Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта. Двухэтапная система оценки инвестиционных проектов Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта проводится на стадии

Ремонт

Оценку эффективности инвестиционного проекта необходимо начинать с определения его общественной значимости, которая может проводиться с привлечением экспертов. Проект является общественно значимым в том случае, когда результаты его реализации влияют на хотя бы один из внутренних или внешних рынков (финансовых, продуктов и услуг, труда и т.д.), а также на экологическую и социальную обстановку.

Инвестиционные проекты в зависимости от их масштаба (значимости) разделяются на глобальные, народно-хозяйственные, крупномасштабные, локальные.

Наибольшую значимость имеют глобальные проекты. Реализация глобальных проектов оказывает существенное влияние на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на планете, и при принятии таких проектов к реализации необходимо учитывать это влияние.

Следующими по значимости являются народно-хозяйственные проекты. Реализация таких проектов оказывает существенное влияние на ситуацию в стране, в которой они осуществляются, но их влияние нельзя распространить на другие страны. При оценке таких проектов необходимо ограничиться учетом их влияния на ситуацию в стране.

В случае если влияние проекта распространяется на ситуацию в отдельных регионах страны или отраслях, то такие проекты признаются крупномасштабными, и при оценке их эффективности не учитывается влияние этих проектов на ситуацию в других регионах или отраслях.

Наименее значимыми являются локальные проекты, которые не оказывают существенного влияния на ситуацию в регионе, отрасли, не изменяют уровень и структуру цен на товарных рынках.

Первые три группы проектов считаются общественно значимыми. Оценку эффективности инвестиционного проекта рекомендуется проводить в два этапа.

На первом этапе осуществляется оценка эффективности проекта в целом, принимается решение о целесообразности его дальнейшей разработки. Цель данного этапа – получение обобщенной экономической оценки проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвесторов. Начинается оценка с определения общественной значимости проекта. Если проект признан общественно значимым, то первый этап будет включать две составляющие: оценка общественной эффективности и оценка коммерческой эффективности. Оценка общественно значимых инвестиционных проектов должна начинаться с оценки их общественной эффективности. В случае признания проекта общественно неэффективным его не рекомендуют к реализации, и, следовательно, такой проект не может рассчитывать на государственную поддержку. Если проект признан общественно эффективным, переходят к оценке его коммерческой эффективности. При оценке коммерческой эффективности возможны два варианта. Первый вариант: проект коммерчески эффективен, и в этом случае переходят ко второму этапу – оценке эффективности участия в проекте. Второй вариант: коммерческая эффективность проекта признана недостаточной. Так как проект признан общественно значимым, отсутствие коммерческой эффективности данного проекта не означает обязательного отказа от его реализации. В данном случае рекомендуется рассмотреть возможность применения различных вариантов его поддержки (общественно значимые проекты могут рассчитывать на государственную поддержку), которые позволили бы повысить коммерческую эффективность данного проекта до приемлемого уровня. После этого повторно проводится оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта с учетом поддержки. Если благодаря поддержке удалось достичь приемлемой эффективности, переходят к оценке эффективности участия в проекте. Если же проект и с учетом возможной поддержки остается коммерчески неэффективным, то его реализация не рекомендуется. Если источники и условия финансирования уже известны, оценку коммерческой эффективности проекта можно не проводить.

Оценка локальных проектов, так же как и общественно значимых, должна проводиться в два этапа. Но в отличие от общественно значимых проектов, для которых на первом этапе проводится оценка общественной эффективности и оценка коммерческой эффективности, для локальных проектов проводится лишь оценка коммерческой эффективности. В случае если локальный проект признан коммерчески неэффективным, он не рекомендуется к реализации и вопрос о его поддержке со стороны государства не рассматривается. Ко второму этапу оценки локальных проектов переходят, если на первом этапе он признан коммерчески эффективным.

Второй этап оценки эффективности инвестиционного проекта осуществляется после того, как выработана схема его финансирования. На втором этапе уточняется состав участников проекта, определяется финансовая реализуемость проекта и оценивается эффективность проекта для каждого из участников (за исключением кредиторов). Эффективность проекта для кредиторов не проводится, так так стоимость заемных средств определена в договоре, и именно она определяет эффективность проекта для кредиторов. На втором этапе оценки эффективности инвестиционных проектов оценивают региональную и отраслевую эффективность, эффективность участия в проекте отдельных предприятий и акционеров, бюджетную эффективность и др. При оценке коммерческой эффективности учитывается состав и система взаимоотношений между участниками проекта, в том числе и схема финансирования инвестиционного проекта.

Коммерческая эффективность проекта оценивается применительно к определенному составу участников и определенной системе взаимоотношений между ними, включая и схему финансирования проекта.

Этапы оценки эффективности инвестиционного проекта

Оценка инвестиционного проекта осуществляется в два этапа. На первом этапе производится оценка и определяется эффективность проекта в целом. На втором этапе производится оценка эффективности инвестиций для каждого отдельного участника проекта.

Эффективность проекта в целом оценивается на первом этапе с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поиска источника инвестирования. Она включает общественную и коммерческую эффективность проекта. Показатели общественной эффективности отражают соотношение выгод и затрат для общества в целом. Общественная эффективность учитывает связанные с реализацией проекта затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта. Показатели коммерческой эффективности учитывают соотношение затрат и результатов для отдельного участника инвестиционного проекта.

Для локальных проектов оценивается только коммерческая эффективность. Для общественно значимых проектов на уровне города, региона и т.д. оценивается, прежде всего, их общественная эффективность.

При неудовлетворительной общественной эффективности социально-значимые инвестиционные проекты не могут претендовать на государственную поддержку и отклоняются. Если общественная эффективность проекта достаточно высокая, то оценивается коммерческая эффективность проекта. При недостаточной коммерческой эффективности таких проектов рассматриваются применение различных форм государственной поддержки.

Различия между оценкой общественной и коммерческой эффективности сводятся к возможности привлечения дотаций и субсидий для общественно-значимых проектов.

На втором этапе определяется эффективность участия в проекте каждого участника. Поэтому на втором этапе оценивается значительно больше показателей эффективности. Так, для банков оценивается финансовая эффективность, для федерального бюджета – бюджетная эффективность, для региона и отраслей – региональная и отраслевая эффективность.

Методы анализа инвестиционных проектов

Для оценки эффективности инвестиционных проектов используются простые (статистические) методы и динамические методы (методы дисконтирования).

При простых методах применяются методы расчета бухгалтерской нормы доходности и срока окупаемости. Срок окупаемости – это время возврата первоначальной стоимости инвестиций за счет извлекаемого дохода. Бухгалтерская норма доходности определяется как частное от деления среднего годового притока денежных средств на суммарный отток денежных средств. Недостаток показателей при простом методе – это нечувствительность к распределению денежных потоков во времени. Например, задержка денежных поступлений явно снизит ценность инвестиций, но не повлияет на бухгалтерскую норму доходности.

Поэтому применяются динамические методы, при которых показатели рассчитываются с учетом дисконтирования.

Необходимость расчета дисконтированной стоимости денежных средств объясняется тремя причинами. Во-первых, инфляция снижает покупательскую способность денег в будущем по сравнению с настоящим. Во-вторых, неопределенность, связанная с получением денег, увеличивается чем дальше, тем больше. В-третьих, изменение стоимости денег связано с понятием альтернативной стоимости. По понятию альтернативная стоимость – это доход, который можно было бы получить, если вложить эти деньги во что-нибудь другое.

Поскольку стоимость денег меняется со временем, невозможно просто складывать денежные потоки, поступающие в разное время, как это делается при расчете бухгалтерской нормы доходности. Чтобы привести денежные потоки в соответствие с их изменяющейся стоимостью, применяют методы дисконтирования.

Для расчета дисконтированной или приведенной стоимости денежных потоков используют коэффициент дисконтирования (К диск), который определяется по формуле:

К диск = 1/ (1 + r) t ,

где r – ставка дисконта;

t – порядковый номер временного интервала.

Ставка дисконта является в общем случае нормой прибыли на вложенный в капитал, то есть процентом прибыли, которые инвестор хочет получить в результате реализации проекта.


· чистый дисконтированный доход (ЧДД);

· внутренняя норма доходности (ВНД);

· индексы доходности (ИД);

· срок окупаемости (простой и дисконтированный).

Перед проведением оценки эффективности экспертно определяется общественная значимость проекта. Общественно значимыми считаются крупномасштабные, народнохозяйственные и глобальные проекты.

Оценка инвестиционного проекта осуществляется в два этапа: на первом рассчитываются показатели эффективности проекта в целом , на втором проводится оценка эффективности инвестиций для каждого отдельного участка проекта .

Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поиска источников финансирования. Она включает общественную и коммерческую эффективность проекта. Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность, и если она оказывается приемлемой, то рекомендуется переходить непосредственно ко второму этапу. Для общественно значимых проектов оценивается в первую очередь их общественная эффективность. При неудовлетворительной общественной эффективности такие проекты не рекомендуются к реализации и не могут претендовать на государственную поддержку. Если же их общественная эффективность больше нуля, то необходимо оценивать коммерческую эффективность. При положительной коммерческой эффективности можно переходить ко второму этапу. При неудовлетворительных значениях коммерческой эффективности необходимо проверить все возможности государственной поддержки, и если коммерческая эффективность меньше нуля, то проект не может быть рекомендован к реализации. Непосредственно процедура оценки показана на рис. 11.3.1.

Проект коммерчески эффективен?
Да
Нет

Рис. 11.3.1. Концептуальная схема первого этапа оценки проекта

Показатели общественной эффективности учитывают связанные с реализацией проекта затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта. Для крупномасштабных проектов рекомендуется обязательно оценивать общественную эффективность.

Если проект в целом оказывается достаточно хорошим, то от первого этапа, являющегося предварительным, переходят ко второму – основному, когда уже осуществляется проверка фактической эффективности участия в проекте каждого из потенциальных инвесторов и вырабатываются, если это необходимо, варианты возможной схемы финансирования, распределения прибылей и т.д. Данный процесс носит итеративный характер и показан на рис.11.3.2.

Да
Нет

Рис. 11.3.2. Концептуальная схема второго этапа оценки проекта

Оценки общественной и коммерческой эффективности имеют между собой определенные сходства и различия. Схема оценки в любом случае предусматривает сопоставление выгод и затрат проекта. При этом формально используются одни и те еж критерии: NPV, IRR, PI и PP (DPP). Однако показатели общественной эффективности отражают соотношение выгод и затрат для общества в целом, а показатели коммерческой эффективности – для отдельной генерирующей проект организации.

Практические различия между оценкой общественной и коммерческой эффективности сводятся, во-первых, к трактовке налогов, дотаций и субсидий, а во-вторых, к используемым в проекте ценам.

При рассмотрении денежных потоков, необходимых для оценки коммерческой эффективности , налоги, которые платит фирма, увеличивают ее затраты на осуществление проекта, а любые предоставляемые фирме субсидии увеличивают ее доходы.

При проведении оценки общественной эффективности трактовка налогов и субсидий совершено иная. Они рассматриваются как часть трансфертных платежей, т.е. представляют собой сделку, при которой не создается никакой новой ценности, хотя контроль за реальными ресурсами и переходит из одних рук в другие.

При уплате предприятием налогов на прибыль уменьшается его чистая прибыль, а следовательно, сокращается поток реальных денег по проекту. Однако выплата налоговых сумм не сокращается национальный доход страны, поскольку происходит лишь передача дохода предприятия государству. Поэтому можно сказать, что данный платеж с позиции экономики не есть затрата.

Следовательно, в общем случае при оценке общественной эффективности все трансфертные платежи должны быть исключены из рассмотрения как не отражающие реальных выгод и затрат страны.

При расчете коммерческой эффективности затраты и выгоды проекта измеряются в «финансовых ценах»: либо рыночных, либо назначаемых административно. Чистые выгоды при этом рассматриваются с точки зрения отдельного предприятия или пользователей проекта.

При расчете общественной эффективности затраты и выгоды должны оцениваться в специальных «экономических», или «теневых», ценах. Чистые выгоды рассматриваются с точки зрения общества в целом.

Определение теневых цен предполагает исключение из состава рыночных цен всех искажений свободного рынка, в частности влияния монополистов и трансфертных платежей, а также добавление не учтенных в рыночных ценах общественных благ и экстерналий .

Общественные блага – это работы и услуги, некоторые продукты, потребление которых одним субъектом не препятствует их потреблению другими, поэтому общественные блага являются бесплатными и не участвуют в рыночном обороте.

Экстерналии – экономические и внешнеэкономические последствия, возникающие во внешней среде при производстве товаров и услуг, но не отраженные в рыночных ценах последних.

Как уже было сказано, на втором этапе проводится оценка эффективности инвестиций для каждого отдельного участника проекта . Участие в проекте должно быть выгодным для всех инвесторов, причем для каждого из них оценка эффективности производится в соответствии с его интересами, по адекватным им критериям. Поэтому на втором этапе оценивается значительно больше видов эффективности: финансовая – для фирм, банков и т.д. (нижний уровень); отраслевая и региональная – для соответствующих регионов, отраслей, финансово-промышленных групп и т.д. средний уровень); общественная, бюджетная и т.д. – для общества в целом, федерального бюджета и др. (верхний уровень).

Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости проекта и заинтересованности в нем всех участников и включает:

· эффективность участия предприятий в проекте (эффективность для предприятий – участников инвестиционного проекта);

· эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективности для акционеров акционерных предприятий – участников инвестиционного проекта);

· эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям-участникам в том числе:

o региональную и народохозяйственную эффективность – для отдельных регионов и для всего народного хозяйства РФ;

o отраслевую эффективность – для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово-промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;

· бюджетную эффективность (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней: федерального, регионального и местного). Компрессионное решение, удовлетворяющее всех участников, в общем случае находится лишь в итеритавном процессе согласования их интересов и только при условии, что проект достаточно эффективен и может быть выгоден для каждого.

Определяющим при оценки эффективности является ЧДД. Остальные показатели носят в большей степени вспомогательный характер.

Процесс оценки инвестиционного проекта можно условно разделить на несколько этапов:

1) Описание идеи проекта.

Этот этап включает в себя выявление источников доходов, описание технической и организационной схемы реализации инвестиционной идеи, определения основных участников, а также срока жизни проекта.

2) Подготовка исходной информации для расчетов.

Для оценки любого проекта необходимо подготовить информацию по четырём основным аспектам: доходы (выручка от реализации), текущие затраты (производственные и эксплуатационные), инвестиционные затраты и источники финансирования.

3) Проведение расчётов.

Этот немаловажный этап включает в себя выбор методики проведения расчётов и реализуется по трём основным направлениям: оценка экономической эффективности инвестиций, оценка финансовой состоятельности проекта и оценка рисков. Анализ эффективности призван оценить целесообразность вложения средств с точки зрения получения дополнительных доходов. Расчёт показателей, на которых основывается оценка эффективности инвестиционных проектов, будет подробно рассмотрен в следующей главе. Оценка финансовой состоятельности предоставляет информацию о возможности компании-инициатора выполнить данный проект и базируется на моделировании бюджета и контроле неотрицательного остатка свободных денежных средств на каждом из этапов реализации проекта. Оценка рисков включает в себя расчёт точки безубыточности и анализ чувствительности.

4) Интерпретация результатов.

Заключительный этап оценки представляет собой расчёт итоговых показателей, их интерпретацию и заключение об инвестиционной привлекательности и реализуемости проекта.

Очевидно, что процесс оценки является непрерывным и динамичным. Из чего следует, что решения по капиталовложениям следует постоянно пересматривать, дабы убедиться, что фактические результаты совпадают с ожидаемыми.

§4 Методика оценки эффективности инвестиционного проекта

Как отмечалось ранее при оценке эффективности инвестиций учитывается целая совокупность факторов, влияющая на решение инвесторов. Фактор времени в данном случае является основополагающим, что связано с неравной стоимостью денег в разные временные моменты: денежные поступления и затраты, осуществлённые в различные временные периоды, следовательно, имеют разное значение. Доход, полученный в более ранний период, имеет большую стоимость, чем полученный в более поздний период. То же касается и затрат: произведенные в более ранний период, они имеют большую стоимость, чем произведенные позже. В связи с этим универсальной методикой при оценке инвестиций является дисконтирование. Дисконтирование - это определение стоимости денежного потока путём приведения стоимости всех денежных притоков и оттоков к определённому моменту времени. В виде формулы приведённая настоящая стоимость будущих денежных потоков выглядит так:

CF i - денежные потоки i-го периода; r - ставка дисконтирования; N - число периодов.

Величина 1/(1 + r) n называется коэффициентом дисконтирования, на который умножаются будущие денежные потоки для нахождения их реальной стоимости в настоящий момент.

Стоит отметить, что формула дисконтированного денежного потока будет выглядеть так в том случае, если предполагается, что платеж приходится на конец расчетного периода (то есть речь идёт о финансовом потоке постнумерандо). Если платежи относятся к началу периода (финансовый поток пренумерандо), то степени при коэффициенте (1+r) сдвигаются так, чтобы платеж CF1 не дисконтировался. Первая схема обычно применяется при анализе будущих доходов, вторая - при анализе будущих платежей (но возможны исключения, в конечном счёте все определяет структура денежного потока).

Важной составляющей метода дисконтирования является выбор ставки сравнения, от которой зависят конечные результаты расчётов. Эта проблема будет рассмотрена далее при описании показателя NPV.