Дифференциация ч сь логопедическое занятие. Занятие по дифференциации звуков и. Ход организованной образовательной деятельности

Электрика

Аннотация: Занятие учит детей дифференцировать согласные звуки [Щ] — [С`] в слогах и словах. Расширять словарный запас. Развивать фонематический слух, речевое дыхание. Данное занятие предназначено для детей с нарушениями речи 2- 3 класса.

Конспект группового логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [Щ] — [С`] в слогах, словах».

Тема: «Дифференциация звуков [Щ] — [С`] в слогах, словах».

  • уточнение артикуляции звуков [Щ] — [С`]

Коррекционно-образовательные:

  • учить дифференцировать согласные звуки [Щ] — [С`] с опорой на артикуляцию.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического восприятия и слуха;
  • развитие речевого дыхания;
  • расширение словарного запаса.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, умение помогать друг другу.

Оборудование: зеркала, бумажные листья, предметные картинки, карточки с заданием.

Ход занятия

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята!

Садитесь

Какое сейчас время года? (осень)

Ребята, а какие осенние месяца вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сейчас какой месяц? (ноябрь)

Число? (15)

Молодцы!

Чтобы начать наше занятие, произнесите цепочку слов:

щенок, сетка, щит, щавель, сюрприз, щи, сила.

Ребята, что вы заметили в эти словах?

Какие звуки чаще всего встречались в словах?

Правильно, звуки [Щ] — [С`].

II. Основная часть

Сегодня, мы более подробно узнаем о данных звуках и научимся различать их в слогах и словах.

1.​ Характеристика звуков [Щ] — [С`].

Работа перед зеркалом (у каждого на парте)

Буква Щ дает нам какой звук? ([Щ])

А буква С? ([С]-[С`])

Но мы с вами остановимся на звуке [С`]

При произношении звука [Щ] какое положение принимает язычок? (вверх)

А при звуке [С`]? (↓- вниз)

Какое положение принимают губы при звуке [Щ]? (О – округлые)

А при звуке [С`]? (в улыбке)

Какой звук [Щ] по глухости и звонкости? (глухой)

А при звуке [С`]? (глухой)

Ребята, а по мягкости и твердости какой звук [Щ]? (всегда мягкий)

А звук [С`]? (мягкий)

Отлично!

2.​ Развитие фонематического слуха

Я буду произносить цепочку звуков, если вы услышите звук [Щ] — хлопните один раз, а звук [С`]- хлопните два раза.

Щ, С, Ц, К, Ш, Щ, Сь, Зь, Ж, Ч, Сь, Щ и т.д.

Подними одну руку, если услышите слог со звуком [Щ] и две руки со звуком [С`]

Ща, ша, щи, зи, са, си, се, цо и т.д.

Молодцы!

3.​ Дыхательные упражнения

1)​ Вдох через нос, выдох через рот

2)​ «Листопад» глубокий вдох носом, выдох через рот дуем на листок, лежащий на ладони.

4.​ Игра «Найди звуки»

Я буду показывать вам картинки, а вы должны выбрать, те картинки в которых есть звуки [Щ] — [С`]

Распределите в два столбика

Щенок Сеть
Щука Сережка
Плащ Месяц
Роща Лось

Запись в тетрадь

5.​ Физминутка



Яма! Все перепрыгнули, никто не попал?
Пошли дальше!

Мы идем, мы идем и никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти!
Лес! Деревья гнутся, ветки шуршат!
Дальше!

Мы идем, мы идем и никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти!
А тут море! Зашумело море, волны, волны побежали!
Хорошо! Пошли дальше!

Мы идем, мы идем и никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти!
Стоп! Потянули ручки вверх!
Хорошо! Дальше!

Мы идем, мы идем и никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти!
Встретили солнышко! Машем, машем ручками!

6.​ Работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы Щ-Сь

…етка На…екомое

…авель За…итник

Ово… …епотка,

…ердце Ло…ь

Ли…ята При…епка

Запись в тетрадь

III. Итог занятия

С какими звуками мы сегодня работали?

Фанура Маннапова
Занятие по дифференциации звуков [Ч] и [Щ]

Программное содержание :

Упражнять в дифференциации звуков «Ч» , «Щ» в словах;

Упражнять в умении изменять слова с помощью суффиксов –ЧК и –ИЩ;

Закрепить умение выделять первый звук в словах , место звука в слове , умение делить

слова на слоги;

Воспитывать умение обращаться к другу ласково;

Воспитывать желание помочь другим;

Расширить знания о профессиях.

Демонстрационный и раздаточный материал :

Кукла – мальчик, игрушка щенок, картинки, игрушки со звуками «Щ» , «Ч» , полоски с пуговками, индивидуальные зеркала.

Словарная работа : щенок, щекочу, щётка.

Предварительная работа :

Д/И «Назови ласково» , «Звук спрятался » , артикуляционная гимнастика,

Литература : Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук «Развитие речи детей 5-6 лет» .

Ход занятия:

1. Разминка для ума.

- Воспитатель : - Ребята, как всегда мы начинаем наше занятие с разминки . На этот раз вам надо представиться и назвать первый звук в вашем имени . Например : «Меня зовут Анна, моё имя начинается со звука «А» » (дети по очереди называют своё имя, определяют первый звук ).

2. Артикуляционная гимнастика.

- Воспитатель : - Молодцы. А теперь садитесь за столы. Чтобы хорошо отвечать на занятии , нам надо потренировать ротик и язычок. Упражнения «Лопаточка, «Желобок» , «Прятки» , «Улыбочка» .

3. Новый материал.

- Воспитатель : - С гимнастикой вы справились, а теперь я предлагаю вам послушать одну историю, но не просто послушать, но и самим в ней поучаствовать. Вы готовы?

В городе Муравленко, в одной хантыйской семье, жил-был мальчик. Имя у него было необычное – Чук. На 23 февраля родители подарили Чуку маленькую собачку. Мальчик очень обрадовался новому другу и назвал его Щен. Пока он радуется, давайте, мы определим первые звуки в словах Чук и Щен . (дети определяют звуки ) . Со звуками «Ч» и «Щ» мы с вами сегодня будем часто встречаться. Запомните, ребята, звуки «Ч» и «Щ» - согласные, и всегда мягкие.

Чук очень любил своего Щена, кормил, гулял, играл с ним. А ещё часто прихорашивал своего друга и при этом он приговаривал :

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Найдите в стихе слова, которые начинаются со звука «Щ» (щёткой, щенка, щекочу)

Теперь найдите слова, которые начинаются со звука «Ч» (чищу)

А в каких словах встретились оба звука ? (чищу, щекочу)

Давайте повторим это стихотворение (повторяется 1 раз хором, и 2-3 индивидуально) .

Очень умным пёсиком оказался Щен и решил Чук показать его своим друзьям. Пришли друзья, а щенок под кровать спрятался и не вылезает. Тогда Чук говорит : «Щен ещё маленький, многого боится. Надо вести себя спокойно. Когда он слышит звук «Ч» , как в моём имени, то сразу успокаивается. Давайте, мы будем себя называть так, чтоб в наших именах слышался звук «Ч» ». И дети стали называть себя не Таня, а Танечка, не Коля, а Колечка. Продолжайте теперь вы, ребята (воспитатель показывает на ребёнка, тот изменяет имя с помощью суффикса – ЧК).

4. Физминутка

- Воспитатель : - Очень дружили Чук и Щен. Любили играть в разные игры. Вот и сегодня они с вами поиграют в игру. (воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится игра – физминутка). Если вы услышите слово со звуком «Ч» , то вы хлопаете, если в слове услышите звук «Щ» , то прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете .

Предлагаемые слова : чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.

Молодцы, ребята. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.

- Воспитатель : - Скоро из щенка Щена вырастет большой пёс. И у него будут не глазки, а глазищи, не носик, а носище (дети образуют слова с суффиксом – ИЩ) .

Предлагаемые слова : хвостик, лапки, шерстка, спинка, зубки, язычок.

5. Закрепление. Развитие мелкой моторики.

- Воспитатель : - Чук в детский сад не ходит, но очень хочет научиться делить слова на слоги и определять место звука в слове , а потом научить этому и Щена. А вы ведь умеете? А кто вас этому научил? Кто такой воспитатель? (ответы детей) .

Давайте, покажем Чуку и Щену, как мы делим слова на слоги и определяем место звука в слове (дети прохлопывают слова, определяют количество слогов и с помощью планшета с пуговкой определяют место звука в слове : начало, середина, конец сначала со звуком «Ч» , затем со звуком «Щ» ). Предлагаемые слова : человек, мяч, речка, лещ, пещера, щука. Молодцы, ребята.

Но самой любимой игрой для Чука и Щена было придумывание слов, где бы встречались звуки «Ч» или «Щ» . Чук придумывал слова, а Щен радостно лаял, услышав знакомые звуки . Я предлагаю вам разделиться на пары и самим придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуками «Ч» или «Щ» . Когда вы найдёте слова с заданными звуками , то подходите к Чуку и Щену и дарите им свои слова : Чуку – со звуком «Ч» , а Щену – со звуком «Щ» (ребята выполняют задание) .

6. Итог :

- Воспитатель : - Нашим гостям пора домой. Они хотят узнать - с какими звуками вы сегодня работали ? Чем они похожи? Вам понравилось занятие ? Что вам больше всего понравилось?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Дельфин»

конспект

занятия по развитию речи

в старшей группе

Тема : «Дифференциация звуков «Ч» , «Щ» ».

Воспитатель : Маннапова Ф. Р.

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • учить дифференцировать согласные звуки [С’] и [Щ] с опорой на артикуляционный уклад; учить не смешивать в устной речи звуки и на письме буквы;
  • совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;
  • упражнять в словообразовании;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование:

  • памятка-алгоритм для описания артикуляции каждого из изучаемых звуков,
  • карточки со словами (буквы С, Щ пропущены),
  • цветные карандаши,
  • индивидуальное зеркало.

План:

1. Организационный момент. Выделение звуков [С’], [Щ] из слов сели, щели.

Какими звуками отличаются эти слова?

Сообщение темы занятия.

2. Описание артикуляции звуков [С’], [Щ].

Данные звуки произносим с опорой на индивидуальное зеркало, с артикуляцией утрированной, используя памятку-алгоритм (ребёнок описывает положение губ, зубов и языка).

[С’] – губы в улыбке, зубы видны и сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка находится за нижними резцами; средняя часть спинки становится более выгнутой, чем при произнесении звука твёрдого С.

[Щ] – губы выдвинуты вперёд и слегка округлены, зубы видны и сближены, широкий кончик языка приподнят к верхним зубам.

3. Характеристика звуков [С’], [Щ].

Установление сходства и различия в характеристике звуков.

Сходство:

Звуки [С’], [Щ] – согласные, т. к. при произнесении звуков встречается преграда для выхода воздушной струи; оба звука глухие, т. к. голосовые связки разомкнуты и голос не звучит; оба звука мягкие.

Важно: звук [Щ] мягкий всегда.

Различия:

Звук [С’] – свистящий;

Звук [Щ] – шипящий.

4. Работа с условными обозначениями. Условные обозначения записаны на доске.

“Будь внимателен, смотри –
Если стрелка вверх – шуми,
Стрелка вниз – свисти!”

Под нижним положением стрелки зашифрован звук [С’], под верхним положением стрелки зашифрован звук [Щ].

Ребёнок расшифровывает условные знаки и называет звуки, следя за положением стрелки и ощущая положение языка.

5. Актуализация опорных знаний по теме.

Отгадать загадку.

Мы вернулись из поездки,
Вещей много привезли.
Кто поможет эти вещи
Донести нам до такси? (Носильщик)

На фланелеграфе появляется сюжетная картинка “Носильщик несёт вещи” (из серии “Профессии”)

Запишем отгадку в тетрадь и сделаем звуко – буквенный анализ этого слова по предложенной схеме:

  • поставь ударение в слове;
  • сосчитай количество гласных и раздели на слоги слово;
  • дай характеристику каждому звуку;
  • сколько звонких и сколько глухих согласных в слове;
  • сколько твёрдых и сколько мягких согласных в слове;
  • сколько в этом слове букв и сколько звуков;

6. Упражнение на дифференциацию [С’] – [Щ] в словах.

Ребёнок получает карточку с напечатанными словами (буквы С, Щ пропущены) и инструкцией:

Вставь пропущенные буквы С или Щ в слова карандашами разного цвета, подчеркни на каждой строчке “лишнее слово” и объясни свой выбор “лишнего” слова:

Пи – а, пен – ия, по – елить, пи – ьмо;

Сви – тя – ий, – или – а, но – иль – ик, та – ил – я;

Вью – ий – я, – теколь – ик, – урил – я, негну – ий – я;

7. Упражнение в словообразовании существительных с помощью суффикса

Ищ. На доске написаны слова: нос, сапог, усы, волосы, голос, сила.

Приглашаю посетить страну Великанов. Эти люди необычные. Они имеют крупные черты лица, носят одежду и обувь огромного размера, обладают громким голосом и необычной силой. Рассмотрев картину с изображением Великана попробуем рассказать о нём с помощью новых слов. Записанные на доске слова нужно изменить так, чтобы они приобрели увеличительное значение, даже немного пренебрежительное.

8. Автоматизация звуков , [Щ] в предложении. Следим за правильным произнесением смешиваемых звуков. Спряжение глаголов по образцу:

Я тащу сети. Мы тащим сети. Ты тащишь сети. Вы тащите сети. Он тащит сети. Она тащит сети. Они тащат сети.

Проспрягать в прошедшем времени:

Повесь синий плащ в шкаф.

9. Графический диктант предложений. Работа в тетради.

В этом задании слова не пишем, каждое слово как – бы зашифровываем буквенными обозначениями С или Щ. Если в слове не встречаются Сь, Щ, то ставим прочерк, а предлоги зашифровываем значком V.

У Сени ящик. В тетради будет следующая запись: V C щ.

В сетях лещи. Сима варит щи. У Васи клещи. Возле посёлка роща. В роще осины. На осинах щеглы.

10. Итог занятия.

Чему учились на занятии?

Над какими звуками работали?

Елена Лесникова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Щ], [Ч]»

Тема : «Дифференциация звуков [Щ] , [Ч].

Задачи :

1. Упражнять в дифференциации звуков [Щ] , [Ч] в словах; упражнять в умении изменять слова с помощью суффиксов –чк и –ищ;

2. Развивать чувство ритма.

3. Воспитывать активность, дружелюбие.

Место проведения : группа.

Количество детей : 8 человек.

Методы :

Словесный (рассказ, диалог)

Наглядный (демонстрационный материал, игрушки)

Игровой (игровая ситуация)

Практический (самостоятельная деятельность детей, действия с предметами)

Приёмы :

Организация детей на занятие ;

Активизация умственной деятельности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность, проблемная ситуация) ;

Активизация словарного запаса математическими терминами;

Использование ТСО;

Оптимальное использование демонстрационного материала.

Материал :

демонстрационный : Игрушки, буквы.

раздаточный : картинки со звуками .

Дети встали в круг.

Игра «Доброе утро»

В : Ребята посмотрите кто пришел к нам сегодня в гости. Тихонько присаживайтесь и не только послушайте одну историю, но и поучаствуйте в ней.

Жил был в одном городе мальчик. У него было необычное имя - Чук. На день рождение Чуку подарили щенка.

Пока мальчик радуется своему новому другу мы с вами определим первые звуки в словах Чук и щенок. Назовите эти звуки ?

В : Саша?

С : Это звуки[ Ч ]и [Щ] .

В : Правильно это звуки[ Ч ]и [Щ] .

Дайте характеристику звука [ Ч ]

Какой он? (гласный или согласный)

Почему он согласный Миля?

М : Потому что при произношении согласных при выходе воздушной стуи мешает язык и зубы.

В : Скажите ребята звук [Ч] твердый или мягкий Сережа?

С : Он всегда мягкий, глухой.

В : правильно (вывешивают на доску звук [Ч] )

В : А сей час дайте характеристику звуку [Щ] .

В : Какой он Никита?

Н : Согласный.

В : Почему?

Катя : Потому что при произношении звука [Щ] при выходе воздушной стуе мешает язык и зубы.

В : Какой он твердый или мягкий Вова Д. ?

В : Всегда мягкий, глухой.

В : Ребята скажите а что у них общего?

Д : Они согласные, всегда мягкие, глухие.

В : Молодцы.

В : Чуку очень хотелось показать вам своего щенка и он пригласил вас в гости. Пока он прихорашивал своего щенка и при этом говорил :

Взял я щетку и растческу

Расчешу щенку я шерстку.

В : Ребята давайте вместе с Чуком повторим стишок (дети повторяют все вместе, а затем попросить повторить 2 детей индивидуально, на слайде стих)

В : Кто внимательно слушал и назовет мне 2 слова со звуком [Щ] , 2 слова со звуком[Ч] .

Дети : Щенок, щетка, расчёску, расчешу.

В : правильно.

В : Ребята щенок маленький и многого боится, поэтому надо вести себя спокойно. А самое главное он хочет с вами познакомиться, но вы должны называть свои имена так, чтобы в них слышался звук [Ч] . например : не Лена, а Леночка. (Дети называют свои имена) .

В : Посмотрите щенок веляет хвостиком, значит ему приятно с вами познакомиться.

В : А сейчас щенок хочет с вами поиграть в игру «Доскажи словечко» :

Обру, Мя, сила., труба., ово., клю., вра., гра., кули., кала., мат.

В : Хорошо

В : Ребята, а Щенок то у Чука еще и очень внимательный и хочет проверить вы тоже внимательные.

Я буду называть слоговой ряд, а вы должны повторять за мной.

Ча-ща-ща, ща - ча- ща, ща-ча-ча, щя-щя-щя, ча-ча-ча.

В : Молодцы.

В : Сейчас я предлагаю вам немножко поиграть :

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Ч] , топни тожкой, если услышишь звук [Щ]

Щ, ча, Ща, Чайник, ач, ощ, щенок, очки, щу, ч, ч, чу.

В : Молодцы.

В : Пока мы с вами играли наш щенок вырос из маленького щенка в большого пса. Теперь у него не глаза, а глазище.

Ответы детей : Не носик, а носище, не хвостик, а хвостище, не лапки, а лапище, не шерстка, а шерстище, не зубки, а зубище, не язычок, а язычище, не спина, а спинище, не хвост, а хвостище.

В : Ребята, а сейчас Чук хочет с вами поиграть. Он предлагает вам выполнить задание из данный букв нужно найти и обвести в кружок девочкам обвести все буквы Ч, а мальчикам все буквы Щ.

(Детям предлагается лист бумаги с букавами и карандаши)

В : Молодцы. Я сейчас предлагаю вам выйти по одному и взять картинку.

Внимательно посмотрите и составьте предложение.

В : Хорошо. Ребята мальчик Чук и его щенок с нами сегодня играли, давайте и мы поблагодарим их и подарим им картинки.

Дети дарят картинки. Саша почему ты подарила Чуку картинку с изображением чемодана.

С : потому что в этом слове слышится звук Ч .

В :Ребята, Чук и его щенок прощаются с вами, им было очень интересно с вами.

Рефлексия : С кем вы сегодня познакомились? В какие игры играли? Что понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение?

А сейчас встанет тот кто назовет мне слово со звуком Ч , Щ.

Дети называют слова и уходят).

Публикации по теме:

Дифференциация звуков Н-М. Подготовительная группаЗадачи: 1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М. 2. Учить детей.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) 1 Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2 Вид деятельности детей Игровая,.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Цель: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш].

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [З] и [Ж] в тексте» Образовательные задачи: - Продолжать учить дифференцировать звуки з и ж в тексте; - Закреплять умение делать сравнительный анализ артикуляции.

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик» Задачи:.