Основные группы населения в индустриальном обществе. Человек в индустриальном обществе (обществе модерна). Что такое индустриальное общество

Окна

Сегодня индустриальное общество - понятие, знакомое во всех развитых и даже многих развивающихся государствах мира. Процесс перехода на механическое производство, падение прибыльности сельского хозяйства, рост городов и четкое разделение труда - все это основные черты процесса, меняющего социально-экономическую структуру государства.

Что такое индустриальное общество?

Кроме производственных характеристик, это общество отличается высоким уровнем жизни, становлением гражданских прав и свобод, появлением сервисной деятельности, доступной информации и гуманных экономических отношений. Предшествующие традиционные социально-экономические модели отличались сравнительно низким средним уровнем жизни населения.

Индустриальное общество считается современным, в нем очень быстро развиваются как технические, так и социальные составляющие, влияющие на повышение качества жизни в целом.

Основные отличия

Главное отличие традиционного аграрного общества от современного заключается в росте промышленности, потребности в модернизированном, ускоренном и эффективном производстве и в разделении труда.

Основными причинами разделения труда и поточного производства можно считать как экономические - финансовая выгода механизации, так и социальные - рост населения и повышение спроса на товары.

Индустриальное общество характеризуется не только ростом промышленного производства, но и систематизацией и поточностью сельскохозяйственной деятельности. Кроме того, в любой стране и в любом обществе процесс промышленной реконструкции сопровождается развитием науки, технологий, средств массовой информации и гражданской ответственности.

Изменение структуры социума

Сегодня для многих развивающихся стран характерен особенно ускоренный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Немалую роль в изменении социально-экономических структур играет процесс глобализации и свободное информационное пространство. Новые технологии и научные достижения позволяют совершенствовать процессы производства, что делает ряд отраслей особенно эффективными.

Процессы глобализации и международного сотрудничества и регулирования также влияют на изменение социальных уставов. Индустриальное общество характеризуется уже совсем другим мировоззрением, когда расширение прав и свобод воспринимается не как уступка, а как нечто должное. В сочетании такие изменения позволяют государству стать частью мирового рынка как с экономической точки зрения, так и с социально-политической.

Основные черты и признаки индустриального общества

Основные характеристики можно условно разделить на три группы: производственные, экономические и социальные.

Основные производственные черты и признаки индустриального общества заключаются в следующем:

  • механизация производства;
  • реорганизация труда;
  • разделение труда;
  • повышение производительности.

Среди экономических характеристик необходимо выделить:

  • рост влияния частного производства;
  • появление рынка конкурентных товаров;
  • расширение рынков сбыта.

Основная экономическая черта индустриального общества - неравномерное экономическое развитие. Кризис, инфляция, спад производства - все это частые явления в экономике индустриального государства. Промышленная революция отнюдь не дает гарантии стабильности.

Главная черта индустриального общества в плане его социального развития - изменение ценностей и мировоззрения, на что влияет:

  • развитие и доступность образования;
  • повышение качества жизни;
  • популяризация культуры и искусства;
  • урбанизация;
  • расширение прав и свобод человека.

Стоит отметить, что индустриальное общество характеризуется также безоглядной эксплуатацией природных ресурсов, в том числе и невосполнимых, и практически полным пренебрежением к окружающей среде.

Исторические предпосылки

Кроме экономической выгоды и роста населения, индустриальное развитие общества было обусловлено рядом других причин. В традиционных государствах большинство людей было способно обеспечить себе средства к существованию, и только. Комфорт, образование и удовольствия могли позволить себе лишь немногие. Аграрное общество было вынуждено перейти к аграрно-индустриальному. Этот переход позволил увеличить производство. Однако аграрно-индустриальное общество характеризовалось негуманным отношением хозяев к рабочим и низким уровнем механизации производства.

Доиндустриальные социально-экономические модели держались на тех или иных формах рабовладельческого строя, что говорило об отсутствии универсальных свобод и низком среднем уровне жизни населения.

Промышленная революция

Переход к индустриальному обществу начался в период промышленной революции. Именно этот период, XVIII-XIX века, ответствен за переход от ручного труда к механизированному. Начало и середина XIX века стали апогеем индустриализации в ряде ведущих мировых держав.

В период промышленной революции оформились основные черты современного государства, такие как рост производства, урбанизация, экономический рост и капиталистическая модель общественного развития.

Обычно индустриальную революцию связывают с ростом машинного производства и интенсивным технологическим развитием, однако именно в этот период произошли основные социально-политические изменения, повлиявшие на становление нового общества.

Индустриализация

В составе как мировой, так и государственной экономики выделяются три основных сектора:

  • Первичный - добыча ресурсов и земледелие.
  • Вторичный - переработка ресурсов и создание продуктов питания.
  • Третичный - сфера услуг.

Традиционные общественные структуры основывались на превосходстве первичного сектора. Впоследствии, в переходный период, вторичный сектор стал догонять первичный, стала расти и сфера услуг. Индустриализация заключается в расширении вторичного сектора экономики.

Этот процесс проходил в мировой истории в два этапа: техническая революция, включающая в себя создание механизированных фабрик и отказ от мануфактуры, и модернизация устройств - изобретение конвейера, электроприборов и двигателей.

Урбанизация

В современном понимании урбанизация представляет собой прирост населения больших городов за счет миграции из сельских районов. Однако переход к индустриальному обществу характеризовался более широкой трактовкой понятия.

Города становились не только местами работы и миграции населения, но и культурно-экономическими центрами. Именно города стали границей истинного разделения труда - территориального.

Будущее индустриального общества

Сегодня в развитых странах наблюдается переход от современного индустриального общества к постиндустриальному. Наблюдается изменение ценностей и критериев человеческого капитала.

Двигателем постиндустриального общества и его экономики должна стать индустрия знаний. Поэтому научные открытия и технологические разработки нового поколения играют большую роль во многих государствах. Ценным рабочим капиталом считаются профессионалы с высоким уровнем образования, хорошей обучаемостью, и творческим мышлением. Доминирующим сектором традиционной экономики станет третичный, то есть сфера услуг.

Индустриальное общество - это общество, в основе своей содержащее общий язык и культуру, сосредоточенную на умножении материальных благ, путем урбанизации, распространения грамотности, расширения избирательных прав населения, применения достижений науки во всех сферах общественной жизни. Это общество, в котором действует развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации.

Период поздней Античности и Средние века знаменовались становлением и развитием христианства. Это время процветания традиционного доиндустриального общества. В этом обществе, где природные процессы, такие как смена времен года, календарные сельскохозяйственные мероприятия: возделывание земли, сеяние семян, высадка саженцев и многое другое, ориентировали человека рассматривать мир сквозь призму живых образов, окружающей его природы Гончаров В. Общество: социально-философский анализ. - Ставрополь: ЛИТЕРА, 2010. - С. 12..

Религиозная жизнь и участие в ней посредством церковного круга богослужений гармонично ассоциировала человеческое существование как часть этих природных процессов, которые, в конечном счете, давали и церковным проповедникам повод находить в возделывании земли, сеянии семян и росте всяких растений конкретные параллели единения человека с Богом. Наблюдение за природными процессами, непосредственное соприкосновение с землей и ее "дарами", контролирование агрокультурных процессов раскрывали перед человеком видение себя как части природных процессов, над которыми промышляет Бог. М. Хайдеггер заметил, что патриархальный крестьянский быт имеет "особый опыт пространства, который осуществляется в игре четырех начал: божественного и смертного, земного и небесного. Вместилищем такого пространства является дом, храм, поле" Цит по: Кошкаров А. Механизмы распада и сохранения религиозной культуры в индустриальном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - №5-4. - С. 112.. Такое представление гармонично вписывалось в христианское представление о провиденциальности, характерное как для православия, так и для католицизма. С той разницей, что католицизм провиденциализм рассматривал сквозь призму богословского юридизма, а православие - через органическое соединение с Абсолютом.

С развитием индустриального общества усиливался кризис, связанный с отрывом человека от ценностей традиционного общества. Стереотипы мышления менялись. Человек постепенно отошел от возделывания земли и вошел в индустриальное пространство, где встретил станки, заготовки, материалы и прочие атрибуты машинного производства.

На заводе процесс производства зависел от человека. Если печи не будут потухать, и материалы производства будут поставляться своевременно, то с конвейера будет выходить ничем не отличающийся по виду и качеству продукт. Человек заступает на место Творца. Он стал видеть во всем лишь самого себя, "размахнулся до фигуры "господина земли". В подобном ощущении "Бог теряет все святое и высокое и унижается до роли простой причины" Там же. - С. 113..

В индустриальном обществе человек воспринимает окружающий мир не как часть своего бытия, не как гармоничное и мирное лоно своего рождения и возрастания, а как не принадлежащий ему склад материальных ценностей. Н. Бердяев это явление называл природой, прошедшей через акт человека, подчиненной его целям и превращенной, благодаря этому, из организма в организацию. Машины стали, своего рода, изолитами между окружающим миром и человеком. При этом, преподнеся дары природы человеку, индустриализация затмила собой и развенчала природные явления.

Для Н. Бердяева, вследствие развития производительных материальных сил, произошло "порабощение человеческой личности природой и общественной средой". Вещь стала выше человека, так как человек сделался орудием производства продуктов. "Можно установить три стадии в истории человечества - природно-органическую, культурную в собственном смысле и технически-машинную. Этому соответствует различное отношение духа к природе - погруженность духа в природу; выделение духа из природы и образование особой сферы духовности; активное овладение духом природы, господство над ней". Благодаря технике, произошел процесс разрушения старых тел и создания новых, совсем не похожих на тела органические, создались "тела организованные" Кошкаров А. Механизмы распада и сохранения религиозной культуры в индустриальном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - №5-4. - С. 114..

С.Н. Булгаков утверждал, что в окружающем его обществе наблюдалось как "организмом" "побеждается механизм, причем этим он не упраздняется как причинность. Можно сказать, что весь мировой и исторический процесс вытекает из противоречия между механизмом, или вещностью, и организмом, или жизнью, и из стремления природы преодолеть в себе механизм как начало необходимости, с тем, чтобы преобразоваться в организм как начало космической свободы, торжество жизни, панзоизм". Здесь его рассуждения расходятся с мнением Н. Бердяева. Речь идет о порабощении "общественного человеческого организма" "машинами". Для С.Н. Булгакова наука не способна устроить рай на земле, т.к. она получает только некоторый привкус хозяйственности Социальная философия / под ред. Н.Ф. Медушевской, А.М. Чугунова. - М.: МосУ МВД России, 2010. - С. 22..

В начальной фазе развития индустриального общества произошла Реформация, в ходе которой значительная часть европейского человечества критически пересмотрела свои религиозные традиции, обнаружив в них плевелы казенной религии или, по слову протопресвитера А. Шмемана, "социально-политического тотема". Поэтому, "начиная с Возрождения, все то, что определяло собой историю, что вдохновляло, взрывало, меняло человеческую судьбу, уже не было христианским, а на глубине было восстанием против него. И еще на большей глубине - восстанием против измены христианства самому себе".

Протестантизм гармоничным образом сочетал свое мировоззрение с индустриальными приобретениями. Образ искусственной вещи, "мертвой природы", механизма противопоставлялся протестантизмом XVII века явлениям живой природы как выражение высшей духовности в противоположность ветхой "душевности".

Протестантская "этика" благоговела и благословляла технический прогресс. Для протестантизма свойственно было утверждать, что спасение человека предопределено Богом и совершается личной верой. Проверить предопределенность к спасению проще всего материальным благосостоянием. Богат - предопределен, беден - не предопределен. Индивидуализм протестантизма был противопоставлен общинности и соборности католицизма, где всем социальным слоям горожан находилось место Кошкаров А. Механизмы распада и сохранения религиозной культуры в индустриальном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - №5-4. - С. 114..

Благодаря деятелям реформации Промысел Божий оказался под сомнением. На этом фоне провиденциализм получил себе "оппонента" в виде деизма. Деистические интуиции, проникнув в европейскую культуру, внесли в нее ощущение того, что полноправный хозяин Вселенной - человек, а Бог отстранился, стал "праздным". Деистическое богословие нашло себе поддержку в виднейших мыслителях своего времени, таких как: Г ерберт Чербери, Дэвид Юм, Мари-Франсуа, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Жан Лерон, Д"Аламбер, Лейбниц и др. Однако "как предмет религиозного поклонения, Бог деистов был всего лишь призраком живого Бога <...> Как предмет чистой философской спекуляции, Он был чуть больше мифа, смертный приговор которому бесповоротно вынес Спиноза. Позабыв "Того, Кто есть", а вместе с Ним и истинный смысл проблемы существования, Фонтенель, Вольтер, Руссо, а вслед за ними и многие другие естественным образом вернулись к самой поверхностной интерпретации проблемы конечных причин. В результате Бог превратился в "часовщика" Фонтенеля и Вольтера, в верховного конструктора огромной машины, которой является этот мир. Короче говоря, Бог снова стал тем, кем Он уже был в "Тимее" Платона: Демиургом, с той лишь разницей, что на сей раз, прежде чем упорядочить свой мир, этот Демиург посоветовался с Ньютоном" Кошкаров А. Механизмы распада и сохранения религиозной культуры в индустриальном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - №5-4. - С. 115..

Лозунг Френсиса Бэкона: "Знание-Сила" начал входить в свой апогей. "Ибо люди, восхищаясь ложными силами духа и прославляя их, обходят и теряют истинные его силы". Богословские проблемы на время покинули доминирующие философские позиции. На их место пришел секулярный научный поиск.

Если Средние века ограничивали мир в сравнении с Творцом, то эта традиция в эпоху гуманизма подвергается ревизии. Сначала с позиций: Бог бесконечен актуально, а мир в возможности (потенциально); потом потенциальность мира превратилась в актуальную бесконечность. Наделив природу актуальной бесконечностью, её поместили на место Творца. Появилась логическая модель: живой бесконечный Бог, живая бесконечная Природа. Если Бог и природа бесконечны, значит между ними нет разницы. Значит или все существующее Бог (пантеизм) или все - природа (материализм). Ни в одной из названных концепций не оставили места средневековой идее о том, что человек создан по образу Божию, что "ведет не только к мысли о равенстве Бога и человека или даже к мысли о независимости от Бога; из нее вытекает и то центральное для гуманизма убеждение, что в каждом человеке заключается все человечество" Фролов С. Общая социология. - М.: Проспект, 2010. - С. 187..

Таким образом, творческие способности интеллектуалов постепенно начали переключаться со средневековых богословских ориентиров на новые предметы, далекие от религиозных исканий. Сэнсуализм и эмперизм объявляются доминантой познания.

Новое время выбрало новое направление исследований: происхождение самого знания. И вот эпоха Просвещения, ища знания, нашло веру, веру в то, что силами человеческого знания можно совершенствовать человеческое общество. Прогресс - это продукт человеческих исканий и стремлений. Если человек сам творит научно-технический прогресс, мораль, культуру и т.д., то это его заслуга, а не Божественных сил. Также, детерминированность, предопределенность и другие виды несвободы представились абсурдными. У человека есть разум и человек свободен. И Божественное, и детерминированное отбрасываются, так как блекнут перед человеческой свободой и разумом. "Разум" предшественников Э. Канта подвергся критике.

Теологические проекции человеческого сознания долгое время находились на высоком пьедестале человеческой истории. Теологию на "месте святом" стали притеснять разнообразные тенденции. Как было показано выше, солипсизм, эмпиризм, деизм, пантеизм, атеизм последовательно сменяли друг друга. Это был естественный процесс, в котором религиозные тенденции и максимы мыслителями просто отсекались Социальная философия / под ред. Н.Ф. Медушевской, А.М. Чугунова. - М.: МосУ МВД России, 2010. - С. 49..

Если в Средние века слово Бог писали с большой буквы, а человек - с маленькой, то с эпохи Возрождения, с которой и совпадают индустриальные революции, и до эпохи Просвещения все чаще понятия Бог и человек уравниваются, а в некоторых местах понятие Бог изымается из смысловой матрицы европейской культуры и трансформируется в простые "проекции свойств человека и природы, превращенные в самостоятельные существа". Культурные ценности, порожденные христианством, переходят в область сомнительных ценностей, т.к. способствуют ослаблению инстинкта, отказу от влечений, без чего невозможно помыслить современное общество и государство.

В традиционном обществе человек ощущал мир в концентрической перспективе, в которой вся жизнь располагается вокруг общины, где время как бы замирало внутри агрокультурных циклов, наперекор индустриальному-линейному, где бытие не воспринимается как конкретное место и время проживания, где индивид является центром.

Пространство-время означает "открытость, просвечивающую во взаимном протяжении наступающего, осуществившегося и настоящего". С прошлого, минуя настоящее, бытие реализуется в будущем. Человек может быть человеком только тогда, когда встал внутри этого "троякого протяжения и выстоял определяющую это протяжение отклоняющее-отказывающую близость". Для такой схемы настоящее не имеет ценности. В традиционном обществе бытие созидается вокруг очага, в индустриальном - в будущем, минуя настоящее. Но это будущее - бытие в смерти. На место физического мира приходит "метафизический мир".

Итак, сначала обесценивание теологии потом природы, а после и наступила своего рода "антропологическая энтропия" или разчеловечивание человека, превращение его в индустриальный механизм. И "индустриальная психология" работала именно на такое решение вопроса.

Новые материалы, технологии, коммуникационные системы, строительство больших многоквартирных домов позволили перераспределить время, некогда отводимое на обслуживание социальных нужд у населения городов. Возникла проблема досуга горожан или, в определении Д. Рисмона, "общества досуга". Для средних обывателей смыслом жизни стало строительство комфортного существования: квартира, обстановка, машина, развлечения и т.д. Для другого, более состоятельного круга людей, сам досуг стал смыслом жизни Гончаров В. Общество: социально-философский анализ. - Ставрополь: ЛИТЕРА, 2010. - С. 32..

Окружающий мир все больше стал связываться с научно-техническим прогрессом и отрываться от религиозных традиций.

Кризис индустриального общества порождает реакцию, в которой главным процессом может стать как отторжение политических, экономических, социокультурных и прочих общественных доминант, так и интеграция индустриальной и традиционной культур.

Тема: Экономическое развитие России в начале 20 века. Проблема коррупции в стране.
Цели урока:
-Сформировать представление об особенностях экономического развития Рос-сийской империи в начале XX века, охарактеризовать специфику российского типа модернизации, проявления коррупции в стране в данный период развития.
-Выяснить причины и формы проявления государственного вмешательства в экономику; влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности; особенности российского монополистического капитализма; роль докапиталистических форм производства в российской экономике; особенности развития сельского хозяйства в начале XX века
-Работать над понятиями « многоукладная экономика», «монополистический капитализм», « синдикат», «трест», « картель».
-Экономическое и антикоррупционное воспитание.

Ход урока:
I. Организационный момент. Знакомство с целями и планом урока.
II. Проверка домашнего задания.

1.Работа с понятиями, диктант.
1. Большая группа людей в индустриальном обществе, отличающаяся друг от друга по роду занятий, величине дохода, власти и влиянию в обществе. 2. Процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. 3. Социально - правовые группы, каждая из которых отличалась своим положением, определенными правами и обязанностями и обязанностями в обществе. 4. Процесс создания крупной, основанной на машинном труде промышленности. 5. В его руках была сосредоточена вся высшая власть в российской империи. 6. Право, имевшееся у Финляндии, самостоятельно осуществлять государственную власть. 7. Усиление влияния и роли городов в экономической и культурной жизни как близлежащей округи, так и в целом в государстве.
Ответы.
1. Класс. 2. Модернизация. 3. Сословие. 4. Индустриализация.5 Император. 6. Автономия. 7.Урбанизация.

2-е задание. Продолжите предложения.
1. Совещательный орган при царе назывался... (Государственным советом).
2. Царские регалии состояли из... (короны, скипетра и державы).
3. Государственные символы состояли из... (государственных герба, знамени, гим-на).
4. Самым многочисленным сословием Российской империи было... (крестьян-ство).
5. Финансовая поддержка художников, композиторов, ученых называется... (меце-натством).
6. К привилегированным сословиям относились... (дворянство и духовенство).
7. Главная проблема сельского хозяйства в Российской империи состояла в... (кре-стьянском малоземелье).
8. Центральными исполнительными органами Российской империи являлись (Коми-тет министров и министерства).
9. За правильным функционированием судебных органов следил... (Сенат).
10. Дайте определение. Буржуазия - это... (социальный слой России-империи, вла-девший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабрика-ми).
3-е задание. Фронтальный опрос.
Какие территории входили в состав российской империи?(Финляндия, Польша, Прибалтика, Закавказье, Средняя Азия) Какие религии исповедовали жители Рос-сии?(Христианство, ислам, буддизм) В чем особенность модернизации стра-ны?(Догоняющий путь развития. Большая роль государства. Модернизация в стране коснулась в основном тяжелой промышленности.) Перечислите основные сословия населения России? (Дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство, казачество) Какие изменения происходили в социальной структуре? (Разрушаются сословные перегородки, растут классы буржуазия и пролетариат)

III. Изучение нового материала.
- Россия представляла собой среднеразвитую страну, обладающую значительным экономическим потенциалом. При этом ее экономическое развитие имело целый ряд особенностей, о которых и пойдет речь на уроке.

План:
1.Российская экономика на рубеже 19 – 20 вв.
2.Роль государства в экономике России.
3.Проблема коррупции в стране в начале 20века
4.Иностранный капитал и развитие российской промышленности.
5.Образование монополий в России.
6.Сельское хозяйство.
Задание: выяснить, каковы особенности экономического развития России в начале 20 века?
1. Работа по карте. Внимательно рассмотрите легенду карты и ответь на вопросы.
- Какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале 20 века?
- Какие города были центрами развития металлообрабатывающей промышленности?
- Назовите центры развития пищевой промышленности.
- Какие города были центрами развития текстильной промышленности?
- Какие полезные ископаемые добывались в России?
- Как осуществлялись сообщение между главными промышленными центрами страны?
- Кто владел железными дорогами?
- О каких новых явлениях в развитии промышленности свидетельствуют данные карты?
1. Российская экономика на рубеже 19 – 20 вв.
- Как повлияла на развитие России реформа 1861 года?
- Какие последствия она имела?
С одной стороны развиваются капиталистические отношения, с другой стороны со-храняются старые крепостнические отношения. Таким образом, Россия была обречена на постоянную борьбу между старым и новым. Этим определяются особенности российской экономики в начале 20 века.
Быстрое развитие капитализма началось в России только после отмены крепостного права. Россия – среднеразвитая страна второго эшелона экономики. Экономика ее носила догоняющий характер. С 1890 – х гг. Россия вступила в полосу промышленного подъема. Происходило увеличение промышленного производства, оформились новые промышленные районы, шло интенсивное железнодорожное строительство, стремительно росли города и численность городского населения. Это сильные стороны.
К слабым сторонам относится: Россия оставалась аграрной страной, была низкая производительность труда, невысокий уровень производства на душу населения, нехватка капиталов, внешнеторговые обороты уступали оборотам ведущих стран.
Запись в тетради: сравнительно позднее вступление в на путь индустриального развития.
2. Роль государства в экономике России.
- Работа с учебником – страница 13 – 14.
Задание: выяснить роль государства в экономике России в начале 20 века.
- Чем отличаются государственные предприятия от частных?
- Какие государства находились в собственности государства?
- Какими способами государство влияло на деятельность частных предприятий?
- Какова роль государства в экономике России в начале века?
Запись в тетради: огромная роль государственного сектора экономики.
3.Проблема коррупции в стране в начале 20 века.
В 1903 году было введено Уголовное уложение, которое в части борьбы с коррупцией было гораздо более проработано, чем действовавшее до этого Уложение о наказаниях. Уголовное уложение, в частности, разделило понятия «взяточничество» и «лихоимство». После 1903 года в России, как и во всем мире, имел место рост коррупции (в России, в отличие от Европы и США - только низовой коррупции, высшие чиновники в России взяток по прежнему не брали.
Рост взяточничества с начала XX века в России (как и в других странах первой пятерки) имел место в связи как с ростом числа чиновников, так и с поставками и военными заказами, сделками с недвижимостью, основанием новых кооперативных обществ, получением для эксплуатации земельных участков с полезными ископаемыми и другими сделками в начале XX века. В России - особенно в период русско-японской, а затем и первой мировой войны, рост коррупции вызвал необходимость как усиления ответственности за получение взяток, так и отказа от ненаказуемости за взяткодательство. Царское правительство быстро отреагировало на всплеск коррупции в самом начале Русско-Японской войны и ужесточило отношение к ней; предпринимались все новые попытки к пресечению мздоимства и лихоимства. Об этом свидетельствует, в частности, и тот факт, что на лиц, их совершивших, не были распространены милости (амнистия), даруемые Всемилостивейшим Манифестом от 11 августа 1904 года. В частности, им не могли быть уменьшены назначенные судом сроки заключения на две трети (как многим другим осужденным по уголовным статьям), они не могли быть освобождены от суда и наказания в случаях, если против них было возбуждено преследование или последовало решение суда или решение ещё не приведено в исполнение до 11 ав-густа 1904 г., и др..
3. Иностранный капитал и развитие российской промышленности.
Работа с историческим документом – страница 14. «Из доклада министра финансов Витте»
- Чем обосновывает Витте необходимость притока иностранного капитала в Россию?
- В какие районы страны иностранцы вкладывали свои капиталы?
- Почему производить продукции, на деньги зарубежных предприятий выгоднее было в России, нежели продавать эту же продукцию в готовом виде?
Отечественное производство в значительной степени базировалось на иностранных капиталах, так как Россия с ее неисчерпаемыми запасами сырья и дешевой рабочей силой привлекала западноевропейских представителей буржуазии. Кроме того, иностранные инвестиции всячески поощрялись русским правительством. В результате в определяющих отраслях производства (горнодобывающая, ме-таллообрабатывающая, машиностроительная) иностранные инвестиции превышали российские.
Задача учащимся найти положительные и отрицательные последствия зарубежных инвестиций.
Роль иностранного капитала была неоднозначной:
- инвестиции помогали развивать русскую промышленность;
- приносили огромные прибыли;
- Россия не попадала в полную зависимость от западноевропейского капитала
- свертывались возможности свободной конкуренции
- закрепилась технико-экономическая отсталость страны
- ужесточался налоговый гнет
- усиливалась эксплуатация рабочих.
Последствия:
Прибыль, которую получали иностранцы, уходила за границу, и за счет этой прибыли решались социальные проблемы их страны:
- сокращался рабочий день
- создавалась система пенсионного обеспечения.
1) русская буржуазия лишена такой возможности; таким образом, возрастала социальная проблема: рабочий класс был угнетен и открыт для революционной агитации.
2) все это лишало буржуазию свободы маневра и делало ее еще более осторожной в борьбе за изменение государственного строя в России, так как революционно настроенный рабочий класс был для нее страшнее самодержавия.
Запись в тетради: недостаток внутренних капиталов, привлечение иностранных инвесторов.
4. Образование монополий в России.
Следующей тенденцией в развитии экономики России стал процесс образования мо-нополий.
Запись в тетрадь: монополия – крупное хозяйственное объединение, сосредото-чившее в своих руках большую часть производства и сбыта какой – либо про-дукции.
В процессе монополизации в России историки выделяют несколько этапов:
1) в 80 – 90 – ее гг. 19 в. Возникли первые картели на основе временных соглашений о совместных ценах и разделе рынка сбыта. Происходило усиление банков;
2) в 1900 – 1908гг. в период кризиса и депрессии создаются крупные синдикаты, которые объединяли сбыт товаров, но уже в определенной степени вмешивались в развитие производства входящих в них предприятий.
Впоследствии возникают такие формы монополий, как тресты и концерны
Но в России основной формой монополий стали синдикаты.
5. Сельское хозяйство.
Работа с учебником.
-Что такое община? Какую роль она играла в русской деревне? В чем положительные и негативные стороны общины?
Запись в тетради: сохранение помещичьего землевладения, большая роль общины, малоземелье крестьян.
IV. Закрепление.
Каковы особенности экономического развития России в начале 20 века?

Особая роль государства, которое выступает инициатором экономических преобразований и финансирует промышленность и ж/д строительство.
- Недостаток внутренних капиталов для индустриализации, привлечение иностранных инвесторов, создание смешанных компаний.
- Протекционизм и активная таможенная политика в целях защиты отечественного производителя.
- Многоукладность промышленности, неравномерность развития ее отраслей.
- Отсутствие колоний, ограниченность сбыта товаров.
- Сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян.
- Острота социальных проблем, наличие социально неблагополучных слоев городской бедноты и безземельного крестьянства.
V. Подведение итогов.
Каковы особенности российской экономики начала 20 века? Как государство влияло на экономику? Назовите положительные и отрицательные черты развития экономики страны на ваш взгляд.

VI. Домашнее задание. Параграф. 2.

Все слышали о таких понятиях, как индустриальная эпоха и индустриализация, но мало кто может их лаконично охарактеризовать. Что же, попробуем разобраться.

Индустриальное общество: какое оно

Эта эпоха характеризуется таким типом общественных отношений, в основе которых лежит разделение труда, а промышленность способна обеспечить людям комфортную жизнь. Является промежуточным вариантом между традиционным и информационным (постиндустриальным) обществом.

Несмотря на то что историки называют современный уклад жизни постиндустриальным, у него много "индустриальных" черт. Мы ведь до сих пор ездим на метро, жжем уголь в котельных, а кабельный телефон иногда напоминает своим пронзительным звонком о промышленном советском прошлом.

Предпосылки индустриального общества

Вступление европейского общества на путь прогресса - это постепенный процесс, характеризующийся сменой феодальных отношений на капиталистические.

(эпохой индустриализации) считается период с 16 по 19 (начало 20) вв. За эти три столетия европейское общество проделало большой путь развития, охватывший все сферы жизни человека:

  • Экономическую.
  • Политическую.
  • Социальную.
  • Технологическую.
  • Духовную.

Процесс постепенных новаций получил название модернизация.

Переход к индустриальному обществу характеризуется:

  1. Разделением труда. Именно это вызвало увеличение производимой продукции, а также - образование двух экономических классов: пролетариата (наемных рабочих) и буржуазии (капиталистов). Итогом разделения труда стало становление нового экономического строя - капитализма.
  2. Колониализмом - господством развитых европейских стран над экономически отсталыми государствами Востока. Понятно, что колонизатор эксплуатирует человеческие и природные ресурсы зависимой страны.
  3. Достижения науки и инженерные изобретения изменили жизнь людей.

Индустриальное общество характеризуется следующими чертами

  • Урбанизацией.
  • Переходом к капитализму.
  • Появлением общества потребления.
  • Образованием глобального рынка.
  • Снижением влияния церкви на жизнь человека.
  • Формированием массовой культуры.
  • Огромным влиянием науки на жизнь людей.
  • Появлением двух новых классов - буржуазии и пролетариата.
  • Уменьшением численности крестьян.
  • Индустриализацией.
  • Изменением мировоззрения людей (индивидуальность человека - высшая ценность).

Промышленная революция в европейских странах

Как говорилось ранее, индустриальное общество характеризуется индустриализацией. Перечислим поочередно страны Старого Света, в которых проходил этот процесс:

1. Англия - первая европейская страна, ставшая на путь прогресса. Уже в 16 веке был изобретен летучий челнок и паровая машина. 17 век можно вообще назвать веком изобретений: первый паровоз проделал свой путь из Манчестера в Ливерпуль. В 1837 году ученые Кук и Уинстон создали электромагнитный телеграф.

2. Франция немного "проигрывала" в индустриализации Англии из-за крепких феодальных порядков. Впрочем, прошедшая революция 1789-1794 годов изменила положение вещей: появились машины, и стало активно развиваться ткацкое дело. 18 век примечателен развитием текстильной и керамической промышленности. Заключительный этап французской индустриализации - это зарождение машиностроения. Подытожив, можно сказать, что Франция стала второй страной, избравшей капиталистический путь развития.

3. Германия значительно отставала от темпов модернизации своих предшественниц. Немецкий индустриальный тип общества характеризуется появлением в середине 19 века паровой машины. В итоге темпы промышленного развития Германии набрали внушительные обороты, и страна стала лидером по производству в Европе.

Что общего между традиционным и индустриальным обществом

Одинаковые черты имеются у этих двух принципиально разных укладов жизни. Традиционное и индустриальное общество характеризуются:

  • наличием экономической и политической сферы;
  • аппаратом власти;
  • - наблюдается при любом типе общественных отношений, поскольку все люди разные, вне зависимости от эпохи.

Экономика индустриального общества

По сравнению с аграрными отношениями средних веков, экономика нового времени была более производительной.

Как характеризуется экономика индустриального общества, что ее отличает?

  • Массовое производство.
  • Развитие банковского сектора..
  • Возникновение кредита.
  • Появление глобального рынка.
  • Цикличные кризисы (например, перепроизводства).
  • Классовая борьба пролетариата с буржуазией.

Предпосылкой для серьезных экономических изменений стало разделение труда, способствовавшее росту производительности.

Прекрасно описал это английский экономист Адам Смит. Он привел пример с производством булавок, на котором можно наглядно понять, что такое "разделение труда".

Опытный мастер производит всего 20 булавок за день. Если же разделить производственный процесс на простые операции, каждую из которых будет выполнять отдельный рабочий, производительность труда возрастет во много раз. В итоге получится, что команда из 10 человек производит на свет около 48 тысяч булавок!

Социальная структура

Индустриальное общество характеризуется следующими чертами, изменившими повседневную жизнь людей:

  • демографическим взрывом;
  • увеличением продолжительности жизни;
  • бэби-бумом (40-50 гг. ХХ века);
  • ухудшением экологии (с развитием промышленности возрастают вредные выбросы);
  • появлением партнерской семьи вместо традиционной - состоит из родителей и детей;
  • усложненной социальной структурой;
  • социальным неравенством между людьми.

Массовая культура

Что характеризует индустриальное общество, помимо капитализма и индустриализации? она является его неотъемлемой частью.

Шла в ногу с Появились технологии звукозаписи, кинематограф, радио и прочие средства массовой информации - они объединили вкусы и предпочтения большинства людей.

Массовая культура проста и понятна всем слоям населения, ее цель - вызвать определенный эмоциональный отклик от человека. Она рассчитана на удовлетворение мимолетных запросов, а также - на развлечение людей.

Приведем примеры массовой культуры:

  • Женские романы.
  • Глянцевые журналы.
  • Комиксы.
  • Сериалы.
  • Детективы и фантастика.

Жанры литературы, указанные в последнем пункте, традиционно причисляют к массовой культуре. Но некоторые обществоведы не разделяют эту точку зрения. Например, «Приключения Шерлока Холмса» - это серия детективов, написанных художественным языком и имеющих много смыслов. А вот книги Александры Марининой можно смело отнести к массовой культуре - они легко читаемы и имеют понятный сюжет.

В каком обществе живем мы

Западные социологи ввели такое понятие, как информационное (постиндустриальное) общество. Его ценностями являются знания, развитие информационных технологий, безопасность людей и забота о нашем большом доме - чудесной зеленой Земле.

Действительно, в нашей жизни все большую роль играют знания, а информационные технологии коснулись практически любого человека.

Но, несмотря на это, продолжает работать промышленность, машины жгут бензин, а картофель как собирали 100 лет назад по осени, так и собирают. Индустриальный тип общества, как говорилось ранее, характеризуется как раз промышленностью. А сбор картофеля - это сельское хозяйство, возникшее в незапамятные времена.

Поэтому название сегодняшней эпохи «постиндустриальная» - это красивая абстракция. Логичней именовать наше общество индустриальным с чертами информационного.

Индустриальное общество характеризуется множеством полезных открытий и посещением человеком Космоса.

Накопленный на сегодня багаж знаний огромен; другое дело, что он может как пойти на благо человечеству, так и нанести вред. Мы надеемся, что человеку хватит разумности применить накопленный потенциал знаний в правильном направлении.

Презентация – идентификация

Презентация и идентификация – два дополняющих друг друга способа взаимодействия человека с современным обществом.

Идентификация – попытка человека найти свое место (свое Я) внутри существующих институтов, структур, групп. Презентация – создание и разыгрывание того образа себя, который человек хочет предъявить окружающим. Идентификация и презентация у одного и того же человека могут быть различными.

Индивид, который презентирует себя перед другими … возможно, хочет внушить им хорошее мнение о себе, или чтобы они думали, будто он хорошего мнения о них, или чтобы они поняли каковы его действительные чувства по отношению к ним, или чтобы они не получили никакого определенного впечатления. … Поэтому когда индивид оказывается в обществе других, у него обычно появляются и причины … производить [нужное для него] впечатление на них. Например, если подруги в студенческом общежитии будут судить о девичьей популярности по числу вызовов к телефону, вполне возможно подозревать, что некоторые девушки начнут нарочно устраивать такие телефонные звонки.

Гофман И. 2000. С. 35.

Способы презентации политиков зависят от политического спроса, имеющего место на данной территории. Правила исполнения роли публичного политика определены обществом. Любое социальное действие будущего депутата требует учета всех ожиданий других людей. И человек стремится сыграть того, за кого его принимают.

Кимерлинг А.С. 2002. С. 34.

«Идентичность» [как термин] призвана подчеркнуть нестабильную, многогранную, изменчивую и разрозненную природу современного «я».

Брубейкер Р., Купер Ф. 2002. С.75.

Человеку бывает необходимо идентифицировать себя – охарактеризовывать, позиционировать по отношению к уже известным людям, определить свое место в [мире]… В современных условиях, способствующих разнообразным контактам с людьми вне сферы личного знакомства, такие случаи идентификации особенно распространены. Они включают ежедневные жизненные ситуации так же, как и более формальные и официальные контексты; идентификация себя и других фундаментально ситуационна и контекстуальна.

Брубейкер Р., Купер Ф. 2002. С.85.

«Самопонимание» … [ – это] чувство того, кто ты есть, социальной принадлежности и, как производная от первых двух – готовность к определенного рода действию.

Брубейкер Р., Купер Ф. 2002. С.89.

Холодный пятничный вечер, дождливый и ветреный. Ты одет не по погоде, для вечеринки. Наконец, ты отстоял в длинной очереди, желающих попасть в клуб. Вышибала, или, как он предпочитает называться, охранник рукой закрывает путь тебе и твоим друзьям. Он кидает взгляд на тебя и остается недоволен твоим возрастом. Все, что у тебя есть, - это деньги. Но этого не достаточно (или, реже, у тебя нет нужной суммы). В повседневных ситуациях, таких как эта, идентичность человека сначала неясна, но потом определяется. Но идентификация не всегда столь проста или столь тривиальна. Она способна поколебать основы нашей жизни.

Jenkins R. 2004. P. 1-2.

…человек определяется разыгрываемыми им комедиями ничуть не меньше, чем искренними порывами души. Речь идет о чувствах, которые нам недоступны во всей глубине; но они частично отражаются в поступках, в установках сознания…

Камю А. 189. С. 229.

Карл Радек [в своей автобиографии] видел себя деятелем общеевропейского значения, был секретарем Коминтерна и описывал свою жизнь как серию метаморфоз, которые верно приближали его к нынешнему состоянию, являясь результатом сознательного труда и многих прозрений, но также и удачи. Прожитая жизнь описывается … как череда менявшихся этнокультурных идентичностей: галицийский еврей – читатель немецкой классики – польский националист и католик – швейцарский студент – австрийский гражданин – немецкий журналист – русский эмигрант.

Эткинд А. 2005. С. 61.

Субкультура

Субкультура – устойчивая, самостоятельная модель поведения группы людей, по-своему воплощающая ценности и нормы индустриальной (большой) культуры.

Субкультуры, подобно социальным движениям, вовлечены в противостояние между культурным воспроизводством, социальной интеграцией и социализацией; они как правило уделяют внимание стилю жизни, самореализации [человека] и формированию идентичности.

Hanfler R. 2004. Р. 422.

Общество, пришедшее на смену традиционному, предлагает [человеку] большой выбор одобряемых карьер – официальных и неофициальных. Стремление к уважению или почету возможно [реализовать] как внутри, так и вне институциональной структуры общества. Ограничения социального статуса в образовании, на работе или в семейной жизни может быть компенсировано активным участием … в субкультурах, которые обеспечивают временное социальное признание.

Heinz W.R., Krьger H. 2001. Р. 35.

Люди «схватывают» субкультуру посредством использования и демонстрации соответствующего ей набора артефактов. Я использую термин «переносчики» для обозначения тех, кто разделяет данную субкультуру или ее часть. Что важно, эти группы выделяются по признаку участия в культурной презентации, [а не по социальному статусу].

Enfield N.J. 2000. Р. 47.

…субкультуры во многом конструируются СМИ, члены субкультур овладевают чувством свободы от общества в том виде, в котором оно представлено масс-медиа.

Bennett A. 1999. P. 604.

…такой вид субкультуры интересует нас более всего. Специфическая одежда, стиль, проблемы тедди-боев, модов, рокеров или скинхэдов отделяют их, с одной стороны, друг от друга, а, с другой – от более общей культуры мальчиков из рабочего класса в целом. Через свою одежду, действия, стиль жизни они могут давать разные, с точки зрения культуры, ответы на проблемы, поставленные их социальной классовой позицией. При этом участие в той или иной субкультуре не отгораживает их от проблем более общей «родительской» культуры. Таким образом, субкультура остается починенной по отношению к господствующей культуре.

Холл Ст., Джеферсон Т. 2000. С. 151.

Сами для себя мы можем думать, что наша одежда выражает нас самих, но на самом деле, она выражает в то же самое время и среду нашего обитания, подобно рекламе, поп-музыке, легкой фантастике, чтиву, фильмам второго сорта. Именно так это происходит на … неинтеллектуальном, чисто инстинктивном уровне. Стиль одежды служит также и индикатором стиля жизни и в качестве такового обращается к подсознательным ценностям…

Брейк М. 2000. С. 152.

Средний класс

Средний класс – группа людей в индустриальном обществе, выражающая наиболее полно его ценности, нормы и представления. Образ жизни человека среднего класса предполагает непрерывное образование (повышение квалификации), постоянную, достойно оплачиваемую работу, семью, домашний комфорт, развлечения и отдых.

Э.О. Райт («Классы», 1985) разделяет людей на классы в соответствии с теми ресурсами, которые они имеют или контролируют. Основное различие наблюдается между теми, кто имеет собственность (т.е. источники дохода, такие как фабрики, государственные ценные бумаги, акции) и не имеет ее … Классы собственников – это капиталисты (буржуазия – элита) и малая буржуазия (в большинстве своем работающие на собственном малом предприятии). Классы несобственников – это рабочий класс и средние классы. Классы несобственников различаются в соответствии с тем, контролируют ли они производственный процесс или заняты самостоятельной, высококвалифицированной деятельностью на рабочем месте. Те, кто обладают хотя бы одним из этих признаков, относятся к средним классам.

Baum S. 2002. Р. 354.

В результате различий в доходах люди, принадлежащие к низшим и средним классам, бесспорно отличаются друг от друга по своим взглядам на жизнь, материальным условиям жизни и жизненному опыту, но они часто не имеют сознательного представления об этих различных взглядах и их классовой основе.

Миллс Ч. 1959. С. 60.

Термины «предприниматель» и «чиновник» – это термины, вызывающие представления о людях из средних классов… Когда говорят о предпринимателе классического типа, то предполагается, что в ходе ведения своего предприятия он рискует не только вложенными деньгами, но и всей своей карьерой…

Миллс Ч. 1959. С. 155.

От успешного представителя среднего класса требуется в совершенстве владеть престижной статусной культурой; что обеспечивается хорошим знанием культуры своей компании, культуры местности [в которой он живет] и этнических особенностей. Так же, как школьники переключают коды [поведения], когда они с улицы забегают в класс, … зрелые представители среднего класса научаются «переключению культуры» при перемещении из одного социального окружения в другое. Такие индивиды владеют множеством стилей…, но они используют их выборочно с разными людьми и в разных условиях. (Мужчина из среднего класса, женатый на конторской служащей, должен иметь представление о спорте и рок-музыке [для бесед] на работе; обсуждать политику и здоровое питание с друзьями своей жены; и прививать восхищение Брамсом и Пикассо своим сыну и дочери.)

DiMaggio P. 1987. P. 445.

Маргиналы

Маргиналы – группа людей, не принадлежащая устойчивым социальным и культурным институтам, не принимающая/отрицающая общие идеалы.

Если человек очень затрудняется назвать себя кем бы то ни было, он – никто, маргинал, без имени и места в жизни.

Батыгин Г.С. 1995. С. 104.

Моя основная гипотеза состоит в том, что отклоняющееся поведение … можно рассматривать как симптом разрыва связи между предписанными культурой стремлениями и определенными социальной структурой путями осуществления этих стремлений.

Merton R. 1968. P. 188.

Сама возможность маргинального существования в обществе уже свидетельствует о том, что общепринятые смыслы не всемогущи в своей принудительной силе. Еще больший интерес представляют те случаи, когда индивидам удается собрать вокруг себя некоторое количество последователей и заставить, хотя бы самых близких из них, признать отличные от принятых в обществе трактовки окружающего мира.

Бергер П. 1996. С. 133.

…возможности к эволюции «маргинала» не закрыты, просто потому, что его личность остается несформированной. Часть характерных для него личных подходов к восприятию действительности находится в примитивной форме, другие могут стать осмысленнее, но … вместе они не создадут стабильного и упорядоченного набора, и … индивид, таким образом, останется открытым для всех и всяческих воздействий. В любом случае, непоследовательность – фундаментальная черта его активности.

Thomas W.I., Znaniecki F. 1958. Р.1853, 1855.

Если общество успешно блокирует все потенциально опасные реакции индивида в процессе формирования личности, то в итоге получается индивид, для которого не останется ни проблемы личностного развития, ни внешних конфликтов, требующих решения, ни внутренних преодолеваемых противоречий – это будет ограниченный, стабильный, довольный собой «обыватель». Если же, напротив, подавление проходит неуспешно и бунтарские реакции набирают силу до того, как у индивида сформирована система стабилизирующих представлений, то индивид не готов к встрече с возникающими проблемами, не способен их различать или сублимировать – развивается непоследовательный, нон-конформистский, «маргинальный» тип…

Thomas W.I., Znaniecki F. 1958. Р. 1871.

Для конца XX века характерен образ маргинала, близкого к природе, с цветком в губах или на ружье (это представление ассоциируется с событиями 1968 года). Но вскоре его вытесняет другой образ, соответствующий резко изменившейся обстановке. На фоне неумолимо нарастающего экономического кризиса меняется и ожесточается облик маргинала: теперь это африканец, приехавший работать во Францию. Именно он заклеймен как олицетворение всех зол и опасностей.

Фарж А. 1989. С. 145.