Пересочиняя жизнь: метод Прогоффа и нарративная практика. Метод самопомощи: Терапевтическое ведение дневника по методу Айры Прогоффа Психотерапевтическая техника ведения записей дневника

Стройматериалы

Несколько лет назад я прожила в полном уединении, с абсолютным минимумом общения с людьми, 75 дней; это было очень много уединения, и это было хорошо. С двумя маленькими детьми уединения мне стало катастрофически не хватать. Поэтому раз в месяц-полтора я сбегаю на пару дней. Беру с собой какую-нибудь книжку из начатых и недочитанных. И в этот раз меня громче всего «позвала» книга Прогоффа (новое издание, в котором и первая, и вторая часть метода). По логике вещей, надо было брать другую, но я решила послушаться «зова». И получилось, что я ушла «на погружение», и эта книга стала «транспортным средством», она переместила меня из одной точки в пространстве моего внутреннего путешествия в совершенно другую точку. Я вошла в ее поток в состоянии внутреннего «раздрая», суеты, стремления двинуться одновременно в нескольких разных направлениях, а вышла с пониманием, что теперь у меня есть формат, способ совместить разные направления в едином целостном потоке, и для всех жизненных содержаний найдется время и место, поэтому можно не беспокоиться о том, что я что-то упущу.

Мне очень нравится метод Прогоффа тем, что он одновременно апеллирует к целостности человека, а не только к сознанию, к тому, что я для себя называю «рациональным природопользованием». Он дает способ постепенно собрать все частные, обрывочные истории, планы, желания, идеи, порывы, переживания и т.п. в одну большую единую мета-историю. Он дает одновременно ощущение внутреннего магнитного центра и потока, который несет нас вперед, и в этом движении совершенно очевиден, интуитивно понятен следующий шаг. По крайней мере, такое у меня ощущение от поверхностного знакомства с методом; а вот теперь, погружаясь в метод глубже, я и проверю, как это будет на самом деле.

Структура прогоффского дневника

В прогоффском дневнике сосуществуют два типа записей. Первый - это «логи» или «реестры». Это разделы, в которые мы вносим события внутреннего опыта по мере их возникновения. В «дневнике внутренней погоды» (мой вольный перевод, для сохранения образности) мы записываем изменения в качестве внутреннего процесса в течение дня. Это, скорее, настроения, чем эмоции; это темп, ритм, насыщенность, текстура внутреннего переживания. В «дневнике сновидений» мы записываем сновидения, без интерпретации, тоже с акцентом на настроение, атмосферу, качество процесса. В «дневнике грез и фантазий - грезы и фантазии. В «реестре личной истории» - спонтанно всплывающие воспоминания из разных периодов жизни. В «дневнике трансцендентных переживаний» - моменты, когда мы чувствовали сопричастность, общность, единство с чем-то большим, чем мы сами (сюда попадают и искусство, и наука, и крупные социальные общности, и переживания прикосновения к внеличностным источникам мудрости и т.п.). Разные типы переживаний вынесены в разные разделы, чтобы потом удобнее было перечитывать - чтобы при перечитывании создавалось ощущение динамики, движения процесса, чтобы можно было увидеть паттерны и закономерности не столько рациональным образом, сколько заново «пропуская сквозь себя» поток и чувствуя, куда он стремится дальше.

Однако «реестры» - это далеко не все. Это только «накопители опыта». А вот чтобы произошла ассимиляция этого опыта, его осмысление, преображение, чтобы этот поток вынес нас к каким-то новым берегам, - опыт должен быть переработан в одном из разделов второй категории, при помощи специальных упражнений. При этом, снова, разные типы переживаний обрабатываются по-разному.

События личной истории из реестра воспоминаний сводятся в последовательность «жизненных вех» и определяющих периодов. Моменты выбора в прошлом рассматриваются как «распутья», и особое внимание уделяется «невыбранным дорогам» и их потенциалу, так и оставшемуся пока нереализованным. Выявляются события, которые можно сравнить с подарками, которые мы когда-то так и не получили, то есть не распаковали и не воспользовались тем, что они готовы были дать нам. Идет рыхление почвы памяти. Сновидения, грезы и фантазии рассматриваются в динамике, дополняются и расширяются в трансовом состоянии «сумеречного воображения». Восстанавливается единый жизненный сюжет в отношениях человека с тем, что больше его индивидуального существования. И со всеми важными персонажами, фигурами, проектами и событиями в жизни человека (и не в последнюю очередь - с телом) восстанавливается диалог.

Отправляюсь в путешествие

Я выбираю работать с прогоффским дневником не на компьютере, а рукописно. Пусть это громоздко, но чем больше я вникаю в этот метод, тем больше я понимаю, что существенная часть работы с упражнениями должна идти в определенном трансовом состоянии. И я из личного опыта знаю, что мне проще на данном этапе входить в этот транс при письме от руки, чем при печати на компьютере (я не владею «слепой» печатью). Компьютер удерживает меня в более „поверхностном“ состоянии, чем то, которое необходимо для работы со многими упражнениями прогоффского дневника.

Пока я для себя организую работу следующим образом: в течение недели-двух я живу обычной жизнью; под рукой у меня «рабочая тетрадь», в которую я собираю крупицы опыта - то, что в прогоффском методе должно записываться в разделы-«реестры». Это и изменения внутренней погоды, и инвентаризация всплывающих воспоминаний и образов, и опыты работы с использованием личных «мантр-кристаллизаций». А потом я ухожу на несколько часов в место, где меня не потревожат, и там обрабатываю эти материалы - перечитываю, отмечаю цветом, какие записи в моей «рабочей тетради» должны будут быть перенесены в какой из разделов дневника, и выбираю те «лиды»/подсказки для более глубокой проработки, вслед за которыми я могу и чувствую необходимым и правильным пойти в этой точке жизненного потока. И сразу работаю в том разделе, который для этого подходит больше всего.

Первые упражнения в прогоффском дневнике - «Описание периода настоящего» и «Вехи». Я немного .

Все мы так или иначе документируем свою жизнь через социальные сети, блоги или даже личные дневники. Многие наслышаны о терапевтическом эффекте дневника и думают, что знают, как вести его правильно, чтобы выжать из интуитивного самоанализа максимум пользы. На самом деле с письменными практиками всё немного сложнее: не любые записи обладают терапевтическим эффектом, не все системы ведения дневника могут подойти конкретному человеку (некоторые могут даже навредить), ну и задачи у них тоже разные. Чтобы понять, с чего начать ведение полезного дневника, в чём отличие разных методик и какие правила соблюдать, чтобы себе не навредить, мы подготовили короткую справку.

Маша ВОрслав

Кто и зачем
придумал вести дневник


До того, как у человека появились современные средства связи, письмо было его главным средством коммуникации - не только с внешним миром, но и с собой. Дневники вели по-разному и о разном: японские фрейлины фиксировали внутреннюю кухню императорского двора, квакеры - от своих духовных изысканий, пассажиры «Мэйфлауэра» - тяготы трансатлантического плавания. Через многовековую пропасть все эти письмена объединяет психологическая составляющая: независимо от содержания дневника его побочным свойством всегда была проекция внутреннего состояния автора. В зависимости от того, насколько дисциплинированным, красноречивым и честным был пишущий, вырисовывался его более или менее четкий портрет. О том, что он может быть не только интересен посторонним читателям (в случае с мемуарами или биографиями), но и полезен для глубокого самоанализа, одним из первых задумался американский социальный работник и психотерапевт Айра Прогофф, который разработал доступную систему терапии и самопомощи (в известных пределах).

В 50-е годы прошлого века, то есть в начале своей карьеры, Прогофф решил отталкиваться от идей глубинной психологии и изучил траектории ее выдающихся приверженцев. Больше всего его заинтересовал подход Юнга: тот в отличие от Зигмунда Фрейда, Отто Ранка и Альфреда Адлера считал, что любой клиент обладает достаточными ресурсами для самопознания и самопомощи. Но Юнг настаивал на необходимости дорогой аналитической терапии, которую мог позволить далеко не каждый, и осязаемом участии психотерапевта (по мнению Прогоффа, харизма врача только мешает человеку понимать собственную уникальную систему символов и рефлексов, на существовании которой настаивал Юнг). Гуманистический подход Прогоффа подтолкнул его к поискам такой духовной практики, которая позволила бы даже небогатому человеку получить психологическую помощь. Кроме этого ему было важно максимально увести в тень фигуру врача, чтобы в ходе терапии человек опирался именно на свои ресурсы и руководствовался собственными оценками.

Что такое метод
Прогоффа и зачем он нужен


Ничего подобного Прогофф не нашел, поэтому пришлось выдумывать свою систему. За годы практики и преподавания он понял, чего недостает личным дневникам, чтобы не только сглаживать сиюминутные эмоции, но и стать ядром терапии (предшественники считали дневник лишь вспомогательным инструментом). По мнению Прогоффа, личный дневник часто является лишь площадкой для фиксации произошедшего, а не способом самопознания. «Когда дневник связан только с конкретной целью (поиском новой работы например), он теряет смысл после ее достижения. С ним можно комфортно пережить конкретный период, но не исследовать свою личность», - объяснял терапевт. Метод интенсивного ведения структурированного дневника помогает рассмотреть жизнь человека как единую историю, осознать свой прошлый опыт и оценить будущие перспективы. Иными словами, разобраться в отношениях и рабочих проблемах, справиться со стрессом и понять, как жить дальше, - после травмирующей ситуации и вообще.

Метод Прогоффа заключается в том, чтобы регулярно вести дневник, тематически разделенный на четыре части (к слову, тетрадь должна быть не сшитой, а на кольцах, чтобы в любой момент можно было добавить страницы туда, где необходимо). Если хорошо расслабиться перед письмом и не отвлекаться, получится зафиксировать не только рациональные рассуждения, но и «сумеречные» наблюдения - то есть те, которые приходят на ум любому человеку, когда тот занят монотонной деятельностью вроде бега или вязания. Прогофф считал «сумеречное восприятие» очень важной частью терапии, позволяющей получить более полное представление о прошлом и настоящем. В своей первоначальной форме метод предполагал обязательное участие квалифицированного фасилитатора , регулирующего групповые письменные практики. Фасилитаторов и по сей день готовят в центрах дневниковой терапии (The Center of Journal Therapy , Therapeutic Writing Institute например), но благодаря тому, что Прогофф в конце концов издал руководство «At a Journal Workshop », сегодня вести структурированный дневник может каждый, не прибегая к помощи центра. Правда, в таком случае нужно быть особенно бдительным и отслеживать свое психологическое состояние самому: погрустить пару-тройку часов после письма вполне нормально, но если с каждым погружением в себя становится хуже, стоит обратиться к психотерапевту (это правило - общее для любых письменных практик).

Чем отличаются
письменные практики


Большинство письменных практик направлены не на анализ всей жизни, а на решение насущных проблем. Иными словами, если в ваши планы не входит дисциплинированное самопознание, но нужно разобраться в эмоциях или понять, почему старая травма бередит душу, метод Прогоффа не подойдет, зато можно обратиться к идеям других психотерапевтов.

Отдельного внимания заслуживают околотерапевтические сервисы, предлагающие писать от 280 знаков до 750 слов в день. По сути, они ничем не отличаются от обычного личного дневника, кроме чуть более сложной системы мотивации. Но 750 слов - это три страницы текста и достаточно большой объем, чтобы пишущий успел погрузиться слишком глубоко в собственные переживания. Терапевты предупреждают, что неструктурированное, не ограниченное по времени и тематически письмо опасно для наиболее травмированных людей: обычно они не могут распознать момент, когда стоит остановиться и больше не погружаться в болезненную тему. Психотерапевт Кейтлин Адамс заметила это и предложила некоторым своим клиентам простую схему: в качестве письменной практики им нужно было всего лишь закончить предложение вроде «Прямо сейчас я хочу…», «Мой самый большой страх - это…», «Сегодня я чувствую…». Если у пишущих было желание раскрыть мысль, Кейтлин отмеряла 5 минут - ровно столько, по ее мнению, достаточно, чтобы записи оказали терапевтический эффект, не поставив под удар психику. Это правило может взять на вооружение каждый, кто хочет обрести привычку вести дневник, но опасается его депрессивного эффекта. Дневник - не место для выжимания из себя больше и «лучше», и даже короткие регулярные записи будут полезны для анализа характера.

Заменяет ли
дневник психотерапию


Дневник может быть как центральным, так и вспомогательным элементом психотерапии. Полезность изложения мыслей на бумаге (или в текстовом редакторе) вряд ли будет отрицать хоть один психотерапевт, но выстраивать вокруг него всю свою работу будет не каждый. В любом случае тем, кому действительно необходима помощь специалиста, даже самого структурированного дневника будет недостаточно (но, возможно, именно он покажет, что что-то не так, и подтолкнет записаться к врачу). В идеале любому человеку стоит время от времени обращаться к психологам и психотерапевтам хотя бы для того, чтобы убедиться, что всё хорошо, но если такой возможности нет, можно попробовать изучить себя самостоятельно - при условии соблюдения всей необходимой техники безопасности.

Как выбрать методику
и как себе не навредить


майндмэппинг тоже можно использовать для дневника (в ситуациях, когда требуется классное решение или незамыленный взгляд, такие карты - самое то). При самостоятельном поиске с осторожностью стоит подходить разве что к тем источникам, что рекомендуют ничем не ограниченное письмо (free writing): отсутствие любых указаний по теме или времени может быть небезопасно в тех случаях, когда автор дневника пытается проработать травмировавшую ситуацию или находится в угнетенном состоянии.

Рекомендации к ведению дневников везде более-менее одинаковы. Важно помнить, что дневник нужен только для того, чтобы сделать вам лучше, - то есть любое длительное ухудшение настроения будет достаточной причиной, чтобы перестать писать (по крайней мере, на время) или выбрать другую технику. Писать нужно в спокойном состоянии, в месте, где вас не будут беспокоить, и в то время, когда вы не будете переживать о незавершенных делах. Одно из самых главных требований любой дневниковой методики - честность с самим собой, так что нелишним будет позаботиться о том, чтобы ваш дневник никто никогда не нашел. Из требования честности проистекает еще одно важное: личный текст не должен быть идеальным со стилистической точки зрения, он может содержать ошибки, пропущенные знаки препинания и иностранные слова, главное - чтобы он максимально точно передавал то, что вы хотели бы зафиксировать.

До недавнего времени - то есть до появления печатных машинок, не говоря уж о компьютерах - письмо было главным средством коммуникации для человека. Поскольку в каждом из нас заложена потребность в самовыражении, то дневник стал хорошим способом последнего. О подробностях жизни многих великих людей мы знаем благодаря дневниковым записям, но, оказывается, в деле "дневниковедения" главное - это работа над собой. Ведь, описывая событие, человек его осмысливает, учится сосредотачиваться на главном, борется со своими недостатками и комплексами. Ведение дневника способно излечить душу не хуже, чем дорогостоящие консультации с психологами. К тому же, оно позитивно влияет не только на психическое здоровье, но и на физическое: доверяя наши радости и горести бумаге, мы, таким образом, избавляемся от стресса, который, как известно, является первопричиной многих серьезных заболеваний. А психотерапевты утверждают, что, если в течение трех дней описывать какое-то неприятное событие, то разрушающее воздействие стресса сводится к минимуму.

Метод Айри Прогоффа

О том, что дневник может быть интересен не только посторонним читателям (если речь идет о дневниках известных людей), а и полезен для глубокого самоанализа пишущего, первым догадался американский социальный работник и психотерапевт Айра Прогофф (1921-1998). Он был учеником К. Г. Юнга. Прогофф пытался найти практику, которая позволила бы людям без существенных финансовых затрат получать психологическую помощь. И такую практику, в ходе которой человек помогал бы сам себе, опираясь на свои ресурсы, а не на участие врача. Прогофф разработал систему ведения дневника, по которой последний был бы не только способом фиксации прошлого, но и инструментом исследования собственной личности. Метод Прогоффа состоит в том, чтобы регулярно вести дневник, тематически разделенный на четыре части:

1. Жизненное время. Сюда входят такие разделы, как “Период настоящего”, “Запись ежедневного”, “События жизненной истории”, “Вехи”, “Перепутья: дороги, выбранные и не выбранные”, “Открытость будущему”.

2. Диалоги. В это измерение входят такие разделы, как: “Диалог с людьми”, “Диалог с проектами”, “Диалог с телом”, “Диалог с событиями, ситуациями и обстоятельствами”.

3. Поток символов. В этом измерении - разделы “Запись сновидений”, “Расширение сновидений”, “Сумеречные образы”, “Расширение образов”.

4. Внеличностные смыслы. В этом измерении - разделы “Диалог с обществом” и “Диалог с внутренней мудростью”.

Структурированный дневник, разработанный Прогоффом, нелинеен, то есть устроен так, чтобы в любой момент можно было бы дополнить любой раздел.

Современный взгляд на "дневниковедение"

Сейчас интенсивная дневниковая терапия Прогоффа применяется в групповой и индивидуальной работе с людьми, переживающими жизненные кризисы и переходные периоды. Особенно полезным этот метод оказался в работе с одинокими, застенчивыми людьми, а также с больными, безработными или находящимися в местах лишения свободы. Но существуют и другие методы, основанные на том, что человек описывает произошедшие с ним события. Так, существуют около терапевтические сервисы, предлагающие писать от 280 знаков до 750 слов в день. Процесс почти не отличается от ведения обычного дневника, кроме чуть более сложной системы мотивации.

Психотерапевт Кейтлин Адамс предлагает еще более простую схему: в качестве письменной практики закончить предложение вроде “Прямо сейчас я хочу…”, “Мой самый большой страх - это…”, “Сегодня я чувствую…”. Если у пишущих было желание раскрыть мысль, Кейтлин отмеряла 5 минут - ровно столько, по ее мнению, достаточно, чтобы записи оказали терапевтический эффект, не поставив под удар психику.

Если вести дневник, на ваш взгляд, слишком серьезная и непосильная задача, можно попробовать писать списки. Например, “100 вещей, которые я ценю”, “100 способов, как я помогаю другим” и т.д. За счет масштаба подключаются логика и около сознательные механизмы. Можно даже писать письма в стол, что поможет утихомирить эмоции, которые вы по тем или иным причинам не хотите выплескивать на конкретного человека.

Дневник forever

Дневник может быть как центральным, так и вспомогательным элементом психотерапии. Рекомендации к ведению дневников везде более-менее одинаковы. Важно помнить, что дневник нужен только для того, чтобы сделать вам лучше, - то есть любое длительное ухудшение настроения будет достаточной причиной, чтобы перестать писать (по крайней мере, на время) или выбрать другую технику.

Дневниковый текст не должен быть идеальным со стилистической точки зрения, он может содержать ошибки, пропущенные знаки препинания и опечатки. Это не важно, главное - передать суть ваших мыслей. Хорошо написанное прочитать, ведь доверенные бумаге (или компьютеру) проблемы оказываются далеко не такими серьезными, чем вам казалось.

Здравствуйте, Уважаемые Читатели. В сегодняшней заметке я расскажу о дневнике по психологии . Здесь я отвечу на вопросы о том 1) как следует вести такой дневник? и 2) какую пользу можно получить при его регулярном ведении?

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ , поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов . Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием « Мир Психологии », где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье « ».

А теперь перехожу к ответу на вопросы: «Чем нам может помочь ведение дневника по психологии» и «Что туда следует записывать?»
В предыдущих статьях Вы познакомились с приемами психологического айкидо. Уверен, что Вам уже неоднократно удавалось успешно применять его на практике, ловко гася конфликты, ссоры и скандалы в самом их зародыше.
Однако иногда случаются неудачи – самортизировать не удается. Что делать в этом случае? Учиться на своих ошибках и повышать уровень психологической подготовки. А для этого необходимо детально разобрать ситуацию и грамотно продумать Ваш амортизационный ответ, с помощью которого Вам удалось бы избежать конфликта или ссоры.
Здесь нам как раз и поможет регулярное ведение психологического дневника. Вам необходимо будет по памяти восстановить и записать возникший диалог, а затем – проанализировать, ГДЕ (в какой СВОЕЙ фразе) Вы допустили ошибку, и придумать правильный ответ. Найти его на первых порах бывает непросто. Поэтому если у Вас возникли затруднения – пишите мне через форму обратной связи или соц. сети: постараюсь Вам помочь.

Дневник также может помочь в планировании своих дел и времени. Заниматься этим рекомендуют многие психологи. Они предлагают написать список дел, которые Вы собираетесь выполнить завтра, послезавтра, за неделю, месяц, год, десять лет, всю жизнь и т.д., то есть, распланировать свою жизнь. Если подойти к этому с умом, то такое планирование может оказаться весьма полезным: способным сделать нашу работу более эффективной. Конечно, в нем есть и подводные камни. Но обо всем по порядку.
Для примера возьмем составление списка дел на завтра (хотя сейчас я перестал заниматься планированием на столь короткий промежуток времени (начинаю его минимум от 2 недель), но пример планирования Завтрашнего дня возьму для Большей наглядности). Следует записать: что необходимо выполнить; в каком объеме; сколько времени планируется потратить на ту или иную работу; разделить дела на более и менее значимые – расставить приоритеты важности и, следовательно, очередности их выполнения и т.д.
К сожалению, существенным минусом Ежедневного планирования является необходимость (извините за тавтологию) вести его Каждый День. Но на первых порах (если Вы только взялись за ведение дневника), получаться у Вас это будет с трудом – не выработан соответствующий навык . Поэтому заниматься ли планированием вообще, а тем более на короткий промежуток времени – решайте сами. Здесь (на примерах из собственной практики) я лишь покажу, как благодаря неправильному планированию завтрашнего дня можно легко испортить себе настроение.

Пример №1.
Два дня подряд мне честно удавалось вести дневник, куда я записывал приходящие в голову мысли и где составлял план действий на завтра. Всё шло замечательно. Однако уже на третий день о дневнике я банально забыл. Привычка его ведения только начала вырабатываться и требовала усиленного контроля. Естественно, что как только неусыпное око внутреннего контроллера ослабло – мой «склероз» сразу же дал о себе знать. О дневнике (и, соответственно, о планировании) я вспомнил в момент, когда уже находился в постели.
Такая ситуация у меня (на тот момент – сильно невротизированной личности) возникала дважды, и на тот момент я выбирал непродуктивные действия для решения создавшейся проблемы. Следует отметить, что у зрелой личности таких решений было бы, во-первых, больше, чем два, а во-вторых, среди них наверняка нашлось бы правильное.
А сейчас – мои непродуктивные действия и их последствия:
а) Раздраженный собственной забывчивостью, я, как ошпаренный, вскочил с постели и, ругая себя последними словами, впопыхах начал подводить итоги дня текущего и планировать день грядущий. Ушло на это минут десять. Злость на себя постепенно утихла, сменившись чувством гордости и выполненного Долга. Но время было позднее. Как Будто со спокойной душой я лег в постель и тут… А вот тут, Уважаемые Читатели, меня ждал малоприятный сюрприз. Бессонница. К сожалению, вследствие активной умственной работы, которая, безусловно, присутствует при заполнении дневника, я излишне возбудил свою нервную систему. В итоге на то, чтобы заснуть, мне пришлось потратить часа полтора.
Что же делать в этом случае? Каково продуктивное решение в создавшейся ситуации? Поговорите с собой. Скажите себе примерно следующее: «Утро вечера мудренее. Я себя люблю и, хотя веду дневник для себя, но никак не во вред себе. Разве будет лучше, если я плохо высплюсь и завтра встану разбитым? Утром я обязательно выкрою на дневник десять минут».

б) Вначале я стал пилить за склероз, но потом лень (или усталость) взяла свое: я начал ныть и причитать о тяжести судьбы, а дальше – почем зря начал ругать ни в чем неповинный психологический дневник (обвинять в своих неудачах или ошибках окружающих людей и даже неодушевленные предметы – типичный поступок невротической личности). В конце концов, мне удалось уговорить себя не вставать. Я думал, что сразу засну. Но здесь меня вновь ждала неудача – на этот раз я долго не мог заснуть из-за возникших угрызений совести.
Что делать в такой ситуации? Скажите себе примерно следующее: «Неужели будет лучше, если вместо здоровья я обрету болезнь? Дневник призван помогать мне. Конечно, если я заболею – времени у меня будет хоть отбавляй, и я смогу делать записи в дневнике сутки напролет. Но какой тогда в нем будет толк? Завтра я постараюсь выкроить время на дневник и легко наверстаю упущенное. Я ведь только учусь и, естественно, могу и буду ошибаться. Я себя прощаю».

Пример №2.
Вторая причина, которая может отбить желание вести дневник, – это неправильное планирование завтрашнего дня (и не только дня, но и недели, месяца, года и т.д.). Эту причину подробно разбирает российский психолог Д.А.Любченко в книге «Русский замысел – самосовершенствование». Он справедливо полагает, что многие, начинающие вести дневник и заниматься планированием, обычно берутся за это с юношеским максимализмом. Они забывают, что в сутках всего 24 часа и намечают на завтрашний день такое количество важных и полезных дел, которое вряд ли смогут выполнить даже в течение недели. С моей точки зрения, это связано с невротической поспешностью – большинство хотят всего и сразу. Но ведь так не бывает.
Когда я только начинал вести дневник, то на личном опыте столкнулся с проблемой неверного планирования завтрашнего дня. Вследствие последнего у меня, как правило, возникало два варианта развития событий:
а) Я вообще отказывался от ведения дневника. Какой же из него помощник, если вечером, подводя итоги трудового будня, у меня оставалось горькое чувство досады и разочарования вследствие массы невыполненных дел (разумеется, согласно Стахановского Плана)? На душе скребли кошки, было тоскливо. Посещало и чувство вины. Тогда я, кляня себя за нерасторопность, клялся работать быстрее, дольше, эффективнее. Но… На завтра ситуация повторялась. Так продолжалось около недели. Результат всегда оставался неизменным: каждый вечер, подводя итоги дня, я обнаруживал массу невыполненных дел. В результате я забросил ведение дневника и планирование – Зачем тратить на это время, когда я и Так Ничего не успеваю, а новое планирование расстраивает меня все сильнее и сильнее?

б) Иногда в ситуации неверного планирования победу одерживал Трудоголизм. Осознавая, что не успеваю переделать еще массу дел, я, как преуспевающий мазохист, бросался выполнять запланированную работу. В такие дни я трудился в поте лица и, завершив, наконец, все запланированные дела, буквально проваливался в сон. Наутро я вставал сонный, уставший и разбитый. Если такое повторялось регулярно, то в постель меня укладывала болезнь.

Уважаемые Читатели, у Вас, скорее всего, возник вопрос: что делать, если от планирования и ведения дневника отказываться Вы не собираетесь, но страдать вследствие неверно составленных планов также не хотите?
Выход прост. Д.А.Любченко справедливо полагает, что если Вы решили планировать, то планируйте МИНИМУМ, а не МАКСИМУМ. Тогда Вам с легкостью удастся избежать массы незавершенных дел, разочарований, трудоголизма и, как следствие, болезни. Как запланировать минимум дел, покажу на примере.
В сутках 24 часа. Сразу вычтем из них 9 часов на сон и еще 9 – на работу, которую (для простоты) в данном случае планировать не будем. Останется 6 часов. Составляя список дел, Вы наметили: а) совершить двухчасовую прогулку; б) полтора часа посвятить чтению; в) за 2-2.5 часа сделать генеральную уборку.
Как Вы думаете, здесь запланирован Максимум или Минимум? Правильно, Максимум. Следовательно, как только произойдет любая форс-мажорная ситуация (например, Вам позвонит старый друг, общение с которым займет час), одно из дел останется невыполненным. Более того, Невозможно распланировать свой день по минутам и даже часам – мы ведь не роботы: шаг вправо, шаг влево – и выполнение плана моментально срывается.
Давайте подумаем, как запланировать минимум? Сделать это нетрудно – просто разделите пополам время, которое Вы собирались посвятить намеченному делу. Таким образом, на прогулку, как и на чтение, планируйте потратить не более 1 часа, а генеральную уборку вообще можно разбить на два дня.
Если Вам удалось все выполнить – я Вас поздравляю! Хотя, мои поздравления – ничто по сравнению с чувствами радости и гордости, которые посетят Вас после выполнения плана, ведь Вы наметили, а затем – добились поставленной цели. Да и с психологической точки зрения план всегда приятнее перевыполнить, чем недовыполнить. Необходимо научиться радоваться маленьким победам, а не стонать и огорчаться из-за больших невыполненных дел.
Однако если и После Сокращения времени план выполнить Не удалось, тогда поделите время, отведенное на выполнение каждого из дел еще в два раза и т.д., до тех пор, пока не выполните план Полностью Без Вреда для себя.
Такое планирование позволяет не только выполнить значительное количество важных дел, но и держит Вас в реальности, не давая уходить в мир иллюзий: Вы думаете, что можете выполнить 100 единиц работы, хотя на самом деле – можете всего 10. Заодно поучитесь наступать на хвост своим амбициям, ведь, как говорил Уильям Джемс: «Самоуважение равно успеху, деленному на уровень притязания. Уменьшите уровень последнего и у ваших ног будет весь мир!»

Чем еще может помочь регулярное ведение психологического дневника? Отвечая на этот вопрос, расскажу историю из своей жизни.
Летом 2010 года меня регулярно начали посещать несильные, но частые головные боли. Интенсивная прогулка, занятия в тренажерном зале или йога быстро их снимали. Я долго не мог понять: Чем вызваны эти приступы головной боли? Казалось бы, никаких предпосылок для них не было: я отлично спал, вовремя ел , вел здоровый образ жизни и уж тем более не страдал отсутствием общения (детальнее об этом Вы можете прочесть в статье «).
В ноябре 2010 года я неожиданно поймал себя на том, что слишком много думаю. Мысли вертелись в голове, словно рой взбешенных пчел. Я отметил, что интенсивно думаю на протяжении ВСЕГО дня: когда ем, принимаю душ, учусь, работаю, отдыхаю. Стало трудно расслабиться. Это удавалось лишь в моменты интенсивных физических тренировок.
Незадолго до этого я слушал аудиосеминар Михаила Ефимовича Литвака «Как узнать и изменить свою судьбу», где он рассказывал о пользе Регулярного ведения дневника. И я решил попробовать. Как и Мартину Идену , герою одноименного романа Джека Лондона, писать мне понравилось. Первая запись была сделана мною 15 ноября 2010 года. С моей точки зрения, именно она стала первым шагом на пути выхода из своей невротической жизни – своего сценария, в котором я пробыл без малого 25 лет.
Я начал методично записывать всё, что приходило мне в голову. (В 2009 и 2010 годах несколько раз я пытался более-менее регулярно вести дневник, но каждый раз забрасывал – не хватало терпения). За месяц я исписал 50 листов тетради (для экономии места записи делались в каждой клеточке). Эффект был просто поразительным! Я разобрался, что собой представляю и чем хочу заниматься – я Вышел из Сценария. Что касается головных болей, то они исчезли! Более того, я заметил, что стал гораздо спокойнее. Но и в этом не было ничего удивительного, ведь раньше я все время боялся что-то забыть. А благодаря регулярному ведению дневника по психологии, я знал: каждая мысль, идея, взгляд на мир и окружающих людей, надежно хранятся на его страницах. Теперь во время еды я ел, во время отдыха – наслаждался жизнью, во время работы – работал (уже с начала 2011 года я начал давать первые бесплатные консультации; кстати, идея создания этого блога родилась в последних числах декабря 2010, а первые статьи для него были написаны уже в феврале 2011 года; да, качество их было низкое, но это было Первое Мое Творчество; конечно, со временем, когда мой навык письменной речи значительно улучшился, я их переписал).
Я начал ЖИТЬ и прекратил бесконечный поток мыслей о , людях-хронофагах или . Как тонко подметил Михаил Литвак: «Лучше сумбур на бумаге, чем каша в голове. Сумбур на бумаге легче выправить» и «После того как подумал, сделай хоть что-нибудь, ну хотя бы запиши свои намерения, а то потом забудешь».
Когда я разгрузил голову от старых мыслей, ко мне пришло много новых. Таким образом, благодаря одному только ведению дневника мне удалось продолжить свой личностный рост.

А сейчас хочу сделать маленькое отступление и несколько слов сказать своим клиентам и читателям, знакомым с трансактным анализом Эрика Берна (на блоге статья называется «Структурный анализ личности»). Дневник – это великолепная форма общения со своим внутренним Естественным Дитятей (ЕД). Именно он является источником нашего Творчества и, регулярно ведя дневник, мы не просто учимся творить, – мы учимся развивать его в структуре своей личности.
К сожалению, многим на первых порах сложно вести дневник – тяжело сформулировать и выражать свои мысли, а если они и делают какие-то заметки – то последние, как правило, сухие, скупые и нерегулярные. Именно от этих людей я часто слышу: «Мне это не дано, я не умею, у меня никогда не получится» и т.д. С моей точки зрения, способность к творчеству есть у ВСЕХ, просто у таких людей ЕД было сильно задавлено (но не уничтожено!) родительским воспитанием. Эту способность необходимо восстановить, ведь без развития последней выход из сценария и, следовательно, дорога к счастью, для таких людей наглухо закрыты: наше Счастье в Естественном Дитяте.

Также с помощью дневника Вы можете оценить прошедший день (поставить ему оценку), как это советует делать :
+++ прекрасно прошел. Вы сделали всё, что хотели и даже больше, Вам везде сопутствовал успех, Вы прекрасно себя чувствовали. Хорошее настроение Вас не покидало, а жизнь напоминала сказку.
++ хорошо прошел. Все было хорошо, но где-то проскочила и ложечка дегтя, что в целом, никак не повлияло на вкус большой бочки качественного и вкусного меда жизни.
+ нормально прошел. Хорошего все-таки было больше.
– плохо прошел. В такой день негатив слегка перевесил хорошие события.
– – очень плохо прошел. Одни неудачи и неприятности – все валилось из рук, ничего не клеилось. Иногда и такое бывает.
– – – ужасно прошел. Случилось какое-то большое несчастье или трагедия (умер кто-то из родственников, Вы серьезно заболели и т.д.).
Разумеется, критерии оценки у каждого будут свои (можно использовать критерии Литвака, можно – 10 или 100 бальную шкалу, или придумать что-то свое).

В заключение скажу, что на данный момент записываю в своей дневник по психологии без малого все, что происходит в моей жизни. Отмечаю там как неудачи, так и успехи; веду перечень доходов и расходов; расписываю, что сделано, а что – пока нет. Еще я рекомендую перечитывать свои записи, скажем, раз в два-три месяца. Вы приятно удивитесь тем количественным, а иногда – и качественным (по Закону Жизни количество рано или поздно переходит в качество) изменениям, которые с Вами произошли за последнее время. Только пишите по возможности объективно и честно (факты и цифры). Обманывать себя не стоит – в конечном итоге будет только хуже, ведь рано или поздно обман все равно всплывет наружу, а, живя в обмане и иллюзиях, Вы тратите драгоценное время Своей Жизни. Стоит ли этого ложь и обман? Не думаю.

А сейчас приведу несколько сообщения посетителей с форума Михаила Литвака, которые также высказывают свою точку зрения о пользе ведения электронного блога или дневника:
«У меня часто спрашивают, почему я веду блог. А ведь правда: ПОЧЕМУ?
Я обычно отвечала, что у меня якобы присутствует писательский зуд, то есть, пока не почешу (читать — не напишу) — не успокоюсь.
Сегодня прочитала об эффекте забывания законченных действий. Человек забывает информацию, если действие завершено. Я часто не могу вспомнить, о чем писала, а если не написала — не могу забыть. Мысль, не изложенная в письменном виде, часто пропадает в необъятных просторах подсознания и появится ли она снова в том виде, в котором она для меня важна, — это вопрос.
Мысль, не изложенная в письменном виде, часто выплывает из подсознания, не давая покоя и заставляя с новой силой всё «думать, думать об одном и день, и ночь» (хотя это, конечно, преувеличение). Но своего рода «мыслительный онанизм» присутствует. Мысль вроде есть, мыслительный процесс в действии, но результата нет.
Рассказать человеку, сидящему рядом со мной, как меня что-то поразило или шокировало – часто почти тоже самое, как рассказать свои мысли кошке — она выслушает, кивнет, мурлыкнет в ответ да и махнет хвостом, уходя на кухню похрустеть сухим кормом.
А я останусь со своей мыслью – вроде высказанной, вроде обсужденной, вроде… и вроде ее как бы уже нет, то есть, с высказанной мыслью уходит та (моя!) сокровенность, которая остается в написанном тексте и о которой можно вспомнить спустя какое-то время.
Еще некоторые недоумевают, как можно описывать в блоге личные переживания. А как Вы можете рассказывать о своих переживаниях друзьям, которые потом в своем пересказе передадут их своим друзьям друзей? Уж лучше читать первоисточник. К тому же тем, кому не лень заходить на мой блог, скорее всего интересны мои мысли. А что может быть приятней личной, хоть и пассивной, заинтересованности?
Написав заметку, я завершаю действие и забываю.
Рассказывая кому-то «горячую» новость, мы тоже завершаем действие и забываем.
У каждого свои способы, как избавиться от навязчивой мысли».

«Я пишу дневник для себя. Пишу в дневник тогда, когда эмоции одерживают верх. Я сажусь, записываю все или на бумажку или в интернет. Не перечитывая! Для меня это важно. Пишу все, что приходит в голову, с ошибками, слезами, истериками, ненавистью. Во-первых, это помогает мне скинуть эмоции, во-вторых, потом перечитываешь и многое понимаешь.
В основном пишу событие, которое произошло и свои чувства, действия, эмоции, чтобы потом можно было восстановить картину и понять, почему я так отреагировала. Еще хорошо было бы написать, что происходило ранее, что могло повлиять на такую реакцию».
Недаром Борис Литвак советует: «Я обычно предлагаю вести дневник с ретроспективным анализом. Если в дневник просто сливать эмоции и негатив, то это помогает, но не меняет. Поэтому нужна работа с дневником. На левой странице разворота записываются события, эмоции, размышления и т.д. как они есть. Что человек хочет, то и пишет. Правая страница пока остается пустой. Через день-два нужно с «холодной» головой вернутся к записям, проанализировать ее и переписать».

«Для чего нужно вести дневник? Многие известные личности, «золотой фонд» человечества говорили о важности регулярного описания собственной жизни. Делакруа и вовсе возвел ведение дневника в некий абсолют: «Если день не записан, значит, он и не прожит». М.Е.Литвак так же говорит о необходимости дневниковых записей. Почему?
Дневник выполняет сразу несколько важных для нашей повседневной жизни функций, первая из которых сброс эмоционального напряжения. Причем не имеет значения, какие это эмоции положительные или отрицательные. Радость бывает не менее нагрузочная и выматывающая, чем страх. Представьте, вы влюблены, вернулись с первого свидания с любимым человеком, которое прошло удачно, по вашему мнению. Как будете себя чувствовать? Радость переполняет, спать не хочется. А завтра на работу, вставать рано. Тут то и поможет дневник, которому можно рассказать о своих чувствах, о том, как прекрасна и удивительна жизнь и т.п. После этого, как правило, напряжение вызванное эмоциями идет на спад.
Еще одна функция дневника – самодиагностика личностных проблем. Что имеется в виду? В повседневной жизни мы пропускаем сигналы, подаваемые нашим телом о том, что неправильно живем, организм работает на износ. Что это за сигналы? Например, головная боль, плохое самочувствие по утрам и т.д. Каждый из них по отдельности может ничего не значить, но перечитывая дневниковые записи и обнаружив там строки о регулярном плохом самочувствии, появляется повод для размышления и анализа текущей жизненной ситуации и своего отношения к ней. А что будет, если пропускать эти телесные сигналы и продолжать жить по-прежнему? Очевидно, они станут усиливаться, пока не приведут к крупному срыву, т.е. болезни, которую «не заметить» уже не удастся!
Из последнего абзаца, думаю ясно, что свой дневник нужно не только писать, но еще и регулярно читать. Это является такой же необходимой частью регулярной психологической работы над собой. Собственно говоря, работа с дневником такая же гигиеническая процедура, как и чистка зубов. Если зубы долго не чистить они портятся и, в конце концов, их приходится удалять. Так же и с нашей душой. Если ее регулярно не чистить от остатков эмоциональной пищи она будет портиться, отравляя весь организм в целом.
Но вернемся к дневнику. Еще одна его важная функция – фиксация достижений. Человек не может не побеждать, таково наше устройство. Успех – мотивирует, успех – лечит, успех – украшает жизнь. Но в суете будней, мы часто забываем о маленьких достижениях на пути к большой цели. Беда в том, что большие достижения потому так и называются, что они редки и требуют многих лет кропотливого труда. А что же делать между? Как сохранять интерес? Хорошим подспорьем выступит дневник, в который нужно ежедневно записывать все свои победы, какими бы маленькими и незначительными они нам не казались. Записанное уже не удастся забыть или вытеснить. Перечитывая эти строки в трудные минуты жизни, мы найдем в своем дневнике поддержку.
Ну и наконец, еще одной функцией дневника является – отслеживание собственного личностного роста. Просто как процесса. Наше субъективное восприятие окружающего мира и себя в нем бывает весьма обманчиво. Конечно, если вы в течение одного месяца стали миллионером или получили всемирное признание, не заметить этого не удастся. Но обычно изменения накапливаются медленно, а количество разнообразных проблем имеет тенденцию сохраняться постоянным. Тем не мене, если человек трудится над собой его жизнь обязательно меняется. И вот собственно для того, чтобы заметить эти изменения, и служит дневник. Кажется, Маслоу как-то сказал: «Счастье – это осознание своего личностного роста» (это сказал А.Лоуэн; Ю.Л.). Таким образом, понимание собственных изменений является необходимым условием для создания ощущения счастья. И дневник помогает в этом.
Т.е. дневник нужен для того, чтобы:
1. Описав события, по-новому взглянуть на них.
2. Выплеснуть негативные эмоции,
3. Перечитывая, проводить анализ сложных ситуаций,
4. Накопить статистические данные для выявления сценария,
5. Дисциплинировать себя»
Будем счастливы!»

ВНИМАНИЕ! Вследствие вышеизложенного материала ВСЕМ моим Клиентам РЕГУЛЯРНОЕ ведение дневника КРАЙНЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО.

С моими услугами и можно ознакомиться в статьях «» и «».

Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать самого себя, приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.

Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, могут быть подробными и состоять из 15-20 показателей и более, но могут быть и краткими - из 5-8 показателей. Эти показатели должны быть наиболее информативными с учетом вида спорта или формы занятий. Например, при ведении дневника студентами-спортсменами, занимающимися силовыми видами спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс), вместе с другими показателями наибольшее внимание должно быть обращено на контроль за массой тела и развитием силы. Представителям циклических видов спорта (бег, лыжные гонки, плавание и др.) необходимо тщательно контролировать частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, а также показатели развития выносливости. Студентам, занимающимся физическими упражнениями по учебной программе организованно или самостоятельно в оздоровительных целях.

Кроме показателей, указанных в примерной форме дневника, необходимо периодически дополнительно отмечать результаты наблюдения за ростом, жизненной емкостью легких и физической подготовленностью не реже одного раза в семестр. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием силы и состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи) - один раз в месяц.

Для ведения дневника самоконтроля достаточно подготовить небольшую тетрадь и разграфить ее по показателям самоконтроля и датам.

Тренировочные нагрузки основной части тренировочного занятия и нарушение режима вместе с другими показателями дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.

Наблюдение за спортивными результатами является важным пунктом самоконтроля. Это наблюдение показывает правильность применения средств и методов занятий и тренировок и может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности и спортивного мастерства.

Особое значение имеет самоконтроль для студентов, имеющих ослабленное здоровье и занимающихся в специальном учебном отделении. Эти студенты обязаны периодически показывать своему преподавателю физического воспитания и врачу результаты своих наблюдений, советоваться по различным вопросам двигательного режима, режима питания, дня и т.д., что в значительной мере помогает их рациональному физическому воспитанию, способствует эффективному использованию средств физической культуры, естественных факторов природы для закаливания,. Укрепления их здоровья и повышения физической и общей работоспособности.

Результаты самоконтроля должны постоянно анализироваться самими занимающимися и периодически – совместно с преподавателем и врачом. При сравнении показателей определяется влияние занятий физическими упражнениями и спортом на занимающихся, планируются тренировочные нагрузки.

Самоконтроль помогает физкультурнику и спортсмену лучше познать самого себя, приучает его следить за собственным здоровьем, стимклирует к выработке устойчивых навыков личной и общественной гигиены и тщательного соблюдения санитарных правил и норм. Самоконтроль позволяет занимающемуся физической культурой и спортом вовремя заметить опасность переутомления, помогает регулировать процесс тренировки и предупреждать состояние перетренировки.

При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля - это ведение специального дневника. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам.

Как правило, при систематических занятиях физкультурой сон хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна.

Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту.

Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.

При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных нарушениях - обратиться к врачу.

Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима.

Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.

В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких, весом, мышечной силой, спортивными результатами.

Общепризнанно, что достоверным показателем тренированности является пульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после - 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%.

Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.

Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле

ИК=Д/П, где Д - минимальное давление, а П - пульс.

У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице.

Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин - 2,5-4 литра.