Страдающее средневековье коля. «Страдающее Средневековье»: что на самом деле изображено на миниатюрах с «весёлыми» подписями. Инициал из французского королевского псалтыря

Ремонт

Кто бы мог подумать, что по сайтам-агрегаторам рунета и русскоязычным пабликам в социальных сетях расползутся средневековые миниатюры. Вернее, сделанные из них макросы. Как правило, все эти веселые картинки происходят из одного источника - стремительно набирающего подписчиков в соцсети «ВКонтакте» паблика «Страдающее Средневековье» . Хотя его, понятное дело, почти никогда не указывают: админы любят заимствовать друг у друга контент и даже метить похищенных сабинянок своими водяными знаками. Ведь после этого похищенное изображение как бы становится своим, родным. Подписчик же сразу нескольких пабликов регулярно подвергается атаке клонов в ленте новостей. Зачастую одинаковые картинки выкладываются в нескольких пабликах практически одновременно.

Опять же Навальный, большой любитель мемов, подписался на обновления.

Для поставщика оригинальных изображений такой интерес со стороны рыщущих в поисках свеженького контента - все равно признак успешности. Не поминают в соцсетях - упомянут в статьях о «самых занятных новых пабликах»; опять же Навальный, большой любитель мемов, подписался на обновления. Характерно, что с adme . ru статью про «Страдающее Средневековье» удалили после чьей-то жалобы на оскорбление религиозных чувств . Но и это стало дополнительным «черным пиаром» для «Страдающего Средневековья». Особенно чувствительных читателей паблик очень даже способен оскорбить, потому что глумится над многим. Тут вам и религиозная тематика в особенно богатом ассортименте, и гомосексуалы , и националисты . Список можно продолжать. Сравнений с наследием «Монти Пайтона» - которые наверняка раздражают создателей «Страдающего Средневековья» - паблику не избежать. И потому, что это схожий род цинизма и сатиры, позволявший «пайтонам» катать в колясках епископов и заставлять детей из семьи ирландца-католика хором исполнять « Every sperm is sacred » или распятого - напевать «Always look on the bright side of life » . И потому, что «Монти Пайтон и Священный Грааль» остается одним из главных образцов сатирического медиевализма . Но главное - потому что визуальный стиль безумных роликов, создававшихся Терри Гиллиамом, использовал те самые средневековые миниатюры (а также картины Боттичелли, рисунки Блейка etc . ) и обращался к сюжетам рисунков-маргиналий на полях рукописей. Схожую анимацию можно увидеть в цикле фильмов «Средневековые жизни Терри Джонса» , где участник шоу «Монти Пайтон» и популярный историк аккуратно уничтожал связанные со средневековой жизнью стереотипы.

Впрочем, для того чтобы найти ближайших родственников «Страдающего Средневековья», не обязательно рассуждать о «Монти Пайтоне» или смеховой культуре Средневековья. За пределами рунета «средневековые» мемы и макросы давно стали общим местом. Есть тематические блоги, где фотошопят и анимируют средневековые миниатюры, - к примеру, Scorpion Dagger . Есть подборки на сайтах-агрегаторах вроде Buzzfeed . Есть группы в социальных сетях. Например, Discarding images с блогом на Tumblr ; пабликом и группой, судя по всему, занимается медиевист из Польши. Другие примеры - более скромные по числу подписчиков Marginalia и Folia Magazine .

Судя по всему, админы «Страдающего Средневековья» активно заимствуют исходный материал из подобных сообществ (иногда можно проследить, как макрос появляется в паблике на следующий день после выкладывания оригинальной картинки в другой группе). Но вот способ подачи изображений сильно различается. Так, Discarding images ограничивается текстовым комментарием к выложенной картинке. А для «Страдающего Средневековья» это лишь одно из используемых средств. К чести «Страдающего Средневековья», паблик и не преподносит себя как что-то уникальное, например, дает ссылки на схожие по тематике англоязычные блоги. Да и о своей неожиданной популярности пишет не без сарказма, сопровождая это соответствующими иллюстрациями . Впрочем, в этой самоиронии явно есть доля кокетства, да и реализовывать майки с принтами она тоже не мешает. А между оригинальными макросами из миниатюр влезают корявые коллажи и заимствованные из интернета макросы, иногда почтенного возраста. «Страдающее Средневековье» не гнушается воспроизводить довольно древние, но популярные сетевые мемы - например, сделанные на давно существующем сайте Historic Tale Construction Kit , где можно клепать макросы, используя детали гобелена из Байё.

Это Юпитер оскопляет Сатурна в сцене из «Романа о Розе», а не просто один стремный бородатый чувак режет другому яйца.

Хотя большинство изображений - западноевропейские миниатюры, иногда не обходится и без древнерусских наручей или православных образов . Единства языка тоже нет - на макросах есть и русские, и английские подписи. Еще одно принципиальное отличие «Страдающего Средневековья» от сообществ вроде Discarding images - отсутствие указаний на происхождение изображений и настоящее их содержание. И, судя по регулярным просьбам в комментариях «А подскажите название оригинала плз», подписчикам бы это не помешало. Может быть, им не обязательно знать, что для

Проект «Страдающее Средневековье» появился в 2012 году как шутка студентов–историков и обрел огромную популярность. Сотни тысяч подписчиков во «Вконтакте» и на «Facebook», многочисленные подражатели, а совсем скоро из печати выходит первая книга по материалам сообщества! Предзаказ уже открыт в книжных интернет-магазинах страны.

В преддверии выхода «Страдающего Средневековья» на бумаге Константин Мефтахудинов, один из отцов-основателей проекта, дал интервью «Русскому блоггеру».

Константин, спасибо, что согласились с нами побеседовать. Скажите, что для вас Средневековье? Профессия, хобби, страсть? Может быть, бизнес?

Когда это начиналось, понятно, что ни о каком бизнесе мы не думали. Это была чистая страсть, увлечение, которое не проходит до сих пор.

Спасибо вам за это! Сейчас у вас 300 000 подписчиков во «Вконтакте» и почти 140 000 на «Facebook». Вас узнают на улицах?

Нет, на улицах нет.

Я думаю, у вас еще все впереди. Обязательно.

Даже не знаю, надеюсь я на это или боюсь.

Константин, что вы, как историк, думаете о средневековом периоде? У него ведь очень плохая репутация. Мы называем его темными временами, когда все болели чумой, и людей жгли на костре. Действительно ли это был самый мрачный период в истории человечества?

О Средневековье существует два мифа. Кто-то считает, как вы описали, что это была мрачная штука, когда ты доживаешь до 20 лет и умираешь от чумы. Причем у тебя 15 детей, половина из которых тоже умрет от чумы послезавтра. При этом миф о мрачном Средневековье сформировался достаточно рано, в XV-XVI веках, когда был придуман термин «Средние века», чтобы описать разрыв между античностью и Новым временем. При этом больше всего «ведьм» сожгли в XV веке, то есть в эпоху Нового времени, или Ренессанса, как угодно. В Средние века костры инквизиции пылали не так ярко, как в Новое время.

С другой стороны, существует миф о прекрасном времени, когда прекрасные рыцари скачут спасать прекрасных принцесс, убивая прекрасных драконов.

Оба этих мифа очень живучи, и оба не совсем точно описывают ту эпоху, которая была. Время тогда было и прекрасное, и ужасное одновременно. В общем, все как сейчас. Сейчас ведь тоже происходит много интересного, и в то же время есть много нехорошего.

Как вы считаете, много ли параллелей существует между теми временами и нашей текущей действительностью?

Некоторые историки не высказывают на страницах своих монографий такое мнение, но исподтишка считают, что Средние века не закончились. И современные люди не сильно отличаются от средневековых.

Параллели есть всегда. Когда видишь что-то похожее, они возникают сами собой. Например, средневековое изображение Троицы, которое можно увидеть на обложке нашей книги, и каноническое изображение лидеров коммунистического мира: Ленин, Маркс, Энгельс. Иногда, оглянувшись, хочется сказать: «ну что за дикое средневековье вокруг!».

Многие картинки из вашего паблика смешные даже без подписи. Это была задумка художника, сделать их такими, или он честно старался нарисовать что-то красивое, серьезное, благочестивое, а получилось то, что получилось?

Когда как. Именно об этом и написано в нашей книжке. В разных случаях художник хотел изобразить разное. Иногда он рисовал какого-нибудь апостола-евангелиста, а получалась, например, замечательная картинка, где лев говорит: да, я царь зверей, но это, мать его, пылесос! То есть, они на полном серьезе могли рисовать то, что нам сейчас может показаться смешным.

С другой стороны, понятно, что юмор Средневековью тоже был присущ, и они часто рисовали картинки, чтобы посмеяться, не умереть от скуки, когда читаешь какой-нибудь огромный юридический кодекс. Это тоже было для них какое-то развлечение.

Нашим юридическим кодексам тоже, наверное, не помешало бы иногда что-нибудь веселенькое.

Да. В юридических кодексах как раз часто рисовали существ с огромными гениталиями. Наверное, это бы хорошо смотрелось в каком-нибудь Гражданском Кодексе.

Юристы в Средние века были большие затейники!

Тогда все были затейники. По крайней мере те, кто умел писать и читать. Время было такое.

В вашем паблике совсем немного русских миниатюр. Почему? Наши были серьезнее, или просто меньше рисовали?

Во-первых, на Руси было чуть хуже с красками. Потом, до нас дошло очень мало средневековых рукописей с территории Древней Руси. Тут и пожары, которые уничтожали рукописи и на Западе, и у нас, и монголо-татарское нашествие, которое уничтожило очень значительный пласт книг. Поэтому миниатюр из Древней Руси дошло до нас гораздо меньше, чем с Запада.

При этом так получилось, что наш паблик ориентирован больше на Западную Европу, чем, допустим, на Византию. Отчасти это связано с тем, что мы всегда, говоря «Средневековье», представляем себе скорее Собор Парижской Богоматери, чем Святую Софию в Константинополе.

Готовясь к интервью, я узнала, что вы сейчас сами практически ничего не рисуете, а постите то, что вам присылают участники.

Да, нам очень много всего присылают наши подписчики, за что им огромное спасибо. Но мы и сами нет-нет да и расчехляем Фотошоп и что-нибудь такое делаем.

А много у вас таких контрибьюторов? Есть ли постоянные авторы?

Кто из средневековых художников, по вашему мнению, лучше всего описал эпоху? Все знают Босха. А кроме него?

Средневековье очень большое и, честно говоря, сложно выделить кого-то одного. Во-первых, имена большинства художников-миниатюристов, которые как раз расписывали рукописи, до нас не дошли. Если имена и есть, то это уже более поздние авторы, а не то что прямо средневековые парни. Парни, потому что женщины рисовали не очень часто, хотя кто-то из них мог быть скриптором – тем, кто переписывает рукописи.

Из тех художников, кого мы знаем, наибольшее влияние на наше сообщество оказал Джотто. Одним из первых объектов для наших шуток стал один из ангелов с джоттовского распятия, который вместе с Богоматерью оплакивает снятого с креста Иисуса. Кто-то из наших однокурсников сравнил его лицо с нами, когда нам приходится вставать в 7 утра после того, как мы легли в 5, готовясь к семинару. Он действительно очень страдающий.

То есть, можно сказать, что он дал имя паблику?

Отчасти, да.

А были мастерские для изготовления рукописных книг в женских монастырях?

Я не специалист в этом вопросе, но кажется, были. Переписывание книг – это одна из форм послушания для монахов, потому что тогда никаких копировальных аппаратов, понятно дело, не было. Это тоже стало поводом для шуток, правда, в англоязычной среде: лежит монах на столе, к нему подходит другой и говорит: принтер сломался, несите другой.

Так что почему бы для этого благородного труда не использовать женщин? Тем более что настоятельницами монастырей становились весьма знатные особы: сестры императоров, и прочее. Весьма влиятельные, весьма могучие в миру дамы этими монастырями заведовали. И вообще, монастыри – очень важная штука для Средних веков, очень важный пласт культуры сохранился благодаря этим монастырям.

Возвращаясь к юридическим манускриптам, которых я теперь не могу выкинуть из головы. Была ли в Средневековье цензура?

Цензуры как таковой не было, потому что не было того органа, который мог бы цензурировать. У нас обычно цензурой занимается государство, и об этом недавно написал очень интересную книгу историк Роберт Дарнтон. Она называется «Цензоры за работой: как государство формирует литературу».

Официальной цензуры в Средние века не было, но были случаи, когда, например, в Византии иконоборцы пытались соскрести иконы со стен. Во время религиозных войн, в период Реформации протестанты тоже уничтожали иконы, статуи, убранство храмов.

Был случай, когда одному католическому гранду попала книжка об Испании, и он начал вымарывать какие-то нехорошие предложения про Испанию и переписывать, дополняя фразами о том, какая прекрасная страна Испания. Но эта книжка была у него в личной библиотеке, то есть это не цензура в полном смысле слова.

А как же преследования еретических книг? Все читали в исторических романах, что даже запятая, поставленная в неправильном месте, уже ставит под сомнение постулаты католической веры. Как с этим было?

Да, было некоторое количество текстов, которые казались Священному престолу не то чтобы очень годными. За что, например, сожгли того же Джордано Бруно? Не из-за того, что он там что-то утверждал насчет Солнца, а за трактат по демонологии. Притом ему несколько раз предлагали отказаться от своих взглядов, довольно-таки еретических и даже на взгляд современных людей довольно странных и сумасшедших, но он не согласился. Бруно чуть ли не провозглашал себя Сыном Господним; понятно, что церкви это не очень нравилось. Поэтому его труды стали запрещать, а его самого сожгли.

1. «Видение святого Амвросия»



Это фреска Симоне Мартини «Видение святого Амвросия», которая находится в капелле капеллы Святого Мартина Турского в Ассизи. В самом популярном средневековом сборнике поучительных и увлекательных историй «Золотая легенда» рассказывается, о епископе Медиолане Амвросии, который по время меча перед чтением Писания уснул на алтаре. Повисла пауза: служки не решались его разбудить, а дьякон – читать без благословения.


А когда епископа всё же разбудили со словами: «Господин, прошел час, и люди весьма устали, а потому повели служителю читать Послание», он ответил: «Не сердитесь. Ибо Мартин, брат мой, отошел ко Господу, я же служил по нему заупокойную мессу и не мог оставить ее, не дочитав последнюю молитву, хотя вы так жестоко торопили меня».

2. «Зачатие Александра Великого»



«Зачатие Александра Великого» из «Истории Александра Великого Македонского» римского историка Квинта Курция Руфа – одна из миниатюр из «Истории Александра Великого Македонского» римского историка Квинта Курция Руфа. Издание 1468 – 1475 года. Как гласит предание, которое стало популярно после смерти Александра, настоящим его отцом был вовсе не македонский царь Филипп II, а последний правитель Египта - фараон Нектанеб.


Древние египтяне верили, что наследник фараона появляется на свет, когда царица совокупляется с богом Амоном, который является к ней в облике фараона. Позже этот мотив был переосмыслен в духе авантюрного романа: Нектанеб изобразили мошенником и магом, который специально изменил внешность, чтобы соблазнить царицу.

На миниатюре «Зачатие Александра Великого» изображена с условностью, присущей подобного рода иконографии, именно эта история. Этакое двойное двойничество: двойником фараона оказывается египетское божество демон-Амон и одновременно признавший божественного ребенка Филипп (он присутствует в сцене зачатия).

3. Миниатюра из бестиария XIII века



На этой миниатюре из бестиария XIII века изображён аспид. Так называли в то время любую ядовитую змею, но рисовали его в в бестиариях конца XII - XIII века ушастым и крылатым. Считалось, что обезвредить аспида можно, если выманить его из норы, сыграв на флейте или прочитав заклинание. Когда до аспида доносятся эти звуки, он одно ухо прижимает к земле, а другое затыкает хвостом. Так художники того времени проводили аналогии с богачами, которые одно ухо обращают к земным благам, а другое затыкают грехами. В 57-м псалме по этому поводу говорится: «Яд у них, как яд змеи, как глухого аспида, затыкающего уши свои» (Пс. 57:5).


В бестиариях того времени аспид – персонификация ада, который победил Христос. «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90:13).

4. Инициал из французского королевского псалтыря


Это инициал к 13-му псалму из псалтыря королевы Ингеборги, написанный по Франции примерно в 1200 году. Начинается псалом словами: «Сказал безумец в сердце своем: „Нет Бога“». Именно эти слова нашёптывали безумцу в ухо два беса, и эти слова написаны на свитке.


Существует и ещё один вариант иллюстрации к этому псалму – безумец бежит с колотушкой и куском хлеба в руках, в соответствии со словами «Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб» (Пс. 13:4).

5. Франциск Ассизский



Это изображение святого Франциска Ассизского, который жил в Италии в начале XIII века и был известен тем, что молился так горячо, что получил стигматы.


На фрагменте полиптиха XV века святой Франциск демонстрирует стигматы на груди, ногах и руках, а рядом с ним – архангел Михаил, которые поражает дракона.

6. Миниатюра из бестиария XIII



В данном случае филин, изображённый на миниатюре из бестиария XIII века, которого атакуют дневные птицы, олицетворяет грешника.


Поскольку филин «весьма ленив» и проводит ночи и дни в пещерах и гробовых склепах, Храбан Мавр, автор труда «О природе вещей», сравнивает его с грешниками, которые возлюбили тьму греха и бегут от света, являясь посмешищем для праведных людей.

7. Фреска из римских катакомб IV века



На фреске из римских катакомб IV века – история из Книги Чисел. По сюжету этой истории прорицатель Валаам по приказу царя моавитян Валака едет на ослице, чтобы проклясть народ еврейский. У него на пути встаёт ангел с мечом. Валаам ангела не видит, но видит его ослица, которая всеми способами пытается остановить ничего неподозревающего прорицателя, а после тщетных попыток начинает говорить.


Именно из этой истории и пошла поговорка – «Валаамова ослица заговорила».

8. Шпалера «Дама с единорогом»



Эта шпалера, созданная в конце XV века, входит в цикл «Пять чувств». Хранится она в настоящее время в Музее Клюни в Париже. В данном случае единорог является символом верности и чистоты. Как следует из рассказа в бестиарии, единорога можно поймать, если привести в лес девственницу.


Единорога привлекает чистота девушки, он кладёт голову ей на колени и засыпает, после чего охотники могут им завладеть. Таким образом, эта композиция символизирует мистический брак Христа и Церкви.

9. Фрагмент полиптиха работы Рогира ван дер Вейдена



Это фрагмент полиптиха, посвящённого Страшному Суду и созданного Рогиром ван дер Вейденом в 1443–1452 годах. Архангел Михаил взвешивает злые и добрые дела человека, который предстал перед судом Всевышнего. Сюжет этот традиционно называют «взвешивание души», хотя на самом деле взвешиваются деяния. Вокруг Михаила – трубящие ангелы, которые возвещают конец света.


Стоит отметить, что такого типа изображения известны ещё со времён Древнего Египта с той лишь разницей, что в роли взвешивателя – Осирис.

Специально для любителей этого жанра .