Игра «День птиц, или птичий КВН». план-конспект занятия по экологии на тему. Внеклассное занятие. КВН "Праздник птиц" Квн про птиц в начальной школе

Отопление

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Внеклассное мероприятие

ПТИЧИЙ КВН

7 класс

Разработка составлена учителем биологии МБОУ «СОШ №1»

Безменовой Галиной Степановной.

г.Емва, 2016г.

«ПТИЧИЙ КВН»

Тип занятия - обобщающе-повторяющий.

Технология - игровая, развивающая, ИКТ (входит в систему мероприятий по самообразованию - воспитание самостоятельности, развитие творческих способностей).

Цель: Проверка знаний учащихся о строении и процессах жизнедеятельности птиц и их многообразии.

Задачи:

- образовательные.

1.Самостоятельно найти ответы на логические вопросы.

2. Уметь выражать свои знания в рисунках

3. Проверить и обобщить знания учащихся о строении птиц, о процессах их жизнедеятельности.

4. Проверить знания систематики.

- воспитательные

1. Воспитание самостоятельности, коллективизма и исполнительности.

- развивающие

1. Развитие творческого потенциала учащихся при выполнении учебных и домашних заданий.

Оборудование: Таблицы, иллюстрации птиц, секундомер, жетоны, протоколы, дипломы, карточки с заданиями, памятки для жюри для подведения итогов в конкурсах, компьютер, экран, проектор, презентации «Многообразие птиц», «Помогите птицам».

Структура мероприятия:

1.Организационный момент - 1мин

2. Установление логической взаимосвязи - 1мин

3. КВН - 38мин

4.Показ презентаций - 5 мин

5.Итоги игры - 3мин

6. Рефлексия - 1мин

План

1.Вступительное слово учителя.

2.Представление команд.

3. КВН

Разминка-

Домашнее задание.

Конкурс ребусов.

Ты мне, я - тебе.

Найди пару.

4.Показ презентаций

5.Итоги игры.

Ход игры.

Участвуют две команды «7а» - «СОВЫ» и 7 «б» -«БЕРКУТ» по 7 человек. 2 человека - члены жюри, 1-секундометрист и болельщики, которые могут отвечать на вопросы, если команда своего класса не знает ответа на заданный вопрос и получают жетоны.

- Ведущий (учитель). Итак, мы начинаем КВН. Мы сегодня обобщим ваши знания о птицах. Посмотрим, как можно помочь птицам в трудных для них условиях.Ведущий представляет членов жюри и переходит к первому заданию.

Разминка. - Ведущий по очереди задаёт по три вопроса командам и даёт по 30 сек. на обдумывание. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за частично правильный ответ - 1 балл.

Вопросы:

Какая часть мозга наиболее развита у птиц?

Чем отличается кровеносная система птиц от кровеносной системы пресмыкающихся?

Что такое процесс двойного дыхания?

В чём выражается приспособленность птиц к полёту в их строении?

Какое значение имеют халазы в яйце?

Расскажите о типах птенцов.

- Ведущий обращается к болельщикам с вопросом: «Может кто-то добавит к сказанному или внесёт поправки?» Если кто-то выступает получает жетон. В это время жюри подводит итоги конкурса.

- Ведущий . Переходим ко второму конкурсу - «Домашнее задание».Оно состоит из двух частей. Первое: нарисовать задание в рисунках-1-я команда рисовала размножение и развитие птиц, 2-я команда - строение птиц, связанное с полётом. Капитаны команд, передайте свои ответы в жюри. Членам жюри, подводя итоги ответов в рисунках, необходимо учесть объём заложенной информации и достоверность.За этот конкурс команды получат по 3 балла.

- Ведущий. Пока жюри рассматривает рисунки-ответы, каждая команда отвечает на вопросы, заданные на дом.Команды получают по 2 балла.

1-вопрос «Совам». Из всех птиц на её долю выпало больше всего насмешек. Её обзывали глупой и жалкой, даже пытались исключить из армии пернатых. Ум этой птицы имеет самое низшее развитие по отношению к человеческому интеллекту. Назовите эту птицу. (Ответ - курица).

Вопрос «Беркутам». Натуралист заметил на высокой, стоявшей недалеко от озера, сосне бльшое гнездо. Он забрался на дерево и вытащил из гнезда крупную совсем свежую щуку. Какой птице принадлежало гнездо? (Ответ - скопе).

2- вопрос «Совам». Самая тяжёлая и крупная птица степей, занесённая в «Красную книгу». (Ответ - дрофа).

Вопрос «Беркутам». Эта птица, выстилает гнездо рыбьими костями и выкармливает своих птенцов рыбой. Назовите её. (Ответ - зимородок).

3-вопрос «Совам». Какая певчая птица может нырять на дно водоёма и бегать по дну? (Ответ - оляпка).

Вопрос «Беркутам». Какая птица питается жалящими насекомыми - осами и пчёлами? (Ответ - щурка).

- Ведущий. Мы просим членов жюри подвести итоги после 2-х конкурсов. (Жюри объявляет итоги).

- Ведущий . Конкурс ребусов. Каждая команда должна была составить по два ребуса на пройденные темы. Зашифрованным должен быть термин или биологический процесс. На игре команды обмениваются ребусами и решают их. Времени на решение ребусов обеим командам даётся по три минуты. После разгадывания ребусов ответы передаются в жюри (стоимость этого задания - 3балла).

- Ведущий . Пока жюри считает баллы, я попрошу капитанов команд подойти ко мне с вопросами, которые подготовили. Конкурс: «Ты - мне, я - тебе». Капитаны команд по очереди задают друг другу по три вопроса.За каждый правильный ответ 1 балл (всего 3 балла, на вопрос, на который не может ответить капитан, могут отвечать болельщики).

- Ведущий. Жюри, огласите, пожалуйста, итоги проведённых конкурсов (жюри подводят итоги.)

- Ведущий. Пятый конкурс называется «Дальше, дальше». Ведущий зачитывает командам по 6 терминов, если команда затрудняется ответить - пропускает, называется следующий термин:

Хорда, условный рефлекс,

Вена, гаструла,

Батрахология, артерия,

Халазы, наследственность,

Регенерация, этология.

Цепь питания, моногамия.

За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу (всего по 6).

- Ведущий . А сейчас проверка знаний систематики - «Найди пару». На одних карточках написаны животные, на других - токсон систематики. Надо в соответствии друг с другом взять животное и найти для него нужный токсон за 1.30сек. За это команда получит 5 баллов.

Ведущий . Сейчас я вам предлагаю посмотреть презентации «Помогите птицам», «Многообразие птиц», после чего вам жюри объявит итоги игры (идёт показ презентации) .

Жюри, вам слово. Оно объявляет итоги - сколько баллов набрала команда «Совы» и «Беркут».

- Ведущий. КВН подошёл к концу. За участие в мерприятии вам будут выставлены оценки, т.к. работа вами проделана большая.

за набранных:

22 - 24 балла - оценка «5» и диплом за I место,

18 - 21 балл - оценка «4» , II место,

12 - 17 баллов - оценка «3».

Болельщикам: за 4 полученных жетона - оценка «5»,

за два - «4»,

за один - «3».

Вывод . Ребята,вы сегодня показали неплохие знания по пройденной теме и в знаниях терминов. Мне понравились ваши грамотные ответы и хорошо подготовленные домашние задания, проявлена смекалка, самостоятельность (учитель объявляет оценки).

Рефлексия. Ребята,что вам понравилосьв игре? Что в будущем надо учесть, что не понравилось? Возьмёте ли вы что-то из этой игры для себя? Учитель выслушивает мнения. Спасибо всем!

Цель КВН - закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе, уметь различать их по внешнему виду, знать повадки птиц и приспособленность их к среде обитания.

Задачи : вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания; обогащать словарный запас, развивать связную речь, учить детей давать полные ответы на вопросы; воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану; активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения).

Подготовительный этап : чтение книг В. Бианки «Синичкин календарь», «Лесные домишки», «Лесная газета» и др., знакомство с зимующими птицами нашего края, изготовление кормушек, подготовка материала для КВН, наблюдение за зимующими птицами на прогулке.

Активизация словаря: зимующие птицы, нахохлившись, клест-еловик, свиристель, свои замашки, стрекочет, суждено дышать, сохранимся.

Оборудование : подбор книг для выставки, кассета с пением птиц, нарисованная кормушка, 9 видов зимующих птиц (плакаты), эмблемы «Синицы», «Снегири», пословицы и поговорки (из 2-х частей), игра «Веселый художник» (гуашь, кисти, повязки, маркер).

Ход игры

I. Вступительная часть. Представление команд.

Ведущая . Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в Клубе Веселых и Находчивых. Сегодня в нашей игре принимают участие команды «Снегири» и «Синицы». Позвольте представить членов нашего уважаемого жюри (представление жюри).

Прежде чем мы начнем игру, мне хотелось бы обратить внимание на оформление зала и выставку книг. Все это о живой природе, о братьях наших меньших, а именно о птицах, о которых мы сегодня и поговорим, а жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперения! Как радует слух их чудесное пение, которое оживляет наши поля, сады и леса, доставляя людям истинное наслаждение, способно улучшить настроение. Птиц называют властелинами воздуха. Они повсюду - нет на нашей планете такого уголка, в котором бы ни разу не побывали крылатые странники. Птицы в океане и над океаном, в горах и над самыми высокими вершинами, в пустынях и над ними. Всего на земном шаре насчитывается около 8600 видов пернатых.

А сейчас команды исполнят песню о КВН (на мелодию песни «Наш сосед»).

Песня о КВН

Как теперь не веселиться,

В КВН играем мы.

Это в жизни пригодится,

Оцени ты нас, жюри.

Припев.

Там, там, тара-ра-ра...

Мы, команды, уверяем,

Что надеемся на вас,

Ну, а если что, поможем,

Положитесь вы на нас.

Припев.

Ведущая. Команды должны дать обещания, а какие, мы сейчас услышим.

Синички . Обещаем всеми остатками веселья и юмора, которые нам удалось сберечь за вторую четверть, что будем сегодня самыми находчивыми, остроумными и веселыми!

Все . Обещаем!

Снегири. Обещаем нашему мудрому и справедливому жюри, что не сбежим со сцены, даже если почувствуем превосходство соперников.

Все . Обещаем!

Ведущая. Команды собрались вместе, чтобы показать свое остроумие, находчивость и умения. А сейчас приветствие команд.

Синички.

Наш девиз: остроты, шутки, смех и никаких гвоздей!

Мы о КВНе узнали, в зал скорее прибежали,

Стали думать и гадать, как команду нам назвать.

100 названий перебрали, не подходит ни одно.

Это - сотни раз слыхали,

Это тоже уж старо!

Кто-то крикнул вдруг на сцене:

«Хватит, братцы, нам гадать!

Команду в птичьем КВНе

Нужно «Синичками» назвать!

Больше загадок в слове нет!

Вам юннатский наш привет! привет! привет!

Соперников наших мы знаем!

Удачи желаем мы им!

Но твердо жюри заверяем:

«В обиду себя не дадим!»

Снегири (поют на мотив «Ярославских ребят»).

Мы ребята не простые - остроумны, веселы.

Если только захотим мы - ох, достанем до луны.

Но сегодня мы решили - до луны не доставать,

И пришли на КВН мы, - ох, чтобы силу показать.

Мы смекалку очень любим - ей готовы жизнь отдать!

На вопросы все мы будем - ох, по порядку отвечать.

Жюри наше дорогое, мы попросим очень вас,

Не судите очень строго - ох, пожалуйста, вы нас.

Мы сегодня заявляем - и не в шутку, а всерьез.

Коли только проиграем - ох, потекут ручьи из слез.

Просьба к соперникам нашим:

Ответы точнее давать,

А если неточность - утешим.

Позвольте за вас досказать!

Жюри! Уж судить, так судить!

Мы ждем с нетерпеньем сраженья и баллов тревожный

Не бойтесь, друзья, пораженья!

Нас в бой капитан поведет!

(Представляют капитана.)

II. Конкурсная программа.

1. Разминка «Бей ответом прямо в цель».

Ведущая. А сейчас у нас небольшая разминка. Команды должны будут ответить на вопросы по очереди, то есть «Бей ответом прямо в цель»!

Какая птица выше всех летает. (Орел.)

Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди зимы? (Клёст.)

Птица-кашевар из детского стишка. (Сорока.)

Пользу или вред приносит человеку синица зимой, когда все насекомые спят? (Пользу, синицы питаются спрятавшимися насекомыми.)

Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом? (Одинаковая.)

Какая птица является ближайшей родственницей Снегурочки? (Снегирь.)

Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (Сова.)

Какая птица дала название мужской рубашке? (Сорока, рубашка - сорочка.)

Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубя.)

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

Где зимуют синица и трясогузка? (Синица - в наших краях, трясогузка улетает в теплые края.)

В какое время суток добывают себе корм ворона и сова? (Ворона - утром и днем, сова - ночью.)

Какой клюв у дятла и клеста? (У клеста - крестообразный, у дятла — большой и крепкий.)

Чем отличаются гнезда вороны и кукушки? (Кукушка не вьет гнезда.)

Что птицам страшнее - голод или холод? (Голод.)

Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Куропатки, тетерева, рябчики, глухари.)

Ведущая. Пока жюри подводит первые итоги, отгадайте загадку: В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей. (Кормушка.)

Члены жюри объявляют, сколько баллов получили команды.

2. Конкурс юных корреспондентов «Городские новости».

Ведущая. Вот на эту кормушку сейчас будут прилетать зимующие птицы, а мы послушаем городские новости, которые подготовили наши корреспонденты.

Обратите внимание, что все птицы разлетелись, а какие должны прилететь на кормушку, каждая команда по очереди находит по описанию.

В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, семечки подсолнуха, сало и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это? (Дети ищут по группе и вставляют в кормушку - воробьи.)

Кто приготовил репортаж о воробьиной дружной семье? (Выслушиваются сообщения учащихся.)

Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали (синичка - представляет подготовленный репортаж).

В среду прилетели небольшие пушистые птички, с красными грудками, с белой полоской на темно-синих крыльях, они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины (снегири - заслушивается репортаж детей-корреспондентов).

В четверг на кормушке обедали большие птицы:

Непоседы пестрые,

Птицы длинохвостные,

Птицы говорливые,

Самые болтливые.

(Сороки - юные корреспонденты представляют свой репортаж).

А в пятницу на кормушке побывало много птиц:

Кто в берете ярко-красном,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

Носит серенький жилет,

Но у крыльев - черный цвет.

Видишь: кружат 20 пар

И кричат: карр, карр, карр. (Ворона.)

Ведущая. А это что за птички с интересными, необычными, красочными оперениями? Кто знает, как их зовут? (Клест- еловик, свиристель - слушаются репортажи об этих птицах.)

Ведущая . Молодцы, каждая команда рассказала о зимующих птицах, мы узнали много нового. Пока жюри подводит итоги, команда «Снегирей» проведет с гостями физкультминутку.

Руки подняли и помахали - это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем - это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем - крылья сложили назад.

3. Конкурс знатоков пословиц и поговорок.

Ведущая . Какой лее счет у наших команд? Соревнование команд продолжается. Следующий конкурс для самых внимательных на лучшие знания пословиц и поговорок, которые нужно будет соединить между собой. Я раздаю каждой команде первые части пословиц, а вторую часть нужно будет подобрать по смыслу.

1. Слово не воробей... (вылетит — не поймаешь).

2. Лучше синица в руках, чем... (журавль в небе).

3. Всякая птица свое... (гнездо любит).

4. Старого воробья на мякине... (не проведешь).

5. Лес без птиц и птицы без... (леса не живут).

6. Знает птица, что без Родины... (не годится).

7. Всякая птица своим пером... (гордится).

8. Всякая птица по-своему... (поет).

9. У каждой пташки - свои... (замашки).

10. Вороне соколом... (не быть).

11. Мала синичка, да... (коготок остер).

12. Всякая птица своим клювом... (сыта).

13. Сорока без причины не... (стрекочет).

14. Сорока весть на хвосте... (принесла).

15. Пируют в ночи совы... (да сыч.).

16. Воробьи под кровлю, а совы... (наловлю).

17. Болтлива как... (сорока).

Жюри подводит итог.

Звучит запись песни «Жил отважный капитан» (муз. И. Дунаевского).

4. Конкурс капитанов.

Ведущая . Вы, наверное, догадались, что пришло время конкурса капитанов. Каждый капитан должен защитить свое название команд - «Снегири», «Синицы».

Поиграем в игру, которая называется «Конкурс веселых художников». Капитан приглашает участников, завязывает им глаза и предлагает дорисовать на картине синичку (снегиря): клюв, лапы, крылья, хвост и глаза, после чего капитаны закрашивают нарисованных птиц.

Ведущая . А сейчас надо будет назвать каждой команде по очереди приметы, касающиеся наших зимующих птиц.

Если запел снегирь, а сорока лезет под стреху, - знай, быть вьюге.

Если же воробьи забираются в хворост и с утра пищат синицы, жди усиления мороза.

Если вороны устраивают в небе хороводы - быть снегопаду, садятся на землю - жди оттепели.

Если ворон на нижних ветвях деревьев - значит, скоро поднимется ветер.

Каркают вороны всей стаей - к морозу.

Воробьи дружно расчирикались - будет оттепель.

Ворон летит - на ветер, каркает - к дождю.

Мелкие птички собираются в кучу - к дождю.

Сова кричит - на холод.

Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.

Ворона кричит зимой - к метели.

Ворона под крыло клюв прячет - к холоду.

Птицы перед теплом садятся на верхушки деревьев.

Синичка с утра начинает пищать -- ожидай ночью мороза.

Снегирь зимою поет - на снег, вьюгу и слякоть.

Ведущая. Радует, что команды знают много примет. Пока жюри подводит итоги, физкультминутку проводит со зрителями команда «Синичек»:

Прошу всех прямо встать.

И то, что скажу, всем выполнять.

Не дышите, дышите.

Наклонитесь, улыбнитесь.

На «один-два» быстро сядьте,

На «три-четыре» - быстро встаньте.

Наклонитесь вправо - влево

И вздохните глубоко.

5. Конкурс загадок (со зрителями).

Кто летает, кто стрекочет,

Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

Кто присел на толстый сук

И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел.)

Что за птица - мороза не боится,

Хоть снега лежат везде,

У нее птенцы в гнезде? (Клест.)

Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

Северные гости.

Клюют рябины грозди,

Так нарядны и ярки,

На головках - хохолки! (Свиристели.)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей.)

Носит серенький жилет,

Но у крыльев - черный цвет.

Видишь: кружат двадцать пар

И кричат: кар! кар!

Он по-рабочему одет -

Удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет

И пестрая спецовка. (Дятел.)

Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (Снегирь.)

Всех я за день навещу,

Все, что знаю, расскажу. (Сорока.)

Кто летает темной ночью

И схватить мышонка хочет? (Сова.)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, налету резвится,

Не орел, а все же птица. (Воробей.)

Он в своей лесной палате,

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит,

Постучит - и легче. (Дятел.)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица.)

У нее глаза большие,

Хищный клюв - всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем. (Сова.)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? - На березе

Яблоки поспели. (Снегири.)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит. (Воробей.)

Главный лесной барабанщик. (Дятел.)

Птичка-невеличка ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок -

Получается прыжок. (Воробей.)

III. Правила обращения с птицами.

Ведущая. Пока жюри подводит итоги, ответим на вопросы.

Чем же полезны человеку птицы? (Уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла.)

А наносит ли вред птицам человек, какой?

Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?

Не разорять гнезда.

Не ловить и не убивать.

Не трогать яйца и птенцов.

Подкармливать в зимнее время, главная цель - защита птиц от голод.

Делать кормушки.

Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т. д.)

Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).

IV. Итог.

Ведущая . Молодцы! Вот и подошел к концу наш КВН. Спасибо всем, кто принял в нем участие. На прощание хочу сказать еще несколько слов о пернатых. Ученые подсчитали общее число птиц на Земле. Их примерно 100 млрд, то есть всего по 20 (клювов) на человека.

Вы знаете, что:

1. Из каждого 10-го зимой погибает 9.

2. Птенцы одной синицы, погибшей за зиму, могли бы уничтожить до 1 080 000 насекомых.

3. Что насекомоядные птицы (синицы) не выносят и дня голодания.

4. Зимующие птицы, наевшись, не садятся спать или отдыхать, как куры, а с еще большей энергией начинают искать насекомых.

Ведущая. А сейчас жюри объявит победителей, (вручение грамот).

Ведущая. Давайте на прощание послушаем стихотворение «Давайте сохраним».

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся,

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся.

Егорова Ирина Владимировна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: Старо-Семенкинский филиал ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш
Населённый пункт: с. Ерилкино
Наименование материала: конспект внеклассного мероприятия по биологии
Тема: "Птичий КВН"
Дата публикации: 14.06.2016
Раздел: среднее образование

Оригинальность 55,46%

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ

«Птичий КВН»

Ход КВН

Организационный момент.
(звучит музыка «Птицы в лесу») Вступительное слово учителя. Представление команд и жюри. Команды занимают свои места.
II.

Конкурсный этап.

1 конкурс

Представление команд

2 конкурс «Разминка»
Каждой команде задается по очереди 5 вопросов, требующие точного ответа. Вопросы: 1. У какой птицы самцы желтые, а самки зеленые? (Иволга) 2. Какие птицы не имеют голоса? (Аисты) 3. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (Пигвины) 4. Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (Дупло) 5. Какая птица охотится за насекомыми в сумерках? (Козодой) 6. Кого называю пернатой кошкой? (Сова) 7. Какого цвета самый крупный дятел? (Черный с красной шапочкой) 8. У каких певчих птиц самцы красные, а самки зеленые? (Клест) 9. Какая птица летает быстрее всех? (Стриж скорость его 160-170 км/ч) 10.Какая самая тяжелая и крупная птица в нашей области? (Дрофа)
3. конкурс «Смекалист»
От каждой команды вызывается по одному смекалисту. Задание: «Напишите названия птиц с двумя буквами «О»»
Загадки болельщикам
 Птица хищная с ушами Громко ухает ночами. (Сова)  Птица слов немало знает,
Всё на свете повторяет! Сюртучок на птице пестрый, Клюв - изогнутый и острый! (Попугай)  Мерзнет желтенькая пташка, Накорми ее, бедняжку. Дай и семечек, и сала, Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)  В небе, синем и высоком, Вьется птица, но не сокол. Разбежались мышки: "Ах! Что за крылья, вот размах! Взгляд у птицы очень зоркий, Лучше спрячемся мы в норки!" (Орел)  Майским вечером, в прохладу, А в июне и в жару Вывожу свои рулады В парке, в роще и в бору. Эти трели, переливы Мелодичны и красивы. (Соловей)  Во дворе я - королева. Вон мой дом, на ветке слева. Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна. (Ворона)  Посмотрите на балкон: Он с утра воркует тут. Эта птица - почтальон, Пролетит любой маршрут. (Голубь)  Вот пернатый городской, Всюду жмется к людям. Мы голодною зимой С ним делиться будем, Просит серый озорник: "Дайте хлеба крошку! Я устал, чирик-чирик, И замерз немножко!" (Воробей) Слово предоставляется жюри итоги 3-х конкурсов.
4. конкурс «Кроссворд «Птичья столовая»»

По начальным буквам в клеточки надо вписать названия птиц, которые чаще всего прилетают зимой на кормушки (Ответы: поползень, чечетка, синица, чиж, снегирь, зяблик, московка, дятел, щегол, галка, воробей, лазоревка, сойка, овсянка.)
5 конкурс «Домашнее задание»
Написать рассказ, описав что-то интересное из жизни птиц.
6 конкурс «Капитанов»

Пришло письмо, капитанам нужно расшифровать и прочитать письмо. Ответ: «Привет малышам и школьникам с далекого юга от пернатых! Скоро прилетим.») Слово предоставляется жюри итоги 4,5,6, конкурса. Итого.
7 конкурс «Художников и строителей»
Каждая команда делится на 2 группы «Художники» на формате А3 должны нарисовать птицу в цвете используя краски, карандаши, фломастеры. «Строители» должны собрать из пазлов картину птицы и дать название птице.

8 конкурс «Знаешь ли ты птиц»
Каждой команде выносят стенд с птицами. Участники команды за 2 минуты должны как можно больше угадать.
9 конкурс «Птичий

марафон»
Команды по очереди определяют голоса птиц.

10 конкурс «Рассказ- загадка »
В этот год я жил в деревне. Зима выдалась суровая. Однажды в морозный февральский день я шел вдоль реки. Птиц не было видно. Вдруг в близи послушалось тихое щебетание. По краю проруби, у самой воды прыгала белогрудая птичка ростом со скворца. Она дергала хвостом и заваливалась на все лады веселой песней. Чтобы лучше рассмотреть ее, я сделал к ней несколько шагов, и вдруг птичка с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Это было так неожиданно, что я от удивления застыл на месте. Стоя над прорубью, я видел, как она гремела под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми когтями за все его неровности. В одном месте она даже задержалась немножко, перевернула клювом камешек и вытащила из – под него водяного жука. Под водой она блестела, как серебряная рыбка; мне потом объяснили, что перья этой птички смазаны тонким слоем жира. Когда птица погружается в воду, воздух пузырится на ее жирных перьях. Спустя полминуты птичка выскочила из соседней проруби. У меня на глазах она несколько раз ныряла в ледяную воду, а потом, живая и невредимая, снова появилась на краю проруби. Ну и птица! Настоящий водолаз! Позже я узнал, как называется эта птица.
Это - ….. (Оляпка или водяной воробей)

Подведение итогов.
Вот на этом и все.
А сейчас жюри объявит победителей нашего Птичьего КВНа (вручение грамот). Давайте на прощание прослушаем стихотворение
«Давайте сохраним»
Нам жить в одной семье, Нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, Лететь в одном полете. Коль суждено дышать Нам воздухом одним, Давайте-ка мы все Навек объединимся, Давайте наши души Вместе сохраним, Тогда мы на Земле И сами сохранимся.

1 слайд

Ромазанова Р.Б учитель начальных классов Тумановской СОШ Омской области Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов

2 слайд

3 слайд

I тур. Разминка Вспомните пословицы, где упоминаются птицы. Назовите хотя бы три из них (за каждую пословицу 3 балла)

4 слайд

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Старого воробья на мякине не проведешь. Цыплят по осени считают. Гусь свинье не товарищ. Каждый кулик свое болото хвалит. Птицы сильны крыльями, а люди- дружбой. Соловья песнями не кормят.

5 слайд

II тур. Свадебные подарки Когда люди вступают в брак, у них принято на свадьбу делать друг другу подарки. Животные тоже не исключение. Вопрос: Что дарят птицы – самцы своим возлюбленным? (6 баллов)

6 слайд

Пингвины – камешки Коростель – гусениц Чомга – пучки травы Речная крачка- рыбу Цапля – палочки Свиристель – ягоды

7 слайд

III тур Экологическая задача Фрагмент рассказа Н. Сладкова «Воробей и Орел»: Хоть сыновья мои, Орел, и воробьи, зато их десять! -А у меня, Воробей, хоть один сын, да зато орел!

8 слайд

10 слайд

IV тур Блиц – тур (За каждый правильный ответ 1 балл) Назовите раздел зоологии, занимающийся изучением птиц Все птицы моргают нижним веком, кроме этой. Она моргает верхним веком. Что это за птица? Назовите птицу, чья шея состоит из 17 позвонков

11 слайд

Какая птица совершает 250 взмахов в секунду? Какая птица может поворачивать голову в вертикальной плоскости на 270 градусов? Чем синичник отличается от скворечника? Как называется птица – строитель, которая вьет гнезда, похожие на чулки? Назовите птицу, которая гнезд вообще не вьет, а выкапывает норки в земле.

12 слайд

У меня 36,5. Живот потрогал – не болит, Чихаю – не чихается, И кашля нет, и внешний вид Такой, как полагается. С. Михалков Вопрос: А какова постоянная температура у птиц? Почему птицы нашего края могут переносить суровую зиму и не замерзают?

13 слайд

V тур. Музыкальный вопрос Прослушайте внимательно песенку цыпленка из мультфильма «Кто такие птички?»

14 слайд

VI тур Узнай по описанию «Его называют акробатом. Лазает он по стволам деревьев, но при этом не опирается на хвост, как другие птицы,- хвост у него слишком короткий, лазает он не только вверх, но и вниз- так, кроме него, никто не умеет. Во время своих «гимнастических упражнений» он обследует трещины и щели в коре, и ни одно насекомое не остаётся без внимания – всех подберет. гнезда свои устраивает в дуплах деревьев, а вход всегда обмазывает глиной.»

15 слайд

16 слайд

VII тур. Конкурс капитанов За 3 минуты найти и зачеркнуть названия птиц: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь. Оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. (за правильный ответ 5 баллов)

17 слайд

С К В О Л К У К О Р Е Р Ц А С У Я Т Л Е А П Л Ш Д Е Л Ц Е Й Я К С О Л О В Т Г А П А В Г У С Р К П О Л И Н Ь А Ч О П У Г А Й Ч А

Под мелодию песни В. Шаинского «Вместе весело шагать» входят команды участников КВН.

Ведущий. Каждая команда должна представить себя в соответствии с выбранным названием. (Наивысшая оценка - 5 баллов.)

I. Разминка.

Каждой команде предлагается одна из карточек, на которой указаны вопросы. Капитан команды выбирает карточку, но вопросы задает ведущий

Карточка 1

1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)

2. Какая птица летает выше всех? (Орел.)

3. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)

Карточка 2

1. Какая птица в мире самая большая? (Страус.)

2. Когда температура тела воробья ниже - летом или зимой? (Одинакова.)

3. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь.)

За каждый правильный ответ - 1 балл. На размышление дается 30 сек. Если команда не отвечает на вопрос, его можно адресовать болельщикам команды.

Жюри подводит итоги разминки.

II. Конкурс «Вопросы по книгам».

Ведущий . На следующее задание легко ответит тот, кто внимательно прочитал книги А. Поповкиной «Черные лебеди», В. Флинта «Где живет белый журавль?», Е. Суровой «Путешествие к пеликанам», которые были предложены для чтения заранее.

Как и в предыдущем задании, вопросы указаны на карточках, которые вытягивают капитаны.

Карточка 1

1. В какой стране строят гнезда и выводят птенцов белые журавли-стерхи? (В России.)

2. Каким образом пеликаны-матери выкармливают своих птенцов? (Отрыгивают из зоба размягченную рыбу.)

3. Как сойка спасается от врагов? (Погружается в воду, как подводная лодка.)

Карточка 2

1. Сколько яиц откладывают стерхи? (Два.)

2. Как охотится серая цапля? (Стоит неподвижно, втянув шею и поджав одну ногу.)

3. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь.)

Ведущий (обращаясь к болельщикам).

1. На каких птиц похожи маленькие лебеди? (На утят.)

2. Кто написал сказку «Гадкий утенок»? (Г. X. Андерсен.)

3. Какие еще сказки Андерсена, в заголовках которых есть названия птиц, вы помните? («Соловей», «Дикие лебеди».)

Взрослых лебедей вы, конечно, видели, а приходилось ли вам видеть маленьких лебедей? (Ответы болельщиков.)

Из одного заморского зоопарка нам привезли несколько маленьких лебедей. Прошу их ввести. (Входят четыре мальчика в балетных костюмах.)

Посмотрите, как они грациозны. Но это не простые лебеди: они умеют танцевать. Не верите? Сейчас вы увидите, что я говорю правду. (Мальчики исполняют «Танец маленьких лебедей» на музыку П. И. Чайковского из балета «Лебединое озеро».)

Как называется этот балет, кто написал к нему музыку? (Ответы болельщиков.)

Жюри подводит итоги «Разминки» и «Вопросов по книгам».

III. Конкурс «Нарисуй обложку книги».

Ведущий . Мы продолжаем игру. Вам (командам) сейчас предстоит нарисовать обложку одной из книг, название которой указано на карточке. Прошу капитанов выбрать карточки.

1-я карточка: А. Поповкина «Черные лебеди». (Вариант рисунка: солнце, вода и два черных лебедя.)

2-я карточка : В. Флинт «Где живет белый журавль». (Вариант рисунка: взрослый журавль и птенец.)

Ведущий (обращаясь к болельщикам). Пока члены команд будут работать над заданием, я хочу предложить моим друзьям викторину:

1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - до 15 см.)

2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов.)

3. Какая птица имеет самый длинный хвост? (Сорока.)

4. Где синицы вьют гнезда? (В дуплах деревьев.)

5. Какую пользу приносят синицы? (Поедают жуков и личинок.)

6. Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята.)

7. Какой длины достигают крылья гуся? (До 1,5 м.)

8. Как гуси защищают своих детей от непогоды? (Прячут под крыльями.)

Ведущий. Я не случайно задала вам так много вопросов о гусях. Когда я была маленькой, у моей бабушки были гуси. Вот какой случай произошел однажды у нее с гусями. (Инсценировка песни «Веселые гуси».)

Команды предлагают свои варианты выполнения задания «Нарисуй обложку». Их творчество и мастерство оценивает жюри (до 6 баллов).

IV. Конкурс знатоков пословиц.

Ведущий. Соревнование команд продолжается. Следующий конкурс - на лучшее знание пословиц. (Командам предлагаются карточки, в которых написаны названия птиц.) Вспомните пословицы, в которых упоминаются эти птицы.

1. Воробей. Кулик. («Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь», «Старого воробья на мякине не проведешь», «Всяк кулик свое болото хвалит».)

2. Гусь. Синица. («Гусь свинье не товарищ», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Синичка - невеличка, а птичка».)

За каждую названную пословицу команда получает один балл.

Ведущий (обращаясь к болельщикам). Я вновь предлагаю вам викторину, но теперь задания содержат вопросы по книгам, которые вы, я уверена, прочитали.

1. Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

2. Гнездо какой птицы висит над самой водой на конце ветки в виде мягкого мешочка? (Ремез.)

3. Что такое Красная книга? (Книга о животных, которым грозит опасность исчезновения.)

Ведущий. Я хочу рассказать вам, ребята, подробней о Красной книге. Много самых разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезенные людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов люди поняли: если не помочь природе, животные и растения будут гибнуть еще больше. Чтобы этого не случилось, ученые составили специальную книгу - Красную книгу.

Вот у меня в руках Красная книга. Писатель Н. Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: «Красный цвет книги - запрещающий цвет - стоп, остановись! Дальше так нельзя. В Красную книгу мира уже записано 295 видов и подвидов зверей, 312 видов и подвидов птиц. Но записать животное или растение в Красную книгу - еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, фиксирует, предупреждает. Кому положено, тот разрабатывает охранные меры, а остальные должны знать об этом, чтобы не навредить всему живому. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц. На черных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кого уже нет, кто уже вымер. От них остались чучела, скелеты, а то и совсем ничего. На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. Они еще кое-где сохранились, их еще можно встретить, но их уже так мало, что они могут исчезнуть совсем. На желтых страницах - те животные, количество которых быстро снижается, которым грозит «переселение» на опасные страницы - красные. На белых страницах - те животные, численность которых всегда была невелика. Обитают они на небольших площадях, положение их неустойчивое. На серых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены. На зеленых страницах - самых обнадеживающих - те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания, падение численности которых приостановлено.

Главные наши заботы: чтобы ни одно живое существо больше не попало на черные страницы. Идея Красной книги — спасти всех животных и растительный мир.

Красная книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред, а людей, которые это делают, наказывают. Давайте же и мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес, мы смогли услышать их голоса. Сейчас вы услышите голоса некоторых из них. Постарайтесь узнать, какой птице принадлежит та или иная песня. (Звучит запись с голосами птиц: дятла, кукушки, перепела, соловья.)

V. Конкурс капитанов.

(Звучит мелодия «Песенки о капитане» (слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка И. О. Дунаевского).

Ведущий. Вы, наверное, уже догадались, что наступило время для конкурса капитанов. Прошу капитанов команд подойти и выбрать карточку с заданием.

Капитанам предлагается отгадать загадки:

1-й капитан:

1. Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит. (Грач.)

2. Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит. (Соловей.)

3. Днем слепа, ночью зряча,

Мышей ловит, а не кот. (Сова.)

2-й капитан:

1. Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На ходу ли, на бегу ли

Им с ходулей не сойти. (Журавли.)

2. Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает,

В полях ночует, коноплю ворует. (Воробей.)

3. Каждый год я к вам лечу -

Зимовать у вас хочу.

Я еще красней зимой,

Ярко красный галстук мой. (Снегирь.)

Жюри объявляет результаты конкурса знатоков пословиц и конкурса капитанов.

Ведущий . Друзья мои, не устали вы сидеть? Предлагаю всем вместе станцевать «Танец утят».

(Звучит музыка, все танцуют.)

Ведущий . Все мы - и взрослые, и маленькие - любим сказки. Следующий конкурс так и называется «Кто лучше знает сказки?».

VI. Конкурс «Кто лучше знает сказки?».

Каждой команде предлагается посмотреть на рисунки с изображением героев разных сказок. Одним из действующих лиц в них обязательно является птица. Вспомните название сказок и их авторов.

1. Галчонок. (Э. Успенский «Дядя Фёдор, пес и кот».)

2. Попугай. (Г. Остер «Зарядка для хвоста».)

3. Соловей. (Г. X. Андерсен «Соловей».)

4. Гусь. (С. Лагерлеф. «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями».)

5. Петушок. (А. Пушкин «Сказка о Золотом петушке».)

6. Ворон. (Г. X. Андерсен «Снежная королева».)

7. Сова. (А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».)

8. Ласточка. (Г. X. Андерсен «Дюймовочка».)

9. Жар-птица. (П. Ершов «Конек-горбунок».)

10. Воробей. (К. Чуковский «Тараканище».)

11. Лебедь. (Г. X. Андерсен «Дикие лебеди».)

12. Утенок. (Г. X. Андерсен «Гадкий утенок».)

Ведущий (обращаясь к болельщикам). Дадим возможность командам вспомнить сказки, а вы в это время постарайтесь отгадать загадки:

1. Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах,

На часы не взглядывает, а время знает. (Петух.)

2. Спереди - шильце, сзади - вильце,

Сверху - синее суконце,

Снизу - белое полотенце. (Ласточка.)

3. Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь.)

4. Среди деревьев кузнецы куют. (Дятлы.)

5. Мать, отца не знаю, но часто называю,

Детей знать не буду - чужим сбуду. (Кукушка.)

6. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин.)

7. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)

8. Шапочка алая, жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький. (Курица.)

9. Эта старый наш знакомый, он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист.)

Жюри оценивает конкурс «Кто лучше знает сказки?».

Ведущий. В качестве домашнего задания командам было предложено инсценировать одну из басен И. Крылова, среди героев которой есть птицы. Давайте посмотрим предлагаемые варианты.

VII. Конкурс «Домашнее задание».

Команды показывают инсценировку басен.

Ведущий. Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам угадать пословицу, которая вскоре появится на табло. Сейчас вы видите только одно открытое слово: «Птицу...». Кто продолжит эту пословицу, получит награду - книгу о животных. («Птицу узнают в полете, а человека - в работе».)

Итоги игры. Награждение.