Не твоим ли именем бесов изгоняли. Целители и экстрасенсы - что о них говорит Библия? Свт. Кирилл Александрийский

Строительство

21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

22 Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?»

23 И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;

25 И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне.

26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;

27 И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

28 И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,

29 Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Господь Иисус Христос завершает Нагорную проповедь захватывающими душу словами. От лжеучителей Он переходит к лжеверующим, от далеких от истины наставников к бегущим от истины слушателям. Это слово ко всем нам. Да будет милость Господня на то, чтобы мы применили эти слова к себе.

Прежде всего, Господь обращает наше внимание на бессмысленность только внешнего исповедания веры. Не всякий, кто говорит: «Господи, Господи…», войдет в Царствие Божье. Не всякий, кто называет себя христианином, будет спасен.

Задумаемся над словами Иисуса Христа. Он говорит, что для спасения необходимо обрести нечто большее, чем большинство людей себе представляют. Каждый из нас может креститься во имя Иисуса Христа и хвалиться тем, что он христианин, он может обладать библейскими знаниями и быть совершенно спокойным относительно своего состояния, он может быть даже служителем церкви, может даже «многие чудеса» сотворить, но в то же время не исполнять волю Отца Небесного. Действительно ли каждый из нас истинно покаялся, истинно уверовал во Христа и живет смиренно и свято? Если нет, то небеса пройдут мимо нас, и мы будем ввержены в озеро огненное на вечные мучения. Но перед этим услышим страшные слова: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня…»

День суда откроет нам много неожиданного. Надежды многих из тех, кто мнил себя великими христианами, рухнут. Гниль их веры будет явлена всему миру. Тогда станет ясно, что быть спасенным означает намного больше, чем исповедание себя христианином. Звание христианина должно быть подтверждено делом. Будем же помнить о великом дне и о словах: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы». Кем бы мы ни были, будем стремиться познать, кто мы есть.

Далее, Господь говорит о двух типах христианских слушателей. Первый тип — это те христиане, которые слышат и ничего не делает, второй — это те, которые слышат и делают. И те, и другие перед нами, и их пути ведут к соответствующим концам.

Человек, слышащий христианское учение и следующий ему, подобен «мужу благоразумному, который построил дом свой на камне». Такого верующего не удовлетворяют рассуждения о покаянии, вере во Христа и о святой жизни. Он сам кается, верит во Христа, бежит от греха и стремится к святости. Таковы «исполнители слова, а не слышатели только» (Иак. 1:22).

И каков результат? В час испытаний вера такого человека не подведет его. Волны болезней, печали, нищеты, разочарования и утрат напрасно бьют в гранитное основание дома. Душа человека стоит непоколебимо, вера его не пошатнется. На начальном этапе она могла стоить ему очень дорого, построение фундамента требовало многих сил, молитв и духовной борьбы. Но труд его не был напрасным, теперь он пожинает богатый урожай. Вера, которая может устоять во время испытаний, является истинной верой.

Человек же, который слышит и не предпринимает ничего, для того чтобы претворить в жизнь услышанное, подобен «человеку безрассудному, который построил дом свой на песке». Такого человека удовлетворяет слушание слова и размышление над ним, но далее этого он не идет. Он утешает себя тем, что у него, возможно, с душой все в порядке, поскольку он жаждет истины и у него есть духовные переживания. Но на самом деле он никогда не порывал с грехом, никогда не оставлял мирских забот и никогда не брал на себя крест христианина. Он слушатель слова и не более.

И каков конец веры такого человека? Она рушится при первом порыве ветра испытаний. Вера оставляет его, превращаясь в руины, в церковный скандал, в бегство к язычеству или в жалость к самому себе. То, что дешево, как правило, плохого качества. Вера, которая обошлась нам почти даром и вся свелась лишь к слушанию, в результате окажется пустышкой.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 7, ст. 21 - 23

21. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

22. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

23. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

(Мф. VII, 21-23)

Все сегодняшнее краткое Евангельское чтение касается нашего спасения. Смысл христианства заключается в том, что Бог пришел в мир, оно дает человеку возможность реального, живого богообщения, а не отвлеченного философствования или непонятной мистики, когда человек выполняет какие-то ритуалы и ждет момента, когда настанет некое воздаяние за труды, когда он наконец-то заживет. Христианство же говорит, что человек может прийти в состояние Царства Божия здесь и сейчас, потому что Бог пришел в мир и стал человеком. Центром христианства является личность Господа нашего Иисуса Христа. Не труды наши, не подвиги, не посты, не молитвы, а именно Сам Господь. Своим пришествием Он исправляет то, что разрушил Адам в раю. Бог сотворил человека для того, чтобы он мог пребывать в единении с Ним. Самая главная цель существования человека - это обожение, когда благодатью Божией обожествляется человеческая природа. Но без свободного решения человека сделать это невозможно. Адам был существом идеально настроенным и поселен в идеальные условия, для того чтобы прийти к этой цели, которая, подчеркнем еще раз, требовала его свободного произволения. Внешняя свобода всегда контролируется Божественным Промыслом: в созданном мире Господь выстраивает все нужным образом, но внутренняя свобода, свобода выбора человеческого духа, - вещь, неприкасаемая ни для кого, это одно из проявлений образа Божия в человеке. Все мы знаем, что Адам пал, выбрав свою волю, а точнее, волю дьявола, отказался от Бога и послушания Ему, и история стала такой, какой мы ее видим теперь.

Бог становится человеком, чтобы исправить все это, дает возможность на Его примере научиться тому, как нужно жить и поступать. Для того чтобы спастись, человеку нужна вера во Христа как в Богочеловека. Без этого спасение невозможно, невозможно прийти к Богу: Господь является связующим звеном между Божеством и человечеством.

Сегодня мы читаем о том, что и веры мало: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное...» Если мы признаем Христа как Спасителя и как Творца этого мира, ведь этот мир творился посредством Бога Слова по воле Бога Отца и при участии Бога Духа Святого. Даже если мы имеем правильную веру и правильное отношение к Нему, этого мало и, как говорит Господь, не всякий войдет в Царство Небесное.

Слова войдет в Царство Небесное надо понимать правильно: это не столько место, сколько внутреннее состояние человека. Как показывает жизнь, внешние условия могут способствовать тому, чтобы выбрать доброе, но если этот выбор не происходит внутри, то и они не помогают. Самый яркий пример: Адам был в раю, однако не смог удержаться там, потому что не смог возделать рай в самом себе, отказался от Бога и в итоге от всего.

Если наша задача - прийти в состояние Адама до грехопадения, восстановить в себе образ Божий, а далее прийти в состояние обожения и войти в Царство Небесное, веры мало - необходимо то, что сделает ее живой. Что же это?

Господь говорит: «Исполняющий волю Отца Моего Небесного». В чем заключается Его воля открыто и четко показано нам в Евангелии. Самое главное условие, для того чтобы быть с Богом - мы должны стремиться к Нему. Наверное, одна из самых главных новозаветных заповедей - «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета» - причастие Тела и Крови Христа, исполнение заповедей Его. Не потому, что в этом заключается некий Божественный принцип «хочу, чтобы было так, а ты, человек, обязан подчиняться», но заповеди Божии - это величайшее снисхождение к людям. Господь нам показывает, что надо делать и что не надо, для того чтобы пребывать в состоянии райском и блаженном. Показывает, что человека созидает и собирает, а что его ломает и делает больным. Действительно, что проку говорить, что я верю в Бога, надеюсь встретиться и быть с Ним и при этом постоянно разрушать себя грехами. Можно, конечно, возразить, что жить без грехов не получается, но одно дело, когда человек кается в них и исправляется, и совсем другое, когда он оправдал грех в себе и сделал законом своей жизни: «все грешат, и я грешу, как другие». Господь же говорит, что в таком случае не будет никакого проку. Христос сказал, что без Церкви спастись невозможно, и пообещал апостолу Петру, что на нем, как на камне исповедания Христа как Сына Божия, будет основана Церковь, и врата адовы не одолеют ее (Ср. Мф. 16:18). Апостол Павел подчеркивал, что Церковь - это тело Христово. Святитель Киприан Карфагенский говорил: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Если после этого человек говорит, что Церковь не нужна, это нарушение воли Отца Небесного и нет тогда смысла заявлять о своей вере, так как она будет тебе в осуждение: ты все знал, а делать не желал.

«Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Тот день - это день Страшного Суда. Как возможно, будучи недругом Божиим, творить чудеса? Святая Церковь подчеркивает, что первые века христианства являли очень много примеров чудес: воля Божия была в том, что имя Христа распространялось очень быстро, поэтому чудеса, как некие сверхъестественные явления, были являемы довольно часто как подтверждение проповеди. Весть Евангельская распространялась стремительно, и даже люди, живущие недостойно, могли изгнать беса, призвав имя Христово. Но здесь Господь говорит, что сами по себе чудеса не спасают человека. Если сердце твое умерло, а дух находится в рабстве у дьявола, что проку от твоих внешних дел? Как говорил Христос фарисеям: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26). Каждому из нас можно сказать: мало тебе быть христианином во внешней жизни - надо жить свято, по воле Божией, иначе итогом будет то, что Господь скажет: «Я никогда не знал вас как Своих, никогда не был в сердце вашем, потому что вы его не освободили для Меня, как Вашего Бога, и оно осталось закрытым. Отойдите же от Меня, делающие беззаконие».

Напоминаю всем нам о необходимости чтения Священного Писания ежедневно, хотя бы по одной или две главы. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Юлия Подзолова

Сказал Господь: не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Господь открывает один из законов духовной жизни: искренна ли та вера, которая не проявляет себя ни в чем. Обращали ли мы внимание, что апостол Павел также всегда заканчивает свои Послания призывом к исполнению на деле во всех жизненных ситуациях предписаний христианской нравственности?

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное». Во всем разуверившийся современный мир ищет подлинности – и, прежде всего, там, где говорят о вере. Красивые речи не проходят: «нас не интересует твой призыв – во что надо верить, но скажи нам, во что ты веришь, есть ли у тебя подлинное знание Бога?»

Господь обличает видимость молитвы, лицемерие веры, оторванной от каждодневной жизни, соблазн тех, кто слывет благочестивым, у кого имя Божие все время на языке, но чьи поступки не соответствуют красивым речам. Господь настойчиво подчеркивает необходимость согласия между тем, что мы говорим и что мы делаем, между верой, исповедуемой за воскресным богослужением и верой, которой мы живем в течение недели. Не всякий, кто ходит в храм по воскресным и праздничным дням, войдет в Царство Небесное. Кроме того, надо еще быть «исполняющим волю Отца Небесного». «Творить», «делать» – это слово непрестанно повторяется в Нагорной Проповеди. Это значит, что наша вера должна быть реально воплощена в обыденной жизни – в семье, на работе, на отдыхе. Требуется наше участие во всех церковных, общественных, политических событиях, от которых зависит судьба, и не только земная, слишком многих.

«Воля Отца», – говорит Христос. Читая Евангелие, мы ощущаем, что Спаситель постоянно думает только о Нем и делает только то, что угодно Ему, – каждую минуту Своей жизни. «Не так, как Я хочу, но как Ты хочешь». Что означает эта «воля Отца»? Бог есть любовь. И для Него не существует иной заботы, кроме как дать нам подлинную радость. Но Он не навязывает нам ничего, потому что Он – любовь. «Воля Божия» – это наш личный, самый великий успех, иногда под неожиданным видом поражения. Жизнь каждого святого – такой успех: преподобный Сергий, преподобный Серафим, святой Царь-мученик Николай.

«Воля Отца Небесного». Да, Бог, Отец наш, бесконечно выше человека и превосходит его. Он – на небесах, за пределами всего. И жить по воле Его означает такой образ жизни, который не может быть «от мира сего». В нашем посткоммунистическом, глубоко атеистическом обществе – среди грязного потока реклам греха свободной от заповедей Божиих жизни – христианин не может не идти против течения. Кто пытается творить волю Отца Небесного, не может не отвергать то, что утверждается повсеместно через СМИ о Боге, о Христе, о Церкви, о человеке, о любви, о родителях, о браке, об отношении к Отечеству.

«Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли?» Валаам и Каиафа были вынуждены пророчествовать, и Саул против своей воли оказался в пророках. Иуда изгонял бесов и оказался сыном погибели. Можно изгонять бесов из других и иметь в беса себе, и самому быть бесом. «И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Дар языков и исцеления будут прославлены миром. Но Бог приемлет подлинную святость. Христос предстает здесь как великий Судия конца времен: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» – слова, созвучные тому, что все услышат на Последнем Страшном Суде.

Всякий раз, когда речь заходит об этом Суде, мы должны воспринимать каждое евангельское слово с предельной серьезностью. В этот день Бог изречет о каждом человеке последнее слово. Никому не дано подвергать Господа осмеянию до бесконечности. Кто предпочитает творить зло, не должен рассчитывать на то, что он в вечности будет с Богом: «Отойдите от Меня, делатели неправды». В греческом тексте это «делающие беззаконие» – те, кто «без закона». Мы знаем, что закон человеческий – это закон Божий, закон Любви. Кто избирает жизнь без Христовой любви, не может надеяться на жизнь с Богом. Страшный Суд для такого человека откроется ужасом вечной смерти – жизни без Христовой любви. «Отойдите от Меня» – от Любви, все отдающей всем, – отвергающие эту Любовь.

Но самое странное и самое страшное здесь заключается в том, что осужденные не согласны со своим Судией, точно так же, как в притче о Последнем Суде. Вся их жизнь была самообманом до этого дня, когда воссияла Истина. Господь говорит, что можно совершать великие дела во имя Его – пророчества, изгнание бесов, чудеса, но если нет у этих людей любви, они будут противниками Христовыми. И таковыми будут многие, говорит Христос.

Есть чего устрашиться! Это предостережение Христово должно быть услышано нами. Поистине многие, слишком многие ищут яркого и зрелищного в христианстве – пророчеств, изгнания бесов, чудес, вместо того, чтобы смиренно нести крест обыденной каждодневной любви. Слишком много отвлеченного теоретизирования, критики всех и вся, и при этом – полное отсутствие заботы о собственном покаянии. Увы, можно «горы переставлять» и «творить чудеса» без любви, говорит апостол Павел, – «и нет в том никакой пользы». Как научиться нам жить смиренной христианской жизнью – день за днем – не барабаня, не трубя, без показного блеска, без ложной многозначительности.

Тесен и прискорбен путь в Царство Небесное и потому, что среди нас самих бывают люди, которые под видом истины и добра стараются распространить ложь и всякое зло. Спаситель предостерегает и от этих лицемеров: БЕРЕГИТЕСЬ , – говорит Он, – ЛЖЕПРОРОКОВ , берегитесь их! «Заметь кротость Спасителя, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – Он не сказал: накажите их, но только – остерегайтесь, дабы не получить себе вреда от них». Явные еретики, которых Он назвал псами, и отчаянные грешники, которых наименовал свиньями, не так опасны, потому что они всем известны.

А лживых пророков еще нужно распознавать, потому что они стараются выдать себя за истинных православных христиан, КОТОРЫЕ ПРИХОДЯТ К ВАМ В ОВЕЧЬЕЙ ОДЕЖДЕ , прикрываясь лицемерной кротостью и простотой, даже наружным благочестием: милостыней, молитвой, хотя все это делают в духе фарисейском, А ВНУТРИ (на самом деле) они СУТЬ ВОЛКИ ХИЩНЫЕ . Кто же эти лживые пророки? Истинный пророк есть избранник Божий, которого посылает возвещать людям волю Свою и открывать будущее. А так как древние пророки не только предсказывали будущее, но и учили народ благочестию, то пророками называли иногда и посланных Богом проповедников веры и учителей благочестия. Поэтому ложный пророк есть самозванец, выдающий себя за посланника Божия, за проповедника истины; это лжеучитель и обманщик. Немало их и теперь. Но как отличить этих лживых учителей от истинных? Господь указывает верное к тому средство. Все они заражены такой гордыней, которая даже все их мнимые добродетели обращает в ничто в очах Божиих. Дерево может иметь цветы прекрасные и благоуханные, листья густые и зеленеющие; но все дело в плодах: хороши плоды – хорошо и дерево, худы плоды – худо и дерево. Так и человек узнается не по словам, а по его делам, по его жизни и поведению: ПО ПЛОДАМ ИХ УЗНАЕТЕ ИХ! Смотрите не на учение их, которое для простых и неопытных бывает трудно распознать и опровергнуть; смотрите, как они ведут себя. Тот путь, по которому Я велел идти Своим ученикам, путь трудный и неудобный; лицемеры не могут идти по нему, для этого у них нет самого нужного – смирения. СОБИРАЮТ ЛИ С ТЕРНОВНИКА ВИНОГРАД (кисти сладкого винограда), ИЛИ С РЕПЕЙНИКА питательные СМОКВЫ? ТАК ВСЯКОЕ ДЕРЕВО ДОБРОЕ ПРИНОСИТ И ПЛОДЫ ДОБРЫЕ , А ХУДОЕ ДЕРЕВО (дерево гнилое или негодное) ПРИНОСИТ И ПЛОДЫ ХУДЫЕ . «Господь сравнивает человека с деревом, – говорит блаженный Феофилакт, – потому что он, если хочет, может быть привит от безплодного греха к добродетели, подобно тому, как прививают безплодное дерево, чтобы оно было плодоносно». НЕ МОЖЕТ ДЕРЕВО ДОБРОЕ , пока оно не испорчено, ПРИНОСИТЬ ПЛОДЫ ХУДЫЕ , НИ ДЕРЕВО ХУДОЕ , пока оно остается плохим, не привитым к доброму дереву, ПРИНОСИТЬ ПЛОДЫ ДОБРЫЕ . Так и от лжеучителей нельзя ожидать чистой, богоугодной, истинно христианской, смиренной добродетели. «Христос, – поучает святитель Златоуст, – не то говорит, будто худому человеку невозможно перемениться, или доброму невозможно пасть; но то, что человек не может принести доброго плода, пока живет худо. Как же Давид, будучи и добр, принес худой плод?

Он это сделал не в состоянии добродетели, но уже переменившись; если бы он остался добродетельным, то не осмелился бы сделать того, на что дерзнул». Наконец, «чтобы утешить обиженных этими лицемерами и устрашить их самих, Господь изрекает им и наказание»: ВСЯКОЕ ДЕРЕВО , НЕ ПРИНОСЯЩЕЕ ПЛОДА ДОБРОГО , СРУБАЮТ И БРОСАЮТ В ОГОНЬ , т.е. употребляют на топку печей. Так и все подобные лжеучители будут осуждены на вечные мучения. Спаситель напоминает Иудеям тот приговор, который они однажды уже слышали из уст Его Предтечи Иоанна. В заключение Господь, как бы несколько смягчая грозное слово Свое, присовокупил: ИТАК , еще раз повторяю, ПО ПЛОДАМ ИХ , по делам лжеучителей, УЗНАЕТЕ ИХ! Грозен суд Божий на всех лицемеров-лжеучителей. Но и тот, кто хотя и право верует, но нерадиво живет, не избегнет той же участи. «Иудеи все полагали в догматах, и о жизни нимало не заботились. Поэтому и Павел обличает их: «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом» (), но пользы для тебя в том нет никакой, если не видно этого из жизни и дел твоих». Послушай, что говорит Господь подобным тебе: НЕ ВСЯКИЙ , ГОВОРЯЩИЙ МНЕ: «ГОСПОДИ! ГОСПОДИ!» , не всякий, кто признает Меня только на словах своим Господом и Учителем, ВОЙДЕТ В ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ , НО ИСПОЛНЯЮЩИЙ – только тот, кто всегда и во всем, по мере сил своих и при помощи благодати Моей, творит ВОЛЮ (святые заповеди) ОТЦА МОЕГО НЕБЕСНОГО . «Спаситель не сказал: исполняющий волю Мою, потому что на первый раз такая мысль была слишком высока для их слабости. Притом же воля Сына не различна от воли Отца». Итак, одна вера, без добрых дел, не может спасти человека. Это говорит Сам Господь наш , и притом говорит о такой крепкой вере, которая может даже творить чудеса, ибо послушайте, что предрекает Он дальше: МНОГИЕ СКАЖУТ МНЕ В ТОТ ДЕНЬ , в тот всеми ожидаемый день Страшного Суда Моего: ГОСПОДИ ,ГОСПОДИ! НЕ ОТ ТВОЕГО ЛИ ИМЕНИ МЫ ПРОРОЧЕСТВОВАЛИ? Не от Твоего ли имени мы пророчествовали и учительствовали? И НЕ ТВОИМ ЛИ ИМЕНЕМ БЕСОВ ИЗГОНЯЛИ? И НЕ ТВОИМ ЛИ ИМЕНЕМ МНОГИЕ ЧУДЕСА ТВОРИЛИ? И ТОГДА открыто ОБЪЯВЛЮ ИМ: Я НИКОГДА НЕ ЗНАЛ ВАС , не признавал вас за Своих; Я не любил вас за лукавое сердце ваше и тогда, когда вы именем Моим творили чудеса. Но и вы никогда не знали, не любили Меня, ибо не творили воли Отца Моего Небесного; а потому Я не знаю, не признаю вас Своими и теперь: ОТОЙДИТЕ ОТ МЕНЯ, ДЕЛАЮЩИЕ БЕЗЗАКОНИЕ!

«О, грозная нечаянность! – размышляет святитель Филарет, – они призывали Господа, следовательно, веровали в Него, знали Его; они пророчествовали, бесов изгоняли, чудеса творили, следовательно, немалую веру имели; но Господь не приемлет их во Царствие Свое и даже не знает их!» Какая невероятная сила зла и испорченности человеческой!.. Но как же сказано: ««Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (). Да, если призовет нелицемерно, всем сердцем своим, устремится к Богу всеми силами души своей и покажет свою веру в добрых делах. Но есть люди, которые «говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (). Такая вера – мертвая, которую имеют и духи отверженные: "и бесы" , – сказано, – «веруют и трепещут» . «Что пользы, братия мои» , – увещевает святой апостол Иаков, брат Божий, – «если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (). Конечно, не может. Об этом и Павел говорит: «Если… знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (). «Видишь, и чудеса не приносят пользы тому, кто творит их без добродетели. Кто же, спросишь, те, коих Иисус Христос, несмотря на их чудотворения, представляет достойными мучения? Бог действовал и через Валаама, открывал будущее Фараону и Навуходоносору, и Каиафа пророчествовал, сам не зная, что говорил, и некоторые изгоняли бесов именем Христа, хотя сами не были Христовы. Иуда также совершал чудеса, и однако лишился Царствия Небесного». Так и ныне, по замечанию блаженного Феофилакта, мы освящаемся через недостойных священников, совершающих Таинства; и это бывает не по чистоте и достоинству самих священников, но по вере приемлющих от них сии Таинства. «Не станем же, возлюбленные, – увещевает святитель Иоанн Златоуст, – думать, что мы, не совершая теперь чудес, по этому самому имеем менее благодати. За чудеса мы сами остаемся должниками перед Богом, а за жизнь и дела – Бога имеем должником своим». Кроме того, «чудотворцу, – как говорит блаженный Августин , – всегда грозит опасность заразиться самомнением и гордостью, а исполнение заповедей Божиих ведет человека к смирению». Итак, Спаситель, оканчивая Свою беседу на горе блаженств, объявляет Себя Судьей мира. Правда, Он не сказал прямо: Я буду судить, однако же, если бы не Сам Он был Судьей, то как бы сказал: «И тогда объявлю им… отойдите от Меня…» «Многие ужасаются только одной геенны; но я думаю, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – лучше подвергнуться безчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лицо Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас.

И в самом деле: если Он меня, врага Своего, так возлюбил, что предал Себя на за меня, и если после всего этого я не подам Ему и хлеба, когда Он алчет (в лице моего ближнего), то какими же глазами буду взирать на Него? О, если бы мы никогда не подвергались такому позору! Единородный Сыне Божий! Если бы мы никогда не испытали на себе этого нестерпимого наказания!"…


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


514. Юлия (pjula@???.ru) пишет: "Недавно к нам в город в православный храм привозили самолетом(!) мощи святого. Был настоящий ажиотаж вокруг этого события, люди стояли ночами в очередях, чтобы приложиться к ящику с костями. Потом по телевизору патриарх сказал, что это древняя христианская традиция. По правде говоря ничего подобного в Библии я не встречала, откуда вообще пошел этот православный обычай? И какое он имеет значение (если имеет)?

Некоторые христиане пытаются усмотреть источник поклонения мощам в таких библейских эпизодах, как вынесение костей Иосифа из Египта () или чудо воскрешения на костях Елисея (). Однако ни один, ни другой случай не имеют ничего общего с нынешним почитанием мощей святых в православии или католицизме.

Библия действительно ничего не говорит о каком либо почитании мощей. В случае с Иосифом, речь идет только об отношении к месту захоронения: Иосиф верил в обетование, данное Аврааму о земле обетованной, и он желал быть похороненным в фамильной гробнице, и тем самым поддержать веру своих единоплеменников в то, что они все же однажды выйдут из египетского рабства.

Что же касается чуда, происшедшего в гробнице Елисея, то хотя это и является чрезвычайным чудом, но нигде при этом или в каком другом месте этому событию не придается какого-либо особого значения, а тем более такого, которое оправдало бы почитание мощей святых. Священное Писание определяет принцип, согласно которому принимается что-либо: "При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово" ( ; см тж и ). В Библии нет "двух или трех" свидетельств о чудесах, связанных с мощами, а потому почитание их не может быть библейским.

Откуда же взялось почитание святых и их мощей? Как и всякие другие древние традиции, все это пришло из язычества. В первые века христианства, как это нередко случается и сегодня, многих крестили насильно или за какие-либо посулы, заботясь о количестве, а не о качестве. Христос заповедал ученикам людей вначале научить, а потом крестить. А церковь начала крестить всех подряд, причем зачастую в младенческом возрасе. Так множество христиан оказались христианами только по имени, но жили по своим древним языческим традициям. Да и на Руси до сих пор под видом традиционных христианских праздников на самом деле сохраняются древние языческие традиции, которые так никогда и не были оставлены русскими людьми, не смотря на то, что всех их в свое время "христианизировали". Практически во всех языческих общинах существовали культы поклонения фамильным духам и обожествления героев, павших в битвах. Вчерашние язычники, крещенные в христианство, но не обращенные, не могли принять сердцем того, что однажды выразил апостол Павел: "Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа" (). Так в христианство привносились и до сих пор привносятся такие элементы, которые никогда не принимались и не могут быть приняты Богом.

Что по этому поводу говорит Господь? Я приведу только три слова:

"Так говорит Господь: не учитесь путям язычников..." ().

"...тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого" ().

"Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" ().

Читайте еще по теме "Разное":