Презентация на тему: Древние Греция и Рим. Презентация на тему эллинистическо-римская философия Рим и эллинистический мир краткое содержание

Стройматериалы

Слайд 1

Второй период

Эллинистическо-римская философия

Слайд 2

скептицизм

Ведущими школами этого периода были:

эпикуреизм стоицизм

Этим трём философским школам эллинизма предшествовала философия кинизма, основоположники которой Антисфен (ок. 445-360 до н.э.) и Деоген (ок. 412-323 до н.э.).

Слайд 3

Этика киников носила индивидуалистический и субъективный характер, основывалась на силе духа, на незаурядной способности к независимому существованию.

Кинизм (от греч. «кюйникос» - собака, представители этой школы именовали себя собаками) просуществовал до самого конца античности.

По мнению киников, философия должна заниматься не отвлеченным умозрением, а показывать человеку путь к добродетельной жизни. А для этого нужно произвести переоценку ценностей и «повергнуть в прах ложные ценности», как писал Диоген.

В качестве таких ложных ценностей киники рассматривали имущество, телесные удовольствия и зависимость от общественного мнения. Они проповедовали нищету и полный отказ от удовольствий.

Слайд 4

Страх перед смертью

Философия эпикуреизма

Индивидуалистический характер был присущ и эпикуреизму. Увлекшись идеями Демокрита, Эпикур (341-270 до н.э.) основал в своем саду в Афинах философскую школу, которая и вошла в историю как сад Эпикура.

Этическое учение Эпикура можно определить как этику свободы. Согласно Эпикуру, человек может стать свободным только преодолев главные препятствия к счастью:

Страх перед вмешательством богов в человеческую жизнь

Страх перед загробной жизнью

Слайд 5

Огромную роль в распространении эпикуреизма сыграла написанная на латинском языке поэма «О природе вещей» Тита Лукреция Кара (сер. I в. до н.э.). Именно с публикации этой поэмы началось знакомство с идеями атомизма в эпоху Возрождения.

Смерть, по мысли Эпикура, не имеет к нам никакого отношения, поскольку "когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет ".

Он считал, что цель счастливой жизни – в душевном спокойствии, в «безмятежности души» (атараксии).

Учение эпикуреизма перешло на римскую почву в I в. до н.э.

Слайд 6

Согласно воззрениям стоиков, путь к счастью лежит через апатию, (а - отрицательная частица, «patos» - страсть), т. е через искоренение страстных чувств, аффектов. Близость стоического понятия «апатии» и эпикурейского понятия «безмятежность духа» очевидна.

Учение стоицизма, основателем которого был Зенон из Китеона (336-265 до н.э.), просуществовало с III в. до н.э. по II в. н.э. Название школы «Стоя» произошло от места изложения своего учения Зеноном – так называемого «Пестрого портика» в Афинах.

Как и эпикурейцы, высшей целью человечества стоики считали достижение счастливой жизни, но путь к счастью они трактовали по-иному.

Стремясь жить согласно с природой, стоики искали нравственную свободу, освобождение от страстей, аффектов, которые являются главным источником пороков и бедствий человека.

Стоицизм

Слайд 7

Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так и невзгоды жизни- болезни, страдания, бедность, унижение.

Они ввели понятие фатума, или рока. Это понятие вплотную подводит стоиков к их учению о Проведении и свободе воли в рамках необходимости.

От необходимого хода вещей, а не от свободной воли человека зависят обстоятельства его жизни: богатство или бедность, здоровье или болезнь, удовольствия или страдания.

Слайд 8

Философ-скептик ничему не должен был придавать безусловно-истинного значения. Эти учения со своим теоретико-познавательным пессимизмом и уходом во внутренний мир личности были характерными не только для раннего, но и для позднего эллинизма.

Противоречивость взглядов разнообразных школ в самых важных вопросах жизни приводила к разочарованию в возможностях познания, к скептицизму (от греч. взвешивать, быть в нерешительности). Учение скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания.

Основатель скептицизма Пиррон(360-270 до н. э) утверждал, что единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было суждений.

Скептицизм

Слайд 9

«Назад, в милую общину!»- восклицал величайший мыслитель не только позднего эллинизма, но и всей античной философии Плотин (204-270 н. э), имея виду небеса, вечное божественное бытие.

Неоплатонизм - философское учение позднего эллинизма

Неоплатонизм, наиболее яркое и глубокое учение поздней античности, выразил глубочайшие характеристики своей эпохи: её универсализм и катастрофизм.

Катастрофизм последних веков Римской империи вызвал настойчивые попытки уйти, отрешиться от всего земного, что было характерно не только для философского учения неоплатонизма, но и для зародившегося и набиравшего силу христианства.

Слайд 10

Философская задача Плотина заключалась в том, чтобы последовательно вывести из божественного первоединства градацию всего существующего в мире.

Высшей ступенью бытия по Плотину, является божественное Первоединое, или Единое, которое может быть определено только как самодовлеющее первоначало, лишенное всяких свойств.

Первое, что происходит из Единого, есть Ум (Нус), который по степени совершенства бытия ближе всего к Единому. Но как производимое Ум ниже производящего- Единого, в силу чего он содержит в себе многое.

Слайд 11

В философии Плотина продуктивными с культурно-исторической точки зрения были основные его идеи, а не сама философская схема.

Первый момент Ума - вещество, понимаемое Платином не как материя чувственного мира, а как сущее.

Второй момент Ума - мыслимое бытие, или существование.

Третий момент - мышление.

Таким образом, Ум включает в себя сущность, существование и мышление.

За Единым и Умом следует Душа, которая относится к Уму так, как Ум относится к Единому. Она имеет двойственную природу: одна её часть стремится внутрь, к Уму, а другая обращена вовне.

Слайд 12

Этим идеям, наиболее близким к христианской теологии суждена была долгая жизнь. Подводя итоги, можно сказать, что философия Плотина является, по выражению Б.Рассела, одновременно концом и началом, концом античной философии и началом христианской теологии.

Наиболее значимые философские идеи Плотина:

ценностный подход к бытию на основе его иерархизации

признание высшего бытия как творческого начала

идея творения высшим бытием низшего, понимаемая как его эманация

Слайд 13

Презентацию подготовили студентки группы Ф – 201 Абдурахманова К. и Родионова В.





















1 из 20

Презентация на тему: Древние Греция и Рим

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Греция Крито-микенский (конец III-II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Полисный (XI-IV вв. до н. э.). Этническая консолидация греческого мира. Эллинистический (IV-I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад Рим Царский период (середина VIII ст. до н. э. - 510 г. до н. э.) Республиканский (510-30 гг. до н. э.) Императорский (30 г. до н. э. - 476 г. н. э.) Этапы Истории

№ слайда 3

Описание слайда:

Коротко об истории Греции На первом Крито-Микенском или Элладском этапе носители греческого языка – ахейцы только начинают заселятся на территории Балкан У них преобладают родоплеменные отношения, их главное занятие введение сельского хозяйства. В конце этого этапа у них начинает формироваться письменность. Полисный этап подразделяется на 3 стадии: Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI-IX вв. до н. э.) Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н. э.). Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.).

№ слайда 4

Описание слайда:

Гомеровский период характеризуется переходом родоплеменных отношений в раннеклассовые. Но еще больше этот период характеризуется неизвестностью, т.к. почти единственным источником информации о нем являются поэмы Гомера, которые долгое время считались литературным мифом. Исходя из поэм в этот период шла война между ахейцами (греками) и троянцами. Люди того времени славились военными подвигами и свято верили в своих богов

№ слайда 5

Описание слайда:

Архаический период(VIII-VI вв. до н. э.) Началом периода принято считать дату учреждения Древних Олимпийских Игр в 776 до н. э. Характеризуется тремя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческо цивилизации: Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного, Азовского море. Развитие товарного производства и значительное увеличение количества рабов-чужеземцев, перенаселение полисов 2. Оформление полиса как особого типа общины. Ремесло отделилось от сельского хозяйства, греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами. Формируются 2 типа полисов: торгово-ремесленный (Афины) и аграрный (Спарта) 3. Переход от бронзы к железу Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём.

№ слайда 6

Описание слайда:

Развитие производства как предпосылка кризиса В сознании народа начинают зарождаться противоречия: свободный – раб богатый – бедный община - личность Развитие товарного производства и экономический подъем были напрямую связаны с развитием рабства Дешевый рабский труд позволял получить больший доход и более активно использовался в основных отраслях производства. Ведущей формой собственности на землю становится полисная (или античная) - правом владения землей на территории полиса обладали только граждане; свободные люди, не являвшиеся гражданами (метеки), этим правом не обладали. Происходит социально-экономическое расслоение В связи с этим происходит усиление политической борьбы между родовой знатью и свободными гражданами Выделение личности из общины проявляется в особенностях литературы того времени

№ слайда 7

Описание слайда:

«Сам я кончины зато избежал. И пуская пропадает мой Щит. Не хуже ничуть новый могу я добыть» Архилох VI век до н.э. На смену героическому времени темных веков, описанных в «Илиаде» и «Одиссеи» Гомера, приходит лирическое время, наполнено интимными переживаниями и раздумьем. Представителями лирического жанра были Архилох, Сапфо, Алкей, Алкман и др. Примечательно что в эллинистическое время, время когда собственно и наступил кризис, именно канон лирических поэтов (VI-IV века до н.э.) был оценен как достойный изучения Литература Архаики

№ слайда 8

Описание слайда:

Греческая наука Девиз – «Знания радии знания!» Большая склонность к теории. Греческие мыслители пренебрегали практическим применением, считая это уделом не свободных. Открытия в математике, физики, механики – служили либо делу разрушения: военные машины и орудия, либо средством развлечения: механические изделия на сценах театров. И лишь в последнею очередь для облегчения производительности труда. В итоге разрыв между духовной и материальной культурой

№ слайда 9

Описание слайда:

Наука vs Религия Наука, со своими законами, закономерностями и изобретениями сильно влияла на представления людей о сущности мира и его процессах. Причем как положительно, вдохновляя и облегчая жизнь, так и отрицательно подрывая прежние ценности, обычаи и верования. Поэтому в 433-432 гг. до н. э афинским прорицателем Диопифом, приверженцем старины и врагом «софистических» нововведений был предложен закон об судебной ответственности за «непризнание признанных богов и введение новых божеств». Именно по этой статье был осужден Сократ в 399 г. до н.э.

№ слайда 10

Описание слайда:

Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.) Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством - Пелопоннесская война (431-404 гг. до н. э.) – поражение Афин Общий итог ослабление всех греческих полисов. Война, подорвала экономический и политический потенциал Эллады Расцвет экономики и культуры греческих полисов в V в. до н.э. Победы греков в греко-персидских войнах (500-449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами).

№ слайда 11

Описание слайда:

Кризис полиса - IV век до н. э. Особенностью кризиса в являлось то, что он происходил в условиях экономического подъема. Богатства скапливались в основном в руках неграждан - метеков и вольноотпущенников, выполнявших функции «организаторов» ремесленного производства, финансистов, ростовщиков-кредиторов, торговцев, наживавшихся на внутриполисной и международной торговле. Гражданам было запрещено заниматься всеми этими видами деятельности, а также эксплуатацией серебряных рудников в Лаврионе, так как это считалось недостойными их занятиями. Образовывались крупные земельные хозяйства, в которых земельная собственность уже не была связана с полисным гражданством. В ряде полисов установилась тирания. Тирания ограничивала права и свободы граждан полиса, контролировала даже их частную жизнь. Полисы уже не могли защищать себя с помощью ополчения граждан. Ярким признаком кризиса становится наемничество. Полисы нанимают армию, которая становится платной. Главным мерилом ценности становятся деньги, именно они определяют положение человека в обществе. $

№ слайда 12

Описание слайда:

Ослабленные полисы войной между собой, потерей национального единства – разобщенности общества стали легкой добычей Македонского царства Филиппа II в 338 г. до н. э. Затем под предводительством сына Филиппа Александра Македонского (336-323 г. до н.э.) Греко-Македонская государство расширит свои границы и утвердится как мировая держава Эллинизм За счет еще большего расширения границ, еще большего расслоения общества настроения жителей будет характеризоваться индивидуализмом и космополитизмом. Городское хозяйство постепенно начинает приходить в упадок еще при Александре, при нем же нормы и идеалы античной Греции распространяются по всему миру но не в Греции. После смерти Александра начнутся интриги и войны за престол и раздел империи. В 146 г. до н.э. Римская империя нанесет очередное поражение Ахейскому союзу и подчинит Грецию

№ слайда 13

Описание слайда:

Римская империя на пути к господству Ранняя история Рима отмечена господством родовой аристократии, патрициев, кроме которых никто не мог заседать в Сенате. А римское аристократическое образование напоминало спартанское особым вниманием к патриотизму, дисциплине, смелости и военному мастерству. Но уже в 287 до н. э. борьба плебеев с патрициями закончится в пользу первых. Это приведет к к изменению социальной структуры римского общества: добившись политического равноправия, сословие плебеев, перестало отличатся от сословия патрициев; знатные плебейские роды составили вместе со старыми патрицианскими родами новую элиту - нобилитет. Это способствовало ослаблению внутриполитической борьбы в Риме и консолидации римского общества, что позволило ему мобилизовать все свои силы для проведения активной внешнеполитической экспансии

№ слайда 14

Описание слайда:

Рим – мировая держава, Рим – разлагающиеся Республика После завоеваний III-I вв. до н. э. Рим превратился в мировую державу, а Средиземное море - во внутреннее римское озеро. Но расширение границ, увеличение власти, богатств, проникновение других культур (эллинистических), увеличение численности населения, в основном за счет рабов и иностранцев неизбежно подрывает прежние ценности и стандарты. Так было с Грецией, так стало с Римом Сами Римляне того времени чувствуя перемены в обществе не в лучшую сторону «забили тревогу» развивая – теорию «упадка нравов»: «Валерий Максим говорил, что склонность к менее строгому образу жизни стала проявляться после второй Пунической войны (201 г.) .Ливий считал, что возвращавшееся из Азии оккупационное войско (187 г.) занесло с собой в Рим привычку к расточительности. Полибий, рассматривал исчезновение древней скромности и бережливости как следствие войны с Персеем (168 г.). Посидоний начинал период упадка с разрушения Карфагена (146 г.), и в этом ему следовал Саллюстий. Таким образом, датировка начала упадка нравов, даваемая самими римскими авторами, колеблется между 290 г. и 146 г».

№ слайда 15

Описание слайда:

Теория упадка нравов Деятельность «Цензора» с 182 г. до н.э. Катона старшего: политическая программа основывалась на борьбе против «новых гнусностей» (nova flagitia) и на восстановлении древних нравов; На первом месте стояли, несомненно, такие, занесенные якобы с чужбины в Рим пороки, как корыстолюбие и алчность (avaritia), стремление к роскоши (luxuria), тщеславие (ambitus). Проникновение хотя бы только этих пороков в римское общество было, по мнению Катона, главной причиной упадка нравов. Интересы, которые берут верх над интересами гражданскими, общественными. Письма Саллюстия к Цезарю (прим. исторически спорный момент) Наиболее подробно тема упадка нравов развивается у Саллюстия. Он констатирует прежде всего развращенность народа, а затем слабость, бессилие сената. Утеря земельных участков была первым толчком, который вызвал в дальнейшем разложение народа. Выделяет 2 основных порока, которые развиваются в римском обществе: жажда власти - ambitio и страсть к деньгам - avaritia Уважается лишь богатство, добродетель попрана, бедность считается позором, честность - как бы неблагонамеренностью.

№ слайда 16

Описание слайда:

Кризис полиса Причиной кризиса древнеримской морали был кризис полиса, а «упадок нравов», ломка традиций, отход от древних норм и устоев - лишь неизбежным следствием. Немыслимо управлять огромным государством и осуществлять в нем не только свое материальное, но и духовное превосходство, основываясь на моральных критериях и нормах, сложившихся в маленькой городской общине и рассчитанных именно на членов этой замкнутой общины. Кризис полиса и нравов – падение Республики: «противоречие между политической формой республики I в. до н. э. и её социально-классовым содержанием. Широкий средиземноморский рынок, новые группы провинциальных рабовладельцев, сложные взаимоотношения между Италией и провинциями, между гражданами и «негражданами» настоятельно требовали новой системы управления. Было невозможно управлять мировой державой методами и аппаратом, пригодными для маленькой общины на Тибре. Старые классы, интересы которых отражала римская республика, к концу I в. до н. э. исчезли или деградировали. Почти совершенно исчезло италийское крестьянство; нобилитет и всадничество в результате гражданских войн в значительной своей части погибли физически или разорились».

№ слайда 17

Описание слайда:

Падение Республики I в. до н. э. Захват власти диктатором и тираном Суллой 82-79 г. до н.э. Введение проскрипции – охота за «врагами народа» и вознаграждения за их головы – доносы, убийства, наживание одних за счет смерти других 2. Восстание Спартака 75-71 гг. до н. э Восстание рабов-гладиаторов жаждущих свободы и справедливости 3. Юлий Цезарь с 46-го по 44 годы до н. э. заложил принципы диктатуры в Римской республике, ставшие основой для возникновения Римской империи, которая фактически оформилась при правлении наследника Цезаря - Октавиана Августа.

№ слайда 18

Описание слайда:

Империя интриг После заговора и убийства Цезаря, за престол завязалась вечная борьба За звание первого императора собирали войска, плели интриги приемный сын Цезаря – Август Октавин (слева) и бывший соратник Цезаря Марк Антоний (справа). По подобному сценарию история империи развивалась впредь до ее распада на Восточную и Западную части

№ слайда 19

Описание слайда:

Кризис III века н.э. Кризису предшествуют постоянные сменяющиеся императоры, набеги варваров, гражданская война 193-197 гг. и коррупция Военный блок: Демографический кризис. Нежелание служить в армии – молодые люди отрубали большой палец правой руки. Империя и завоевания предков больше не вдохновляли Крупные землевладельцы также не хотели отдавать свою рабочую силу на государственную службу Экономический блок: Упадок среднего землевладения. Дробление крупных владений и передача их в аренду. Высокая стоимость налогов на перевозки продукции приводит к разрыву связей между отдельными провинциями Разрушение денежной системы. Так в Римской Британии доходит до того что деньги полностью теряют значимость и торговые отношения начинают ввестись по средством бартера.

№ слайда 20

Описание слайда:

В кризисе Римской империи ее дальнейшего распада английский историк 18 века Э. Гиббон называет 5 причин: 1. Разрушение института семьи 2. Ослабление чувства личной ответственности 3. Непомерные налоги 4. Стремление к гедонизму 5. Упадок религии В 410 году вестготами был взят Рим, а 4 сентября 476 года вождь германцев Одоакр заставил последнего западного римского императора Ромула Августа отречься от престола. Таким образом завершилось 12-вековое владычество Рима


План урока: 1. Особенности социально-экономического развития Древнегреческого и римского государств 2. Скептицизм: основанная идея, представители 3. Эпикуреизм: основанная идея, представители 4. Стоицизм: основанная идея, представители 5. Кинизм: основанная идея, представители.






Секст Эмпирик (н. II века) древнегреческий врач и философ Секст Эмпирик (н. II века) древнегреческий врач и философ Пиррон из Элиды (ок. 360 до н. э. 270 до н. э.) древнегреческий философ Пиррон из Элиды (ок. 360 до н. э. 270 до н. э.) древнегреческий философ Представители стоицизма


Эпикуреизм - философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Тетрафармакос: не должно бояться богов; не должно бояться смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет»; благо легко достижимо; зло легко переносимо.


Эпикур (342/341 до н. э. 271/270 до н. э.) древнегреческий философ Эпикур (342/341 до н. э. 271/270 до н. э.) древнегреческий философ Тит Лукреций Кар (99 до н. э. 55 до н. э.) римский поэт и философ Тит Лукреций Кар (99 до н. э. 55 до н. э.) римский поэт и философ Представители эпикуреизма


Стоицизм философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Делится на логику, физику и этику: структурная взаимосвязь трех частей служит доктринальным выражением всеобщей «логичности» бытия, или единства законов мирового разума-Логоса в сферах познания, мироустроения и морали.


Зенон из Китиона (346/336/ /262 до н. э.) древнегреческий философ Зенон из Китиона (346/336/ /262 до н. э.) древнегреческий философ Сенека (4 до н. э. 65 н.э.) римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Сенека (4 до н. э. 65 н.э.) римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Представители стоицизма


Кинизм - утверждает, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. для достижения блага следует жить «подобно собаке», сочетая в себе: простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность.


Диоген Синопский ок. 412 до н. э.10 июня 323 до н. э.) древнегреческий философ Диоген Синопский ок. 412 до н. э.10 июня 323 до н. э.) древнегреческий философ Антисфен Афинский 444/435 до н. э. 370/360 до н. э.) древнегреческий философ, основатель кинизма Антисфен Афинский 444/435 до н. э. 370/360 до н. э.) древнегреческий философ, основатель кинизма Представители кинизма


Философия эллинско-римского периода (IV в. до н.э. – V в. н. э.) Эллинский периодРимский период стоицизм периодIV – II вв. до н.э.I-II вв. представители основная идея скептицизм периодIV-I вв. до н.э.II-III вв. представители основная идея эпикуреизм периодIV-III вв. до н.э.I-II вв. представители основная идея кинизм периодV-I вв. до н.э.I-IV вв. представители основная идея


Задание: расставьте предложенные тезисы и имена основателей в соответствии с философской концепцией: Зенон из Китиона, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Эпикур Тит Лукреций Кар Антисфен Афинский, Диоген Синопский, Первые христианские секты Пиррон, Секст Эмпирик 1. Не следует бояться природы, т. к. кроме неё, атомов и пустоты, ничего нет. 2. Не следует бояться смерти, т. к. никакой загробной жизни нет, а смерть лишь распад тела на атомы. 3. Не нужно бояться богов, которые, хотя и существуют, но никак не влияют на жизнь человека, потому что не желают нарушать свою безмятежную жизнь 1. Во власти человека быть мудрецом подчиниться разуму природы или глупцом игнорировать разум природы. 2. Только разумная жизнь благо. 3. Благо согласие с главным законом всей природы законом самосохранения. 4. Жить добродетельно следовать во всем этому закону.


1. Социальные катаклизмы доказывают иллюзорность приоритета общего над индивидуальным. 2. Только индивидуальное естественно и реально. 3. Внутренняя свобода достигается пренебрежением ко всему, что не является необходимым; разумным самоограничением в еде, одежде и прочих естественных потребностях. Основные вопросы: 1. Что представляют собой вещи? 2. Как о них следует высказываться? 3. В чем польза от наших суждений? Ответы: 1. О вещах ничего нельзя сказать определенного. Истина и ложь неразличимы. 2. Поэтому следует воздерживаться от любых категорических суждений о вещах. 3.Воздержание от суждений лучший способ обрести спокойствие души.


Марк Аврелий – (26 апреля 121 г. 17 марта 180 г.) римский император (гг.) Марк Аврелий – (26 апреля 121 г. 17 марта 180 г.) римский император (гг.) Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы - вот совершенство характера. Наша жизнь - это то, во что её превращают наши мысли Подумайте, что хотел сказать в этой фразе стоик



Слайд 2

Этапы Истории

  • Крито-микенский (конец III-II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации.
  • Полисный (XI-IV вв. до н. э.). Этническая консолидация греческого мира.
  • Эллинистический (IV-I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад
  • Царский период (середина VIII ст. до н. э. - 510 г. до н. э.)
  • Республиканский (510-30 гг. до н. э.)
  • Императорский (30 г. до н. э. - 476 г. н. э.)
  • Слайд 3

    Коротко об истории Греции

    • На первом Крито-Микенском или Элладском этапе носители греческого языка – ахейцы только начинают заселятся на территории Балкан
    • У них преобладают родоплеменные отношения, их главное занятие введение сельского хозяйства. В конце этого этапа у них начинает формироваться письменность.
    • Полисный этап подразделяется на 3 стадии:
    • Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI-IX вв. до н. э.)
    • Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н. э.).
    • Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.).
  • Слайд 4

    Гомеровский период

    • Гомеровский период характеризуется переходом родоплеменных отношений в раннеклассовые. Но еще больше этот период характеризуется неизвестностью, т.к. почти единственным источником информации о нем являются поэмы Гомера, которые долгое время считались литературным мифом.
    • Исходя из поэм в этот период шла война между ахейцами (греками) и троянцами. Люди того времени славились военными подвигами и свято верили в своих богов
  • Слайд 5

    Архаический период

    Архаический период (VIII-VI вв. до н. э.) Началом периода принято считать дату учреждения Древних Олимпийских Игр в 776 до н. э. Характеризуется тремя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческо цивилизации:

    1. Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного, Азовского море.Развитие товарного производства и значительное увеличение количества рабов-чужеземцев, перенаселение полисов.
    2. Оформление полиса как особого типа общины. Ремесло отделилось от сельского хозяйства, греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами. Формируются 2 типа полисов: торгово-ремесленный (Афины) и аграрный (Спарта). Переход от бронзы к железу. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём.
  • Слайд 6

    Развитие производства как предпосылка кризиса

    В сознании народа начинают зарождаться противоречия:

    • свободный – раб
    • богатый – бедный
    • община – личность
    1. Развитие товарного производства и экономический подъем были напрямую связаны с развитием рабства
    2. Дешевый рабский труд позволял получить больший доход и более активно использовался в основных отраслях производства.
    3. Ведущей формой собственности на землю становится полисная (или античная) - правом владения землей на территории полиса обладали только граждане; свободные люди, не являвшиеся гражданами (метеки), этим правом не обладали. Происходит социально-экономическое расслоение
    4. В связи с этим происходит усиление политической борьбы между родовой знатью и свободными гражданами
    5. Выделение личности из общины проявляется в особенностях литературы того времени
  • Слайд 7

    Литература Архаики

    «Сам я кончины зато избежал.
    И пуская пропадает мой Щит.
    Не хуже ничуть новый могу я добыть»
    Архилох VI век до н.э.

    • На смену героическому времени темных веков, описанных в «Илиаде» и «Одиссеи» Гомера, приходит лирическое время, наполнено интимными переживаниями и раздумьем.
    • Представителями лирического жанра были Архилох, Сапфо, Алкей, Алкман и др.
    • Примечательно что в эллинистическое время, время когда собственно и наступил кризис, именно канон лирических поэтов (VI-IV века до н.э.) был оценен как достойный изучения
  • Слайд 8

    Греческая наука

    • Девиз – «Знания ради знания!»
    • Большая склонность к теории. Греческие мыслители пренебрегали практическим применением, считая это уделом не свободных.
    • Открытия в математике, физики, механики – служили либо делу разрушения: военные машины и орудия, либо средством развлечения: механические изделия на сценах театров. И лишь в последнею очередь для облегчения производительности труда. В итоге разрыв между духовной и материальной культурой
  • Слайд 9

    Наука vs религия

    • Наука, со своими законами, закономерностями и изобретениями сильно влияла на представления людей о сущности мира и его процессах. Причем как положительно, вдохновляя и облегчая жизнь, так и отрицательно подрывая прежние ценности, обычаи и верования.
    • Поэтому в 433-432 гг. до н. э афинским прорицателем Диопифом, приверженцем старины и врагом «софистических» нововведений был предложен закон об судебной ответственности за «непризнание признанных богов и введение новых божеств». Именно по этой статье был осужден Сократ в 399 г. до н.э.
  • Слайд 10

    Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.)

    • Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством - Пелопоннесская война (431-404 гг. до н. э.) – поражение Афин
    • Общий итог ослабление всех греческих полисов.
    • Война, подорвала экономический и политический потенциал Эллады
    • Расцвет экономики и культуры греческих полисов в V в. до н.э.
    • Победы греков в греко-персидских войнах (500-449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами).
  • Слайд 11

    Кризис полиса - IV век до н. э.

    • Особенностью кризиса в являлось то, что он происходил в условиях экономического подъема.
    • Богатства скапливались в основном в руках неграждан - метеков и вольноотпущенников, выполнявших функции «организаторов» ремесленного производства, финансистов, ростовщиков-кредиторов, торговцев, наживавшихся на внутриполисной и международной торговле. Гражданам было запрещено заниматься всеми этими видами деятельности, а также эксплуатацией серебряных рудников в Лаврионе, так как это считалось недостойными их занятиями.
    • Образовывались крупные земельные хозяйства, в которых земельная собственность уже не была связана с полисным гражданством.
    • В ряде полисов установилась тирания. Тирания ограничивала права и свободы граждан полиса, контролировала даже их частную жизнь. Полисы уже не могли защищать себя с помощью ополчения граждан. Ярким признаком кризиса становится наемничество. Полисы нанимают армию, которая становится платной.
    • Главным мерилом ценности становятся деньги, именно они определяют положение человека в обществе.
  • Слайд 12

    Эллинизм

    • Ослабленные полисы войной между собой, потерей национального единства – разобщенности общества стали легкой добычей Македонского царства Филиппа II в 338 г. до н. э.
    • Затем под предводительством сына Филиппа Александра Македонского(336-323 г. до н.э.) Греко-Македонская государство расширит свои границы и утвердится как мировая держава
    • За счет еще большего расширения границ, еще большего расслоения общества настроения жителей будет характеризоваться индивидуализмом и космополитизмом.
    • Городское хозяйство постепенно начинает приходить в упадок еще при Александре, при нем же нормы и идеалы античной Греции распространяются по всему миру но не в Греции. После смерти Александра начнутся интриги и войны за престол и раздел империи.
    • В 146 г. до н.э. Римская империя нанесет очередное поражение Ахейскому союзу и подчинит Грецию
  • Слайд 13

    Римская империя на пути к господству

    • Ранняя история Рима отмечена господством родовой аристократии, патрициев, кроме которых никто не мог заседать в Сенате.
    • А римское аристократическое образование напоминало спартанское особым вниманием к патриотизму, дисциплине, смелости и военному мастерству.
    • Но уже в 287 до н. э. борьба плебеев с патрициями закончится в пользу первых. Это приведет к
    • к изменению социальной структуры римского общества: добившись политического равноправия, сословие плебеев, перестало отличатся от сословия патрициев; знатные плебейские роды составили вместе со старыми патрицианскими родами новую элиту - нобилитет. Это способствовало ослаблению внутриполитической борьбы в Риме и консолидации римского общества, что позволило ему мобилизовать все свои силы для проведения активной внешнеполитической экспансии
  • Слайд 14

    Рим – мировая держава, Рим – разлагающиеся Республика

    • После завоеваний III-I вв. до н. э. Рим превратился в мировую державу, а Средиземное море - во внутреннее римское озеро.
    • Но расширение границ, увеличение власти, богатств, проникновение других культур (эллинистических), увеличение численности населения, в основном за счет рабов и иностранцев неизбежно подрывает прежние ценности и стандарты. Так было с Грецией, так стало с Римом
    • Сами Римляне того времени чувствуя перемены в обществе не в лучшую сторону «забили тревогу» развивая – теорию «упадка нравов»:
    • «Валерий Максим говорил, что склонность к менее строгому образу жизни стала проявляться после второй Пунической войны (201 г.) .Ливий считал, что возвращавшееся из Азии оккупационное войско (187 г.) занесло с собой в Рим привычку к расточительности. Полибий, рассматривал исчезновение древней скромности и бережливости как следствие войны с Персеем (168 г.). Посидоний начинал период упадка с разрушения Карфагена (146 г.), и в этом ему следовал Саллюстий. Таким образом, датировка начала упадка нравов, даваемая самими римскими авторами, колеблется между 290 г. и 146 г».
  • Слайд 15

    Теория упадка нравов

    Деятельность «Цензора» с 182 г. до н.э. Катона старшего:

    • Политическая программа основывалась на борьбе против «новых гнусностей» (novaflagitia) и на восстановлении древних нравов;
    • На первом месте стояли, несомненно, такие, занесенные якобы с чужбины в Рим пороки, как корыстолюбие и алчность (avaritia), стремление к роскоши (luxuria), тщеславие (ambitus). Проникновение хотя бы только этих пороков в римское общество было, по мнению Катона, главной причиной упадка нравов. Интересы, которые берут верх над интересами гражданскими, общественными.

    Письма Саллюстия к Цезарю (прим. исторически спорный момент)

    • Наиболее подробно тема упадка нравов развивается у Саллюстия. Он констатирует прежде всего развращенность народа, а затем слабость, бессилие сената. Утеря земельных участков была первым толчком, который вызвал в дальнейшем разложение народа.
    • Выделяет 2 основных порока, которые развиваются в римском обществе: жажда власти - ambitio и страсть к деньгам - avaritia
    • Уважается лишь богатство, добродетель попрана, бедность считается позором, честность - как бы неблагонамеренностью.
  • Слайд 16

    Кризис полиса

    • Причиной кризиса древнеримской морали был кризис полиса, а «упадок нравов», ломка традиций, отход от древних норм и устоев - лишь неизбежным следствием.
    • Немыслимо управлять огромным государством и осуществлять в нем не только свое материальное, но и духовное превосходство, основываясь на моральных критериях и нормах, сложившихся в маленькой городской общине и рассчитанных именно на членов этой замкнутой общины.

    Кризис полиса и нравов – падение Республики:

    • «противоречие между политической формой республики I в. до н. э. и её социально-классовым содержанием. Широкий средиземноморский рынок, новые группы провинциальных рабовладельцев, сложные взаимоотношения между Италией и провинциями, между гражданами и «негражданами» настоятельно требовали новой системы управления. Было невозможно управлять мировой державой методами и аппаратом, пригодными для маленькой общины на Тибре. Старые классы, интересы которых отражала римская республика, к концу I в. до н. э. исчезли или деградировали. Почти совершенно исчезло италийское крестьянство; нобилитет и всадничество в результате гражданских войн в значительной своей части погибли физически или разорились».
  • Слайд 17

    Падение Республики I в. до н. э.

    • Захват власти диктатором и тираном Суллой 82-79 г. до н.э.
      Введение проскрипции – охота за «врагами народа» и вознаграждения за их головы – доносы, убийства, наживание одних за счет смерти других
    • Восстание Спартака 75-71 гг. до н.э.
      Восстание рабов-гладиаторов жаждущих свободы и справедливости
    • Юлий Цезарь с 46-го по 44 годы до н. э. заложил принципы диктатуры в Римской республике, ставшие основой для возникновения Римской империи, которая фактически оформилась при правлении наследника Цезаря - Октавиана Августа.
  • Слайд 18

    Империя интриг

    • После заговора и убийства Цезаря, за престол завязалась вечная борьба
    • За звание первого императора собирали войска, плели интриги приемный сын Цезаря – Август Октавин (слева) и бывший соратник Цезаря Марк Антоний (справа).
    • По подобному сценарию история империи развивалась впредь до ее распада на Восточную и Западную части
  • Слайд 19

    Кризис III века н.э.

    Кризису предшествуют постоянные сменяющиеся императоры, набеги варваров, гражданская война 193-197 гг. и коррупция

    Военный блок:

    • Демографический кризис. Нежелание служить в армии – молодые люди отрубали большой палец правой руки. Империя и завоевания предков больше не вдохновляли
    • Крупные землевладельцы также не хотели отдавать свою рабочую силу на государственную службу

    Экономический блок:

    • Упадок среднего землевладения. Дробление крупных владений и передача их в аренду. Высокая стоимость налогов на перевозки продукции приводит к разрыву связей между отдельными провинциями
    • Разрушение денежной системы. Так в Римской Британии доходит до того что деньги полностью теряют значимость и торговые отношения начинают ввестись по средством бартера.
  • Слайд 20

    В кризисе Римской империи ее дальнейшего распада английский историк 18 века Э. Гиббон называет 5 причин

    1. Разрушение института семьи
    2. Ослабление чувства личной ответственности
    3. Непомерные налоги
    4. Стремление к гедонизму
    5. Упадок религии

    В 410 году вестготами был взят Рим, а 4 сентября 476 года вождь германцев Одоакр заставил последнего западного римского императора Ромула Августа отречься от престола. Таким образом завершилось 12-вековое владычество Рима

    Посмотреть все слайды

    Краткий отрывок из начала книги (машинное распознавание)

    $PEKO-
    ^//атинский
    Кабинет
    USEUM
    Iraeco-
    ^ATINUM
    VI. KASHCHEYEV
    THE HELLENISTIC
    WORLD AND ROME
    елэ
    WAR, PEACE AND DIPLOMACY
    220-146 B.C.
    MUSEUM
    GRECO-LATINUM
    MOSCOW, 1993
    В.И.КАЩЕЕВ
    эллинистический
    МИРИРИМ
    ВОЙНА,МИР И ДИПЛОМАТИЯ
    в 220-146 годах до н.э.
    ГРЕКО-ЛАТИНСКИИ КАБИНЕТ
    Ю.А. ШИЧАЛИНА
    МОСКВА. 1993
    ББК 63.3(0)322
    К31
    Кащеев В.И.
    Эллинистический мир и Рим: Война, мир и
    К31 дипломатия в 220 - 146 годах до н. э. - М.:
    Греко-латинский кабинет, 1993 . - 374 с.
    В книге рассматривается напряженный и драматический
    период в истории Восточного Средиземноморья - завоевание
    эллинистических государств Римом. Перед читателем предстает эпоха
    грандиозных войн и интесивной дипломатической деятельности.
    Показана специфика войны как основного средства
    межгосударственных отношений, военная организация Рима и
    эллинистических государств, различные средства и методы дипломатии,
    элементы международного права, отдельные аспекты идеологии и
    религии. Автор рассматривает дипломатические представления того
    времени и тенденции развития римско-эллинистических
    отношений в свете важнейших нравственных ценностей эллинов и римлян.
    Рецензенты:
    кафедра истории древней Греции и Рима
    Санкт-Петербургского государственного университета (зав.
    кафедрой - доктор исторических наук, профессор Э.Д.
    Фролов);
    доктор исторических наук, профессор А.И. Зайцев;
    доктор исторических наук, профессор А.С. Шофман
    Под редакцией доктора исторических наук,
    профессора В.Г. Боруховича
    тг 0503010000-004 г.
    К С05(03)-93 Без объявл
    ISBN 5^87245-007-9 О В.И. Кащеев, 1993
    ПАМЯТИ ОТЦА
    ИВАНА ГРИГОРЬЕВИЧА КАЩЕЕВА
    ... Где найти человека столь
    легкомысленного или нерадивого, который не
    пожелал бы уразуметь, каким образом и
    при каком политическом устройстве почти
    весь обитаемый мир оказался менее чем за
    пятьдесят три года под единой властью
    римлян? Никогда раньше не было ничего
    подобного.
    Полибий 1.1.5
    Когда сильный с оружием охраняет
    свой дом, тогда в безопасности его имение;
    когда же сильнейший его нападет на него и
    победит его, тогда возьмет все оружие его,
    на которое он надеялся, и разделит
    похищенное у него.
    Евангелие от Луки. 11.21-22
    Суд же состоит в том, что свет
    пришел в мир; но люди более возлюбили тьму,
    нежели свет, потому что дела их были злы;
    ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет
    и не идет к свету, чтобы не обличились дела
    его, потому что они злы, а поступающий по
    правде идет к свету, дабы явны были дела
    его, потому что они в Боге соделаны.
    Евангелие от Иоанна. 3.19-21
    Щ&^^И^И
    Конец III - первая половина II вв. до н. э. -
    время великих перемен в истории античного мира: в
    противоборстве сошлись эллинистический мир и Рим,
    древнегреческая цивилизация и цивилизация римская,
    встретились две во многом отличные одна от другой
    культуры; результаты этого противоборства изумили не
    только современников, к коим принадлежал Полибий,
    но и историков последующих эпох. Многие из них
    попытались дать свой ответ на тот вопрос, который был
    поставлен Полибием: «Каким образом и при каком
    политическом устройстве почти весь обитаемый мир
    оказался менее чем за пятьдесят три года под единой
    властью римлян?». Но проходило время, и к этому
    вопросу исследователи возвращались вновь: не потому
    ли, что в прошлом, как в зеркале, каждая эпоха
    пытается увидеть свой облик?
    Начальная временная граница исследования -
    220 г. до н. э. В этот период произошли изменения в
    политической жизни крупнейших эллинистических
    государств (почти одновременно сменились правители в
    Сирии, Египте и Македонии), и у римлян
    складываются более регулярные и тесные отношения с
    государствами эллинистического мира. Не случайно основное
    свое повествование Полибий начинает именно с этой
    даты. В качестве конечного временного рубежа можно
    было бы избрать 168 г. до н. э. - год завершения
    Персеевой войны, краха Македонской монархии и по-
    8
    ПРЕДИСЛОВИЕ
    литического поражения Селевкидов1, ибо на этой дате
    первоначально предполагал остановить свое
    повествование древнегреческий историк. И все же вернее для
    этой цели взять 146 г. до н. э. - год римских побед
    над карфагенянами и Ахейским союзом, год
    разрушения Карфагена и Коринфа, когда римлянами в
    международных отношениях Средиземноморья была
    поставлена точка над «i».
    Таким образом, хронологические рамки этого
    исследования (220 - 146 гг. до н. э.) совпадают с
    временными границами, которые окончательно
    выбрал Полибий для своей «Всеобщей истории» -
    наиболее важного и ценного источника для реконструкции
    взаимоотношений эллинистических государств в Риме.
    Из множества проблем экономической,
    политической, социальной и духовной жизни народов
    Восточного Средиземноморья я избрал лишь одну -
    межгосударственные отношения2. При этом сложный
    спектр взаимоотношений эллинистических государств
    и Рима в области идеологии и религии затрагивается
    лишь постольку, поскольку они имеют
    непосредственные связи с политической сферой: в войне и
    дипломатии. Этим объясняется и то, что роль идеологии,
    пропаганды и религии во взаимоотношениях государств
    Восточного Средиземноморья не раскрывается здесь
    глубоко и детально, но лишь намечена в общих
    чертах. А значение экономических факторов3 или, к
    примеру, Олимпийских игр2* в международных отношени-
    1 Ср., например: Klose P. Die volkerrechtliche Ordnung der helle-
    nistischen Staatenwelt in der Zeit von 280 bis 168 v. Chr. Miinchen,
    1972.
    Ср.: Жигунин В.Д. Международные отношения
    эллинистических государств в 280 - 220 гг. до н. э. Казань, 1980.
    3 См.: Larsen J.A. Roman Greece // An Economic Survey of
    Ancient Rome. Baltimore, 1938. Vol. 4. P. 259-498.
    4 См., например: Bengtson Η. Die Olympischen Spiele in der An-
    tike. Zurich; Stuttgart, 1971. S. 83ff.
    9
    ПРЕДИСЛОВИЕ
    ях эллинистического мира не затрагиваются вообще:
    это хорошие сюжеты для специальных работ. Здесь же
    прежде всего рассматриваются формы
    межгосударственных отношений и дипломатии^, поэтому средства и
    методы внешней политики эллинистических государств
    и Рима исследуются не сами по себе, а в контексте
    нравственных ценностей эллинов и римлян.
    Период становления Римской
    Средиземноморской державы - это время, когда возникло тесное
    единство народов и государств всего
    Средиземноморья: на Западе и Востоке. Это единство, замеченное
    еще Полибием, стало предметом его историописания.
    Однако я, работая над книгой, сознательно оставил в
    стороне вопрос о роли Карфагена в международных
    отношениях средиземноморского региона в конце III
    - первой половине II вв. до н. э. как потому, что
    римско-карфагенские связи - это тема
    самостоятельного исследования6, так и потому, что
    взаимоотношения Карфагена и эллинистических государств в
    рассматриваемый период неудовлетворительно
    представлены в наших источниках. Основной акцент в работе
    сделан на межгосударственных отношениях в
    Восточном Средиземноморье7.
    ^ Ср.: Gruen E.S. The Hellenictic World and the Coming of Rome.
    Berkeley; Los Angeles; L., 1984. Vol. 1-2.
    " Об основных трудах по этой проблеме см.: САН. 2nd ed. Vol. 8.
    Cambridge а.о., 1989. P. 558-560.
    " В книге я опираюсь на некоторые материалы и выводы ранее
    опубликованных своих статей: 1) Первая римско-македонская
    война в интерпретации английских и американских антиковедов //
    ΑΜΑ. 1986. Вып. 6. С. 42-57; 2) Лозунг освобождения греков в
    межгосударственных отношениях Восточного Средиземноморья
    (III - II вв. до н. э.) // ΑΜΑ. 1990. Вып. 7. С. 41-50; 3)
    Договор Филиппа V и Антиоха III в интерпретации античных и
    современных авторов // ΑΜΑ. 1990. Вып. 8. С. 44-52; 4) Полибий и
    внешняя политика Рима в конце III - первой половине II вв. до
    н. э. // Из истории социально-этических и политико-правовых
    идей. Саратов, 1990. С. 44-51; 5) Посредничество и арбитраж во
    10
    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Я сердечно благодарю профессора Ф.У. Уолбан-
    ка (Кембридж), который не только отредактировал
    английский текст резюме, помещенного в книге, но и
    помог решить финансовые проблемы ее издания; без
    его трудов, советов и личного участия эта монография
    никогда не увидела бы свет.
    Выражаю признательность рецензентам:
    коллегам, работающим на кафедре истории древней Греции
    и Рима Санкт-Петербургского университета, в первую
    очередь заведующему кафедрой профессору Э.Д.
    Фролову и доценту А.Б. Егорову, профессору Казанского
    университета А.С. Шофману и, в особенности,
    профессору А.И. Зайцеву (Санкт-Петербург), чьи
    доброжелательные замечания и пожелания способствовали
    улучшению книги. Моя благодарность - научному
    редактору профессору Саратовского университета
    В.Г. Боруховичу, а также доценту Т.П. Кац
    (Саратов), давшей ценные советы при подготовке рукописи
    к печати.
    Кандидат исторических наук И.Х. Гарипзанов
    (Казань) и доцент Л.Р. Ротермель (Омск)
    предоставили мне возможность познакомиться с рукописями
    их диссертаций, посвященных вопросам английской,
    американской и германской историографии
    античности. СВ. Васильев (Саратов) взял на себя решение
    некоторых технических вопросов, связанных с изданием
    книги, и (совместно с Д.Е. Лукониным) прочел
    корректуру. Л.С. Образцова (Москва) и К. Траншел (Ча-
    пел-Хилл, Сев. Каролина) внесли важные
    исправления в корректуру резюме на английском языке.
    М.Ю. Неборский (Москва) оказал мне помощь в
    составлении указателей. Всем им я искренне благодарен.
    Хочу выразить благодарность тем, кто мне
    помогал: в Казанском университете - коллегам и друзьям
    из научного семинара "Античный понедельник", в Са-
    взаимоотношениях эллинистических государств и Рима // Из
    истории античного общества. Нижн. Новгород, 1991. С. 38-49.
    11
    ПРЕДИСЛОВИЕ
    ратовском университете - коллегам по кафедре
    истории древнего мира, в Москве - работникам
    редакционного отдела Греко-латинского кабинета. Я глубоко
    признателен профессору Ю.А. Шичалину (Москва),
    великодушно согласившемуся издать мою книгу.
    В. Кащеев
    Февраль 1993 г.
    @X^fN©
    ΦΦΦΓΓΊΦΦΦ
    ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ
    1. Полибий: История и политика
    Полибий - писатель, заслуживающий
    величайшего доверия.
    Тит Ливии. История Рима. 30.45.5
    Победоносные войны и успешная
    дипломатическая деятельность Рима в конце III - первой половине
    II вв. до н. э. всего лишь за несколько десятилетий
    существенно изменили характер международных
    отношений во всем Средиземноморье, оказали сильное
    влияние на судьбы многих государств и народов
    античного мира. Будучи свидетелем побед римского
    оружия, Полибий попытался понять и объяснить сложные
    взаимосвязи различных государств в этот период и
    создал принципиально новое по типу историческое
    повествование, воплотившееся в его «Всеобщей
    истории»1. Римские историки со времени Фабия Пиктора,
    О формировании исторической и политической концепции По-
    либия см.: Erbse Η. Zur Entstehung des polybianischen Geschichts-
    werk // Rheinisches Museum. 1951. Bd. 94. S. 157-179; Fritz K.v.
    The Theory of the Mixed Constitution in Antiquity: A Critical Ana-
    13
    ПОЛИБИЙ: ИСТОРИЯ И ПОЛИТИКА
    преследуя свои политические и личные цели, каждый
    по-своему освещали римскую внешнеполитическую
    историю; по понятным причинам они имели доступ к
    такой информации, которую нельзя найти у Полибия.
    Критически проанализированный, этот материал
    может быть использован современными исследователями
    римской истории. И тем не менее, именно Полибиево
    описание является базовым для реконструкции
    внешней политики Рима в Восточном Средиземноморье.
    Жизненный путь и сочинения. Полибий родился
    в 208 г. до н. э.2 в Мегалополе в хорошо известной
    семье (его отец Ликорта был даже стратегом А