Не от твоего ли имени мы пророчествовали. Матф.7:23 «…Я никогда не знал вас» — как так может быть? Свт. Кирилл Александрийский

Архитектура

(Мф. 7:22) ? То есть: не только тот лишается царствия небесного, который имеет веру, а о жизни нерадит; но равно будет устранен от священных врат его и тот, кто при вере сотворил даже много знамений, а доброго ничего не сделал.

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали ? Видишь ли, как неприметным образом Спаситель уже вводит и Свое собственное лицо и, кончивши всю беседу, объявляет Себя Судьею? Что наказание постигнет грешников, об этом Он объявил выше; а кто будет наказывать, это Он открывает уже здесь. Впрочем, не сказал прямо: Я буду наказывать; но – Многие скажут Мне , через что внушает то же самое.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Кирилл Александрийский

Это слово [направлено] против тех, кто вначале право уверовал и усердно совершенствовался в добродетели, так что творил знамения, изгонял демонов и пророчествовал, впоследствии же совратился ко злу, и [притом] по добровольному жалкому произволению и устремлению. Ибо если Он говорит: Я никогда не знал вас , то, значит, жившего в начале добродетельно, а в итоге утвердившегося во зле Он приравнивает к тем, кого вообще никогда не знал. Бог говорит, что знает тех, кого любит, а любит Он всецело уверовавших в Него и творящих угодное Ему.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Прп. Анастасий Синаит

Ст. 22-23 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие

Знамения, творения чудес и пророчества, ради некоей необходимости или по Домостроительству, бывают и через [людей] недостойных, как это случилось с Валаамом (Чис. 22.28) и чревовещательницей, выведшей Самуила из земли (1 Цар. 28.7-25) .

Опять же, когда апостолы встретились с неким неверующим [человеком], именем Христовым изгоняющим бесов, и запретили ему [делать это], то сказали о нем Христу, а Тот изрек: «Не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас» (Лк. 9:49-50 ; Мк. 9:38-40) ; однако же [Господь] говорит также: «Не радуйтесь, что духи вам повинуются» (Лк. 10:20) .

Тебе следует знать это, чтобы если ты когда-нибудь увидишь знамение, совершаемое, по некоему суду Божиему, либо еретиками, либо неверующими, не должна поколебаться в тебе православная вера из-за знамений и чудес. Ибо [вполне возможно], что Бог творит знамение и чудо, [лишь] испытывая тебя. Бывает, что вера приступающего [к Господу] творит знамение, а не достоинство творящего. Ведь Иоанн, который был лучшим «из рожденных женами» (Мф. 11:11; Лк. 7:28) , не является творящим какое-либо знамение, а Иуда, когда он был еще с апостолами, творил, конечно, [всякие чудеса] (Мф. 10:1-4) .

Поэтому, когда увидишь какого-нибудь недостойного или зловерного [человека], творящего знамение, не считай это за нечто великое.

Вопросы и ответы.

Блж. Иероним Стридонский

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили

Пророчествовать, проявлять силы [чудотворений] и изгонять бесов не есть заслуга того, кто действует; он производит это или через призывание имени Христова, или же это подается ради осуждения тех, которые призывают, и ради пользы тех, которые видят и слушают; так что, хотя люди и презирают творящих чудеса, однако они должны чтить Бога, вследствие призывания имени Которого совершаются столь многие чудеса; потому что и Саул (1 Цар. 10:11-12) , и Валаам (Числ. 23:16) , и Каиафа (Ин. 11:49,51) пророчествовали, не зная, что они говорят; и Фараон (Быт. 41:17) , и Навуходоносор (Дан. 2:1-45) в сновидениях предузнают будущее, и сыновья Скевы, - по свидетельству книги Деяний апостолов, - наглядно, изгоняют демонов (Деян. 19:14) . Ведь и об апостоле Иуде повествуется, что, имея душу предателя, он среди прочих апостолов совершил многие знамения.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 22-23 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие

В начале проповеди многие, будучи даже и недостойными, изгоняли бесов, так как демоны обращались в бегство именем Иисуса. Ибо благодать действует и чрез недостойных, подобно тому, как мы получаем освящение и чрез недостойных священников; и Иуда делал чудеса, и сыновья Скевы. Слова: «Я никогда не знал вас » сказаны вместо: «И тогда, когда вы делали чудеса, Я не любил вас». Под знанием здесь разумеется любовь.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ст. 22-23 Мнози рекут Мне во он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас: отыдите от Мене, делающии беззаконие

Что грешников ожидает наказание, это Он показал выше; теперь же говорит и о том, кто будет наказывать, именно Он Сам. Сказав, что не всякий верующий в Меня войдет в Царствие Небесное, если не позаботится и о лучшей жизни, присоединяет нечто еще более достойное удивления, именно, что не удостоятся такого Царства и творящие знамения и чудеса, если проводят недостойную жизнь. Даже и они, сделавшие много такого, одинаково будут отвержены, потому что нерадели о своей жизни. Многие , говорит, будучи отвержены, скажут Мне то или другое. Оным днем назвал день Суда, как известный и ожидаемый, а силами – знамения и чудеса. Исповем , т.е. отвечу. Но как Он не знает их, когда они многое сделали во имя Его? Так как они проводили противоречащую этому жизнь. Нужно знать, что у Бога есть двоякое знание: одно, так сказать, по естеству, по которому Он знает все, как всевидящий и как знающий все прежде его бытия; а другое – по усвоению, по которому Он знает одних только праведных. Яко весть , говорит, Господь путь праведных (Пс. 1, 6); весть Господь пути непорочных (Пс. 36, 18) ; и еще: позна Господь сущыя Своя (2 Тим. 2,19).

Что же касается проводящих жизнь порочную, то Он показывает вид, что не знает их, как живущих недостойно Его знания. И в другом месте Он отрекается от них, так как они отреклись от Него своими делами. Он сказал через Пророка: людие сии устнами своими почитают Мя, сердце же их далече отстоит от Мене (Ис. 29, 13). Презирающий заповеди Его, презирает и Его; поэтому и сам справедливо презирается Им. Но если они были недостойны, каким образом действовал в них Дух Святой? Без сомнения, это было по двум причинам: чтобы обнаружилась щедрость благодати Божией, которая изливается и на недостойных, и чтобы чрез них было оказано благодеяние другим, именно тем, которые были исцелены ими, или, видя их чудесные дела, уверовали во Христа. Поэтому должно удивляться не тем, которые творили чудеса, потому что сами они ничего не привнесли туда, но Богу, Который даровал благодать им, даже таковым. Таков был изгнавший бесов, но не последовавший за Ним; таков был и Иуда предатель. Хотя они были недостойны, однако восприняли благодать. И в Ветхом Завете благодать действовала во многих недостойных, чтобы чрез них облагодетельствовать других. Но эти все по крайней мере имели веру, хотя жизнь их была достойна порицания. А Валаам пророчествовал, хотя был чужд веры и благочестивой жизни. Даже и фараону, Навуходоносору и его сыну Валтасару, хотя они были самые нечестивые и законопреступные, Бог возвестил будущее ради управления другими. Но что я говорю о людях? Даже в Валаамской ослице благодать показала свою силу, даровав ей человеческий голос, чтобы ее понял сидевший на ней. Следовательно, так как, при отсутствии правильной жизни, не могут спасти ни вера, ни чудеса, то нам больше всего должно заботиться о жизни. Если даруются нам знамения, должно принимать; если не даруются, не должно скорбеть. Добродетельный, хотя и не творит чудес, не терпит от этого никакого ущерба, потому что хорошая жизнь всегда спасает верного, а чудеса не всегда. Кроме того, за добродетельную жизнь Бог обязан нам вознаграждением, а за чудеса скорее мы обязаны Ему. Но причины, по которым Бог не всем святым подает благодать чудес, и наоборот, не всем недостойным, знает верно один только Он, так как Он все делает разумно.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили

В тот день . «Тем днем назвал (Господь) день Суда, как известный и ожидаемый» (Зигабен).

Не от Твоего ли имени . Через призывание Твоего имени, произнося Твое имя, по силе Твоего имени (ср.: Деян. 3:6 , Деян. 19:13) .

Пророчествовали . Не в смысле только предречения будущего, но - учительства (Сравнить, например: 1 Кор. 12:10).

Бесов изгоняли. Вообще исцеляли одержимых злы­ми духами (ср.: примечание к Мф. 4:24).

Чудеса творили . Производили необыкновенные, одним силам человеческим недоступные, но силою сверхъестественною совершаемые действия, как в об­ласти природы, так в области духа человеческого.

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили

Поставленные в этом стихе аористы означают действия законченные, но не оставившие по себе никаких следов. Под словами “в тот день (греч. с артиклем) подразумевается великий судный день, пред которым все прочие дни представляются совершенно ничтожными” (Бенгель). В еврейском языке этому выражению соответствует “бе йом гагу”, часто встречающееся в Священном Писании Ветхого Завета. Люди, во время судного дня, когда дело будет идти о вступлении в Царство Небесное, подойдут к Иисусу Христу и скажут Ему те же слова, которые приведены были прежде, т.е. удвоенное Κύριε Κύριε. Так как будет казаться, что Он медлит признать их Своими учениками, то они представят Ему доказательства своей веры в Него, укажут на свои пророчества, дела и чудеса, которые, как будут они говорить, совершались “именем Его”. В греческом стоит здесь дательный падеж орудия, в отличие от εν τω σω ονόματι. Т.е. они пользовались именем Христа, как орудием для совершения своих чудес. Под словом “пророчествовали” имеется в виду здесь простая проповедь, а не пророчество в собственном смысле, хотя последнее и не исключается вовсе. Толюк поднимает вопросы, каким образом ложные пророки в состоянии были совершать такие чрезвычайные дела. Многие экзегеты проводили здесь различие между диавольскими и божественными чудесами; но это сюда не относится. Упомянутые ложные пророки не творили здесь, сознательно требуя помощи диавола; они хотели служить делу Христа, но и приближались к Нему ради этого с полным самомнением и ожиданием от Него награды, подобно тем, которые изображены у Луки 13:26. Гораздо важнее другой вопрос, который можно поставить: можно ли творить чудеса и при существовании столь нечистой и помраченной веры? На это можно ответить, что как заклинания, так и чудеса именем Христа производились еще с первого века христианства. Чудеса, по образу, роду и характеру своего совершения бывают различны. Многие чудеса кажутся только чудесами, совершаются при помощи обманов и представляют из себя только обман, хотя народ в них и верит. Чудотворцев бывает особенно много в эпохи развития суеверий.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили

Итак, одна вера, без добрых дел, не может спасти человека. Это говорит Сам Господь наш Иисус Христос, и притом говорит о такой крепкой вере, которая может даже творить чудеса, ибо послушайте, что предрекает Он дальше: многие скажут Мне в тот день , в тот всеми ожидаемый день Страшного Суда Моего: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? Не от Твоего ли имени мы пророчествовали и учительствовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили и тогда открыто объявлю им: Я никогда не знал вас , не признавал вас за Своих; Я не любил вас за лукавое сердце ваше и тогда, когда вы именем Моим творили чудеса. Но и вы никогда не знали, не любили Меня, ибо не творили воли Отца Моего Небесного; а потому Я не знаю, не признаю вас Своими и теперь: отойдите от Меня, делающие беззаконие!

Троицкие листки. №801-1050.

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

От Матфея 7:21-23

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

Мф.7:21. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Здесь словами «не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!» показывает Себя Господом, так как Сам называет Себя Богом и научает нас, что если мы будем иметь веру без дел, то не получим от этого никакой пользы. «Исполняющий волю»; не сказал: «исполнивший один раз», но – «исполняющий» до самой смерти. И не сказал: «волю Мою», чтобы не соблазнить слушателей, но «волю Отца Моего», хотя, конечно, у отца и сына воля одна, если только сын не изменник.

Мф.7:22. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
Мф.7:23. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

В начале проповеди многие, будучи даже и недостойными, изгоняли бесов, так как демоны обращались в бегство именем Иисуса. Ибо благодать действует и чрез недостойных, подобно тому, как мы получаем освящение и чрез недостойных священников; и Иуда делал чудеса, и сыновья Скевы. Слова: «Я никогда не знал вас» сказаны вместо: «И тогда, когда вы делали чудеса, Я не любил вас». Под знанием здесь разумеется любовь.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 7, ст. 21 - 23

21. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

22. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

23. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

(Мф. VII, 21-23)

Все сегодняшнее краткое Евангельское чтение касается нашего спасения. Смысл христианства заключается в том, что Бог пришел в мир, оно дает человеку возможность реального, живого богообщения, а не отвлеченного философствования или непонятной мистики, когда человек выполняет какие-то ритуалы и ждет момента, когда настанет некое воздаяние за труды, когда он наконец-то заживет. Христианство же говорит, что человек может прийти в состояние Царства Божия здесь и сейчас, потому что Бог пришел в мир и стал человеком. Центром христианства является личность Господа нашего Иисуса Христа. Не труды наши, не подвиги, не посты, не молитвы, а именно Сам Господь. Своим пришествием Он исправляет то, что разрушил Адам в раю. Бог сотворил человека для того, чтобы он мог пребывать в единении с Ним. Самая главная цель существования человека - это обожение, когда благодатью Божией обожествляется человеческая природа. Но без свободного решения человека сделать это невозможно. Адам был существом идеально настроенным и поселен в идеальные условия, для того чтобы прийти к этой цели, которая, подчеркнем еще раз, требовала его свободного произволения. Внешняя свобода всегда контролируется Божественным Промыслом: в созданном мире Господь выстраивает все нужным образом, но внутренняя свобода, свобода выбора человеческого духа, - вещь, неприкасаемая ни для кого, это одно из проявлений образа Божия в человеке. Все мы знаем, что Адам пал, выбрав свою волю, а точнее, волю дьявола, отказался от Бога и послушания Ему, и история стала такой, какой мы ее видим теперь.

Бог становится человеком, чтобы исправить все это, дает возможность на Его примере научиться тому, как нужно жить и поступать. Для того чтобы спастись, человеку нужна вера во Христа как в Богочеловека. Без этого спасение невозможно, невозможно прийти к Богу: Господь является связующим звеном между Божеством и человечеством.

Сегодня мы читаем о том, что и веры мало: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное...» Если мы признаем Христа как Спасителя и как Творца этого мира, ведь этот мир творился посредством Бога Слова по воле Бога Отца и при участии Бога Духа Святого. Даже если мы имеем правильную веру и правильное отношение к Нему, этого мало и, как говорит Господь, не всякий войдет в Царство Небесное.

Слова войдет в Царство Небесное надо понимать правильно: это не столько место, сколько внутреннее состояние человека. Как показывает жизнь, внешние условия могут способствовать тому, чтобы выбрать доброе, но если этот выбор не происходит внутри, то и они не помогают. Самый яркий пример: Адам был в раю, однако не смог удержаться там, потому что не смог возделать рай в самом себе, отказался от Бога и в итоге от всего.

Если наша задача - прийти в состояние Адама до грехопадения, восстановить в себе образ Божий, а далее прийти в состояние обожения и войти в Царство Небесное, веры мало - необходимо то, что сделает ее живой. Что же это?

Господь говорит: «Исполняющий волю Отца Моего Небесного». В чем заключается Его воля открыто и четко показано нам в Евангелии. Самое главное условие, для того чтобы быть с Богом - мы должны стремиться к Нему. Наверное, одна из самых главных новозаветных заповедей - «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета» - причастие Тела и Крови Христа, исполнение заповедей Его. Не потому, что в этом заключается некий Божественный принцип «хочу, чтобы было так, а ты, человек, обязан подчиняться», но заповеди Божии - это величайшее снисхождение к людям. Господь нам показывает, что надо делать и что не надо, для того чтобы пребывать в состоянии райском и блаженном. Показывает, что человека созидает и собирает, а что его ломает и делает больным. Действительно, что проку говорить, что я верю в Бога, надеюсь встретиться и быть с Ним и при этом постоянно разрушать себя грехами. Можно, конечно, возразить, что жить без грехов не получается, но одно дело, когда человек кается в них и исправляется, и совсем другое, когда он оправдал грех в себе и сделал законом своей жизни: «все грешат, и я грешу, как другие». Господь же говорит, что в таком случае не будет никакого проку. Христос сказал, что без Церкви спастись невозможно, и пообещал апостолу Петру, что на нем, как на камне исповедания Христа как Сына Божия, будет основана Церковь, и врата адовы не одолеют ее (Ср. Мф. 16:18). Апостол Павел подчеркивал, что Церковь - это тело Христово. Святитель Киприан Карфагенский говорил: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Если после этого человек говорит, что Церковь не нужна, это нарушение воли Отца Небесного и нет тогда смысла заявлять о своей вере, так как она будет тебе в осуждение: ты все знал, а делать не желал.

«Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Тот день - это день Страшного Суда. Как возможно, будучи недругом Божиим, творить чудеса? Святая Церковь подчеркивает, что первые века христианства являли очень много примеров чудес: воля Божия была в том, что имя Христа распространялось очень быстро, поэтому чудеса, как некие сверхъестественные явления, были являемы довольно часто как подтверждение проповеди. Весть Евангельская распространялась стремительно, и даже люди, живущие недостойно, могли изгнать беса, призвав имя Христово. Но здесь Господь говорит, что сами по себе чудеса не спасают человека. Если сердце твое умерло, а дух находится в рабстве у дьявола, что проку от твоих внешних дел? Как говорил Христос фарисеям: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26). Каждому из нас можно сказать: мало тебе быть христианином во внешней жизни - надо жить свято, по воле Божией, иначе итогом будет то, что Господь скажет: «Я никогда не знал вас как Своих, никогда не был в сердце вашем, потому что вы его не освободили для Меня, как Вашего Бога, и оно осталось закрытым. Отойдите же от Меня, делающие беззаконие».

Напоминаю всем нам о необходимости чтения Священного Писания ежедневно, хотя бы по одной или две главы. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Юлия Подзолова

Мир Вам!
(Матф.7:23) И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
Как так может произойти — «НИКОГДА не знал»?
Согласно христианскому учению, после молитвы покаяния Господь знает тебя и у тебя есть власть в Его имени, и заповеди написаны в сердце, а Господь говорит, что НИКОГДА не знал. Выходит, что даже после молитвы покаяния Господь может и не знать, кто ты есть?
(Виталий)

Отвечает Шимон , раввин мессианской общины Кишинева:

Виталий, шалом!

Давайте будем размышлять вместе. Насколько мы можем видеть в Писании, Бог Всезнающий: 3 Царств 8:39, Пс. 138, Иоан. 16:30 . То есть, Он знает абсолютно все. И в пространстве и во времени. А также вне времени. Исходя из:

«Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй; соделай и воздай каждому по путям его, как Ты усмотришь сердце его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих» (3Цар.8:39)

Мы можем сказать, что Он знает все о нас, о каждом. И тут вопрос — что имел в виду Иешуа, когда говорил:
«Матф.7:23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. »?
Я думаю, что здесь речь не о познании вообще, а об отношениях, которые должны быть между Ним и Его творением.

Клайв Льюис писал на этот счет вот что:

Не пропусти самое интересное!

«Просто быть познанными Богом – значит относиться к категории вещей. Мы такие же объекты божественного знания, как червяки, капуста и туманности. Но когда мы реально осознаем это и всей волей стремимся быть познанными, то рассматриваем себя по отношению к Богу уже не как вещь, а как личность. Мы раскрылись, Богу ничто не мешает нас видеть, перемена происходит в нас самих. Пассивность сменяется активностью. Вместо того чтобы просто быть познанными, мы сами открываем себя».

То, о чем говорит христианское учение, которое вы упомянули, то я думаю, это говорится о идеальной ситуации, когда покаяние человека — результат глубокого решения. И тогда такое покаяние несет то, о чем вы говорили. И даже больше — покаяние открывает нам возможность отношений с Ним. Это великое сокровище. Это та цель, ради которой человек сотворен, Скиния создавалась, и пришел Иешуа на землю. Но как я думаю, мы часто упускаем из вида, что покаянию — ТШУВЕ , предшествует решение, основанное на обдуманном выборе. Вообще, мое мнение — покаяние это не одномоментная молитва. Молитва, это озвучивание выбора, но главное происходит в сердце и подтверждается жизнью. А о тех, о ком говорил Господь — «делатели беззакония», может когда-то и молились, но жизнью свой выбор не подтвердили… Они нарушали Его закон, думая, что они верующие и что благодать это покроет… Вспомним, что Он знает все, включая будущее. Это означает, что Он знал то, как беззаконники будут себя вести. Это не означает, что Бог лишил их выбора, они могли жить и по-другому.

Вот что еще, нам нужно учесть: покаяние, на иврите — ТШУВА - означает «возвращение »! И это процесс, требующий времени. Часто мы смотрим на книгу Деяний, где люди каются и тысячи приходят к Богу. Нужно не забыть, что большинство их — это евреи или язычники, которые чтили Бога Израиля и ходили в синагоги, были знакомы со Словом. Т.е. эти люди имели предварительное понимание о отношениях с Богом, о понятии греха и покаяния. Почва сердец была готова.

Кроме того, в любом нормальном собрании, всех новых верующих обязательно обучают основам духовной жизни и люди укрепляются в своем выборе. Их учат о том, что есть грех, святость, покаяние и т.д.
Надеюсь, мой ответ помог вам в понимании этого места Писания. Если возникнут дополнительные вопросы — пишите.