Что такое творительный падеж. Творительный падеж в русском языке. Окончания. Изучаем русский язык

Стройматериалы

Для связной речи в русском языке одни и те же слова могут употребляться в разных формах, это может быть единственное или женский, мужской или средний род, а также склонения с изменением окончаний. И особо важную роль в построении верных высказываний играют именно падежи, которые показывают синтаксическую роль и связь слов в предложении. Склонению подвергаются местоимения и числительные. И в изучении русского языка очень важно научиться определять падежную форму этих частей речи и знать, на какие вопросы отвечают падежи.

Основные падежи русского языка

Падежная система русского языка достаточно проста для изучения, однако несколько особенностей в ней имеется. Поэтому в школьной программе этой теме уделяется огромное количество времени. Первым делом детей знакомят с тем, на какие вопросы отвечают падежи и как они называются. Вниманию школьников, как правило, представляют лишь шесть основных падежей, хотя на самом деле их намного больше, однако из-за близкой схожести разновидности устаревших падежных форм объединили с основными. Хотя по этому поводу среди лингвистов до сих пор ведутся споры.

Именительный падеж

Именительный падеж в сокращенном виде записывается Им. п. Вопросы именительного падежа - кто? и что? Для всех частей речи такая является начальной и может выступать наименованием предмета, лица или природного явления, а в предложении всегда выступает в роли подлежащего. Например:

Девушка вышла из комнаты; Солнце садилось за горизонт.

Также в именительном падеже может стоять именная часть составного сказуемого. Например:

Никита - мой сын; Александр Васильевич - директор.

Также всегда в именительном падеже стоит главный член и обращение. Например:

Шуми, шуми, камыш; Вот старый домик.

Родительный падеж

Употребление родительного падежа может быть как после глаголов, так и после имен. Слова при таком склонении отвечают на вопросы кого? чего? В сокращенном виде его записывают Р.п.

Эта форма слов имеет разнообразное значение и синтаксическое применение. Глагольный родительный падеж может указывать на предмет:

  • в случае, когда глагол имеет при себе отрицание: не сносить головы, не поведать правды;
  • если действие относиться не ко всему предмету, а лишь к его части: испить воды, съесть супа, нарубить дров.

Приименной родительный падеж может указывать на целый ряд отношений:

  • принадлежность кому или чему либо: дом матери, платье куклы;
  • отношение чего-то целого к какой-либо части: номер гостиницы, ветка дерева;
  • оценивание или определение качеств: кепка зеленого цвета, слезы счастья, человек слова.

Именно поэтому для правильного определения падежной формы очень важно знать, на какие вопросы отвечают падежи.

Имена существительные, употребленные в родительном падеже вместе с прилагательными сравнения, указывают тот предмет или лицо, с которым их сравнивают. Например:

Красивее Наташки, белее снега, быстрее молнии.

Дательный падеж

Чтобы понять, как употребить слово в том или ином случае, нужно четко знать, на какие вопросы отвечают падежи, в каком случае используется определенная форма склонения. Так, например, дательный падеж (кому? чему?) слов чаще всего ставится после глаголов и лишь в немногочисленных случаях после слов, обозначающих предметы.

Главным образом слова в этом падеже употребляются для обозначения главного предмета, к которому направлено действие.

Например:

Передать привет подруге, угрожать врагу, приказ подчиненным.

В безличных предложениях слова в дательном падеже могут употребляться в качестве сказуемого. Например:

Саше стало страшно. Мальчику было холодно. Больной становится все хуже.

Винительный падеж

Вопросы винительного падежа похожи на вопросы других падежей, а именно - на родительный и именительный. Так, к одушевленному предмету это вопрос кого? а к неодушевленному - что? И достаточно часто школьники путают этот падеж с именительным, поэтому для правильного определения в первую очередь в предложении необходимо выделить грамматическую основу. Слова в этой падежной форме чаще всего употребляются при глаголах и обозначают объект, на который полностью переходит действие.

Например:

Ловить рыбу, чистить туфли, сшить юбку, выпекать пирог.

Также слова, стоящие в могут выражать количество, время, пространство и расстояние. Например:

Целое лето, каждая минута, каждый год.

Творительный падеж

Так же, как и другие падежные формы, вопросы творительного падежа имеют две формы для живых и неживых предметов. Это особые вопросы, которые не спутаешь с другими формами. Так, для одушевленного предмета творительный падеж отвечает на вопрос кем? Например:

Он был знаком (с кем?) с Оксаной и (с кем?) ее матерью .

Для неодушевленного предмета творительный падеж отвечает на вопрос чем? Например:

Накормил (чем?) хлебом, напоил (чем?) водой.

Как правило, эта форма слов употребляется в сочетании с глаголами, тесно связанными с именами.

Такая падежная форма слов при глаголах всегда выступает в качестве средства и орудия действия, может быть образом или способом действия, а также иметь значения времени, места, пространства и того, кем производится действие. Например:

(чем?) палкой.

Старик подперся (чем?) ладонью.

Дорога вела (чем?) лесом.

Сказки «Айболит», «Путаница» и «Тараканище» написаны (кем?) Корнеем Чуковским.

Также данная падежная форма слов может встречаться и при именах и иметь следующие значения. При существительных:

  • орудие действия: бить рукой, чистить щеткой;
  • действующее лицо: охрана дома сторожами, отпуск товара продавцом;
  • содержание самого действия: заниматься немецким языком;
  • определительное значение: колбаса колечком, пение басом.

При прилагательных слова в творительном падеже употребляются со значением ограничения указанного признака. Например:

Он был сильный умом и известен своими открытиями.

Предложный падеж

Шестой и последний падеж, который изучают в школьной программе - предложный.

Вопросы предложного падежа, как и других падежных форм, разделяются по направлению к живым предметам (на ком? о ком?) и неживым (на чем? о чем?) . Слова в этом падеже всегда используются с предлогами, именно отсюда и название самого падежа. В зависимости от употребляемого предлога меняется и значение, вопросы предложного падежа всегда строятся при помощи тех же предлогов, которые употребляются в конкретных случаях в контексте.

Употребление предлогов со словами в предложном падеже

Для правильного определения падежной формы слов и правильного употребления их в речи очень важно знать, как связываются падежи с вопросами и предлогами при употреблении различных форм слов в предложениях.

Каждый из используемых предлогов придает слову свое значение:


Какую роль играют падежи, вопросы и предлоги

Таблица предлогов, которые употребляются в сочетании с различными падежными формами слов, играет огромную роль в изучении падежной системы русского языка.

Ведь именно они, присоединяясь к существительным, могут раскрыть различные значения одного и того же слова.

Падеж Предлог Значение Пример
Родительный вокруг, из-за, до, у

определяют пространство, в котором находится предмет или в котором происходит действие

ходить вокруг парка,

вышел из-за дома,

стоять у дерева

Дательный к, по

употребляются для указания на приближение к объекту, предмету или на место события

подойти к подруге,

ехать по бездорожью

Винительный в, за, на указывают, на какой объект направлено действие

обнять за талию,

смотреть в окно,

поставить на стол

Творительный под, за, над, с

может иметь много значений, в том числе указывать на направленность определенного действия и обозначать пространство

летать над землей,

ходить под мостом,

дружить с бабушкой

Склонение существительны, прилагательных и числительных по падежам

Одной из основных тем данного раздела русского языка является тема: "Склонение по падежам". В результате такого изменения слово преобразуется, приобретая новое окончание, что достаточно важно для правильности построения речи. Склонение происходит путем изменения слова так, чтобы оно отвечало на вопросы каждого падежа. Склонение существительных имеет самостоятельный характер, в то время как прилагательные и числительные в контексте всегда зависят от падежа, в котором стоит связанное с ними слово.

В случае со склонением числительных вопрос также можно видоизменить, как для прилагательного, благодаря чему будет легче просклонять слово.

Склонение числительных по падежам
Падеж Падежный вопрос Вопрос для числительного Числительное
Именительный кто? что? сколько? какой?
Родительный кого? чего? скольких? какого?

восьмого

восьмого

Дательный кому? чему? скольким? какому?

восьмому
восьмой
восьмому

Винительный кого? что? сколько? какого?

восьмого

восьмого

Творительный кем? чем? сколькими? каким?
Предложныйй о ком? о чем? о скольких? о каком?

о восьмом

о восьмой

о восьмом

Цель школьной программы - научить детей не только правильно определять падежную форму слов в том или ином предложении, но и уметь правильно употребить предлог, который полностью раскроет значение высказывания. Такие умения очень важны для построения грамотной речи. Именно поэтому данной теме уделяется особое внимение и достаточное количество уроков русского языка, чтобы дети могли не только изучить, но хорошо закрепить данный материал.

Шесть падежных форм выражают различные падежные значения. Например, формы Р. падежа могут выражать отношения принадлежности (книга студента), отношения целого и части (крыша гаража), субъектные отношения (выступления артиста) и др.

Каждый падеж многозначен, и каждый падеж образует свою систему "значений, хотя значения в разных падежах могут сближаться.

Можно выделить общие и частные значения падежей. Общие значения следующие: субъектные, объектные, определительные и обстоятельственные.’

Субъектное значение имеют формы прямого или косвенных падежей, обозначающие субъект действия. Грамматический субъект может совпадать с логическим, когда подлежащее обозначает действующее лицо, действующий предмет (И. падеж): Облокотясь, Татьяна пишет, И все Евгений на уме (П.). Субъект может быть не грамматическим, а логическим: Меж тем Онегина явленье у Лариных произвело На всех большое впечатленье (П.).

Объектное значение имеют формы косвенных падежей, выражающие значение предхмета, на который прямо или косвенно направлено действие или который участвует в действии: Разорвали мы черные тучи... (Л.-Кум.) (действие направлено на предмет); Что написано пером, не вырубишь топором (Поел.) (действие осуществляется с помощью предмета).

Определительное значение имеют косвенные падежи, выражающие признак предмета: Но получив посланье Тани, Онегин живо тронут был (П.) (в этом случае определительное значение неразрывно связано с субъектным); И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок, В больших сапогах, в полушубке овчинном... (Н.)

Обстоятельственное значение имеют формы косвенных падежей, выражающие отношение предмета, названного существительным, ко времени, к месту действия, к его причине, цели и т. д.: В лесу раздавался топор дровосека... (Н.) (значение места действия).

Общие значения объединяют самые разнообразные частные значения, причем значения неравноценные: есть основные, типичные для данного падежа, а есть второстепенные, периферийные.

На то, какие значения имеют падежные формы, влияет несколько факторов, и прежде всего лексические значения падежных форм и слов, от которых они зависят.’ Ср.: Люблю весну

(объектное значение); Приезжал каждую весну (значение обстоятельства времени)Значения формы В."падежа различны, так как она в этих предложениях зависит от глаголов с разным значением/ Шел полем (значение обстоятельственное, пространственное); Шел ранним утром (обстоятельственное времени), т."е.на значение формы TV падежа влияет значение самих зависимых падежных форм."

Предлоги, употребляясь вместе с существительными, помогают выразить различные падежные значения, конкретизируют их и обогащают. Например, с формами Р/падежа употребляются многочисленные предлоги, которые помогают уточнять пространственные отношения (от города, до города, вокруг города и др.)ѴВ случае омонимии падежных форм предлоги являются средством их различения (к углу, в углу; из степи, к степи, в степи и т.*д.). С помощью предлогов различаются значения одной и той же формы падежа (жить у сестры - жить для сестры).

Значения именительного падежа. Основное значение именительного падежа - субъектное. Например: Райский пришел домой, чтоб поскорее объясниться с Верой (Гонч.).

В значении предикативного признака формы И." падежа выступают в составе сказуемого." Например: Ты гость, я хозяин.

Определительное значение формы И. падежа имеют тогда, когда они выступают в функции приложения.’Например: И вот из ближнего посада, Созревших барышень кумир, Уездных матушек отрада, Приехал ротный командир (П.).

Со сравнительными союзами формы И."падежа имеют значение предмета сравнения. Например: Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой (П.).Или имеют значение «в качестве». Например: Богат, хорош собою, Ленский Везде был принят как жених (П.).

В роли обращения И.*падеж имеет звательное значение . Например: А в разведку меня, дяденька, будете брать? (Кат.)

В связной речи выделяется также именительный представления, называющий лицо или предмет с целью вызвать представление о нем. Например: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось (П.).

Значения родительного падежа. Основные значения родительного падежа - объектное, определительное и субъектное; второстепенные значения - обстоятельственные.

Родительный приглагольный может выражать объектные отношения. Прямой объект формы Р. падежа выражают тогда, когда действие направлено не на весь объект, а на часть его (купить хлеба) и когда при глаголе есть отрицание (не видеть смысла). Значение объекта имеют формы Р. падежа и при глаголах: ждать, просить, добиваться, желать, требовать, страшиться, бояться, опасаться, лишиться (желать успеха и т. д.).

Объектные отношения может выражать и Р. приименный, в таких случаях главное слово - отглагольное существительное (рубка леса): Родительный при словах со значением меры, количества обозначает предмет счета (стакан воды, корзина ягод, два метра)."При формах сравнительной степени Р. падеж обозначает объект сравнения (выше крыши, зорче орла).

Родительный приименный может иметь определительное значение (выступление артиста; чье выступление?) носителя признака, т. е. лица, предмета, обладающего качеством, свойством, которое называет управляющее имя (верность друга).

Родительный падеж может иметь значение принадлежности (квартира Якимова), части целого (стена дома), значение качественной оценки в сочетании с согласованным словом (человек высокого роста) или без такого, слова (человек слова); указывает на возраст (человек преклонных лет), материал (шкаф карельской березы). Близко к этим значениям выражение принадлежности называемого лица к какому-либо коллективу, предприятию, другому лицу (рабочие завода, друг писателя, член ВЛКСМ).

Обстоятельственные значения Р. падежа - это значения места, причины, цели и т. д. В таком значении Р. падеж чаще употребляется при глаголах и имеет при себе различные предлоги (остановиться около дома, дрожать от холода). Gp. употребление при отглагольных существительных (остановка около дома, дрожь от холода), где наряду с обстоятельственным значением проявляется и определительное. То же можно сказать и о существительных не отглагольных (дом у дороги).

Значения дательного падежа. Основные значения дательного падежа - объектные и субъектные; второстепенные - определительные.

Дательный приглагольный и приименный в значении объекта указывает на лицо или предмет, к которому направлено действие (писать другу, письмо другу). Такое значение может совмещаться с определительным (гимн труду). Ср." предложно-падежные формы: обратиться к ректору, обращение к народу.

В безличных конструкциях Д."падеж может обозначать субъект: Василию скучно; Дедушке нездоровится.

Определительное значение Д. падеж с предлогами имеет сравнительно редко (экзамен по физике, урок по литературе).

Значения винительного падежа. Основное значение винительного падежа - объектное. Винительный беспредложный обозначает объект, на который прямо переходит действие (любить родителей, читать книгу, взять ручку).

Второстепенные значения винительного падежа - субъектное (в безличных конструкциях) Машу так и тянет рассказать об этом; Больного знобит) и обстоятельственные (Шел километр; Приезжал в деревню каждое лето. ■+- Обстоятельственное значение меры). Обстоятельственные значения обычно бывают у существительных с лексическим значением времени, места и т. д.; особенно частотны в таком значении предложно-падежные формы с предлогами в, на (поехали в деревню, выехал на Украину, сказал об этом в пятницу и т.д.)."Предложно-падежные формы имеют также значения меры (речка по колено), цели (приехать на каникулы), значения определительные (платье в полоску, рубашка в клеточку и др.).

Значения творительного падежа. Основные значения творительного падежа - объектное, субъектное и значение предикативного признака. Как показывает название падежа, в объектном значении он указывает на предмет, при помощи которого совершается действие (писать карандашом, рубить топором)." Это падеж приглагольный. При- именный Т. падеж имеет, кроме того, и определительные оттенки (рубка топором) .С предлогом с творительный падеж имеет значение совместности (Миша с Васей).

При прилагательных Т. падеж имеет уточняющее значение (высок ростом, сильные духом): При глаголах TV падеж уточняет, ограничивает область распространения действия (заниматься спортом, руководить кружком).

Творительный падеж употребляется и при формах сравнительной степени (выше этажом, позже годом).

Субъектное значение Т: падеж имеет в страдательных конструкциях (сделано товарищем, исполнено артистом).

В значении предикативного признака Т."падеж бывает прежде всего в составе сказуемого (Он стал учителем).

Обстоятельственные значения - второстепенные, они свойственны как беспредложным формам, так и особенно формам с предлогами за, перед, над, под и др. (шел полем, говорить шепотом, сидел за столом, остановился перед домом и т. д.). Такие конструкции могут быть приглагольные и приименные (остановка за домом):

Значения предложного падежа. Предложный падеж имеет два основных значения: объектное и обстоятельственное. При объектном значении П. падеж указывает на предмет речи, мысли, чувства (говорить о брате, «Песнь о Гайявате»):В таком случае формы П.‘падежа зависят от глагола или отглагольного существительного и употребляются с предлогом о.

В обстоятельственном значении П. падеж с предлогами в и на указывает на место действия (жать в лесу, собрались на поляне). С предлогом при указывает на предмет, около которого что-либо (кто-либо) находится (числиться при штабе, жить при школе). Форма П. падежа может зависеть и от имени (сад в пригороде, участок при школе, квартира на окраине), приобретая и определительное значение.

Определительное значение может иметь только П. приимен- ный (пальто на меху, книга в переплете). Предложный падеж может иметь также значение состояния (лежать в забытьи, находиться в плохом состоянии, быть в плохом настроении).

В ряде случаев значение падежа можно определить только в более широком контексте." Например, предложение: Наказание Иванова всем показалось слишком суровым - можно понять двояко: 1) Иванов кого-то наказал (субъектное значение); 2) кто-то наказал Иванова (объектное значение). Чтобы избежать двусмысленности, нужно перестроить это предложение следующим образом: 1) Наказание Ивановым ученика... 2) Наказание учителем Иванова...

В русском языке функционирует шесть падежей, которые используются для согласования слов в предложении. Если бы в языке не существовало данной морфологической категории, то мы бы не смогли понять ни одного предложения, поскольку оно не выражало бы никакой конкретной мысли.

Конечно, в некоторых языках падежей меньше (например, в немецком всего лишь четыре падежа), а есть такие, в которых категория падежа вообще отсутсвует (английский). Каждому падежу присваивается своя форма, и поскольку русский язык имеет очень много форм слов, выучить его иностранцу - очень сложная задача. Давайте рассмотрим творительный падеж: вопросы, окончания, предлоги. А начнем с того, что он выражает.

Что выражает творительный падеж?

В русском языке существует пять непрямых падежей (все, кроме именительного). Падеж, который мы рассматриваем, также относится к ним. Если сложно понять, для чего используется творительный падеж, то можно представить такую картину: определённый человек совершает конкретное действие над каким-нибудь объектом: "Я играю с собакой" .

В русском языке эти объекты логично будет поставить в форму творительного падежа. Таким образом, действие, которое совершает человек, переходит на объект. Бывают также ситуации, когда с помощью творительного падежа выражается и субъект (человек), который исполняет действие. Такое явление наблюдается в пассивных конструкциях. Например, "построенный нами дом".

Множество лингвистических явлений сложно определить без контекста. Чтобы выявить особенность какого-нибудь слова, нужно поставить его в конкретную речевую ситуацию - ввести в предложение. Чаще всего формы творительного падежа ярко представлены в виде дополнения.

Окончания, свойственные творительному падежу

В каждом языке есть отличительные черты, которые отделяют одно языковое явление от другого. И поскольку понятие "падеж" относится к морфологии, то основным способом его выражения является флексия, или более привычное для нас слово - окончание. С помощью окончаний мы с лёгкостью отделим один падеж от другого. Стоит отметить, что категория падежа присутствует только в именных частях речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение). Имя в творительном падеже выражается по-разному. Окончания творительного падежа зависят от типа склонения:

1-е склонение: -ой и -ою, -ей и -ею (ногой - ногою; ней - нею ).

2-е склонение: -ом, -ем (окном, морем).

3-е склонение: -ю (солью).

Зная, как распределять слова по типам склонения и какие окончания имеет творительный падеж, вы никогда не перепутаете его с каким-нибудь другим.

Предлоги падежа

Предлоги - это ещё один параметр, по которому можно вычислить тот или иной падеж. И они играют значительную роль в определении форм падежей. Употребление предлогов с именем существительным играет разъяснительную функцию о нахождении предмета в пространстве и о том, как он взаимодействует с окружающими его вещами или как взаимодействуют на него. Рассматриваемый нами падеж с использованием предлогов не уточняет местонахождение предметов, он, скорее всего, выражает отношения предмета с окружающей средой. Предлогов, которые употребляются с творительным падежом, не так уж и много, и выучить их не составит труда. С этим падежом употребляются такие предлоги, как: с, перед, под, за, над (жить с родителями, стоять перед выбором, прятаться под столом, зайди за мной, над героем нависла беда).

Вопросы творительного падежа

Творительный падеж, так же как и любой другой, имеет свои вопросы, с помощью которых мы можем определить его. Поскольку запомнить вопросы падежей не так уж и сложно, то именно с помощью них мы чаще всего определяем, в форме какого падежа выражено то или иное слово. Интересующий нас падеж отвечает на вопросы кем? чем? (Я работаю (кем?) плотником; Я увлекаюсь (чем?) литературой). Если вам сложно запомнить вопрос творительного падежа, то мыслено проговорите вопрос: "Я творю кем? чем?", так же можно сделать с каким угодно падежом. Тогда все ваши сомнения сразу же развеятся. Теперь давайте дальше рассматривать творительный падеж, вопросы мы уже знаем.

Когда употребляется вопрос "кем?", а когда - "чем?"

Ещё из курса природоведенья все мы прекрасно знаем, что окружающая нас среда делится на предметы живой и неживой природы. То же самое мы наблюдаем в естественном языке. Имена существительные также делятся на слова, которые выражают живые и неживые предметы. В любом падеже есть вопрос, на который отвечает "живой" предмет, а на какой - "неживой". Так, в творительном падеже есть два вопроса: "кем?" и "чем?" Вопрос "кем?" употребляется исключительно для слов, которые обозначают живые предметы, а вопрос "чем?" - только неживые. Обычно в каждом падеже вопрос, который идёт первым, предназначен для живого предмета, а второй - для неживого. И особых сложностей в употреблении вопроса не возникает даже у школьников.

Семантические значения

Под семантикой разумеется смысл, который может передавать отдельно взятое слово или любое другое языковое явление. Именные части речи могут выражать огромное количество семантических значений, а творительный падеж делает их более отчётливыми. В этом его главное назначение. Что может выражать творительный падеж? Числа, род и другие морфологические показатели. Давайте рассмотрим наиболее употребительные семантические значения творительного падежа:

  • Объект (еда была приготовлена поваром).
  • Субъект (дети пошли с нами).
  • Приспособление (работать руками, крутить отвёрткой).
  • Время (прекрасным днём).
  • Средство (рисовать карандашом).
  • Путь (пролетать над городом).
  • Эталон сравнения (волком выть).
  • Причина (болеть ангиной).
  • Характеристика (красив душой).

Русский язык сложно представить без падежей. Именно они помогают нам правильно разговаривать, писать и читать. Всего в русском современном языке существует шесть падежей, каждый падеж имеет свой вопрос и свое окончание. Для того чтобы было более понятно, мы рассмотрим каждый падеж в отдельности, а также разберем, на какие вопросы отвечают падежи.

Падежи в русском языке

  1. Именительный - отвечает на вопросы «кто?», «что?». Пример: собака, книга;
  2. Родительный – отвечает на вопросы «кого?», «чего?». Пример: собаку, книгу;
  3. Дательный - отвечает на вопросы «кому?», «чему?». Пример: собаке, книге;
  4. Винительный - отвечает на вопросы «кого?», «что?». Пример: собаку, книгу;
  5. Творительный - отвечает на вопросы «кем?», «чем?» Пример: собакой, книгой;
  6. Предложный - отвечает на вопросы «о ком?», «о чем?». Пример: о собаке, о книге.

Именительный падеж является единственным падежом в русском языке, на вопрос которого отвечает подлежащее. Родительный падеж определяет принадлежность, родство и некоторые другие отношения. Дательный падеж определяет точную конечную точку действия, адресата послания. Винительный падеж обозначает непосредственный объект действия. Творительный определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности. Предложный можно представить в виде вопроса: «Вы думаете о ком, о чём?».

Теперь Вы знаете, на какие вопросы падежи отвечают.

система частных значений падежных форм

Чиркина И. П. Современный русский язык

в таблицах и схемах. Ч. II. Система частей речи.

Имена. М., 1980. С. 47–52.

Именительный падеж

Значение: называние лица, предмета, явления; значение субъектное и определительное.

Функции:

    Главный член:

      1. подлежащее (основная функция): И песня и стих – это бомба и знамя (Маяковский) ;

        именная часть сказуемого.

    Второстепенный член:

      1. приложение: Художник- варвар кистью сонной картину гения чернит и свой рисунок беззаконный над ней бессмысленно чертит (Пушкин) .

    Обособленный член:

      1. приложение: В избушке, распевая, дева прядет, и, зимних друг ночей, трещит лучина перед ней (Пушкин) ;

        пояснение и присоединение: Мы, то есть седоки , обменялись взглядами, потом поклонами (Гончаров); На следующий день с раннего утра вид бульвара, вообще внешний вид Парижа, не занятого инсургентами, изменился, как по мановению волшебного жезла (Тургенев) .

    Формы вне связи с членами предложения:

      1. обращение: Унылая пора ! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса (Пушкин) ;

        именительный темы высказывания: Ах, юность , юность удалая! Житьё в то время было нам, когда, погибель презирая, мы всё делили пополам (Пушкин) .

Родительный падеж

Родительный беспредложный.

    Родительный беспредложный приименной:

    1. Родительный определительный:

      1. принадлежности: стихи Лермонтова, комната брата ;

        отношения: гражданин СССР, член комитета ;

        целого: ветка берёзы, ствол пулемёта ;

        качественной оценки: человек дела, работа большой ценности ;

        возраста: мальчик трёх лет, женщина средних лет ;

        носителя признака: синева неба, аромат хвои ;

        субъекта действия и состояния: пение солиста, грызня волков .

    2. Родительный объекта при отглагольных существительных, образованных от переходных глаголов: выполнение плана, рубка леса .

      Родительный сравнения: чернее ночи, мрачнее тучи .

      Родительный количества, меры, даты: стакан воды, толпа народу, день Седьмого ноября.

    Родительный беспредложный приглагольный:

    1. Прямого объекта:

      1. при отрицании: не читали бестселлера, не любили осени ;

        при частичном распространении действия: налить чернил, выпить квасу .

    2. Косвенного объекта после глаголов желания, ожидания, требования, достижения, лишения, опасения: желать свободы, требовать ответа, достичь славы, лишиться уважения, пугаться темноты .

    Родительный предложный:

    Объекта лишения, достижения: оторваться от ветки, додуматься до решения .

    Материала: строить из камня, отливать из бронзы, сооружать из бетона, дом из кирпича, платье из шёлка .

    Образа действия: бежать без передышки, жить без забот .

    Меры: нравиться до безумия, смешной до слёз .

    Пространства: жить близ города, стоять у колодца, человек из толпы .

    Времени: уйти с утра, спать до рассвета, не болеть до старости .

    Причины: молчать из вежливости, коричневый от загара, шрам от удара, уйти с досады .

    Цели, назначения: остановиться для отдыха, работать для победы, учиться ради знаний, лекарство от гриппа, папка для бумаг .

    Возмещения: приехать вместо товарища, работать вместо секретаря .

    Сравнения: часы вроде кулона, брошь наподобие бабочки .

Дательный падеж

Дательный беспредложный.

    Дательный беспредложный приглагольный:

    1. Косвенного объекта (обозначает лицо или предмет, «адресат»): Служить Родине, помогать товарищу, подарить другу .

      Субъекта состояния (в безличных предложениях): И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему (Гоголь).

    Дательный беспредложный приименной:

    1. Косвенного объекта: памятник Гоголю, монумент героям, конец делу, слава героям, служба Родине, помощь товарищу.

    Дательный предложный.

    1. Косвенного объекта: охладеть к музыке, прислушаться к совету, готовый к бою, ненависть к врагу.

      Образа действия: работать по графику, осуществить по плану.

      Места: ходить по лесу, ехать по степи, спуск к реке.

      Причины: пропустить по болезни, отсутствие по уважительной причине.

      Цели: накрыть к обеду, готовиться к севу.

      Ограничения: небывалый по силе, оригинальный по цвету.

Винительный падеж

    Винительный беспредложный приглагольный:

    1. При переходных глаголах: винительный прямого объекта, на который непосредственно переходит действие: ловить рыбу, читать статью, вышивать блузку, рубить дрова.

      При непереходных глаголах:

      1. винительный со значением охвата пространства: проехали весь лес, прошли улицу, пробежали километр;

        меры времени: прожить год, прождать час, просидеть всю ночь;

        количества и меры: твердить тысячу раз, весить тонну, стоить рубль.

    Винительный предложный.

    1. Со значением предмета речи, мысли: написать про житьё-бытьё, забыть про неприятности.

      Структуры, в которую превращается предмет: раздробить на куски, превратиться в камень.

      Орудия действия: смотреть сквозь очки, видеть в бинокль – сближается со значением образа действия.

      Образа действия: сбиться в кучу, жить на стипендию.

      Места: погрузиться в воду, спуск под гору.

      Времени: гулять в дождь, отчёт за квартал.

      Меры: оценить в рубль, величиной с дом.

      Причины: сердиться за обман, красный от смущения, наградить за доблесть.

      Цели: сдать в монтаж, удобный для посева.

      Возмещения: работать за товарища, дежурить за вахтёра.

Творительный падеж

Творительный беспредложный.

    Творительный беспредложный приглагольный:

    1. Орудия действия: писать пером, ударить штыком, влиять своим авторитетом.

      Производителя действия в страдательных конструкциях: Никита въехал в отворённые Петрушкой ворота (Л. Толстой).

      Субъекта действия, состояния в безличных конструкциях: пахнет смолою, нанесло ветром.

      Образа и способа действия: петь басом, идти быстрым шагом.

      Места: плыть морем, идти лесом.

      Времени: заниматься вечерами, работать ночами.

      Предикативный – обозначает признак предмета, лица, стоящего в именительном падеже (характеризует подлежащее): смотрителем маяка был старый боцман.

    Творительный беспредложный приименной:

    1. Присубстантивный качественной характеристики: юбка колоколом, сапоги гармошкою.

      Приадъективный ограничения, внутреннего содержания: бледный лицом, горд успехами, известен трудами, сильный духом.

    Творительный предложный.

    1. Орудия действия: работать с лобзиком, читать с очками; сближается со значением образа действия.

      Образа действия: подниматься с трудом, идти с усилием, говорить с подъёмом.

      Места: плавать под водой, аллея между зарослями, прикрепить над столом.

      Времени: уехать с зарёй, объяснение перед разлукой, спор за ужином.

      Причины: забегаться с поручениями, неслышный за голосами.

      Цели: послать за материалами, поехать за покупками.

      Совместности: пировать с друзьями, учиться с братом, река с притоками.

Предложный падеж

    Приглагольный:

    1. Изъяснительный: сообщить о результатах, думать о матери, горевать о разлуке.

      Орудия действия (близко к значению образа действия): играть на гармошке, печатать на машинке, кататься на велосипеде.

      Образа действия: передать на словах, жить в достатке.

      Места: жить на юге, хранить в сбербанке, гостить в деревне.

      Времени: вставать на рассвете, встретиться в юности.

      Цели: наказать в воспитательных целях.

    Присубстантивный:

    1. Со значением признака, свойства, качества предмета по отношению к другому предмету: стол на трёх ножках, пальто на меху, дама в пенсне.