бога: не есть плода запретного дерева - и, вследствие того, что он согрешил, он умер, хотя по первоначальному замыслу он должен был быть бессмертным.

б) Закон был дан людям только во времена Моисея. Опять же, если нет закона, то не может быть и его нарушения; другими словами, не могло быть греха. Поэтому люди, жившие от Адама до Моисея, совершали, собственно, грехи, но не могли считаться грешниками, так как закона ещё не было.

в) Несмотря на то, что грех не мог быть им вменён, они всё же умирали. Они находились во власти смерти, хотя их нельзя было обвинить в нарушении закона.

г) Почему же они умирали? Потому что они согрешили в Адаме. Их сопричастность к его греху причинила их смерть, хотя не было закона, которого они могли нарушить. Именно это и использует Павел для доказательства того, что все люди согрешили в Адаме.

Мы дошли, таким образом, до сути одного аспекта мысли Павла. Согласно этой идее абсолютной солидарности человечества, все люди в буквальном смысле слова согрешили в Адаме, и, потому что смерть является обязательным следствием греха, смерть властвовала над людьми.

Однако, эта же самая концепция, в свете которой положение человека и человечества кажется совершенно безвыходным и безнадёжным, имеет и другую грань, которая освещает человечество ярким светом славы: в эту, казалось, безнадёжную ситуацию явился Иисус. Иисус принёс Богу совершенную добродетель. И точно так же, как все люди были причастны к греху Адама, так же все люди причастны к совершенной добродетели Иисуса; и, точно так же, как грех Адама стал причиной смерти, совершенная добродетель Иисуса побеждает смерть и даёт людям жизнь вечную. Торжествующий довод Павла заключается в том, что таким же образом, как человечество находилось в однородном единстве с Адамом, и было, поэтому, осуждено на смерть, оно находилось и в однородном единстве с Иисусом, и, поэтому, оправдал их для жизни. Хотя данный с тех пор людям закон сделал грех много ужаснее, милосердие Христа преодолело осуждение, которое закон должен был навлечь на людей.

Это и есть аргумент Павла, и, с точки зрения иудейской теологии, он неопровержим. Однако, он имеет свое затруднение, так и свое великое достоинство:

1) Затруднение в этом аргументе состоит в следующем. Допустим, что мы примем историю Адама в буквальном смысле слова, что наша связь с Адамом является чисто физической. В этом вопросе у нас нет никакого выбора, так же как ребёнок не выбирает себе отца. Напротив же, наши отношения к Христу являются добровольными. Единение с Христом - нечто такое, что человек может либо принять, либо отклонить. Отношения с Христом в этом смысле отличаются от отношений человека с Адамом. В этом заключается затруднение понять аргументации Павла.

2) Важное достоинство аргументации Павла состоит в следующем. Павел сохраняет истину, согласно которой человечество оказалось в положении, из которого не было выхода; люди находились во власти греха и положение было безнадёжным. И в это положение пришёл Иисус Христос и принёс с собою нечто, что вывело людей из тупика безнадёжности. То, что Он делал, чем Он является, что даёт людям, - всё это даёт человеку возможность выйти из положения, в котором над ним безнадёжно властвовал грех. Мы можем ещё добавить довод Павла о том, что грех человека привёл его к гибели, и что он был спасён Христом.