Социальные изменения и общественные движения. Социальные изменения и развитие общества

Дизайнерские секреты

Социальные изменения - фундаментальный социальный процесс, обусловливающий резкие изменения в общественном здоровье. Хотя социальные изменения реализуются в структурных элементах общества, в основе изменений лежат культурные трансформации духовной жизни общества.

В течение последних трех столетий в мире наблюдается только одно направление социальных изменений - вестернизация, т.е. усвоение обществами, претерпевающими изменения, ценностей и паттернов социального поведения, изначально присущих западным обществам. Социальные изменения - объективный процесс; воля отдельных индивидов, включая политических лидеров, может его лишь замедлить или ускорить, в той или иной мере исказить течение.

Воздействие социальных изменений на здоровье любого общества универсально повреждающее. Примеры многих обществ, включая российское, наглядно демонстрируют повреждающие эффекты вестернизации на общественное здоровье. Это:

- уменьшение численности населения в результате снижения среднего возраста дожития (смертности), снижения рождаемости и роста межгосударственной миграции;
- рост общей и нервно-психической заболеваемости, изменение ее структуры в сторону преобладания заболеваний с более тяжелым течением и исходами, прежде всего - психосоматических заболеваний;
- рост инфекционной заболеваемости, обусловленный распадом системы контроля над инфекционными болезнями и внутригосударственной миграцией;
- рост профессиональной заболеваемости и индустриального травматизма из-за снижения внимания к охране труда и технике безопасности вследствие необходимости уменьшения производственных затрат и согласия людей работать во вредных и опасных условиях;
- появление значительных по объему маргинализированных социальных групп - беженцев, бездомных, безработных;
- рост всех видов социальных девиаций: преступности, алкоголизации, наркотизма, проституции, самоубийств - и заболеваемости и смертности по связанным с ними причинам (убийства; смерти от острого отравления алкоголем, передозировки наркотиков; заболевания, передающиеся половым и инъекционными путями);
- экономическая (материальная) депривация больших групп населения, приводящая к обнищанию, сопряженному с нехваткой средств на полноценное питание, одежду, лекарства, средства личной гигиены, оплату жилья;
- неспособность институтов контроля нейтрализовать негативное влияние социальных изменений на общественное здоровье в своих сферах деятельности (экономика, право, промышленность и пр.).

Факторы, действующие на здоровье населения в условиях социокультурной трансформации общества, вызывают у больших масс населения состояние, получившее название стресса социальных изменений . В нем можно выделить морально-психологическую и экономическую составляющие.

Для периодов социокультурных трансформаций характерна утеря регулятивного значения социальных норм (аномия по Э. Дюркгейму). Прежние социальные нормы теряют свою адаптивную функцию, а новые еще не сформировались или не усвоены (не интернализованы) большинством членов общества. По словам М. Оплера, существует параллелизм между социодинамическими процессами в обществе и психодинамическими процессами в индивидуальной психике. Отсюда быстрые социальные изменения приводят к состоянию деморализации широких слоев населения.

Показано, что такие социальные катастрофы, как, например, войны, дают менее деморализующие эффекты, чем социальные изменения . Это связано с тем, что социальным изменениям присуще резкое имущественное расслоение населения, тогда как в условиях социальных катастроф возникает феномен «разделенного горя». Подавляющему большинству людей свойственно негативное отношение к социальным изменениям, - «консервативный синдром», - и не только из-за угрозы социально-профессиональному и материальному статусу, но и из-за нарушения чувства исторической и культурной преемственности - сайт. Поэтому формирование в процессе первичной социализации готовности к жизни в условиях изменений выступает важным фактором резистентности к повреждающему воздействию стресса социальных изменений. Ориентацию на стабильность, присущую российской культуре воспитания, в отличие от американской ориентации на изменения, подчеркивает Т. Парсонс.

Воспринимаемое экономическое положение само по себе служит основным, внутренним для общества источником изменений и проявляется в политическом давлении, оказываемом обществом на правительство. Согласно модели Б. Штрюмпеля, под влиянием такого давления правительства начинают экономические реформы. Поскольку подобные реформы всегда требуют структурных макроэкономических изменений, в том числе и перераспределения ресурсов общества из сферы потребления в сферу производства, возникает высокий уровень экономического стресса населения - сайт. Люди могут либо согласиться, либо не согласиться переносить экономический стресс, чем и обусловлена успешность реформ. Неуспешные экономические реформы еще больше повышают уровень экономического стресса.

На социальной структуре общества социальные изменения отражаются следующим образом. Часть представителей высокостатусных групп сохраняют и укрепляют свои позиции. Кроме них в элите оказываются представленными и некоторые прежде низкостатусные группы меньшинств - религиозных и/или национальных. Материальные трудности, как показывают исследования, тяжелее всего переживают, с точки зрения состояния здоровья, представители высших классов, поскольку, в отличие от представителей низших классов, у них нет навыков жизни в бедности.

Распределение внутрисемейных ролей меняется в направлении аболиционизма, т.е. освобождения женщин от неквалифицированного домашнего труда и равного распределения властных функций в семейной группе. Снижается социальный престиж представителей старшей возрастной группы, поскольку младшие поколения утрачивают ценности жизненного и социального опыта, приобретенного в иных общественных условиях.

Наиболее ярко социальные изменения проявляются в территориальных общностях, поскольку они выступают основным видом социальных общностей, где реализуются изменения. Глубокие трансформации претерпевают социальные организации; даже сравнительно небольшие социокультурные изменения требуют крайне выраженных изменений в организациях.

Несмотря на столь тяжелые популяционные эффекты социальных изменений, исторический анализ показывает удивительно быстрое восстановление численности и здоровья популяции после реализации необходимых для общества изменений. В последнее десятилетие специалисты Всемирной организации здравоохранения говорят о возможности избежать негативных последствий вестернизации на здоровье населения путем аккультурации, т.е. сбалансированного сочетания элементов западной и собственной (нативной) культуры.

Причины социальных изменений

Социальная жизнь - это непрерывный процесс, который постоянно самооновлюеться, перестраивается и меняется. Фундаментальные изменения, которые происходят с течением времени с базовыми элементами культуры "структуры и социального поведения, социологи называют социальными изменениями. То есть социальные изменения не являются простой ротацией поколений, а - процессом изменения структуры общества, в результате которой общество становится другим, сохраняя свою стабильность и оставаясь, в определенном смысле, тем самым обществом (например, украинское общество, каким оно было в XVII в., XIX в. и современное).

На протяжении большей части истории человечества - около 200 тыс. Лет - социальные изменения происходили очень медленно. Примерно и90 тыс. Лет человечество занималось сбором и охотой, не меняя чего практически в своем образе жизни. Только с развитием земледелия начались изменения немного интенсивнее, хотя и все еще достаточно медленные. Однако, начиная со времени промышленной революции, - социальные изменения происходят непрерывно и становятся все более интенсивными. Собственно, процесс перехода от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике потому и называется промышленной революцией, потому что он изменил организацию человеческого общества и все стороны его жизни. С тех пор почти каждое новое поколение живет в совершенно другом мире по сравнению с тем, в котором жило предыдущее. И сегодня мы переживаем очередной этап динамических изменений - информационную революцию. Нынешнее время диктует необходимость постоянного обучения и обновления в течение жизни своих профессиональных умений для того, чтобы успеть за интенсивными социальными изменениями.

Чтобы продемонстрировать динамику ускорения социальных изменений, американский социолог Элвин Тоффлер в 1970г. Привел такой красноречивый пример: "Если последние 50000 лет человеческой истории разделить на отрезки времени примерно по 62 года, то получим около 800 таких отрезков. Из них 650 прошли в пещерах. Только за последние 70 таких отрезков истории человечества стало возможным эффективно передавать информацию от поколения к поколению благодаря письменности. Только в последние 8 отрезков люди получили печатное слово. Только в последние два кое И кое использовал электрический двигатель. А абсолютное большинство материальных благ, мы используем сегодня, были придуманы в течение последнего, 800 отрезка человеческой истории.

Факторы социальных изменений.

Среди наиболее весомых факторов, которые вызывают изменения в поведении людей, а также в культуре и структуре общества, выделяют следующие:

Физическая среда. Человек взаимодействует с окружающей средой, производя при этом определенную технологию и социальную организацию (например, общество земледельцев или скотоводов). С изменением окружающей среды, люди вынуждены производить новые типы адаптации, реагировать новыми техническими изобретениями и формами социальной организации. Так, например, предки нынешних венгров были кочевым народом и основным их занятием было скотоводство. Переселившись в конце IX в. на территорию современной Венгрии где не было места для ведения кочевого образа жизни и, оказавшись в окружении земледельческих народов, венгры также изменили свой образ жизни на оседлый.

Населения. Резкое увеличение численности населения или, наоборот, "старение" общества, или резкий рост численности городского населения или миграции в другие страны - приводит к изменениям в культуре и социальной структуре общества.

Конфликты вокруг ресурсов и ценностей. Для достижения своих целей различные группы мобилизуют свои ресурсы и возможности, отказываясь от привычного образа жизни ("Все для фронта, все для победы»). Победа одной из сторон, как, впрочем, и достижения компромисса, предусматривают появление новых институциональных структур, диктуют необходимость приспособления к новым условиям.

Инновации. Термин "инновация" включает в себя два понятия: открытие и изобретение.

Открытие - это восприятие людьми новых, ранее неизвестных аспектов реальности. Человек открывает теорию относительности или периодическую систему Менделеева. Открытие умножает знания, оно всегда добавляет к культуре что-то новое.

Изобретение - это новая комбинация уже известных элементов, например, комбинация парового двигателя и тележки привела к изобретению паровоза.

Открытия и изобретения приводят к появлению новых технических новшеств (радио, телевидение, двигатель внутреннего сгорания и т.п.), или нематериальных идей (избирательное право для женщин, право наций на самоопределение и т.д.), которые вызывают изменения в поведении людей, а также в культуре и структуре общества.

Диффузия - это процесс, во время которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой (распространение алфавита, христианства или других мировых религий. В сегодняшнем мире - распространение так называемого американского образа жизни). Диффузия возможна только в тех обществах, которые контактируют между собой. Часто группы умышленно увеличивают количество контактов, чтобы усилить диффузию (например, посылают специалистов учиться за границу). А бывает и так, что общество пытается избежать диффузии и уменьшает количество контактов, как, например, СССР, отгородившись от Запада, пытался избежать воздействий нежелательной идеологии.

Конкретные условия существования общества определяют какие факторы являются приемлемыми, которые можно воспринять в несколько измененных формах, а какие являются абсолютно недопустимыми. Например, ислам во многих регионах Африки принимался охотнее, чем христианство главным образом потому, что он не воспринимался как религия белых людей - эксплуататоров и чужаков, а также из-за того, что позволял полигамию, которую преимущественно практиковали африканцы.

Понятно, что все эти факторы зачастую действуют не в одиночку, а вместе, однако социологический анализ помогает выявить основной фактор изменений, который детерминирует все последующие процессы.

Уровни и характер социальных изменений.

Изменения могут происходить на разных уровнях и иметь различный характер и масштаб. их можно представить в виде дихотомного (парных) типов:

эволюционные - революционные;

реактивные (как реакция на какие-то события) - проективные (запланированные заранее)

стихийные - сознательные;

прогрессивные - регрессивные;

добровольные - навязанные;

длительные - краткосрочные;

качественные - количественные и др.

Чем больше масштабы социальных изменений, чем больше социальных структур охвачено изменениями, тем дольше они будут продолжаться. Однако выявить на каком уровне происходят те или иные социальные изменения достаточно сложно, для этого необходимо охватить все аспекты проблемы.

В социальных изменениях участвуют как силы, которые нацелены на изменение существующего порядка, так и те, которые противятся переменам.

Какие же причины побуждают людей сопротивляться изменениям? Среди основных:

Частные интересы. Как правило, это основная причина изменения. Она основывается на свойства людей ставить частные интересы выше общественных. Такое поведение может иметь как скрытый, так и ярко выраженный характер несогласия и доходит до того, что люди могут создавать "группы давления", чтобы не допустить изменений, устраивают митинги, забастовки и даже диверсии.

Непонимание необходимости перемен. Оно связано прежде всего с неспособностью людей объективно оценивать ситуацию, анализировать все задействованные в ней факторы. Причиной этого может быть, например, низкий уровень доверия к определенным социальным структур (правительства или парламента, дирекции и т.п.) или просто отсутствие информации.

Российскому историку Василию Ключевскому (1841-1911) принадлежит меткое наблюдение о своеобразии мышления россиян (в не меньшей степени оно касается и украинском. - И. Т.): "Русский человек мыслит, как русский царь правит; последний при каждом столкновении с неприятным законом говорит: "Я выше закон", и отвергает старый закон, не улаживая столкновения. Российская мыслящий человек при встрече с вопросом, который не поддается его привычным представлениям, но есть инспирированное логикой, здравым смыслом, говорит: "Я выше логика", и отвергает сам вопрос, не решая его. Своеволию власти отвечает произвол мысли ".

3. Разница в оценке проблемной ситуации. Разное ее восприятие может быть связано с разным менталитетом, разной аргументацией тех или иных суждений.

4. Нетерпимость к любым изменениям. В каждом обществе есть достаточно значительная группа лиц, которая отмечается нетерпимым отношением к изменениям. Как правило, это лица пожилого возраста, а также те, кто имеет невысокий образовательный и культурный уровень. Социальные изменения требуют от них освоения новых деловых, социокультурных качеств, часто составляет для этих социальных групп непреодолимый барьер.

Итак, планируя социальные изменения в пределах определенной организации или в масштабах всей страны (например, проведение эффективных социально-экономических реформ), руководящие структуры должны учитывать все факторы, производя оптимальную стратегию и тактику.

В обществе, чаще всего, употребляется такой термин, как социальное развитие. Он обозначает какие-либо улучшения, несущие за собой положительные результаты. Однако также существуют и социальные изменения, обладающие в целом нейтральным эффектом. Они не содержат оценочного компонента. То есть, социальное развитие - это определенные процессы, имеющие положительный результат. Изменения же достаточно нейтральны. Они просто происходят вследствие каких-либо исторических процессов.

Социальные изменения можно подразделить на несколько уровней. Рассмотрим их все. Краткосрочные изменения протекают в сжатые временные сроки. К примеру, это может быть организационная перестройка органов власти. Долгосрочные изменения требуют на свое осуществление большой объем времени. К примеру, это может быть перестройка нравов, норм или традиций людей.

Выделяются также частичные социальные изменения. Их отличительной особенностью является то, что они затрагивают лишь отдельные сегменты действительности. К примеру, это может быть перестройка промышленностью или системы высшего образования. Также существуют изменения, касающиеся большинства

Рассматриваемые изменения затрагивают, прежде всего, различные В частности, группы и общности, определенные процессы, организации. Социальные изменения могут происходить на уровне межличностных отношений. К примеру, видоизменяются функции и структура семьи. Перестройка может происходить и на уровне различных институтов и организаций. К примеру, социальное изменение может затронуть образование и науку. Перестройка происходит и на уровне малых и больших групп. В частности, видоизменяется структура рабочего класса, появляются новые Перестройка может происходить на глобальном уровне. К примеру, сюда можно отнести экологические угрозы, миграционные процессы.

Социальные изменения можно подразделить на четыре категории. Определяются они, исходя из того, какая именно сфера подвергается перестройке. Рассмотрим все четыре категории.

Существуют структурные социальные изменения. К примеру, они могут касаться семейного института. Межличностные отношения могут изменяться в сторону моногамии или полигамии, многодетности или малодетности. Перестройка может касаться и профессиональных групп, нации, структуры власти и управления, общества в целом. Сюда можно отнести изменения, затрагивающие науку, систему образование, религию.

Перестройка может происходить и в каких-либо То есть, касающиеся взаимоотношений между различными обществами, личностями, институтами и структурами. К примеру, в области равноправия, солидарности, подчиненности, толерантности и так далее.

Функциональные изменения затрагивают функции различных организаций, систем и институтов. Так могут возникнуть новые функции, либо совершенствуются прежние. Рассмотрим простой пример. В связи с новой Конституций РФ существенно изменились функции законодательной и исполнительной власти.

Перестройка затрагивает и духовные сферы. В частности, может измениться структура мотивации коллективной и индивидуальной деятельности. Перестройка затрагивает ценности, нормы, цели, идеалы людей. К примеру, при переходе к рыночной экономике значительно изменилась мотивационная структура общества. Сигналом к деятельности служит личный денежный заработок, обогащение, восхождение по карьерной лестнице. Подобные изменения влияют на мысли, ценности, мировоззрение и нормы больших общественных групп.

89. Что понимается под социальными изменениями?

В природной среде и в человеческом обществе все постоянно изменяется. Еще древнегреческий философ - диалектик Гераклит (конец VI в. - начало V в. до н. э.) высказал идею непрерывного изменения: «все течет, все изменяется», «В одну реку нельзя войти дважды». Изменения происходят каждый час, каждую минуту. Человек растет или стареет, рождается или умирает. Возникают новые и распадаются старые организации и глобальные социальные системы.
В социологии под социальными изменениями понимаются преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Изменения - это переход социального объекта из одного состояния в другое; существенная трансформация социальной организации, социальных институтов; рост многообразия социальных форм и др.
Основным положением в концепции социальных изменений является то, что «отличия должны касаться различных временных моментов и состояний одной и той же системы», одного и того же наблюдаемого социального объекта, например конкретного общества (государства), конкретной организации, конкретной социальной группы, определенной культуры и т. д. Изменения - это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени.
Типы социальных изменений весьма многообразны. Они могут охватывать всю социальную систему, а могут отдавать «приоритет» какому‑либо аспекту (элементу), могут быть кратковременными и долгосрочными, могут вести систему к развитию или упадку.
Социальные изменения необходимо рассматривать как многофакторный процесс, на который влияют «вызовы» внешней среды, изменения в экономике, культуре, идеологии и др.
Под процессом понимается любой вид движения, смены состояний какого‑либо объекта или явления. Это бесконечный поток событий, модификаций, трансформаций, ϲȯциокультурных изменений.
Это также последовательность ϲȯциальных ϲȯбытий. Без процесса, приводящего к тем или иным изменениям, ϲȯциальная система существовать не может. Изменения - это результат различных процесϲȯв, происходящих в течение определенного времени.
Процессы происходят на различных уровнях ϲȯциальной системы. Объектом наблюдения может быть отдельный индивид, ϲȯциальная группа, организация, общество, все человеческое ϲȯобщество.
Наряду с реально протекающими процессами и происходящими изменениями, в человеческом ϲȯзнании происходят процессы осмысления, оценки, переоценки и интерпретации тех или иных ϲȯбытий. При этом точек зрения на одно и тоже ϲȯбытие может быть бесконечное множество, от частично ϲȯвпадающих, до прямо противоположных. Например, большевики и многие миллионы людей в СССР и во всем мире оценивали и продолжают оценивать Октябрьскую революцию (1917) как выϲȯчайшее, прогрессивное ϲȯбытие в истории человечества, но значительное количество людей (в том числе и граждане России) оценивают это ϲȯбытие как величайшую трагедию российского (и не только) народа. Кроме того, человеческому ϲȯзнанию свойственно постоянно переоценивать уже случившееся и давать прошедшим событиям все новые толкования, таким образом происходит «конструирование в сознании людей новой социальной реальности».

90. Какие существуют теории социальных изменений?

В социологии социальных изменений существует значительное количество теорий и направлений. Рассмотрим три наиболее исследованные: эволюционистскую, неоэволюционистскую и теорию циклических изменений.
Эволюцизм исходит из того, что общество развивается по восходящей линии от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Все общества, все культуры проходят путь от менее развитого состояния к более развитому по единому заранее установленному образцу. Представителями классического эволюционизма являются такие ученые, как Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Например, Спенсер считал, что сущность эволюционных изменений и прогресса заключается в усложнении общества, в усилении его дифференциации, в отмирании неприспособленных индивидов, социальных институтов, культур и выживании и процветании приспособленных.
Классический эволюционизм рассматривает изменения как строго линейные восходящие и развивающиеся по единому сценарию. При этом считалось, что существующие в настоящее время примитивные общества показывают нам, что представляло собой развитое общество в прошлом, а развитое общество показывает, каким станут примитивные общества в будущем.
Теория классического эволюционизма неоднократно подвергалась обоснованной критике со стороны ее противников. При это в качестве аргументов выдвигались следующие доводы:
. Многие исторические события имеют ограниченный и случайный характер.
. Рост многообразия человеческих популяций (племен, культур, цивилизаций) не дает оснований говорить о едином эволюционном процессе.
. Наростающая конфликтогенность социальных систем не соответствует эволюционным взглядам на изменения.
. Имеющиеся в истории человечества случаи отступлений, провалов и гибели государств, этносов, цивилизаций не дают оснований говорить о едином эволюционном сценарии.
. Эволюционистский постулат (утверждение) о неизбежной последовательности развития подвергается сомнению тем историческим фактом, что в ходе развития одни стадии могут быть пропущены, а прохождения других - ускорено. Например, большинство европейских стран, в ходе своего развития миновали такую стадию, как рабство.
. Некоторые не западные общества нельзя оценивать по единой шкале развития и зрелости - они просто качественно отличны от западных.
. Нельзя отождествлять эволюцию с прогрессом, так как многие общества, в результате социальных изменений, оказываются в кризисном состоянии и/или деградируют. Например, Россия, в результате начавшихся в начале 90‑х годов ХХ в. либеральных реформ, по основным своим показателям (социально‑экономическим, технологическим, морально‑этическим и др.), оказалась отброшенной в своем развитии на многие десятилетия назад.
. Классический эволюционизм по сути исключает человеческий фактор в социальных изменениях, внушая людям неизбежность восходящего развития.
Неоэволюционизм. В 50 - х годах ХХ в., после периода критики и опалы, ϲȯциологический эволюционизм вновь оказался в центре внимания ϲȯциологов. Такие ученые, как Г. и Ж. Ленски, Л. Уайт, Дж. Стюарт, М. Салинс, Е. Сервис, Т. Парϲȯнс и другие, дистанцируясь от классического эволюционизма, предложили свои теоретические подходы к эволюционным изменениям.
Основные положения неоэволюционизма:
. Если классический эволюционизм исходит из того, что все общества проходят один и тот же путь развития от низших форм к высшим, то представители неоэволюционизма приходят к выводу о том, что каждая культура, каждое общество, наряду с общими тенденциями, имеют свою логику эволюционного развития.
. Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный механизм изменений.
. При анализе изменений неоэволюционисты стараются избегать оценок и аналогий с прогрессом.
. Основные взгляды формируются в виде гипотез и предположений, а не в виде прямых утверждений.
. Эволюционные процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно.
. Эволюционные изменения носят многолинейный характер исторического процесса. На каждой новой ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, игравших второстепенную роль на предыдущей стадии.
Теории циклических изменений. Цикличность различных природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности. Например, древнекитайские мудрецы в различных социальных явлениях выделяли циклы с периодами 3, 9, 18, 27 и 30 лет; в вавилонских источниках упоминаются циклы с периодами 600, 59, 54, 19 и 8 лет; древнегреческие философы и историки Геродот, Платон, Аристотель и другие разработали учение о цикличности политических режимов власти.
В Средние века арабский ученый и поэт Ибн Хальдун (1332-1406) сравнивал циклы цивилизации с жизненными циклами живых организмов: рост - зрелость - старость.
В эпоху Просвещения итальянский придворный историограф Джамбаттиста Вико (1668-1744) разработал теорию циклического развития истории. Он считал, что типичный исторический цикл проходит три стадии: анархия и дикость; порядок и цивилизация; упадок цивилизации и возврат к новому варварству. При этом каждый новый цикл качественно отличается от предыдущего, т. е. движение идет по восходящей спирали.
Русский философ и социолог Н.Я. Данилевский (1822-1885) в своей книге «Россия и Европа» представил человеческую историю, разделенную на отдельные «историко‑культурные типы» или цивилизации. Каждая цивилизация, подобно биологическому организму, проходит стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели. По его мнению ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной; каждая имеет свои собственные ценности и тем самым обогащает общую человеческую культуру; каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит свойственные ей стадии.
В 1918 г. вышла в свет книга немецкого ученого О. Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы», где он развивает идеи своих предшественников о циклическом характере исторических изменений и выделяет в мировой истории восемь «высших культур»: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, греко‑римскую, арабскую, мексиканскую (майя) и западную. Каждая культура переживает циклы детства, юношества, зрелости и старости. Реализовав всю сумму возможностей и выполнив свое предназначение, культура умирает. Возникновение и развитие той или иной культуры нельзя объяснить с точки зрения причинности - развитие культуры происходит по присущей ей внутренней необходимости.
Прогнозы Шпенглера относительно будущего западной культуры были весьма мрачными. Он считал, что западная культура прошла стадию своего расцвета и вступила в стадию разложения.
Теория жизненных циклов цивилизаций нашла свое развитие в трудах английского историка А. Тойнби (1889-1975), который считал, что всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций. Цивилизации возникают и развиваются как ответ на вызов окружающей природной и социальной среды (неблагоприятные природные условия, нападение иноземцев, гонение предшествующих цивилизаций). Как только найден ответ, следует новый вызов и новый ответ.
Свою версию зарождения, развития и упадка цивилизаций предлагает Ю.В. Яковец в книге «История цивилизаций». Он считает, что траектория развития и упадка любой цивилизации напоминает не равномерно восходящую и нисходящую дугу, а «трехгорбого верблюда». За время полного жизненного цикла цивилизация переживает три подъема, вслед за которыми происходит спад. Первый подъем - сравнительно недолгий, но высокий - наблюдается на фазе становления цивилизации; второй - наиболее существенный - на фазезрелости; третий - как попытка реанимировать устаревший больной организм - на последней фазе всеобщего кризиса цивилизации. Всеобщий кризис и распад знаменуют собой начало переходного периода к очередной цивилизации.
Анализ приведенных выше точек зрения позволяет сделать некоторые общие выводы о теории циклических изменений в целом:
. представления о циклическом характере социальных изменений существовали уже в глубокой древности;
. циклические процессы бывают замкнутыми, когда каждый полный цикл возвращает систему в исходное (тождественное первоначальному) положение; бывают спиралевидными, когда повторение определенных этапов происходит на качественно ином уровне (более высоком или более низком);
. любая социальная система в своем развитии переживает ряд последовательных стадий: зарождение, развитие (зрелость), упадок, разрушение;
. фазы развития системы, как правило, имеют различную интенсивность и временную протяженность - ускоренные процессы изменений на одной фазе могут сменятся длительным застоем (консервацией) на другой;
. ни одна цивилизация (культура) не является лучшей или более совершенной;
. социальные изменения - это не только результат естественного процесса развития социальных систем, но и результат активной преобразующей деятельности человека.

91. На какие виды подразделяются социальные изменения?

Социальные изменения могут протекать в следующих основных формах: функциональные изменения, реформы, революции, модернизации, трансформации, кризисы.
Функциональные изменения в социальных системах носят адаптивный характер. Их можно сравнить с профилактическим обслуживанием и текущим ремонтом автомобиля. Такие ремонты проводятся для поддержания системы в рабочем состоянии. В задачу функциональных изменений не входят радикальные реформы, предполагающие качественные структурные преобразования. Их цель - приспособление к меняющимся условиям окружающей среды (природной и социальной) и внутренним потребностям социальной системы.
Реформы в социальных системах. Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой‑либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы, в отличие от революций, предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они проводятся с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы, без ее качественных изменений. Так, реформы Петра I коренным образом изменили систему государственного управления страной, но основы самодержавия остались неизменными.
Опасность быстрых и радикальных реформ заключается в том, что они могут выйти из под контроля самих «реформаторов» и общественности и приобрести непредсказуемый характер. Например, перестройка, начавшаяся в СССР в 1985 г. с целью реформирования социалистического строя, вышла из под контроля партийно‑политической элиты и привела к развалу Советского Союза. В ходе дальнейшего своего развития (либерализации и демократизации) реформы трансформировались в криминальную «революцию», направленную на разграбление России новыми политическими и экономическими элитами.
Под реформами обычно понимают медленные эволюционные изменения, не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях. Например, переход Китая от государственной плановой экономики к рыночной проводится методами реформ, которые продолжаются более 20 лет.
Социальные революции. Революция представляет собой быстрые фундаментальные социально‑экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем. Революция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в социально‑классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.
Революция вовлекает в активную политическую деятельность большие массы народа. Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на «светлое будущее» мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и ϲȯциальное творчество. В период революции масϲȯвая активность достигает своего апогея, а ϲȯциальные изменения - невиданных темпов и глубины. К. Маркс называл революции «локомотивами истории».
Революционными также называют быстрые и радикальные изменения, происходящие в отдельных сферах (подсистемах) общества, например, в политической - смена политических элит, когда к власти приходит политическая оппозиция; радикальные изменения в экономических структурах; эпохальные научно‑технические открытия (научно‑техническая революция) и др.
Широкомасштабные («великие») революции, как правило, приводят к гражданским войнам и бессмысленному уничтожению большого количества людей. Кроме того, исход революции непредсказуем. В своем большинстве они не заканчиваются тем, о чем мечтали революционеры. Поэтому многие исследователи проблемы считают революцию катастрофой для страны и ее народа. Например, П. ϲȯрокин считает, что «революция суть худший споϲȯб улучшения материальных и духовных условий жизни масс… Чего бы она не добивалась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой».
ϲȯциальная модернизация. Под модернизацией понимаются прогрессивные ϲȯциальные изменения, в результате которых ϲȯциальная система (подсистема) улучшает параметры своего функционирования. Процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Реформы Петра I (начало XVIII в.), в результате которых Россия должна была достичь уровня развития западных стран, также предполагали модернизацию. Модернизация в этом смысле означает достижение определенных мировых стандартов или современного уровня развития.
Социальная трансформация. Трансформация (от лат. - преобразование, превращение) - это преобразования, происходящие в обществе в результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных.
Социальный кризис. Кризис (от лат. - решение, поворотный пункт, исход) - тяжелое переходное состояние социальной системы, предполагающее радикальные изменения для решения возникших проблем.

92. Какие социальные изменения происходят в современной России?

События, происходящие в последние 15-20 лет в российском обществе, по мнению одних исследователей, носят революционный характер; другие считают, что происходящие изменения хотя и являются радикальными, но это все же реформы; третьи говорят о попытках модернизировать общество и т. д. Попытаемся рассмотреть эти события с позиции теории социальных изменений.
За точку отсчета возьмем события, начавшиеся в середине 80‑х годов ХХ в., когда Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым был провозглашен курс развития страны (Советского Союза) под названием «перестройка».
Перестройка предполагала проведение целого комплекса реформ во всех основных сферах жизнедеятельности советского общества. В экономической сфере внедрялись такие новые формы отношений, как коллективный подряд, аренда, хозрасчет и др.; в политической сфере - демократизация и гласность; в социальной сфере ставились задачи достижения более высокого уровня жизни советских людей.
Проводимые с середины 80‑х годов реформы представляли собой попытку модернизации всего народно‑хозяйственного комплекса страны и достижения качественно нового уровня развития общества, соответствующего общемировым стандартам. Но проводились они в рамках существующей тогда социалистической (государственно‑монополистической) системы, которая без радикального пересмотра отношений собственности, конкуренции, рынка не могла быть реформирована в принципе. Кроме того, серьезное сопротивление проводимым реформам оказывала значительная часть партийно‑государственной элиты, что, в конечном счете проявилось во время попытки государственного переворота в августе 1991 г. Не вполне готовыми работать в новых условиях оказались и трудящиеся страны. Поэтому горбачевская перестройка многими исследователями оценивается как «эпоха псевдореформ». Итогом неудавшихся реформ стал всеобщий кризис социалистической системы и советского общества, который привел к распаду СССР (1991) и началу новых радикальных перемен в России.
Изменения, происходящие в российском обществе с начала 90‑х годов ХХ в. и по настоящее время, явно «распадаются» на три основных этапа:
1. Первый этап. Радикальные реформы и изменения, имевшие место в 1991-1993 гг. многие исследователи называют буржуазной либерально‑демократической революцией, направленной против авторитарно‑бюрократического режима. Однако с точки зрения теории социальных изменений эти события не соответствуют определению «социальная революция» по следующим причинам:
Во‑первых, в результате бурных событий конца 1991 г. (подавление путча, распад СССР и др.) не произошла реальная смена правящей политической элиты. Во власти осталась значительная часть прежней партноменклатуры во главе с Б.Н. Ельциным, привлекшая в свои ряды определенное количество экономистов - рыночников.
Во‑вторых, революция, как уже говорилось выше - это переворот снизу, когда сами народные массы сметают правящую элиту и участвуют в создании новой политической и социальной структуры. В событиях 1991-1993 гг. имели место массовые выступления народа, но они носили локальный и кратковременный характер. Основные политические решения принимались политической элитой самостоятельно.
В‑третьих, революция, особенно на первой фазе своего развития, стремится решить проблемы большинства. Радикальные реформы начала 90‑х годов в этом плане больше походили на закулисный сговор правящей элиты, направленный на ограбление российских граждан и разворовывание государственной собственности.
2. Второй этап (середина 90‑х годов - конец 1999 г.) можно охарактеризовать, как период адаптации социальных субъектов к новым условиям, а можно сказать, что это был период хаотичной кризисной трансформации российского общества с неопределенной перспективой.
К негативным последствиям этого периода можно отнести:
. продолжение криминальной приватизации государственной собственности;
. разворовывание бюджетных средств правящей элитой;
. рост теневой экономики и доходов от криминальной деятельности (грабежи, поборы, финансовые махинации и пр.);
. абсолютное и относительное обнищание населения страны;
. постоянная угроза безработицы, ликвидация предприятий, невыплата заработной платы;
. рост преступности и утрата людьми чувства защищенности;
. сращивание правоохранительных организаций с преступными элементами, рост недоверия граждан к милиции;
. массовое ограбление людей посредством различного рода «финансовых пирамид»;
. углубление разрыва в доходах между богатыми и бедными.
К положительным последствиям рассматриваемого этапа можно отнести:
. расгосударствление экономики и высвобождение частной инициативы, способствовавшие созданию социального слоя собственников‑предпринимателей;
. развитие рыночных отношений и адаптации граждан России к новым экономическим условиям;
. в условиях реформ, методом проб и ошибок, получили практическую проверку многие экономические формы и инициативы.
На втором этапе в основном был завершен распад советской институциональной системы. Однако новые социальные институты проявили свою неспособность (или нежелание) заниматься повышением эффективности российской экономики. Основная часть правящей элиты была озабочена личным обогащением. Криминальный передел собственности приобрел государственные масштабы. Убийства банкиров, предпринимателей, высших государственных чиновников и депутатов всех уровней стали обыденным явлением. Реформы сменились спонтанной кризисной трансформацией общества, которая лишь углубляла всеобщий кризис.
3. Начало третьего этапа социальных изменений связано с приходом во власть нового политического лидера страны В.В. Путина. Инициативность и активность нового президента во внутренней и внешней политике способствовала укреплению российской государственности, определенной экономической стабильности страны и повышению ее авторитета на международной арене.
В последние четыре года наблюдается определенный экономический рост, примерно на 4-6 % в год; доходы населения увеличились в среднем на одну треть; значительно укрепил свои позиции российский рубль.
Однако определенные успехи, по мнению многих политиков и экономистов, достигнуты не за счет роста промышленного производства и улучшения качества производимой продукции, а за счет увеличения экспорта невоспроизводимого сырья и необычайно высоких цен на нефть. Поэтому прошедшие четыре года (1999-2004) по сути, являются годами утерянных возможностей.
Президент России В.В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию (26 мая 2004 г.) вынужден был признать, что страна восстановила лишь 40 % утерянного с 1989 г. уровня развития и что 30 млн россиян живут за чертой бедности (по данным социологических исследований бедных значительно больше).
Продолжает ухудшаться демографическая ситуация. Наряду с низкой рождаемостью растет смертность населения. Так, в 2002 г. на 1 тыс. населения приходилось 16,3 умерших. Это самый высокий показатель в Европе. За последние 4 года смертность выросла на 20 %, при этом почти каждый третий умерший был в трудоспособном возрасте.
Приведенные выше доводы позволяют сделать вывод о том, что намечавшиеся в начале 90‑х годов реформы по модернизации российской экономики, в основном не были реализованы. Страна перешла от распределительной плановой экономики к рыночной, но достигнуто это было путем ограбления народа и полного развала экономического потенциала страны.

Литература

Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто не изменяется? // Социологические исследования, 1997. № 1.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
Куда пришла Россия?.. Итоги социетальной трансформации / Под общ. ред. Т.И. Заславской. - М., 2003.
Парсонс Т. Система современных обществ. - М., 1997.
Рывкина Р.В. Драма перемен. 2‑е изд., перераб. и доп. - М., 2001.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. Социологическая энциклопедия в 2 т. - М., 2003.
Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.
Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.
Лекции на Реф.рф
Штомпка П. Социология социальных изменений. - М., 1996.
Яковец Ю.В. История цивилизаций. 2‑е изд., перераб. и доп. - М., 1997.


4.1. Понятие и виды социальных изменений

Социальные изменения – это фундаментальные изменения, которые происходят с течением времени в поведении людей, структуре, культуре и других сферах жизнедеятельности общества. Благодаря социальным изменениям общество становится несколько иным, оставаясь в определенном значении тем же самым. Изменения могут происходить постепенно или достаточно быстро, охватывать большее или меньшее количество людей, институтов или даже обществ.

Социальные изменения - более широкое понятие, чем социальное развитие. Они включают в себя возникновение, становление, рост, упадок, умирание, переходное состояние и т.п. Социальными называются не всякие изменения, происходящие в обществе, а лишь те, которые имеют социальные последствия.

Социальные изменения – это различные перемены, происходящие с течением времени внутри социальных систем, во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом.

Социальные изменения различаются по времени функционирования (долгосрочные или краткосрочные), по масштабу (частичные или всеобщие) и уровню участников (организации, институты, большие и малые группы, межличностные отношения, социетальный уровень) и т.п.

Общество постоянно претерпевает определенные социальные изменения. Его элементы, структуры, их связи и взаимодействия переходят из одного состояния в другое. Одни изменения происходят на микро­уровне (т.е. они связаны с изменением положения или роли отдельной личности), а другие - на макроуровне (т.е. связаны с определенными изменениями в целых социальных группах и общностях и даже во всем обществе). Социальные изменения различаются по масшта­бам, глубине. Одно дело, когда эти изменения происходят в рамках сохранения качества данной социальной системы, а другое, когда они выходят за пределы этого качества.

Нередко понятия «изменение» и «развитие» отождествляются. От­сюда любое изменение в обществе рассматривается как его развитие, которое понимается в широком смысле, т.е. как его движение, изме­нение. Но понятия «движение», «изменение» более широкие по срав­нению с понятием «развитие». Социальное изменение системы может привести к развитию общества и его структурных элементов, но мо­жет этого и не произойти.

Социальное развитие в строгом смысле слова - это не любое из­менение системы, а лишь такое, которое связано с более или менее глубинными, структурными изменениями, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

Изменения в системе составляют содержание развития, а его сущность состоит в изменении структуры целого.

Особенностями современных социальных изменений

выступают: ускорение темпов социальных изменений, укрупнение масштабов (могут охватывать все человечество) и возрастающая сложность адаптации к происходящим переменам.

Основными видами социальных изменений являются структурные, процессиальные, функциональные и мотивационные.

Структурные социальные изменения происходят в структуре общества, власти, экономической, политической, культурной составляющей общества (структура семьи, структура государства, структура института образования и т. д.)

Процессиальные социальные изменения охватывают различные социальные процессы: мобильность (длинные лифты классовых обществ), миграцию (утечка мозгов из СССР в начале 90-х.) и т. п.

Функциональные социальные изменения касаются изменений функций социальных институтов, организаций, социальных систем (изменение функций президента, Конституционного суда, семьи, юстиции, института образования, налоговой полиции).

Мотивационные социальные изменения отражают те процессы, которые влияют на ценности, нормы, идеалы. Они наиболее ощутимо влияют на человеческое поведение. Так в современной России ведущим мотивом труда становится заработная плата, доход, экономические стимулы.

4.2. Теории социальных изменений

Изменения в обществе могут протекать при помощи реформ, эволюционно. Но нередко в обществе совершаются кардинальные перевороты, которые политики, социологи называют революцией.

Революция (от позднелат. revolutio - поворот, переворот) - глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (например, геологическая революция, промышленная революция, научно-техническая революция, культурная революция, революция в физике, революция в философии и т.д.). Наиболее широко понятие «революция» применяется для характери­стики общественного развития. Диалектическая концепция развития раскрывает внутренний механизм закона перехода количественных изменений в качественные. Революция означает перерыв постепен­ности, качественный скачок в развитии. Революция отличается от эволюции - постепенного развития какого-либо процесса, а также от реформы, находясь с ней в сложном соотношении, характер кото­рого определяется конкретно-историческим содержанием самой ре­волюции и реформы.

В ходе общественного развития имеют место как прогрессивные, так и регрессивные процессы, как продолжительные эволюционные преобразования, так и быстрые революционные скачки. История по­казывает, что общество как система изменяется, прогрессирует как под воздействием реформ, так и революций. Прогресс - это одна из важнейших характеристик самого процесса развития. Категория развития применима только к объектам, имеющим внутреннюю структуру. Интересна в этой связи теория американского социолога Т. Парсонса. Он разработал концепцию социальных изменений с позиций системно-функционального анализа. Ученый подразделял социальные изменения на «изменения равновесия», т.е. изме­нения в рамках сохранения данной социальной системы и ее основ­ных структур, и «изменения структуры», т.е. изменения, когда качест­венно преобразуются важнейшие элементы и структуры общества, а тем самым преобразуется и само общество. Т. Парсонс выделяет осо­бые «эволюционные универсалии», появление которых указывает на качественные изменения общества как социальной системы. Струк­турное изменение общества рассматривается социологом, по сути дела, не как нормальное, естественное состояние социальной систе­мы, а как отклонение от него, как нарушение равновесия. Отличительная черта социального развития состоит в том, что происходящие в его рамках социальные изменения имеют опреде­ленную направленность, исключающую хаотическое, произвольное нагромождение таких изменений. Исторически направленность об­щественного развития - это движение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Признание объективности, закономерности и поступательного развития общества лежит в основе теории социальной эволюции. Она получила широкое распространение во второй половине XIX в. Тео­рия во многом базируется на учении Ч. Дарвина. Соглас­но этой теории историческое развитие происходит на основе посте­пенных социокультурных изменений вплоть до коренных, качествен­ных преобразований общества в направлении перехода от простого, однородного к сложному, неоднородному. Это учение нашло широ­кое отражение, в частности, в социологических взглядах Г. Спенсера. Он был буквально увлечен социальным дарвинизмом. Несколько меньшее, хотя и достаточно сильное влияние эта теория имела и в первой половине XX в. Ее роль в современной социологии серьезно снизилась. Причиной этого снижения было усложнение процессов общественного развития. В наши дни принцип эволюции уже не счи­тается универсальным и не распространяется на все социальные яв­ления. Но во второй половине XX в. идеи классического эволюционизма получили некоторое развитие в неоэволюционизме. Ученые этого направления применяют более сложные и гибкие способы отображения социаль­ной эволюции.

Признавая сам факт объективного, естественноисторического характера общественного развития, социологи разных школ по-разному представляли себе суть и основное содержание исторического процесса. Например, О. Конт видел их в прогрессе знаний, что нашло свое отражение в его «законе интеллектуальной эволюции». Этот закон предполагал интеллектуальную и социальную эволюцию. Как мы отмечали, Г. Спенсер суть социальной эволюции видел в пе­реходе общества от однородности к неоднородности, в его усложне­нии, внутренней дифференциации при одновременном росте его интегрированности. К. Маркс и его последователи главную суть и со­держание общественного развития связывали с ростом производительных сил и соответствующими изменениями производственных отношений, со сменой общественно-экономических формаций. Французский социолог Э. Дюркгейм основой движения общества считал переход от механической солидарности к солидарности орга­нической, базирующейся на углублении разделения труда и социаль­ной дифференциации. Русско-американский ученый П.А. Сорокин в основу своей теории социальной динамики положил широкие инте­гральные социокультурные факторы, определяющие, по мнению со­циолога, экономическое и политическое развитие.

В современной науке развитие общества связывается, прежде все­го, с уровнем промышленного или научно-технического, научно-технологического, научно-информационного развития. Эти показа­тели детерминируют другие стороны жизни общества. Такие подходы мы видим в концепции «стадии экономического роста» У. Ростоу, в теории «индустриального общества» Р. Арона (1905-1983), «постинду­стриального (технотронного) общества» Д.Белла (р. 1919), 3. Бжезинского (р. 1928), А. Турена (р. 1925), О, Тоффлера (р. 1928) и других, включая новейшую концепцию «информационного общества».

Множество концепций понимания общества, его структуры и развития обусловлены неоднозначным решением в социологии во­проса об источниках социальных изменений, их движущих силах. Не­которые ученые (их явное меньшинство) переносят источник соци­ального развития вовне общества (например, абсолютная идея объек­тивно-идеалистической философии истории Гегеля или природно-географическая среда в географическом направлении в социологии - Монтескье, Мечников и др.). Большинство социологов, экономистов, политологов источники изменений видят в самом обществе. Причи­ны и факторы изменения и развития общества ищутся учеными во взаимодействии его различных сторон, сфер, элементов структур со­циальных систем.

Наибольшее внимание рассматриваемой проблеме уделили и дали четкий и развернутый ответ на вопрос об источнике социальных изменений авторы теорий конфликтологического на­правления в социологии. Эти ученые исходят из признания решающей или очень важной роли социального конфликта в развитии об­щества. Родоначальником этого направления, как известно, является К. Маркс. Марксистская социология много сделала для развития тео­рии социального конфликта. Хотя надо признать, что эта школа вы­делилась лишь в 50-х годах XX в. и ее основателями считают Л. Козера, Р. Дарендорфа, Д. Белла.

Развитие общества марксизм рассматривал как самодвижение, а главный источник социальных изменений видел в единстве и борьбе противоположностей внутри любой социальной системы, явления или процесса. В экономической сфере это борьба двух сторон спо­соба производства: производительных сил и производственных от­ношений. В социально-политических сферах - это борьба проти­воположных классов и их партий; в духовной - борьба антагони­стических идеологий, выражающая непримиримость соответст­вующих классовых интересов, поэтому почти вся история человече­ства представлена Марксом и его последователями как история борьбы классов - рабов и рабовладельцев, крепостных и феодалов, пролетариев и капиталистов. Социальные противоречия, по мнению ученых, этой школы, бы­ли и будут всегда (хотя не всегда они принимают форму классовой борьбы)- Они делают вывод, что изменение и развитие общества, его сфер, элементов - это не аномальное, а нормальное его состоя­ние. Идеи Маркса по вопросу об источниках и формах обществен­ных изменений оказали серьезное влияние на учения многих со­циологов, в частности, Г. Зиммеля и др. Влияние марксизма мы ви­дим в школах конфликтологии США, Западной Европы и России, хотя представители этих школ пытаются откреститься от этого фак­та. Например, Л. Козер, Р. Дарендорф и другие, хотя и по-разному трактуют причины и суть социальных конфликтов, чаще всего признают социальные конфликты неотъемлемой чертой любого общества, и если не главной, то одной из главных движущих сил социального развития.

Конфликт, по мнению большинства социологов, предотвращает консервацию и загнивание общества. Благодаря конфликтам обще­ство обновляется. В «закрытых» обществах, как правило, социаль­ный конфликт ведет к поляризации социально-политических сил, революционному взрыву и разрушению социальной системы. В «от­крытых», или «плюралистических», обществах накопившаяся соци­альная напряженность своевременно разряжается. Таким образом, вопрос, о существовании самой социальной системы снимается. Р. Дарендорф считал, что подавление социального конфликта в большей части ведет лишь к его обострению. А «рациональнаярегу­ляция» ведет к «контролируемой эволюции» системы. Итак, совре­менная немарксистская конфликтология регуляцию социального конфликта рассматривает, по сути дела, как средство достижения социальной стабильности (согласия, порядка), стабильность систе­мы рассматривается ей как обычное, нормаль­ное состояние общества. Вершиной социального конфликта выступает социальная революция. Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля прав­ления и оставляющими институты и систему власти в обществе неиз­менными. Термин «революция» применяется иногда к постепенным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, например, как «промышленная революция». Но в этом случае мы имеем дело с со­вершенно другим значением данного термина.

Революционное движение пытается свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок, в значи­тельной степени отличающийся от прежнего. Если реформаторы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в суще­ствующем социальном порядке, то революционеры считают, что сис­тема не заслуживает того, чтобы ее спасали.

Исторический опыт показывает, что демократия в полном смысле этого слова не служит питательной средой для революционных движений. Это объясняется тем, что демократия является основой соци­альных реформ, а реформы неизбежно отвергают революцию. С другой стороны, там, где авторитарное правление блокирует различ­ные движения реформ, реформаторы вынуждены нападать на прави­тельство и на другие авторитарные институты общества. При этом многие из несостоявшихся реформаторов становятся революционе­рами. Таким образом, революционные движения процветают там, где реформы блокируются в такой степени, что единственным способом устранения недостатков социальной системы служит революционное движение.

Любое революционное движение развивается постепенно в атмосфере всеобщей социальной неудовлетворенности. Американ­ские исследователи Л. Эдвардс и К. Бринтон смогли выделить наибо­лее типичные стадии успешного развития революционных движений:

1) накопление глубокого социального беспокойства и неудовле­творенности в течение ряда лет;

2) неспособность интеллектуалов успешно критиковать сущест­вующее положение так, чтобы основная масса населения понимала их;

3) появление побуждения к активным действиям, восстанию и формирование социального мифа или системы верований, оправды­вающих это побуждение;

4) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;

5) период правления умеренных, которое вскоре сводится к по­пыткам контроля над различными группами революционеров или к уступкам с целью гашения взрывов страстей в народе;

6) выход на активные позиции экстремистов и радикалов, кото­рые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию;

7) период режима террора;

8) возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к неко­торым образцам прежней предреволюционной жизни.

По такой схеме в целом протекали французская, китайская и, наконец, российская революции. Трудно классифицировать движе­ние как чисто реформистское или чисто революционное, поскольку и в том, и в другом случае в движениях может принимать участие широкий спектр его последователей: от умеренных реформаторов до радикальных революционеров, склонных к насильствен­ным действиям.

Еще Монтескье в середине XVIII в. говорил, что малые государ­ства гибнут, как правило, в результате интервенций, большие, мощ­ные государства погибают в основном в результате предательства их лидеров. Сейчас России нужны подлинные реформы для улучшения жизни десятков миллионов нищенствующих пенсионеров, безработных. Всемирная организация здравоохране­ния (ВОЗ) по общим показателям в системе здравоохранения ставит Россию на 100-е место из 191 государства. К примеру, Беларусь она поставила на 53-е место, Украину - на 60-е, По индексу развития человеческого потенциала Россия стоит на 63-м месте, уступая Бела­руси 10 пунктов. России нужны реформы не в интересах миллионе­ров, а в интересах десятков миллионов ее рядовых граждан.

Реформа (франц. reforme, от лат. reformo - преобразовываю)- преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения под реформой подразумевается нововведение любого содержания. Однако в полити­ческой практике и политической теории реформой обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к лучшему.

В условиях антагонистического общества реформа, поскольку она имеет вынужденный характер (уступка со стороны господствующего класса своему классовому противнику), двойственна и по содержа­нию, и по влиянию, которое она оказывает на ход социальных про­цессов. С одной стороны, реформа есть реальный шаг вперед, улуч­шающий в том или ином отношении положение трудящихся, предпо­сылка для дальнейшей их борьбы, с другой - реформа является возможностью для правящих классов сохранить свое господство. Во многих государствах Западной Европы, где у власти уже десятки лет стоят социал-демократы (Швеция, Норвегия и др.), социальные ре­формы позволили сформировать мощный средний класс - костяк общества.

4.3 .Теория мировой системы и процесс глобализации

П. Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии и отмечал определенные черты новой формирующейся цивилизации, объединяющей все человечество. В настоящее время эта идея о становлении единой цивилизации на всей нашей планете получила широкое распространение и развитие. Ее укреплению в науке и в общественном сознании способствовало осознание глобализации социальных и культурных процессов в современном мире. Что понимать под термином "глобализация социальных и культурных процессов"? Термин "глобализация" связан с латинским словом "глобус" - то есть Земля, земной шар, и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интерпретацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интерпретация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Таким образом, в современную эпоху по сравнению с прошлыми историческими эпохами неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, "спаянную" общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому, несмотря на огромные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов, государств и народов, многие социологи считают правомерным говорить о формировании единой цивилизации.

Такой глобальный подход уже ярко обнаруживается в рассмотренных ранее концепциях "постиндустриального общества". Следовательно, можно сделать вывод, что всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и в образе жизни людей. Особенность же современного технологического переворота, связанного с информатизацией общества, состоит в том, что он создает принципиально новые предпосылки для более универсального и глобального человеческого взаимодействия. Благодаря широкому развитию микроэлектроники, компьютеризации, развитию средств массовой коммуникации и информации, углублению разделения труда и специализации, человечество объединяется в единую социокультурную целостность. Существование такой целостности диктует свои требования к человечеству в целом и к отдельной личности, в частности. В этом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение, приобретение нового знания, овладение им в процессе непрерывного образования, а также его применение. Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно, должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек должен рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая профессиональная квалификация, виртуозное овладение техникой, компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.

Однако глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название "глобальных проблем современности": экологических, демографических, политических и т.д. Совокупность этих проблем поставила перед человечеством глобальную проблему "выживания человечества". Основатель международного исследовательского центра "Римского клуба", изучающего перспективы человечества в свете современных глобальных проблем, А. Печчеи так сформулировал сущность этой проблемы: "Истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир". Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, то и ее решение, по мнению А. Печчеи, должно исходить изнутри его самого. И если мы хотим "обуздать" техническую революцию и обеспечить человечеству достойное будущее, то нам необходимо, прежде всего, подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке, прежде всего изменение социальных установок личности и общества, переориентации человечества от идеологии поступательного роста производства и потребления материальных ценностей на духовное самосовершенствование. Современная ситуация предполагает, что люди должны ограничивать потребление некоторых ресурсов и заменить некоторые технологии. По его инициативе, по заказу "Римского клуба" были проведены широкомасштабные исследования и построены глобальные модели развития кризисных тенденций во взаимодействии между обществом и средой его обитания. Ученые пришли к выводу, что противоречия между ограниченностью земных ресурсов, в частности, ограниченностью пригодных для сельского хозяйства площадей и растущими темпами потребления увеличивающейся численности населения, могут привести к середине XXI в. к катастрофическому загрязнению окружающей среды, резкому росту смертности, истощению природных ресурсов и спаду производства. В качестве альтернативы такому развитию выдвигалась концепция "глобального равновесия", согласно которой необходимо немедленно прекратить увеличение численности населения Земного шара, ограничить промышленное производство, уменьшить примерно в сто раз потребление ресурсов Земли.

Модели Форрестера и Медоуза привлекли внимание к реально существующим проблемам глобального характера, заставили человечество задуматься о дальнейших путях своего развития. Однако заложенные в этих моделях просчеты позволили подвергнуть сомнению содержащиеся в них выводы. В частности, что при составлении модели отбор параметров осуществлялся по конкретно-научным и прикладным критериям, позволяющим вести математическую обработку: средние величины производства и потребления, услуги и питание рассчитывались в среднем на душу населения. Только для демографических параметров вводилась дифференциация, брались в расчет различные возрастные группы. Однако никакие глобальные модели не смогли предсказать тех колоссальных изменений, которые произошли во второй половине 80-х - начале 90-х гг. в Восточной Европе и на территории СССР. Эти изменения существенно модифицировали характер глобальных процессов, поскольку они означали прекращение холодной войны, интенсификацию процесса разоружения, существенно повлияли на экономическое и культурное взаимодействие. Несмотря на всю противоречивость этих процессов, огромные издержки для населения социально-экономических и политических преобразований, можно предположить, что они будут в большей мере способствовать формированию единой глобальной общественной цивилизации.

4.4. Социальные движения

Социальные дви­жения часто возникают в периоды быстрых социальных изменений. Как коллективное поведение, так и социальные движения могут дать толчок социальным переменам, поскольку и то и другое про­исходит за рамками структуры, составляющей нашу повседневную жизнь, и пробивает брешь в наших привычных и упорядоченных социальных построениях. Конечно, между коллективным поведени­ем и социальным движением есть очень важное отличие. Коллек­тивное поведение характеризуется спонтанностью и отсутствием внутренней структуры, а социальным движениям, напротив, свойст­венна значительная степень внутреннего порядка и целенаправлен­ности. Именно этот организационный потенциал позволяет соци­альным движениям бросить вызов официальным институтам. По­этому социологи рассматривают социальное движение как более или менее, настойчивую и организованную попытку со стороны относительно большой массы людей ввести изменения или, напротив, не допустить введения изменений.

Люди активно вмешиваются в процесс социальных изменений. Вместо того чтобы пассивно подчиняться потоку жизни или принимать удары судьбы, они пытаются изменить ход истории. Социальные движения - это дви­гатели, с помощью которых люди пытаются оказывать коллектив­ное воздействие на ход происходящих в обществе событий. Поэто­му неудивительно, что о социальных движениях написаны истори­ческие книги - рассказы о великих вождях, о расцвете и закате политических движений, о тех социальных беспорядках и измене­ниях, которые влекут за собой революции. Христианство, кресто­вые походы, Реформация, Французская революция 1789г. и Ок­тябрьская революция в России 1917г., антирабовладельческое движение, рабочее движение, сионизм, фашизм, как и другие социальные движения, оказали глубокое воздействие на затронутые ими общества, а порой и на весь мир.

Идеоло­гия имеет для социального движения решающее значение. Она дает индивидам представления о целях движения, логически обо­сновывает их действия, критикует существующие условия или структуры и намечает программу действий. Следовательно, идеоло­гия играет роль связующего звена, соединяющего людей в их «служении» общей идее, тем самым укрепляя солидар­ность. Идеология, не только связывает, между собой изолированных и разъединенных индивидов, она еще и объединяет их ради общего дела, общей цели. Тем самым подготавливая их к самопожертвованию во имя движения, к тому, чтобы отдать свою жизнь за «истинного Бога», «новую нацию» или «революцию».

Социальные движения различаются по целям, которые ставят перед участни­ками социальных движений их идеологии. Одни движения направлены на то, чтобы внести в общество изменения, бросая вызов фундаментальным социальным ценностям, другие пытаются осуществить изменения в рамках существующей системы цен­ностей. Революционные движения направлены на полную отмену су­ществующей системы ценностей.

Реформаторские, движения стремятся внести в эту систему ценностей изменения, способствующие более эффективно­му функционированию этой системы. Реформаторскими являются аболиционистские (движения за отмену какого-либо закона), эко­логические (движения за охрану окружающей среды), феминист­ские (за равноправие женщин) и др.

Движения сопротивления - это социальные движения, имею­щие целью не только добиться перемен, но и блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения. Напри­мер, движение негров южных штатов за введение гражданских прав вызвало ответ белого населения - организацию советов белых граждан и Ку-клукс-клана.

Социальные движения экспрессивного типа отличаются стрем­лением осуществить не институциональные изменения, а возрожде­ние или обновление людей изнутри (часто при этом даются обеща­ния будущего спасения). Примером такого социального движения является религиозная секта пятидесятников. Подобные движения в основном возникают в среде наиболее непривилегированного насе­ления, однако религиозные секты не стремятся добиться всесто­ронних социальных перемен; их цель состоит не в изменении мира.

Существует два подхода к изучению структуры социального движения:

1.Функциональный (предполагает анализ элементов структуры с точки зрения функций, выполняемых ими в движении). В соответствии с ним можно выделить 1)систему ценностей, норм, идей, принципов, формирующих идеологию, мировоззрение участников (гуманизм, феминизм, альтруизм); 2) стратегию и тактику борьбы, определяющие общую направленность предполагаемых общественных изменений (революция, реформа, контрреволюция); 3) средства и способы достижения поставленной цели,ресурсы и инструментарий движения: митинги, забастовки, пикетирование); 4) штаб, обеспечивающий выработку основных идейно-теоретических положений и руководством 5) периферийные организации, реализующие на местах стратегические и тактические цели движения; 6) информационно-коммуникационная система, обеспечивающая связь всех участников по вертикали (от руководства к рядовым членам и обратно) и по горизонтали (между участниками движения в пределах региона, страны, мира).

2.Организационный (анализ элементов структуры с точки зрения их роли в процессе организации движения). Данный подход позволяет выделить 1) "людей слов" - интеллектуалов, создателей идеологии движения; 2) активистов-агитаторов, преобразующих идеологические конструкции в умонастроения масс, в массовые
действия; 3) "людей действия" - практиков, занимающихся организацией движения и консолидацией его рядов; 4) убежденных сторонников - тех, для кого цели движения совпадают с их насущными жизненными интересами (афроамериканцы, участвующие в движении за свои гражданские права); 5) рядовых членов - тех, кто имеет отношение к данному движению, но не переживает эту связь как свою насущную потребность (афроамериканцы, которых в принципе удовлетворяет и существующее положение вещей); 6) сочувствующих - тех, кто не имеет никакого отношения к движению, но выражает сочувствие его целям (белые
американцы - противники дискриминации по расовой принадлежности); 7) случайных попутчиков - людей, примкнувших к движению в надежде что-либо приобрести (богатство, престиж) в случае его победы.

Типология социальных движений: I) по масштабам предполагаемых изменений: реформистские, радикальные, революционные; 2) по качеству предполагаемых изменений: прогрессивные и реакционные ("ретроактивные"); 3) по отношению к целям предполагаемых изменений: социально-политические (стремятся к изменениям в политике, экономике, сдвигам в классовых и стратификационных структурах), социокультурные (стремятся изменить убеждения, ценности, нормы, символы); мистические (религиозные) (борются за спасение своих членов и общее оживление религиозного духа), призывающие к самосовершенствованию, душевному и физическому комфорту (группы здоровья, "моржи"); 4) по "вектору" изменений: позитивные, негативные и альтернативные (парные движения: левые-правые, атеисты-фундаменталисты); 5) по стратегии действий; инструментальные (стремятся завоевать политическую власть и с ее помощью произвести предполагаемые изменения: общественно-политические движения) и экспрессивные (стремятся достичь автономии, культурного или политического равноправия для своих членов или более широких общностей: этнические феминистские, движение за права гомосексуалистов); 6) по историческому типу: старые (ориентированы на экономические интересы, объединяют людей по жесткому классовому принципу: рабочие, фермерские движения) и новые.

Вопросы для повторения: 1. Что представляют собой социальные изменения и чем они отличаются от развития? 2. Какие виды социальных изменений вы знаете? Приведите примеры таких изменений. 3.Как объясняют направление и источники социальных изменений представители прогрессивных и регрессивных, эволюционных и революционных взглядов? 4.Приведите свидетельства процесса глобализации в современном мире. 5. Охарактеризуйте основные типы социальных движений.

Библиографический список

Арон, Л. Идеи революции и революционные идеи [Текст] / Л. Арон // Вопросы экономики. 2005. № 11. С. 137-144.

Багратуни, К. Ю. К вопросу о национальной стратегии Российской Федерации в условиях глобализации (мотивационный аспект) [Текст] / К. Ю. Багратуни // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 6. С. 297-307.

Видоевич, З. Глобализация, хаотизация и конфликты в современном мире [Текст] / З. Видоевич // Социс. 2005. № 4. С. 25-32.

Костюк, В. И. Социальная эволюция на больших временных интервалах [Текст] / В. И. Костюк // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 157-166.

Козырев, Г. И . Социальные процессы и изменения / Г. И. Козырев // Социс. 2005. № 3. С. 113-118.

Левашов, В. К. Общество и глобализация [Текст] / В. К. Левашов // Социс. 2005. № 4. С. 14-24.

Нартов, В. А. Социология [Текст] : учебник для студентов вузов / В. А. Нартов, В. Ю. Вельский.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 183-205, 417-449.

Никифоров, А. А. Революция как объект теоретического осмысления: достижения и дилеммы субцисциплины [Текст] / А. А. Никифоров // Полис. 2007. № 5. С. 92-104.

Петросян, В. К. Социальная эволюция: общая теоретическая модель [Текст] / В. К. Петросян // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 5. С. 314-323.

Социология [Текст] : учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб. : Питер, 2006. С. 301-373.

Социальные трансформации в России: теория, практика, сравнительный анализ [Текст] : учебное пособие / под ред. В. А. Ядова. - М. : Флинта, 2005.- 584с.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03